Именем Российской Федерации 12 мая 2011 года г. Кызыл Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: судьи Шулуу Л.К., при секретаре Ойдупаа А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации, <адрес>, неопределённого круга лиц к ФИО1, ФИО2 о взыскании суммы неосновательного обогащения, УСТАНОВИЛ: Истец обратился в суд в интересах Российской Федерации, <адрес>, неопределенного круга лиц к ответчикам с исковым заявлением о взыскании неосновательного обогащения, указывая на то, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения законодательства, направленного на реализацию Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в ходе которой выявлены нарушения федерального закона. Проверкой установлено, что Минстроем допущены нарушения указанных требований Конституции РФ, Жилищного кодекса РФ, повлекшие незаконное получение в 2008 году молодыми семьями социальных выплат в рамках данной подпрограммы, предназначенных другим лицам. Гражданка Салчак Е.В. действующий от своего имени и от имени несовершеннолетнего ребенка ФИО2 с заявлением для участия в подпрограмме в Мэрию <адрес> не обращались. В нарушение установленных требований федерального законодательства исполнитель подпрограммы Минстрой РТ ДД.ММ.ГГГГ заключил соглашение о сотрудничестве по реализации республиканской целевой программы в <адрес> на 2003-2010 годы с ГУП «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию <адрес>». В соответствии с данным соглашением Минстрой РТ передало ГУП «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию <адрес>» свои полномочия по формированию списков молодых семей для участия в программе, улучшающих жилищные условия с использованием механизма ипотечного жилищного кредитования. Получив полномочия по формированию списков, ГУП «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию <адрес>» в нарушение требований п.23 Правил определило новые списки граждан - участников подпрограммы на 2008 год по <адрес>. Формирование списков граждан осуществлялось из числа лиц, получивших в ГУП «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию <адрес>» ипотечные жилищные займы. Как показала проверка Салчак Е.В. и члены ее семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий Мэрией <адрес> не признавались, в списках участников подпрограммы «Жилище» не значатся. При таких обстоятельствах Салчак Е.В. и члены ее семьи не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и соответственно участвовать в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. По указанным нарушениям органов власти, муниципальных органов и должностных лиц прокуратурой <адрес> внесены представления об устранении нарушений закона. Неосновательное обогащение Салчак Е.В. и совершеннолетних членов его семьи состоялось в связи с нарушением порядка участия в подпрограмме как со стороны Салчак Е.В., так и со стороны государственных органов и должностных лиц. Просит суд взыскать с ФИО1, ФИО2 сумму неосновательного обогащения в федеральный бюджет в размере 164577 рублей и в бюджет <адрес> в размере 222663 рублей. Определением судьи Кызылского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску Прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации, <адрес>, неопределённого круга лиц к ФИО1, ФИО2 о взыскании суммы неосновательного обогащения привлечены в качестве третьих лиц по делу Министерство финансов Российской Федерации и Министерство финансов <адрес>. В судебном заседании представитель прокурора <адрес> С.А., действующая на основании доверенности, иск поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении. Ответчик Салчак Е.В., с исковыми требованиями не согласилась, указывая на то, что она действительно нуждалась в улучшении жилищных условий. В 2002 году решением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на учет ее брат ФИО3, как инвалид с детства. В 2008 году мэрия ей выдала справку о том, что нуждается в улучшении жилищных условий. Представитель ответчиков ФИО6, действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, просила в удовлетворении иска отказать. Представитель третьего лица Мэрии <адрес> ФИО7, действующий на основании доверенности с иском не согласился, просил суд в удовлетворении иска отказать, поскольку семья Салчак Е.В. полностью соответствовала требованиям для участия в подпрограмме. Представитель третьего лица - ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию <адрес>» ФИО8 с иском не согласился. Просил отказать в удовлетворении иска. Представители третьих лиц - Министерства строительства, жилищного и коммунального хозяйства <адрес>, Министерства финансов Российской Федерации и Министерства финансов <адрес> - на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки неизвестна, поэтому суд признаёт их неявку неуважительной и рассматривает дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно свидетельство о заключении брака серии 21-ЛЖ № ФИО4 и ФИО12 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ9 г. о чем составлена запись акта о заключении брака №, после заключения присвоены фамилии мужу-ФИО4, жене -ФИО4. На основании ст. 1102 ГК РФ «Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделок оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли». Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Согласно свидетельству о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, выданному ДД.ММ.