Дело № 2-2335/11 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 21 июня 2011 года город Кызыл Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего - судьи Иргита Н.Б., при секретаре Анай А.О. с участием помощника прокурора г.Кызыла Копцовой Т.В. ответчика Канзываа У.О., представителя ответчиков Моломдай Д.А. представителя Мэрии г.Кызыла Хертек С.С. представителя ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» Бегзи В.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Кызыла в интересах РФ, Республики Тыва и неопределенного круга лиц к Канзываа У.О., Ооржак Н.Ч. о взыскании неосновательного обогащения, УСТАНОВИЛ: Прокурор г.Кызыла обратился в суд в интересах Российской Федерации, Республики Тыва, неопределенного круга лиц к ответчикам с исковым заявлением о взыскании неосновательного обогащения, указывая на то, что прокуратурой г. Кызыла была проведена проверка исполнения законодательства, направленного на реализацию Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в ходе которой выявлены нарушения федерального закона. Проверкой установлено, что Минстроем допущены нарушения указанных требований Конституции РФ, Жилищного кодекса РФ, повлекшие незаконное получение в 2008 году молодыми семьями социальных выплат в рамках данной подпрограммы, предназначенных другим лицам. Гражданка Канзываа У.О., действующая от своего имени и от имени несовершеннолетнего ребенка Ооржак Н.Ч., с заявлением для участия в подпрограмме в Мэрию г. Кызыла не обращалась. В нарушение установленных требований федерального законодательства исполнитель данной подпрограммы Минстрой РТ ДД.ММ.ГГГГ заключил соглашение о сотрудничестве по реализации республиканской целевой программы в Республике Тыва на 2003-2010 годы с ГУП «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Тыва». В соответствии с данным соглашением Минстрой РТ передал ГУП «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Тыва» свои полномочия по формированию списков молодых семей для участия в программе, улучшающих жилищные условия с использованием механизма ипотечного жилищного кредитования. Получив полномочия по формированию списков, ГУП «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Тыва» в нарушение требований п.23 Правил определило новые списки граждан – участников подпрограммы на 2008 год по республике. Формирование списков граждан осуществлялось из числа лиц, получивших в ГУП «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Тыва» ипотечные жилищные займы. Как показала проверка, Канзываа У.О. и члены ее семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий Мэрией г.Кызыла не признавались, в списках участников подпрограммы «Жилище» не значатся. При таких обстоятельствах Канзываа У.О. и члены её семьи не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и соответственно участвовать в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. По указанным нарушениям органов власти, муниципальных органов и должностных лиц прокуратурой республики внесены представления об устранении нарушений закона. Неосновательное обогащение Канзываа У.О. и несовершеннолетних членов её семьи состоялось в связи с нарушением порядка участия в подпрограмме как со стороны Канзываа У.О., так и со стороны государственных органов и должностных лиц. Просит суд взыскать с Канзываа У.О., Ооржак Н.Ч. сумму неосновательного обогащения в федеральный бюджет в размере 164 577 рублей и в бюджет республики Тыва в размере 222 663 рубля. Определением Кызылского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску Прокурора г. Кызыла в интересах Российской Федерации, Республики Тыва, неопределённого круга лиц к Канзываа У.О., Ооржак Н.Ч. о взыскании неосновательного обогащения привлечены в качестве третьих лиц по делу Министерство финансов Российской Федерации и Министерство финансов Республики Тыва. В судебном заседании помощник прокурора г. Кызыла К. иск поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении. Ответчик Канзываа У.О. действующая за себя и в интересах несовершеннолетней Ооржак Н.Ч., с иском не согласилась, пояснив, что нуждалась в жилье. Она проживала в <адрес>, принадлежащей сестре, со своей дочерью, где также проживала семья сестры. Обращалась в Мэрию в октябре 2005 года для включения в список нуждающихся в улучшении жилищных условий. Затем еще раз обратилась ДД.ММ.ГГГГ. Мэрия проводила проверку ее жилищных условий, потом акт проверки был утерян. Представитель ответчиков по доверенности М. с иском не согласилась. Представители ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Тыва» Б. возражал против удовлетворении иска. Представитель третьего лица – Мэрии г. Кызыла – Х., действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласился. Представители третьих лиц – Министерства строительства, жилищного и коммунального хозяйства Республики Тыва, Министерства финансов Российской Федерации и Министерства финансов Республики Тыва - на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, поэтому суд рассматривает дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно пункту 1 ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. В соответствие с п. 15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства соответствующие документы. Пунктом 21 Правил предусмотрено, что орган местного самоуправления муниципального образования до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласно свидетельству о рождении Ооржак Н.