РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 декабря 2011 года г. Кызыл Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Дулуш В.В., при секретаре Оюн Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Кызыла в интересах Российской Федерации, Республики Тыва, муниципального образовании и неопределенного круга лиц о признании незаконными действий Мэра г. Кызыла, об обязании снять обязанности начальника отдела по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и единой дежурно-диспетчерской службы Мэрии г. Кызыла, с участием представителя заявителя Цыганок М.А., представителя Мэра г. Кызыла Кочнева П.В., заинтересованного лица К.., УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Кызыла обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации, Республики Тыва, муниципального образовании и неопределенного круга лиц о признании незаконными действий Мэра г. Кызыла, об обязании снять обязанности начальника отдела по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и единой дежурно-диспетчерской службы Мэрии г. Кызыла (далее - начальник отдела ГО и ЧС и ЕДДС), указывая на то, что прокуратурой г. Кызыла в ходе проверки исполнения законодательства о муниципальной службе были выявлены нарушения федерального законодательства в Мэрии г.Кызыла. Установлено, что начальник отдела ГО и ЧС И ЕДДС Мэрии г. Кызыла К.. в ДД.ММ.ГГГГ году закончила Кызылский Государственный педагогический институт по специальности «учитель математики» и не обладает соответствующими познаниями в области ГО и ЧС. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Статья 7 Положения о муниципальной службе в городском округе «Город Кызыл Республики Тыва», утвержденного Решением Хурала представителей г. Кызыла от 08.09.2009 N 144, устанавливает, что в число квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования устанавливаются в зависимости от групп должностей муниципальной службы. Согласно данной норме в число квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы высшей, главной и ведущей групп, а также главных специалистов входит наличие высшего профессионального образования. Согласно разделу 5 Приложения к Закону Республики Тыва от 04.05.2009 г. № 1244 ВХ-2 «О Реестре должностей муниципальной службы в Республике Тыва» должность начальника отдела в администрации городского округа относится к ведущей группе должностей муниципальной службы. Таким образом, начальник отдела ГО и ЧС И ЕДДС Мэрии г. Кызыла должен обладать соответствующим, а не педагогическим, образованием. Следовательно, муниципальная служащая К. принята на муниципальную службу с нарушением норм федеральных, региональных и муниципальных нормативных правовых актов. В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс. Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Согласно ст. 25 Положения о муниципальной службе в городском округе «Город Кызыл Республики Тыва», утвержденного Решением Хурала представителей г. Кызыла от 08.09.2009 N 144, конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы проводится в соответствии с Положением о порядке и условиях проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы, утверждаемым Хуралом представителей г. Кызыла. В соответствии с указанным Положением устанавливаются случаи обязательного проведения конкурса. Решением Хурала представителей г. Кызыла от 24.11.2009 N 169 утверждено Положение о порядке и условиях проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в городском округе «Город Кызыл Республики Тыва», согласно которому конкурс проводится на замещение главных, ведущих и старших должностей муниципальной службы в городском округе. При этом при заключении срочного трудового контракта конкурс не проводится. Статьей 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты в виде восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Незаконными действиями Мэр г.Кызыла нарушил федеральные нормы права, определяющие порядок назначения на муниципальную службу, тем самым нарушил права федерального законодателя в лице Российской Федерации. Должностным лицам муниципальных органов предписано соблюдать требования федерального, регионального и муниципального законодательства при реализаций возложенных на них полномочий. Незаконными действиями Мэр г.Кызыла допустил нарушение прав неопределенного круга лиц, так как по настоящее время не объявлен соответствующий конкурс на вакантную должность начальника отдела ГО и ЧС И ЕДДС Мэрии г.Кызыла, что не позволяет претендентам на назначение на равных условиях реализовать свои права на равный доступ к государственной службе, гарантированных им ч. 4 ст. 32 Конституции РФ. Кроме того, незаконные действия Мэра г.Кызыла влекут правовые последствия. Так, несоответствующее должности лицо ежедневно подписывает правоустанавливающие акты, ответственность за которые не несет. Пренебрежение установленными федеральным уровнем правилами со стороны Мэра г.