Дело № 2-5170/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Кызыл 28 ноября 2011 года Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего судьи Успун И.И., при секретаре Монделе С.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кызыла в интересах сироты Донгак Е.А. к Мэрии г. Кызыла о предоставлении жилого помещения, установил: Прокурор г.Кызыла обратился с иском в интересах сироты Донгак Е.А. к Мэрии г.Кызыла о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства путем предоставления жилого помещения Донгак Е.А., указав, что согласно ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). В результате несвоевременного получения жилья после окончания образовательных учреждений и школ-интернатов большинство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются фактически на улице. Большие проблемы возникают у выпускников школ-интернатов, так как дети в общежитиях школ-интернатов уже не имеют права проживать, а если устраиваться на работу - нет жилья. Дети, у которых есть родственники и знакомые, по окончании учебы, вынуждены проживать у них в нарушение ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Донгак Е.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на учете среди нуждающихся детей-сирот с ДД.ММ.ГГГГ, мать В. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец А. решением <данные изъяты> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав. В нарушение требований Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ответчиком не предоставлено жилье или целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения Донгак Е.А., несмотря на то, что она состоит на льготной очереди по получению жилья в Мэрии г.Кызыла. В связи с не предоставлением жилья, Донгак Е.А. не имеет постоянного места жительства. Со стороны ответчика имеет место противоправное бездействие, создающее нарушение жилищных прав Донгак Е.А. в результате не предоставления жилого помещения или безвозвратной ссуды на приобретение жилого помещения. Просит обязать Мэрию г.Кызыла устранить допущенные нарушения требований ч.ч.1, 3 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч.2 ст.57 ЖК РФ, путем предоставления в течение 6 месяцев Донгак Е.А. жилого помещения на территории городского округа «Город Кызыл», соответствующего санитарным, гигиеническим нормам и требованиям, площадью не ниже 12,5 кв.м. В судебном заседании старший помощник прокурора г.Кызыла Цыганок М.А., действуя по доверенности, исковые требования поддержала полностью. Заинтересованное лицо Донгак Е.А. с иск прокурора поддержала. Представитель Мэрии г.Кызыла Чылбак-оол О.Д., действуя по доверенности, с иском согласилась. Представитель Министерства финансов Республики Тыва в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело без их участия. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В силу ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно свидетельству о рождении серии №, Донгак Е.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, ее родителями указаны: отец А., мать В.. Согласно свидетельству о смерти №, выданного Отделом ЗАГС <данные изъяты>, - В. умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ. Решением Улуг-Хемского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ следует, что А. лишен родительских прав в отношении несовершеннолетних детей Донгак Е.А. и Д.. Из справки Департамента по социальной политике Мэрии г.Кызыла следует, что среднедушевой доход Донгак Е.А. на ДД.ММ.ГГГГ составляет 5736 рублей 38 копеек, тогда как величина прожиточного минимума составляет 6338 рублей. Из справки женской консультации следует, что Донгак Е.А. состоит на учете в женской консультации Муниципального роддома №1 со сроком беременности 25 недель. Постановлением Председателя Администрации от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> следует, что Н. назначена опекуном над несовершеннолетними Д. и Донгак Е.А.. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ «О выводе из ГУЗ Республиканского Дома ребенка воспитанника Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, следует, что Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения выведена из ГУЗ Республиканского Дома ребенка и передана матери Донгак Е.А.. Согласно свидетельства о рождении серии №, Я. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, родителями указаны: мать Донгак Е.А., в графе отец сведения отсутствуют. Согласно свидетельства о рождении серии №, Л. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, родителями указаны: отец М., мать Донгак Е.А.. Из сообщения начальника отдела муниципального жилищного фонда Мэрии г.Кызыла на обращение Донгак Е.А., Д. следует, что в электронной базе данных по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Донгак Е.А. и Д. действительно состоят на учете по получению жилья в качестве сироты. По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах Донгак Е.А. на объекты недвижимого имущества - отсутствуют. Таким образом, установлено, что Донгак Е.А. относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не работает, закрепленного жилья не имеет, и в соответствии с приведенными нормами законов, имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в виде обеспечения по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст.ст. 1,2 Закона Республики Тыва «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Тыва (далее -органы местного самоуправления) наделены отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - отдельные государственные полномочия). Средства на реализацию отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, предусматриваются республиканским бюджетом Республики Тыва на очередной финансовый год в виде предоставляемых местным бюджетам субвенций. В силу ст.3 вышеуказанного Закона Республики Тыва органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 8) обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно Перечню муниципальных районов и городских округов Республики Тыва, которые наделяются отдельными государственными полномочиями по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей, являющегося приложением к Закону Республики Тыва, данными полномочиями наделены городские округа: 1) город Кызыл; 2) город Ак-Довурак. В соответствии со ст.ст. 56, 60 Устава городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» Мэрия г.Кызыла управляет муниципальной собственностью города, решает вопросы создания, использования, аренды объектов муниципальной собственности, а также обеспечивает условия для адаптации в обществе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и детей-инвалидов. В соответствии с ч.ч.4,5 ст.57 ЖК РФ решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Согласно 4.1,2 ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Постановлением Мэра г.Кызыла № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории городского округа г. Кызыл» установлена норма площади жилого помещения в размере 12,5 кв.м. общей площади на каждого члена семьи. На основании изложенного, суд признает иск прокурора о предоставлении жилого помещения Донгак Е.А. обоснованным и считает необходимым обязать Мэрию г.Кызыла предоставить Донгак Е.А. жилое помещение общей площадью не менее 12,5 кв.м. в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, поскольку указанный срок является разумным и достаточным на обеспечение сироты жильем. Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК Российской Федерации, суд решил: Иск прокурора г.Кызыла к Мэрии г.Кызыла о возложении обязанности предоставить жилое помещение Донгак Е.А., соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, удовлетворить. Обязать Мэрию города Кызыла, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, предоставить Донгак Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, на условиях договора социального найма - жилое помещение на территории города Кызыла, общей площадью не менее 12,5 кв.м., соответствующее установленным санитарным, гигиеническим нормам и техническим требованиям. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение 10 дней со дня со дня вынесения. Судья И.И.Успун