Именем Российской Федерации 05 мая 2011 года г. Кызыл Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: судьи Шулуу Л.К., при секретаре Ойдупаа А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Кызыла в интересах Российской Федерации, Республики Тыва, неопределённого круга лиц к ФИО1, ФИО10 о взыскании суммы неосновательного обогащения, УСТАНОВИЛ: Истец обратился в суд в интересах Российской Федерации, Республики Тыва, неопределенного круга лиц к ответчикам с исковым заявлением о взыскании неосновательного обогащения, указывая на то, что прокуратурой г. Кызыла была проведена проверка исполнения законодательства, направленного на реализацию Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в ходе которой выявлены нарушения федерального закона. Проверкой установлено, что Минстроем допущены нарушения указанных требований Конституции РФ, Жилищного кодекса РФ, повлекшие незаконное получение в 2008 году молодыми семьями социальных выплат в рамках данной подпрограммы, предназначенных другим лицам. В нарушение установленных требований федерального законодательства исполнитель подпрограммы Минстрой РТ ДД.ММ.ГГГГ заключил соглашение о сотрудничестве по реализации республиканской целевой программы в <адрес> на 2003-2010 годы с ГУП «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию <адрес>». В соответствии с данным соглашением Минстрой РТ передало ГУП «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию <адрес>» свои полномочия по формированию списков молодых семей для участия в программе, улучшающих жилищные условия с использованием механизма ипотечного жилищного кредитования. Получив полномочия по формированию списков, ГУП «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию <адрес>» в нарушение требований п.23 Правил определило новые списки граждан - участников подпрограммы на 2008 год по республике. Формирование списков граждан осуществлялось из числа лиц, получивших в ГУП «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию <адрес>» ипотечные жилищные займы. Как показала проверка ФИО1 и члены ее семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий Мэрией <адрес> не признавались. При таких обстоятельствах ФИО1 и члены его семьи не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и соответственно участвовать в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. По указанным нарушениям органов власти, муниципальных органов и должностных лиц прокуратурой республики внесены представления об устранении нарушений закона. Неосновательное обогащение ФИО1 и совершеннолетних членов его семьи состоялось в связи с нарушением порядка участия в подпрограмме как со стороны ФИО1, так и со стороны государственных органов и должностных лиц. Просит суд взыскать с ФИО1, ФИО11 в солидарном порядке сумму неосновательного обогащения в федеральный бюджет в размере 164577 рублей и в бюджет <адрес> в размере 222663 рублей. Определением судьи Кызылского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску Прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации, <адрес>, неопределённого круга лиц к ФИО1, ФИО12 о взыскании суммы неосновательного обогащения привлечены в качестве третьих лиц по делу Министерство финансов Российской Федерации и Министерство финансов <адрес>. В судебном заседании представитель прокурора <адрес> С.А., действующая на основании доверенности, иск поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении. Ответчики ФИО1, ФИО13. на судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Ответчик ФИО1 просила рассмотреть дело в ее отсутствии, поэтому, суд рассматривает дело в согласно ст. 167 ГПК РФ в отсутствии надлежаще извещенных ответчиков. Представитель ответчиков ФИО3, действующая на основании доверенности с иском не согласилась, пояснив, что ФИО1 обратилась ДД.ММ.ГГГГ в Мэрию <адрес> с заявлением о признании ее нуждающимся в улучшении жилищных условий, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась с заявлением на участие в целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей», Постановлением Мэрии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, ответчица была включена в список молодых семей - участников подпрограммы Федеральной целевой программы «Жилище». Приобретенная по ипотеке двухкомнатная квартира по адресу: <адрес> является единственным жильем ответчика, другого жилья у ответчика, нет. Просит в исковых требованиях прокурора отказать. Представители третьих лиц - Министерства строительства, жилищного и коммунального хозяйства <адрес>, Министерства финансов Российской Федерации и Министерства финансов <адрес>, - на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки неизвестна, в связи с чем, суд признаёт их неявку неуважительной и рассматривает дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ. Представитель третьего лица Министерства финансов <адрес> до судебного заседания представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором просит иск оставить без удовлетворения, поскольку субсидия получена молодой семьей на законных основаниях, что не может является неосновательным обогащением. Представитель ГУП «АИЖК» по доверенности ФИО4 с иском не согласился. Просил в исковых требованиях прокурора отказать. Представитель третьего лица Мэрии <адрес> ФИО5, действующий на основании доверенности с иском не согласился, просил суд в удовлетворении иска отказать, поскольку семья ФИО1 полностью соответствовала требованиям для участия в подпрограмме. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. На основании ст. 1102 ГК РФ «Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделок оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли». Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Согласно свидетельству о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, выданному ДД.ММ.