РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 11 июля 2011 года г. Кызыл Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: судьи Некрасовой, при секретаре Сат А.Ч., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Абаканского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Государственному учреждению «<данные изъяты>» об оспаривании решения ГИМС МЧС России по Республике Тыва о государственной регистрации маломерного судна и выдаче судового билета <данные изъяты>, с участием заявителя ФИО3, УСТАНОВИЛ: Абаканский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ГУ «<данные изъяты>» об оспаривании решения <данные изъяты> о государственной регистрации маломерного судна и выдаче судового билета, указывая на то, что Абаканской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере безопасности внутреннего водного транспорта в Республике Тыва. Проверкой установлено, что <данные изъяты> имеет на праве оперативного управления федеральное имущество - транспортное средство: судно «<данные изъяты>», предназначенное для плавания по внутренним водам РФ в пределах РТ. Из личного дела судовладельца №, представленного прокурору ДД.ММ.ГГГГ следует, что судно «<данные изъяты> состоит на учете в ГИМС МЧС России по РТ по заявлению директора <данные изъяты> ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. На указанный катер ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> выдал судовой билет «Г №», присвоил бортовой номер судну «№», выдал ДД.ММ.ГГГГ удостоверение № на право управления маломерным судном главному механику <данные изъяты> ФИО2 Однако из заявления директора ФГУ ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и паспорта двигателя № следует, что мощность двигателя составляет 142,8 л.с.. Из приложения к государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ следует, что скорость судна на воде составляет 60 км\ч, на снегу 80 км\ч, пассажировместимость 6 человек, судно является катером на воздушной подушке. В соответствии с п. 2 Правил плавания по внутренним водным путям РФ, скоростным судном является судно на подводных крыльях или воздушной подушке, скорость движения которого составляет 30 км\ч и более. Таким образом, судно «<данные изъяты>» является скоростным судном на воздушной подушке с мощностью двигателя более 55 квт., т.е. более 75 л.с. В соответствии с ч.1 ст. 16 КВВТ РФ судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре РФ или судовой книге. В нарушение требования п. 2 Правил государственной регистрации маломерных судов, п.1.2 Правил аттестации судоводителей на право управления маломерными с удами, п.2.1 Правил технического надзора за маломерными судами п. 3 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, инспекторский состав <данные изъяты> незаконно произвел государственную регистрацию судна «<данные изъяты>» как маломерного судна. Просит признать незаконным решение инспекторского отдела <данные изъяты> о регистрации скоростного судна на воздушной подушке «<данные изъяты>» <данные изъяты> с мощностью стационарного двигателя более 55 квт (более 75 л.с.) в качестве маломерного судна; признать недействительным судовой билет маломерного судна «Г №», выданный <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>; обязать ГУ «<данные изъяты>» снять с учёта маломерное судно «<данные изъяты>» <данные изъяты> ; Обязать ГУ «<данные изъяты>» опубликовать решение суда в газете «Тувинская правда» на русском языке и в газете «Шын» на тувинском языке. Установить срок исполнения решения суда в течение 15 дней со дня получения решения суда. На судебном заседании представитель заявителя ФИО3, действующая на основании доверенности, заявление поддержала. Представитель заинтересованного лица - ГУ «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представитель <данные изъяты> в судебное заседание не явился. Просил отложить судебное заседания по причине участия представителя в другом судебном разбирательстве. Судом отказано в удовлетворении ходатайства. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В силу п.3 ст.16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения) перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством. Согласно п.5 указанной нормы государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в суде. В соответствии со ст.17 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ Государственная регистрация самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, а также любых пассажирских и наливных судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации осуществляется государственными речными судоходными инспекциями бассейнов. Указанные в пункте 1 настоящей статьи органы осуществляют также государственную регистрацию в Государственном судовом реестре Российской Федерации прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, других прогулочных судов и спортивных судов (за исключением парусных) независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн. Не подлежат в соответствии с настоящим Кодексом государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации спортивные парусные суда независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов. Суда смешанного (река - море) плавания, осуществляющие судоходство, связанное с выходом на морские пути, регистрируются в Государственном судовом реестре Российской Федерации капитанами речных портов, расположенных в устьях рек, либо капитанами морских торговых портов. Государственную регистрацию судов, не указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, осуществляют органы, уполномоченные на то Правительством Российской Федерации. Порядок государственной регистрации судов в судовой книге устанавливается указанными органами». Статьей 35 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ предусмотрено, что самоходные суда внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 тонн, все пассажирские и наливные суда, паромные переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях, суда смешанного (река - море) плавания подлежат техническому надзору и классификации органами технического надзора и классификации судов Российской Федерации. Согласно п.3 Положения о государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2004 №835 (в редакции, действовавшей на момент регистрации ) государственная инспекция по маломерным судам осуществляет свою деятельность в отношении принадлежащих юридическим и физическим лицам: самоходных судов внутреннего плавания и иных плавучих объектов вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водных мотоциклов (гидроциклов) и несамоходных судов вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемых во внутренних водах; прогулочных судов пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иных судов и плавучих средств пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водных мотоциклов (гидроциклов) и несамоходных судов вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных судов), используемых в целях мореплавания. Согласно п. 15 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 500 в судовых билетах прогулочных моторных судов, используемых в целях мореплавания и имеющих главные двигатели мощностью 55 кВт и более, на внутренней стороне первого листа обложки проставляется штамп "ПРОГУЛОЧНОЕ". Из личного дела судовладельца № следует, что <данные изъяты> имеет на праве оперативного управления судно «<данные изъяты>». Как установлено судом, на судовом билете отсутствует штамп «прогулочное», значит, оно было зарегистрировано ГУ «<данные изъяты>» как самоходное судно внутреннего плавания вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт. Кроме того, назначение прогулочного судна- мореплавание, тогда как судно «<данные изъяты>» используется в других целях. Судом установлено, что судно «<данные изъяты>» имеет стационарный двигатель номинальной мощностью 143 л/с. (105,8кВт.) пассажировместимость 6 человек, что подтверждается регистрационной карточкой, актом технического освидетельствования, руководством по эксплуатации, техническими условиями, судовым билетом. Указанное судно <данные изъяты> было зарегистрировано как маломерное судно, на него был выдан судовой билет маломерного судна и присвоен бортовой номер №. Поскольку установлено, что судно «<данные изъяты>» неправомерно зарегистрировано как маломерное судно, т.е. мощностью менее 55 киловатт, хотя имеют мощность свыше 55 киловатт, в компетенцию ГУ «<данные изъяты>» не входит регистрация самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью свыше 55 киловатт, то, значит, ГУ «<данные изъяты>» вышло за пределы своих полномочий, незаконно зарегистрировав вышеуказанное судно в качестве маломерного. Согласно действующему законодательству до государственной регистрации прав на судна в судовом реестре они подлежали предъявлению в ФГУ «Государственный речной регистр» для проверки в целях обеспечения технической безопасности плавания, в соответствии с его назначением, охраны жизни и здоровья пассажиров и судовых экипажей, экологической безопасности судна, в силу требований п.1.3 Приказа №136 Минтранса РФ от 01 ноября 2002 года «Об утверждении Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания». В соответствии с п.2.1 Устава ФГУ «Российской речной Регистр», утвержденного Приказом Росморречфлота от 13 апреля 2005 года №9, целью деятельности Регистра является выполнение работ (оказание услуг), направленных на обеспечение технической безопасности плавания судов, указанных в п.3.1 настоящего Устава, в соответствии с их назначением, охраны жизни и здоровья пассажиров и судовых экипажей, сохранности перевозимых на судах грузов, экологической безопасности судов. Согласно п.1.5 Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, утвержденного вышеуказанным Приказом Минтранса РФ №136 от 01 ноября 2002 года, объектами классификационной деятельности Российского Речного Регистра являются самоходные суда внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт. Аналогичные положения содержит п.3.1. Устава ФГУ «Российский речной Регистр». Нарушение порядка регистрации судна нарушает техническую безопасность плавания неопределенного круга лиц. Суд полагает, что действия ответчика, выразившиеся в незаконной регистрации судна в качестве маломерного, нарушают требования безопасной эксплуатации, что в свою очередь может привести к эксплуатационным происшествиям на воде и ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга граждан, поскольку у маломерных судов существуют иные правила вождения, иные требования к их техническому состоянию. Незаконная регистрация судна «<данные изъяты>» не позволяет в должной мере осуществлять контроль и надзор за эксплуатацией указанных судов, в том числе за соблюдением требований безопасности судоходства, прохождением ежегодных технических осмотров судов со стороны уполномоченных государственных органов - Енисейского бассейнового Управления государственного надзора на внутреннем водном транспорте, Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга юридических и физических лиц. В связи с чем, требования Абаканского транспортного прокурора о признании незаконными решения инспекторского отделения <данные изъяты>» подлежат удовлетворению. Поскольку установлено, что судно «<данные изъяты>» не является маломерным, то соответственно судовой билет маломерного судна, выданный <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ подлежат признанию недействительным, судно подлежат снятию с учета в качестве маломерного судна в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу. В соответствии с п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при вынесении решения по делу о защите прав и свобод неопределенного круга лиц суду также необходимо определить способ размещения информации о принятом решении, обеспечивающий свободный доступ к этой информации любого лица (гражданина или организации), права и свободы которого могли быть нарушены оспоренным решением, действием (бездействием), с тем чтобы такое лицо имело возможность своевременно осуществить защиту своих субъективных прав. В связи с чем, суд считает необходимым обязать Государственное учреждение «<данные изъяты>» опубликовать резолютивную часть решения суда (не все решение) в газете «Тувинская правда» на русском языке и в газете «Шын» на тувинском языке в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Согласно ст. 103 ГПК РФ с Государственного учреждения «<данные изъяты>» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Абаканского транспортного прокурора удовлетворить. Признать незаконным решение инспекторского отделения <данные изъяты> о регистрации скоростного судна на воздушной подушке «<данные изъяты>» <данные изъяты> с мощностью стационарного двигателя более 55 квт. ( более 75 л.с.) в качестве маломерного судна. Признать недействительным судовой билет маломерного судна «Г №», выданный <данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>. Обязать Государственное учреждение «<данные изъяты>» снять с учета маломерное судно»<данные изъяты>» № <данные изъяты>» в течение пятнадцати дней со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать Государственное учреждение «<данные изъяты>» опубликовать резолютивную часть решения суда в газете «Тувинская правда» на русском языке и в газете «Шын» на тувинском языке в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Взыскать с Государственного учреждения «<данные изъяты>» государственную пошлину в размере 200 рублей в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение 10 дней со дня его изготовления в мотивированном виде- 16 июля 2011 года. Судья Ю.Г. Некрасова