Об обязании провести аттестацию рабочих мест



Р Е Ш Е Н И Е

                                           ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

              

        22 февраля 2011 года              г. Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего, судьи Кунгаа Т.В., при секретаре Чамзы Е.Б., при участии представителя истца Ажи С.А., представителя ответчика О. .,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г.Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> о возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест,

      У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г. Кызыла обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> <данные изъяты> о возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест с последующей сертификацией, указав, что в ходе проверки соблюдения законодательства об охране труда в отношении <данные изъяты> выявлены нарушена требований федерального законодательства в сфере соблюдения требования безопасности и охраны труда. На предприятии не проведена аттестация рабочие мест по условиям труда. Статьей 37 Конституции РФ гарантировано право на труд в условиях отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Частью 9 ст. 212 Трудового кодекса РФ закреплена обязанность работодателя по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. В соответствии с ч. 12 ст. 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Согласно ст. 2 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 г. № 569, аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Мероприятия по аттестации рабочих мест проводятся с целью обеспечения охраны труда, особенно в условиях вредного и опасного производства, выполнения тяжелых работ, к которым относится деятельность <данные изъяты> <данные изъяты> В нарушение требований ст. 22, ч. 9 ст. 212 ТК РФ на рабочих местах <данные изъяты> работодателем не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ начальник <данные изъяты> не обеспечил проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. В связи с нарушением законодательства об охране труда (отсутствие аттестации рабочих мест) государственным инспектором труда по охране труд в Республике Тыва С. в <данные изъяты> вносилось предписание от ДД.ММ.ГГГГ Однако до настоящего времени выявленные нарушения не устранены аттестация рабочих мест не проведена, отсутствует сертификат соответствия по охране труда (сертификат безопасности). Нарушение требований трудового законодательства в области охраны труда (отсутствие аттестации рабочих мест по условиям труда) в условиях опасного производства создает угрозу повышенного производственного травматизма. Просит обязать <данные изъяты> провести аттестацию рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда.

В судебном заседании представитель истца Ажи С.А., действующая на основании доверенности, исковые требования уточнила, просила обязать <данные изъяты> провести аттестацию рабочих мест.

Представитель ответчика <данные изъяты> О. , действующий по доверенности, с иском не согласился, пояснив, что для проведения аттестации необходимо время, просил дать годичный срок для проведения аттестации, указав, что ответчик является бюджетной организацией, финансирование указанных мероприятий в смете на 2011 год не предусмотрены.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 209 Трудового кодекса РФ определено, что аттестация рабочих мест по условиям труда- оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Согласно Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 г. № 569, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места (п.1); аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) (п.2).

Согласно п.4 данного Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях: контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты (пп.1);оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников (пп.2); предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях (пп.3); предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами (пп.4).

Таким образом, указанными нормативными актами предусмотрено, что аттестация рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной Государственной инспекцией труда в Республике Тыва следует, что с ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка в отношении <данные изъяты>, в ходе которой выявлено: 1. В нарушение ст. 225 ТК РФ начальник <данные изъяты> не прошла обучение по охране труда в учебном центре. 2. В нарушение ст. 212, 225 ТК РФ. п. 2.3.1. Постановление Минтруда России от 13 января 2003 года № 1/29 «Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» заместители начальника <данные изъяты> начальники отделов <данные изъяты>, ведущий специалист <данные изъяты> не прошли специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. 3. В нарушение ст. 212, 225 ТК РФ, п.п. 2.3.2., 2.3.4 указанного Постановления Минтруда России программы обучения по охране труда руководителей и специалистов в организации не разработаны. 4. В инспекции отсутствует журнал регистрации проведения вводного инструктажа. (нарушение п. 7.1.5. ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ Организация обучения безопасности труда Общие положения). 5.Программа вводного инструктажа по охране труда не разработана и не утверждена. (Нарушение п. 2.1.2. Постановления Минтруда России, п. 7.1.4. ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ Организация обучения безопасности труда. Общие положения). 6. Не составлен и не разработан перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения инструктажа на рабочем месте для отдельных профессий или видов работ. (нарушение: п.7.2.1. ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ Организация обучения безопасности труда. Общие положения). 7.Водители автомобиля <данные изъяты>, уборщики помещений <данные изъяты> электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования <данные изъяты> слесарь -сантехник <данные изъяты> допущены к работе без проведения с ними первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте. (нарушение ст. 212. 225 ТК РФ. п. 7.2.1 ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ Организация обучения безопасности труда. Общие положения). 8.Не разработана программа проведения первичного инструктажа на рабочем месте для определенных профессий или видов работ с учетом требований стандартов ССБТ, соответствующих правил, норм и инструкций по охране труда, производственных инструкций и технической документации. (нарушение п. 2.1.4. Пост. Минтруда, п. 7.2.2. ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ Организация обучения безопасности труда. Общие положения). 9.Отсутствует журнал регистрации инструктажа на рабочем месте (нарушение ст. 212, 225 ТК РФ, п. 2.1.3 Порядка, приложение №6 п.7.9 ГОСТ 12.0.004-90). 10. Не разработаны и не утверждены инструкции по охране труда для работников по профессиям и видам работ (нарушение ст.ст. 212, 225 ТК РФ, п.2.1.4 Порядка, п. 7.1.4 ГОСТ 12.0.004 -90.9). В организации не ведется учет и контроль за выдачей работникам специальной одеждой и другими средствами индивидуальной защиты в установленные сроки. Отсутствует личные карточки в установленной форме. (нарушение ст. 221 Трудового кодекса РФ и п. 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью). 10. На предприятии отсутствует расчет потребности (ведомость потребности) спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты (наименование профессий, количество, ГОСТы, ОСТы, ТУ, размеры, защитные пропитки, цвета, отдельно мужская и женская спецодежда и спецобувь). Основание: ст. 212 Трудового Кодекса РФ. 11. Работодателем не определены и не согласованы с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека контингенты, подлежащие периодическим медицинским осмотрам. Нарушение п. 7. приложения З к приказу Минздравсоцразвития РФ от 16.08.96 г. № 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опытных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)".12. В нарушение ст.ст. 212, 213 ТК РФ работодателем не организовано проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников за счёт собственных средств. 13. Не организовано проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствие с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда от 31.08.2007 года №569 (нарушение ст. 212. ТК РФ и п. 5.4 Коллективного договора заповедника 12.02.2008 года РН-44).

Предписанием от ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника <данные изъяты> указано устранить указанные в акте нарушения до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, поскольку установлено, что в нарушение норм законодательства аттестация по условиям труда рабочих мест ответчиком не проведена, доказательств обратного ответчиком не представлено, то требование прокурора г. Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> о возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест с последующей сертификацией обоснованно и подлежит удовлетворению.

При этом, суд считает необходимым установить ответчику восьмимесячный срок для проведения аттестации рабочих мест с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку считает данный срок разумным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Прокурора г.Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> о возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест удовлетворить.

Обязать <данные изъяты> в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести аттестацию рабочих мест.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено- 27 февраля 2011 года.

                        

           Судья                                                                                                 Т.В. Кунгаа