Решение по делу №2-720/2012 от 17.01.2012



Дело № 2-720/2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Кызыл                                                            17 января 2012 года

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего Шулуу Л.К., при секретаре Ойдупаа А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Кызыла в интересах К.А.Н. к Мэрии г.Кызыла о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Кызыла в интересах К.А.Н. обратился в суд с иском к Мэрии <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение К.А.Н., указывая, в прокуратуру <адрес> поступило обращение Кыргыс А.Н. о нарушении её жилищных прав на получение жилого помещения. Согласно ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). В результате несвоевременного получения жилья после окончания образовательных учреждений и школ-интернатов большинство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются фактически на улице. Большие проблемы возникают у выпускников школ-интернатов, так как дети в общежитиях школ-интернатов уже не имеют права проживать, а если устраиваться на работу - нет жилья. Дети, у которых есть родственники и знакомые, по окончании учебы, вынуждены проживать у них, в нарушение ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». К.А.Н. является сиротой. Мать истицы умерла, отец - лишен родительских прав в отношении своих детей. Однако в нарушение действующего законодательства ответчиком не предоставлено жилье или целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения К.А.Н., несмотря на то, что она состоит на льготной очереди по получению жилья в Мэрии <адрес>. В результате бездействия ответчика по предоставлению жилья К.А.Н. нарушено её право на жилье, гарантированное федеральным законодательством. В связи с не предоставлением жилья, К.А.Н. в настоящее время не имеет постоянного места жительства. Просит суд обязать ответчика устранить допущенные нарушения требований действующего законодательства путем предоставления в течение шести месяцев К.А.Н. жилого помещения на территории городского округа «Город Кызыл», соответствующего санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, площадью не ниже 12,5 кв.м.

В судебном заседании старший помощник прокурора г.Кызыла Ажи С.А., действуя по доверенности, иск поддержала по указанным в нем основаниям.

Истица К.А.Н. в судебном заседании иск поддержала и пояснила, что после окончания Тувинского государственного университета жильем не была обеспечена, вместе с братом живут у опекуна.

Представитель Мэрии г.Кызыла Чылбак-оол О.Д., действующая по доверенности, не возражала против удовлетворения иска.

Представитель третьего лица - Министерства финансов Республики Тыва в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, в связи с чем суд рассматривает дело в его отсутствие на основании ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч.ч.1,3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст.1 Федерального закона № 159-ФЗ к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из заявления К.А.Н. в прокуратуру г.Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ следует, что она просит прокурора рассмотреть вопрос о получению ею жилья, так как является круглой сиротой и проживает у опекуна.

Согласно свидетельству о рождении серии I-ЛЖ , выданному органом <адрес>, К.А.Н. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, её матерью является ФИО1, отцом - ФИО2.

В соответствии со свидетельством о заключении брака ФИО2 и ФИО1 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ. После заключения брака жене присвоена фамилия ФИО2.

Согласно свидетельству о смерти I-ЛЖ , выданному органом Управления ЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, мать истицы - ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Кызылского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отец истицы ФИО2 лишен родительских прав в отношении детей К.А.Н. и ФИО3.

Постановлением председателя администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 назначена опекуном над несовершеннолетними К.А.Н. и ФИО3

Согласно контрольной карточке К.А.Н. и ФИО3 как сироты поставлены на очередь на получение квартиры на основании постановления Мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Из справки, выданной Мэрией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ следует, что К.А.Н. на основании Постановления Мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ под . Жилое помещение К.А.Н. не предоставлялось.

Согласно приложению к постановлению Мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ К.А.Н. принята на учет граждан по улучшению жилищных условий, как сирота.

Из свидетельства о перемене имени серии I-ЛЖ , выданного Органом Управления ЗАГС <адрес> в <адрес> следует, что К.А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, переменила фамилию на К.А.Н., о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о перемене имени .

Согласно справке, выданной Мэрией <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ К.А.Н. относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С ДД.ММ.ГГГГ состояла на учете Управления по опеке и попечительству Мэрии <адрес> на основании Постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ до достижения ею совершеннолетия и в настоящее время К.А.Н. состоит на учете.

Из справки, выданной ДД.ММ.ГГГГ, следует, что К.А.Н. обучалась в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ год.

По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах К.А.Н. на объекты недвижимого имущества отсутствуют.

Таким образом, из пояснений сторон, материалов дела следует, что К.А.Н. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, поскольку ее мать ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - ФИО2 лишен родительских прав в отношении К.А.Н. К.А.Н. не имеет закрепленного жилья, следовательно, у нее имеется право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе на жилое помещение.

В соответствии со ст.ст. 1,2 Закона Республики Тыва «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Тыва (далее - органы местного самоуправления) наделены отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - отдельные государственные полномочия). Средства на реализацию отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, предусматриваются республиканским бюджетом Республики Тыва на очередной финансовый год в виде предоставляемых местным бюджетам субвенций.

В силу ст.3 вышеуказанного Закона Республики Тыва органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 8) обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно Перечню муниципальных районов и городских округов Республики Тыва, которые наделяются отдельными государственными полномочиями по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющегося приложением к Закону Республики Тыва, данными полномочиями наделены городские округа: 1) город Кызыл; 2) город Ак-Довурак.

В соответствии со ст.ст. 56, 60 Устава городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» Мэрия г.Кызыла управляет муниципальной собственностью города, решает вопросы создания, использования, аренды объектов муниципальной собственности, а также обеспечивает условия для адаптации в обществе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и детей-инвалидов.

В соответствии с ч.ч.4,5 ст.57 ЖК РФ решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Согласно ч.1,2 ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Постановлением Мэра г.Кызыла № 2375 от 21.09.2010 года «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории городского округа г. Кызыл» установлена норма площади жилого помещения в размере 12,5 кв.м. общей площади на каждого члена семьи.

Однако данная обязанность Мэрией г.Кызыла до настоящего времени не исполнена, и К.А.Н. жилым помещением не обеспечена.

Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд за защитой нарушенного права. Указанное ограничение не распространяется на заявления прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Поскольку К.А.Н. обратилась с заявлением о нарушении жилищных прав, то в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ст. 10 Федерального закона № 159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурор выходит в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов заявителя.

С учетом изложенного, исковые требования прокурора г.Кызыла в интересах К.А.Н. к Мэрии <адрес> о предоставлении жилья, подлежат удовлетворению в полном объёме и на Мэрию <адрес> надлежит возложить обязанность предоставить К.А.Н. на условиях договора социального найма муниципальное жилое помещение на территории города Кызыла Республики Тыва, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже 12,5 кв.м. в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Иск прокурора г.Кызыла к Мэрии г.Кызыла в интересах сироты К.А.Н. о возложении обязанности предоставить жилое помещение удовлетворить.

Обязать Мэрию г.Кызыла в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить К.А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, на условиях договора социального найма жилое помещение на территории города Кызыла общей площадью не менее 12,5 кв.м., соответствующее установленным санитарным, гигиеническим нормам и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня изготовления в мотивированном виде - 24 января 2012 года.

Судья         Л.К.Шулуу