ГГГГ, ответчики получили социальную выплату в размере 387240 рублей, из них, как установлено, за счет средств федерального бюджета 164577 рублей, за счет средств республиканского бюджета (субъекта федерации) 222 663 рублей. В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а), возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б), признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил; в), наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Согласно пункту 6 вышеуказанных Правил применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. На основании ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлен ст.52 ЖК Российской Федерации. Согласно ч.3 и ч.4 ст.52 ЖК Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Частями 5 и 6 ст.52 ЖК Российской Федерации предусмотрено, что решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. Таким образом, суд полагает, что признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п.6 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» является одним из обязательных условий предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы. В силу ст.52 ЖК Российской Федерации доказательством, подтверждающим принятие на учет гражданина в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, является решение органа местного самоуправления о принятии на учет, вынесенное в виде отдельного акта органа местного самоуправления. Как установлено судом, ФИО1 с заявлением, о признании ее нуждающимся в улучшении жилищных условий в Мэрию <адрес> не обращалась, ответчица в установленном законом порядке не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. В доказательство признания ФИО1 нуждающейся в улучшении жилищных суду представлена справка б/н, выданная ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом отдела учета приватизации и обмена жилья ФИО9, указано, что ФИО13, 1982 года рождения и ее семья, действительно, признана нуждащей в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что в силу ЖК РФ, доказательством нуждаемости в улучшении жилищных условий, является решение органа местного самоуправления о признании ФИО1 нуждающей в улучшении жилищных условий, то суд, представленную главным специалистом отдела учета приватизации и обмена жилья ФИО9, справку не принимает в качестве письменного доказательства нуждаемости ответчицы в улучшении жилищных условий. В соответствии с п. 15 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (далее - Правила) для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства соответствующие документы. Пунктом 17 вышеуказанных Правил предусмотрено, что орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 15 настоящих Правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления. По смыслу данной нормы следует, что решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участником подпрограммы принимается органом местного самоуправления по каждому поданному заявлению молодой семьи индивидуально. Постановлением Мэрии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилье» на 2002 - 2010 годы по городскому округу «Город Кызыл <адрес>» на 2008 год» утвержден список молодых семей участников подпрограммы на 2008 года в количестве 100 семей. В данный список под №32 была внесена семья в составе: ФИО1, ФИО2. Пунктом 21 Правил предусмотрено, что орган местного самоуправления муниципального образования до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласно п. 23 Правил «Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств, формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат по форме согласно приложению N 4 и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме согласно приложению N 3 (далее - сводный список). Заявка и сводный список представляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы». Поскольку установлено, что ответчики ФИО3 заявление в Мэрию <адрес> о признании нуждающей в улучшении жилищных условий и заявление об участии в целевой программы «Жилище» не подавали, следовательно, они не могли быть включены в список на получение субсидий в 2008 году. В нарушение Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы Министерство строительства, жилищного и коммунального хозяйства <адрес> заключило ДД.ММ.ГГГГ с ГУП «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию <адрес>» соглашение о сотрудничестве по реализации республиканской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес>» и в соответствии с п.3.2. передало свои функции по формированию списков молодых семей для участия в программе улучшающих жилищные условия с использованием механизма ипотечного жилищного кредитования; предоставление ипотечных жилищных займов молодым семьям - участникам Программы, улучшающим жилищные условия с использованием механизма ипотечного жилищного кредитования. Доводы ответчицы о том, что доказательством нуждаемости в улучшении жилищных условий ее семьи является то факт, что ее родной брат ФИО3, с 2002 года состоит в очереди на получение жилья в Мэрии <адрес> как инвалид с детства, суд считает не обоснованной. Наличие очереди на получение жилья брата ответчицы ФИО3 не может служит основанием для признания ФИО1, нуждаюшей в улучшении жилищных условий. Таким образом, поскольку судом установлено, что органом местного самоуправления - Мэрией <адрес> - решение органом местного самоуправления в отношении данной семьи о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий не принималось, также решение о признании ФИО1 и ее семьи участником подпрограммы не принималось, то субсидия в общей сумме 387240 рублей получена семьёй ФИО1 незаконно, в связи с чем, имеет место неосновательное обогащение. При таких обстоятельствах, иск прокурора о взыскании с ответчиков в солидарном порядке суммы неосновательного обогащения подлежит удовлетворению в полном объёме. В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчиков в солидарном порядке подлежит взысканию государственная пошлина в размере 7072 рублей 04 копеек в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Иск Прокурора г. Кызыла удовлетворить. Взыскать солидарно с ФИО1, ФИО2 неосновательное обогащения в размере 164577 рублей в федеральный бюджет и в размере 222 663 рублей в доход бюджета <адрес>. Взыскать солидарно с ФИО14, ФИО2 государственную пошлину в размере 7072 рублей 04 копеек в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения. Мотивированное решение вынесено 19 мая 2011 года (14-15 марта - выходные дни). Судья Л.К. Шулуу