ГГГГ, ответчики получили социальную выплату в размере 387 240 рублей, из них, как установлено, за счет средств федерального бюджета 164 577 рублей, за счет средств республиканского бюджета (субъекта федерации) 222 663 рублей. В ходе судебного разбирательства, судом установлено, что субсидия была использована ответчиками на частичную оплату банковского ипотечного кредита. Договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ответчица приобрела квартиру по адресу: <адрес>, что подтверждается документами, имеющимися в материалах гражданского дела. В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а), возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б), признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил; в), наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Согласно пункту 6 вышеуказанных Правил применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. На основании ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1)не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2)являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3)проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4)являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлен ст.52 ЖК Российской Федерации. Согласно ч.3 и ч.4 ст.52 ЖК Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Частями 5 и 6 ст.52 ЖК Российской Федерации предусмотрено, что решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. Таким образом, суд полагает, что признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п.6 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» является одним из обязательных условий предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы. В силу ст.52 ЖК Российской Федерации доказательством, подтверждающим принятие на учет гражданина в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, является решение органа местного самоуправления о принятии на учет, вынесенное в виде отдельного акта органа местного самоуправления. В доказательство тому, что ФИО6 является лицом признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, ответчицей суду представлено заявление от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Мэра <адрес>, где просит ее и дочь ФИО6 признать нуждающимся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Обесечения жильем молодых семей». Обозрев представленное ответчиком заявление, учитывая, что в ней отсутствует штамп Мэрии <адрес> о регистрации заявления, суд данное заявление не принимает в качестве письменного доказательства, подтверждающего факт обращение ответчицы в Мэрию <адрес>, для признания ФИО6 нуждаюшей в улучшении жилищных условий. В доказательство признания ФИО1 нуждающейся в улучшении жилищных условий суду ответчиком представлена справка №, выданной ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела учета приватизации и обмена жилья ФИО7 где указано, что ФИО1 действительно признана нуждающейся в улучшении жилищных условий Мэрией <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что в силу ЖК РФ, доказательством нуждаемости в улучшении жилищных условий, является решение органа местного самоуправления, то суд не принимает данную справку в качестве доказательства тому, что ответчики ФИО1 признаны нуждающимся поскольку справка выдана начальником структурного подразделения Мэрии <адрес>. В соответствие с п. 15 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (далее- Правила), для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства соответствующие документы. Пунктом 17 вышеуказанных Правил предусмотрено, что орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 15 настоящих Правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления. По смыслу данной нормы следует, что решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участником подпрограммы принимается органом местного самоуправления по каждому поданному заявлению молодой семьи индивидуально. Как установлено судом ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением в Мэрию <адрес> о включении ее в состав участников целевой программы «Жилище». постановлением Мэра г Кызыла № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 была включена в список молодых семей- участников целевой программы. Постановлением Мэрии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилье» на 2002 - 2010 годы по городскому округу «Город Кызыл <адрес>» на 2008 год, утвержден список молодых семей участников подпрограммы на 2008 года в количестве 100 семей. В данный список под №41 была внесена семья в составе: ФИО1, ФИО14. Пунктом 21 Правил предусмотрено, что орган местного самоуправления муниципального образования до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В ходе судебного заседания установлено, что ответчики ФИО1 подали заявление об участии в целевой программе «Жилище» ДД.ММ.ГГГГ. Список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилье» был утвержден ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в силу п.21 Правил, ответчики ФИО1 подавшие заявление на участие в целевой программе «Жилище» не могли быть включены в список лиц на получение субсидий в 2008 году. Согласно п. 23 Правил «Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств, формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат по форме согласно приложению N 4 и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме согласно приложению N 3 (далее - сводный список). Заявка и сводный список представляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы». В нарушение Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы Министерство строительства, жилищного и коммунального хозяйства <адрес> заключило ДД.ММ.ГГГГ с ГУП «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию <адрес>» соглашение о сотрудничестве по реализации республиканской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес>» и в соответствии с п.3.2. передало свои функции по формированию списков молодых семей для участия в программе улучшающих жилищные условия с использованием механизма ипотечного жилищного кредитования; предоставление ипотечных жилищных займов молодым семьям - участникам Программы, улучшающим жилищные условия с использованием механизма ипотечного жилищного кредитования. Изучив материалы дела, суд установил, ответчица ФИО1 органом местного самоуправления - Мэрией <адрес> решение о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях не выносилось, не принималось решение о признании семьи ФИО1 участником подпрограммы. Таким образом, ФИО1 неправомерно была включена в список молодых семей- участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей » федеральной целевой программы «Жилище» по городскому округу «Город Кызыл <адрес>». При таких обстоятельствах, полученная семьёй ФИО1 субсидия в общей сумме 387240 рублей является неосновательным обогащением, в связи с чем, иск прокурора о взыскании с ответчиков в солидарном порядке суммы неосновательного обогащения подлежит удовлетворению. В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчиков в солидарном порядке подлежит взысканию государственная пошлина в размере 9072 рублей 04 копеек в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Иск Прокурора <адрес> удовлетворить. Взыскать солидарно с ФИО1, ФИО15 неосновательное обогащение в размере 164577 рублей в федеральный бюджет и в размере 222663 рубля в доход бюджета <адрес>. Взыскать солидарно с ФИО1, ФИО16 пошлину в размере 9072 рублей 04 копеек в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения. Мотивированное решение вынесено 13 мая 2011 года (7,8,9 мая - выходные дни). Судья Л.К. Шулуу