Кызыла влечет дискредитацию роли и значения федерального законодателя. Просит суд признать незаконными действия Мэра г.Кызыла Ховалыга В.Т., выразившиеся в назначении на должность начальника отдела ГО и ЧС и ЕДДС К., обязать Мэра г.Кызыла Ховалыга В.Т. снять с Красовской Л.И. обязанности начальника отдела ГО и ЧС и ЕДДС. В судебном заседании представителя заявителя Ц., заявление поддержала по указанным в нем основаниям. Представитель Мэра г. Кызыла Кочнев П.В. с заявлением не согласился, представил письменные возражение, в котором указал, что начальник отдела ГО и ЧС и ЕДДС Мэрии г. Кызыла К. имеет стаж работы по специальности в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций более 20 лет, имеет огромный опыт совершенствования деятельности в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей, она по своим профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей соответствует занимаемой должности и не может быть снята с должности только по одному квалификационному требованию как отсутствие профессионального образования имея другое высшее образование. Суд должен принять во внимание квалификационные требования, предъявляемые к К. в совокупности всех требований. Кроме того К. неоднократно повышала свой профессиональный уровень знаний применяемых в практической работе выезжая на различные учебные сборы. Также прокурором <адрес> пропущен трехмесячный срок обращения в суд с заявлением. Согласно представленным в суд материалов прокурорская проверка проводилась еще в мае месяце 2011 г., представление прокурора <адрес> внесено ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, о нарушении требований федерального законодательства стало известно ДД.ММ.ГГГГ когда вносилось первое представление прокурора, а заявление подано только ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечению трех месячного срока. Просит отказать прокурору <адрес> в удовлетворении требований. Заинтересованное лицо К. с заявлением не согласилась, суду пояснила, что она имеет большой непрерывный стаж работы, ежегодно направлялась на военные сборы по ГО и ЧС, награждена почетными грамотами, нагрудным знаком, медалью за работу. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Основными принципами муниципальной службы являются равный доступ граждан к муниципальной службе и равные условия ее прохождения; профессионализм и компетентность муниципальных служащих; единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы (статья 4 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ). Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 6). Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ установлено, что реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций. Решением Хурала представителей г. Кызыла от 08.09.2009 № 144 утверждено Положение "Об утверждении положения о муниципальной службе в городском округе "Город Кызыл Республики Тыва", которое устанавливает правовые основы организации муниципальной службы в городе Кызыле. Должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы: высшие должности муниципальной службы; главные должности муниципальной службы; ведущие должности муниципальной службы; старшие должности муниципальной службы; младшие должности муниципальной службы (статья 8 данного Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ, статья 2 Закона Республики Тыва «О реестре должностей муниципальной службы в Республике Тыва», статья 6 Положения о муниципальной о муниципальной службе в городском округе "Город Кызыл Республики Тыва"). В статье 9 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлено, что для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. При этом часть 2 указанной нормы предусматривает установление квалификационных требований муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. В силу ст. 7 Положения о муниципальной службе в городском округе "Город Кызыл Республики Тыва" в число квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы (далее - квалификационные требования) входят требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования устанавливаются в зависимости от групп должностей муниципальной службы. В число квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы высшей, главной и ведущей групп, а также главных специалистов входит наличие высшего профессионального образования. Таким образом, для замещения должностей муниципальной службы ведущей группы необходимо наличие высшего профессионального образования. Распоряжением Мэра г. Кызыла № 175-рк от 20 апреля 2011 года К. назначена с ДД.ММ.