Ч. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, отцом записан Ооржак Ч.С., матерью является Канзываа С.О. Урана Отук-ооловна. Согласно данным паспорта Канзываа С.О. Урана Отук-ооловна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была зарегистрирована по адресу г.Кызыл, ул. <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, затем зарегистрирована по адресу г.Кызыл, ул. <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно кредитного договора № от ДД.ММ.ГГГГ между Сбербанком РФ и Канзываа У.О., ей предоставлен ипотечный кредит в сумме 534000 рублей на приобретение объекта недвижимости на срок до ДД.ММ.ГГГГ под 15% годовых. Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Канзываа У.О. приобрела у Мининой жилой дом по адресу: Республика Тыва, г.Кызыл, ул. <адрес> за 675 000 рублей и земельный участок по данному адресу за 75 000 рублей. Согласно п. 9 договора часть стоимости дома и земельного участка в сумме 534000 рублей оплачивается за счет заемных средств Сбербанка РФ. Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Канзываа У.О. имеет право собственности на жилой дом и земельный участок по адресу: г.Кызыл, ул. <адрес>. Исходя заявления датированного ДД.ММ.ГГГГ, Канзываа У.О. обратилась с заявлением в Мэрию г.Кызыла, с просьбой включить молодую семью включая ее и ребенка О. в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. С условиями участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, ознакомлена. В справке №, выданной ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела учета приватизации и обмена жилья Монгуш Ч.С., указано, что Канзываа У.О., <данные изъяты> года рождения, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий Мэрией г.Кызыла с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справке о составе семьи Канзываа У.О. имеет в составе семьи ребенка О.. Постановлением Мэрии г. Кызыла № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилье» на 2002 – 2010 годы по городскому округу «Город Кызыл Республики Тыва» на 2008 год, утвержден список молодых семей участников подпрограммы на 2008 год в количестве 100 семей. В данный список под В данный список под №70 была внесена семья в составе: Канзываа У.О., Ооржак Н.Ч.. Постановлением Правительства Республики Тыва № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден сводный список граждан участников подпрограмм «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» на 2008 год по Республике Тыва. Постановлением Правительства <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении сводных списков граждан - участников подпрограмм «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» на 2008 год по <адрес>. Данным постановлением утвержден новый сводный список, где под номером 49 значатся Канзываа У.О. и Ооржак Н.Ч.. ДД.ММ.ГГГГ Канзываа У.О. обратилась в Мэрию <адрес> с заявлением с просьбой выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей «Федеральной целевой программы «Жилье» на 2002-2010 годы. Согласно свидетельству о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья от ДД.ММ.ГГГГ молодой семье в составе: Канзываа У.О., Ооржак Н.Ч., являющихся участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей «Федеральной целевой программы «Жилье» на 2002-2010 годы, в соответствии с условиями этой программы предоставляется социальная выплата в размере 387 240 рублей. Исходя из платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ со счета Канзываа У.О. в ОАО АКБ «РОСБАНК» на счет в Сбербанке были перечислены денежные средства в сумме 387240 рублей в счет погашения кредита по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно пункту 5 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), ( далее Правил) участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Таким образом, признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил является одним из обязательных условий предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы. Пунктом 6 Правил установлено, что применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии с ч.1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. Согласно ч.5 ст.52 ЖК РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Исходя из заявления Канзываа У.О. представленного Мэрией г.Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ в администрацию г.Кызыла она просила признать ее с дочерью нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Обеспечения жильем молодых семей». В заявлении указан список приложенных документов. Согласно ответу Мэрии г.Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ Канзываа У.О., акт обследования жилищных условий ее семьи был утерян при переезде отдела муниципального жилищного фонда. Согласно выписки из единого реестра прав на недвижимое имущество Канзываа У.О. имеет в собственности жилой дом по адресу г.Кызыл, ул. <адрес>, сведения на Ооржак Н.Ч. отсутствуют. Согласно ответу на запрос суда из Мэрии г.