Дело № 2-2292/2011 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации г.Кызыл 23 июня 2011 года Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего, судьи Успуна И.И., при секретаре Монделе С.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кызыла в интересах Апыка А.А. к Мэрии города Кызыла о возложении обязанности предоставить жилое помещение, у с т а н о в и л : Прокурор города Кызыла в интересах Апыкаа А.А. обратился в суд с исковым заявлением к Мэрии г.Кызыла о возложении обязанности предоставить жилое помещение, указав, что в прокуратуру г.Кызыла поступило обращение Апыкаа А.А. о нарушении его жилищных прав на получение жилого помещения. Проверкой установлено, что Апыкаа А.А. является сиротой. Мать умерла, отец лишен родительских прав. До совершеннолетия Апыкаа А.А. обучалась в школе-интернате г.Кызыла. по окончании учебного заведения Апыкаа А.А. осталась без жилья, вынуждена снимать жилое помещение, состоит на учете в Мэрии г.Кызыла по улучшению жилищных условий. Апыкаа А.А. окончила Республиканскую <данные изъяты>, оставшихся без попечения родителей в ДД.ММ.ГГГГ году. Ответчиком не предоставлено жилье или целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения Апыкаа А.А. после окончания учебного заведения. Таким образом, Апыкаа А.А. после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, имеет право на обеспечение органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью, не ниже установленных социальных норм. Истец просит обязать Мэрию г. Кызыла устранить допущенные нарушения требований ч.ч.1,3 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч. 2 ст. 57 ЖК РФ путем выполнения следующих мероприятий: в течение 1 месяца предоставить Апыка А.А. жилое помещение на территории городского округа «Город Кызыл» соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям площадью не ниже 12, 5 кв.м.. В судебном заседании представитель истца Цыганок М.А., действуя на основании доверенности, исковые требования поддержала, указывая, что договор социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признано в качестве обеспечения жильем сироты Апыка А.А. , поскольку в судебном заседании установлено, что указанная комната в 1998 году предоставлялась другому сироте МДС., после смерти которой, с 2008 года по настоящее время ее несовершеннолетняя дочь МАГ. числится проживающей там, то есть сироте Апыкаа А.А. указанное жилье фактически предоставлялось во временное пользование. С учетом изложенного, просит обязать Мэрию г.Кызыла предоставить Апыкаа А.А. в течение 2-х месяцев жилое помещение на территории городского округа «Город Кызыл» соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, площадью не менее 12.5 кв. м. В судебном заседании Апыкаа А.А. исковое заявление прокурора поддержала полностью. В судебном заседании представитель Мэрии г. Кызыла не участвовал, извещение о времени и месте судебного заседания доставлено надлежащим образом. Причина отсутствия представителя суду не известна. В судебном заседании представитель Министерства финансов Республики Тыва участия не принимал, извещение о времени и месте судебного заседания доставлено надлежащим образом. Причина неявки представителя третьего лица суду неизвестна. В судебном заседании представитель Управления по опеке и попечительству Мэрии г.Кызыла Таргын А.Д. с исковыми требованиями прокурора согласилась. Выслушав доводы участников судебного заседания, изучив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В силу ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Заинтересованное лицо Апыка А.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. В свидетельстве о рождении Апыкаа А.А. в графе «Отец» указан ААХ,-оолович, в графе «Мать» АИС-ооловна. Мать Апыка А.А. – АИС., согласно свидетельству о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ (повторно выданное), умерла ДД.ММ.ГГГГ в с.Самагалтай, Тес-Хемского района, Республики Тыва, о чем составлена актовая запись о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ. Апыкаа А.А. обучалась в <данные изъяты>, <данные изъяты>, по социальному статусу она является -<данные изъяты>, окончила указанное образовательное учреждение ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой Республиканской <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно Постановлению Мэра г.Кызыла № от ДД.ММ.ГГГГ «О жилищных вопросах» Апыка А.А. принята на учет граждан по улучшению жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, как <данные изъяты>. По сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №/-492 отсутствует информация о правах Апыка А.А. на объекты недвижимого имущества. Таким образом, судом установлено, что Апыка А.А. .А. является <данные изъяты> окончила Республиканскую <данные изъяты>, в связи с чем, она имеет право на дополнительные гарантии и льготы, установленные законодательством Российской Федерации для <данные изъяты>, в том числе и на обеспечение жильем. Согласно представленному в суд представителем ответчика Договору найма жилого помещения в общежитии от ДД.