ГГГГ на должность начальника отдела ГО и ЧС и ЕДДС Мэрии г. Кызыла согласно служебному контракту. Согласно п. 2 раздела 5 Реестра должностей муниципальной службы в Республике Тыва, приложение к Закону Республики Тыва «О реестре должностей муниципальной службы в Республике Тыва», начальник отдела в администрации городского округа относится к ведущей группе должностей. Судом установлено, что начальник отдела ГО и ЧС и ЕДДС Мэрии г. Кызыла К. в 1989 году закончила Кызылский Государственный педагогический институт по специальности «учитель математики», имеет квалификацию «учитель математики средней школы». Других документов подтверждающих получение образования К. суду не представлено и представитель заявителя указал на то, что в личном деле в Мэрии г. Кызыла таковые документы отсутствуют. В письменном возражении сама К. подтвердила то, что имеет диплом Тувинского сельскохозяйственного техникума, квалификация «Бухгалтер» и диплом Кызылского Государственного педагогического института по специальности «учитель математики». Таким образом, уровень профессионального образования К. не отвечает установленным действующим законодательством о муниципальной службе квалификационным требованиям, в связи с этим требования прокурора г. Кызыла правомерны. Доводы К. и представителя Мэрии г. Кызыла о том, что К. имеет большой непрерывный стаж работы, имеет также диплом Тувинского сельскохозяйственного техникума, квалификация «Бухгалтер», ежегодно направлялась на военные сборы по ГО и ЧС, награждена почетными грамотами, нагрудным знаком, медалью за работу. Также пройдет обучение на курсах повышения квалификации в Академии ГО и ЧС МЧС России не означает наличие у К. высшего профессионального образования, в связи с чем данные обстоятельства не имеют значение для рассмотрения дела. Согласно ст. 25 Положения о муниципальной о муниципальной службе в городском округе "Город Кызыл Республики Тыва" конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы проводится в соответствии с Положением о порядке и условиях проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы, утверждаемым Хуралом представителей г. Кызыла в соответствии с федеральным и республиканским законодательством. В соответствии с указанным Положением устанавливаются случаи обязательного проведения конкурса. В соответствии с п. 1.4 Положения о порядке и условиях проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в городском округе "Город Кызыл Республики Тыва" конкурс проводится на замещение главных, ведущих и старших должностей муниципальной службы в городском округе "Город Кызыл Республики Тыва" г. Кызыле. Таким образом, должность начальника отдела в городском округе "Город Кызыл Республики Тыва" г. Кызыле относится к ведущей группе должностей, и на замещение которой требуется проведение конкурса. В распоряжении Мэра г. Кызыла № 175-рк от 20 апреля 2011 года и представленных материалах отсутствуют сведения о том, что при назначении К. на должность начальника отдела ГО и ЧС и ЕДДС проводился конкурс на замещение вакантной должности. Доказательств проведения конкурс на замещение вакантной должности суду не представлено. В связи с этим также обоснованны доводы прокурора о том, что нарушен порядок назначения на муниципальную службу на должность начальника отдела ГО и ЧС и ЕДДС Мэрии г. Кызыла. Прокурор правомерно обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации, Республики Тыва, муниципального образовании и неопределенного круга лиц, т.к. жители территории имеют право на осуществление в их интересах функций местного самоуправления компетентными и профессиональными муниципальными служащими, также были нарушены права неопределенного круга лиц на назначение на равных условиях реализовать свои права на равный доступ к государственной службе, гарантированных Конституцией РФ. Доводы представителя Мэрии г. Кызыла о том, что прокурором г. Кызыла пропущен трехмесячный срок обращения в суд с заявлением необоснованны, так как не имеется оснований считать, что прокурором пропущен срок для обращения в суд, поскольку не представлено доказательств, свидетельствующих об осведомленности прокурора об отсутствии у К. высшего профессионального образования. С представлением об устранении нарушений выявленных по результатам проверки соблюдения требований законодательства о муниципальной службе в Мэрию г. Кызыла прокурор обратился 16 сентября 2011 года, а в суд обратился 28 ноября 2011 года, т.е. установленный ст. 256 ГПК РФ срок не пропущен. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора г. Кызыла в интересах Российской Федерации, Республики Тыва, муниципального образовании и неопределенного круга лиц о признании незаконными действий Мэра г. Кызыла, об обязании снять обязанности начальника отдела по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и единой дежурно-диспетчерской службы Мэра г. Кызыла удовлетворить. Признать действия Мэра г. Кызыла по назначению на должность начальника отдела по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и единой дежурно-диспетчерской службы Мэрии г. Кызыла К. незаконными. Обязать Мэра г. Кызыла снять с К. обязанности начальника отдела по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и единой дежурно-диспетчерской службы Мэрии г. Кызыла К.. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения - 27 декабря 2011 года. Судья В.В. Дулуш