Кызыла договора социального найма с Канзываа У.О. и Ооржак Н.Ч. не заключались. Согласно договору купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ Канзываа С.О. приобрела ? долю жилого дома по адресу г.Кызыл, ул. <адрес>. Исходя из паспорта БТИ, общая площадь кв. <адрес> г.Кызыла составляет 45,9 кв. метров. Согласно п. 15 Правил, для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы: а) заявление по форме согласно приложению N 2 в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов); б) документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи; в) свидетельство о браке (на неполную семью не распространяется); г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее ДД.ММ.ГГГГ; (в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 979) д) документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, а при получении молодой семьей ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома - кредитный договор (договор займа) и справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом); (в ред. Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 979, от ДД.ММ.ГГГГ N 257) е) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета. Исходя из п. 17 Правил, орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 15 настоящих Правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления. В соответствии с п. 18 Правил, основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются: а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил; б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 настоящих Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета. Согласно п.21 вышеуказанных Правил орган местного самоуправления муниципального образования формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Исходя из п. 46 Правил, социальная выплата может быть использована распорядителем счета на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.. . В справке №, выданной ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела учета, приватизации и обмена жилья Монгуш Ч.С., указано, что Канзываа С.О. Урана Отук-ооловна, 1978 года рождения, действительно, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий Мэрией г.Кызыла с ДД.ММ.ГГГГ. Суд полагает признать данную справку в качестве доказательства того, что ответчики признаны были администрацией( Мэрией ) <адрес> нуждающимися в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ч.3 ст.52 ЖК РФ на основании заявления Канзываа У.О. с приложенными документами от ДД.ММ.ГГГГ. Истцом не оспорено, что данное заявление Канзываа У.О. не представлялось в уполномоченный орган ДД.ММ.ГГГГ. Подача повторного заявления Канзываа У.О. от ДД.ММ.ГГГГ не означает, что первоначальное заявление от 10 октября 205 года является недействительным. Постановка на учет Канзываа У.О. в улучшении жилищных условий было произведено уполномоченным органом согласно требованиям ст. 52 ч.3 ЖК РФ, отделом учета, приватизации и обмена жилья Мэрии г.Кызыла. Исходя из ответа у Мэрии г.Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ Канзываа У.О., акт обследования жилищных условий ее семьи был утерян при переезде. Пояснения истицы что проверку жилищных условий в <адрес> проводилась суд находит достоверными, подтвердившимися ответом Мэрии г.Кызыла об утере акта. Каких либо доказательств обратного прокурор не представил. Из содержания 1102 ГК РФ следует, что под неосновательным обогащением понимается имущество, приобретенное или сбереженное без установленных федеральными законами или иными правовыми актами - указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, актами министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, оснований. В данном случае судом установлено, что Канзываа У.О. и ее дочь Ооржак Н.Ч. имели право на улучшение жилищных условий в соответствии со ст. 51 ЖК РФ так как не являлись нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, не имели в собственности жилых помещений, до покупки по ипотечному кредиту дома. Они не являлись членами семьи собственника <адрес>, проживали в указанном доме временно. После приобретения жилья, получив право на социальную выплату, использовали ее для погашения ипотечного кредита, то есть по целевому назначению. Поскольку семья Канзываа У.О. была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со ст. 52 ч.3 ЖК РФ с ДД.ММ.ГГГГ, представила необходимые документы в соответствии со ст. 15 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», суд полагает, что семья Канзываа У.О. имела право на получение социальной выплаты предназначенной на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту. Тем самым в удовлетворении иска прокурора как необоснованного следует отказать так как неосновательного обогащения со стороны Канзываа С.О. и Ооржак Н.Ч. не имелось. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ : В удовлетворении иска прокурора г.Кызыла в интересах РФ, Республики Тыва и неопределенного круга лиц к Канзываа У.О., Ооржак Н.Ч. о взыскании неосновательного обогащения, отказать Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ( без учета выходных дней ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ) Судья Иргит Н.Б. Копия верна: Иргит Н.Б.