ММ.ГГГГ №, Апыка А.А. предоставлено жилое помещение - комната № в <адрес>, в составе семьи: брат Апыка А.А. , дочь ААА. Общая площадь жилого помещения в данном договоре не указана. Но, тем не менее Апыка А.А. также состоит на учете в Мэрии г.Кызыла по получению отдельной жилой площади среди категории - <данные изъяты>. Кроме того, из пояснений Апыка А.А. в судебном заседании следует, что комната № <адрес>, куда вселилась с братом ААА. и дочерью ААА., ранее принадлежала МДЭ., умершей в ДД.ММ.ГГГГ году - сироте, у которой имеется несовершеннолетняя дочь МАГ., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая по настоящее время зарегистрирована в указанной комнате, а родственники умершей ФИО19 выгоняют их с указанной комнаты, указывая, что комната принадлежит несовершеннолетней МАГ. Как установлено в судебном заседании, согласно поквартирной карточке на <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, действительно следует, что бывшее ответственное лицо МДЭ. ДД.ММ.ГГГГ года рождения была зарегистрирована по данному адресу вместе с дочерью МАГ. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, при этом МДС. снята с регистрационного учета с ДД.ММ.ГГГГ в связи со смертью, а ее несовершеннолетняя дочь МАГ. по настоящее время числится проживающей по указанному адресу. Согласно ответа управления по опеке и попечительству Мэрии г.Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ умершая МДЭ. числится состоящей на учете в жилищном отделе Мэрии г.Кызыла по получению жилья, а её несовершеннолетняя дочь МАГ. на учете круглых сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по получению жилья не состоит. В соответствии со ст.ст. 1,2 Закона Республики Тыва «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Тыва (далее - органы местного самоуправления) наделены отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - отдельные государственные полномочия). Средства на реализацию отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, предусматриваются в республиканском бюджете Республики Тыва на очередной финансовый год в виде предоставляемых местным бюджетам субвенций. В силу ст.3 вышеуказанного Закона Республики Тыва органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 8) обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно Перечня муниципальных районов и городских округов Республики Тыва, которые наделяются отдельными государственными полномочиями по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющегося приложением к Закону Республики Тыва, данными полномочиями наделены: 1) город Кызыл; 2) город Ак-Довурак. В соответствии со ст.ст. 56, 60 Устава городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» Мэрия г.Кызыла управляет муниципальной собственностью города, решает вопросы создания, использования, аренды объектов муниципальной собственности, а также обеспечивает условия для адаптации в обществе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и детей-инвалидов. Таким образом, лицом, обязанным обеспечить Апыкаа А.А. жильем, является Мэрия г.Кызыла. В отзыве Министерства финансов Республики Тыва от 18 мая 2011 года на заявление прокурора г.Кызыла в интересах <данные изъяты> Апыка А.А. указано, что в соответствии с Законом Республики Тыва № 159 ВХ-1 от 07 декабря 2010 года «О республиканском бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» городу Кызылу предусмотрены субвенции в размере 6998400 рублей. данные средства будут перечислены Мэрии г. Кызыла по заявке Министерства образования Республики Тыва. В соответствии с ч.4,5 ст.57 ЖК РФ решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Согласно ч.1,2 ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Пунктом 1 Постановления Администрации г.Кызыла от 21 сентября 2010 г. № 2375 утверждена норма предоставления жилья в размере 12,5 кв.м. общей площади на одного члена семьи. На основании изложенного, с учетом всех исследованных в судебном заседании доказательств, суд признает иск прокурора, заявленный в интересах Апыка А.А. - обоснованным, поскольку временное вселение <данные изъяты> в комнату № <адрес> при обстоятельствах исследованных судом, не считает надлежащим исполнением обязательств Мэрии г.Кызыла по обеспечению жильем сироты, в связи с чем полагает необходимым обязать Мэрию г.Кызыла предоставить Апыка А.А. жилое помещение общей площадью не менее 12,5 кв.м. в течение 2-х месяцев, со дня вступления решения в законную силу. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования прокурора города Кызыла в интересах Апыка А.А. к Мэрии города Кызыла о возложении обязанности предоставить жилое помещение, удовлетворить. Обязать Мэрию города Кызыла предоставить Апыка А.А. в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, на условиях договора социального найма - жилое помещение на территории города Кызыла общей площадью не менее 12,5 кв.м., соответствующее установленным санитарным нормам и техническим требованиям. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 28 июня 2011 года. Судья И.И. Успун