08 февраля 2012 года г. Кызыл Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Сватиковой Л.Т., при секретаре Балчый-оол М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам ОАО в интересах несовершеннолетней ОДР, ЧСД в интересах несовершеннолетнего ЧСД ЧА-ХМ, ХСС в интересах несовершеннолетнего ХАС и МШК в интересах несовершеннолетнего МТШ к Мэрии города Кызыла о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении города Кызыла, с участием истцов МШВ, ОАО. ЧСД, ХСС, их представителей ТЧХ, ДВЭ, КЕН, представителя ответчика Мэрии города Кызыла КПВ, представителя третьего лица Департамента по образованию Мэрии г.Кызыла ОАП, представителей третьих лиц дошкольных образовательных учреждений г. Кызыла: ИВИ,Самбала О.К., С-ДДН, МТГ, ГЕВ, НРБ, БАА, ОЭК, КЕС, АИА, МЛБ, ГНИ, ФЛА, КОП, ЖМН, СЕА, КНВ, ЧТВ, БНА, ПТС, ДТМ, ТНБ, ДНИ, АГГ, ОЕВ, ЛОД., ОВН, МИВ, МАШ, У с т а н о в и л : ОАО в интересах несовершеннолетней ОДР, ЧСД в интересах несовершеннолетнего ЧСД ЧА-ХМ, ХСС в интересах несовершеннолетнего ХАС и МШК в интересах несовершеннолетнего МТШ обратились в суд к Мэрии <адрес> с исками о признании права их детей на дошкольное образование и возложении обязанности предоставить место в дошкольном образовательном учреждении. В обоснование исков указано, что каждый из истцов в интересах своих детей обратился в Мэрию <адрес> с просьбой предоставить место в дошкольное учреждение <адрес>. Департамент по образованию и молодежной политике Мэрии <адрес> сообщил, что их дети состоят в очереди на получение места в дошкольное образовательное учреждение <адрес> под соответствующим номерами: ОДР- №, ЧА-ХМ - №, ХАС -№, МТШ - №. Однако до настоящего времени места в дошкольные образовательные учреждения Мэрией г.Кызыла им не предоставлены. Поскольку обеспечение из других источников и другими исполнителями по данным обязательствам и по таким целям федеральным законодательством Российской Федерации не предусмотрено, то существует факт неисполнения Мэрией г.Кызыла своей обязанности по надлежащему обеспечению дошкольного образования детям дошкольного возраста. Считают, что Мэрия г.Кызыла не обеспечивает реализацию прав их детей дошкольного возраста на общедоступное бесплатное дошкольное образование, предусмотренное федеральным законодательством и гарантированное Конституцией Российской Федерации. Для ведения настоящего гражданского дела истцы заключили соглашения с адвокатами ЦКА и оплатили услуги адвоката по <данные изъяты> рублей каждый. Просят признать право их детей на дошкольное образование в дошкольном образовательном учреждении г.Кызыла путем предоставления: ОДР, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающей: <адрес>, места (направления) в дошкольное учреждение г.Кызыла по месту жительства - в ДОУ №, <адрес>; ЧА-ХМ, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающему: <адрес>, мкр.Спутник, <адрес>, места (направления) в дошкольное учреждение г.Кызыла по месту жительства - в ДОУ №, <адрес>; ХАС, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающему: <адрес>, места (направления) в дошкольное учреждение <адрес> по месту жительства - в ДОУ №,г.Кызыл, <адрес>; МТШ, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающему: <адрес>, места (направления) в дошкольное учреждение <адрес> по месту жительства - в ДОУ №,г.Кызыл, <адрес>. Также каждый из истцов просил взыскать с Мэрии г.Кызыла в его пользу расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей. В последующем истцами исковые требования уточнены. В обоснование дополнительно указано, что Мэрия <адрес> необоснованно и незаконно отказывает в предоставлении мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях (далее- МДОУ) их детям из-за отсутствия свободных мест в МДОУ и в связи с наличием льготной категории граждан (первоочередников и внеочередников). Между тем, ссылка Мэрии г.Кызыла на отсутствие мест в МДОУ и на наличие льготной категории граждан не может являться обоснованной и законной. Отсутствие достаточного количества мест в МДОУ и наличие увеличивающейся общей очереди и очереди граждан льготной категории (первоочередников и внеочередников) не может являться основанием для прекращения исполнения Мэрией г.Кызыла обязанности по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования каждому ребенку. Содержание, воспитание и обучение ребенка в детском саду предоставляет возможность родителям ребенка распорядиться своей способностью к труду, получать вознаграждение за труд, тем самым стабилизировать (увеличивать) финансовое обеспечение своей семьи, в том числе и ребенка. Позицию Мэрии г.Кызыла о том, что она не отказывает в дошкольном образовании, так как ребенок поставлен на очередь, и в свое время он получит место в МДОУ (в 2012 г.), считают противоречащей статье 18 Конституции РФ, в которой указано, что права и свободы гражданина являются непосредственно действующими, то есть постановка в очередь (учёт) еще не означает, что ребенок дошкольного возраста в данный момент получает доступ к дошкольному образованию. Согласно Письму Министерства образования и науки РФ от 30.07.2007 № 03-1883 «О методических рекомендациях по принятию мер по развитию дошкольного образования в 2007 - 2010 годах, обеспечению его доступности и повышению качества услуг образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки от 1 месяца до 1 года со дня подачи заявления о необходимости устройства ребенка в детский сад. Таким образом, разумность сроков предоставления места в МДОУ Мэрией города Кызыла нарушена. Просили обязать Мэрию г. Кызыла предоставить указанным детям доступ к дошкольному образованию путём предоставления направления (путевки) в дошкольное образовательное учреждение г. Кызыла, согласно перечню дошкольных образовательных учреждений г.Кызыла, расположенных на разумном географическом удалении от места проживания в группе полного дня, в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу и взыскать с Мэрии г.Кызыла расходы на оплату услуг представителей в сумме <данные изъяты> рублей каждому. Определением от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела по искам ОАО в интересах несовершеннолетней ОДР, ЧСД в интересах несовершеннолетнего ЧА-ХМ, ХСС в интересах несовершеннолетнего ХАС и МШК в интересах несовершеннолетнего МТШ к Мэрии города Кызыла города Кызыла о признании права на доступ к дошкольному образованию и возложении обязанности обеспечить местом в дошкольном образовательном учреждении соединены в одно производство. В судебном заседании истцы и их представители иски полностью подержали, пояснив, что просят предоставить место в любом муниципальном дошкольном образовательном учреждении г. Кызыла. Представитель ответчика Мэрии города Кызыла, представитель третьего лица Департамента по образованию Мэрии г.Кызыла и представители третьих лиц дошкольных образовательных учреждений г. Кызыла иск не признали, пояснив, что дети истцов не имеют права на внеочередное и первоочередное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении города. На сегодняшний день в муниципальных образовательных дошкольных учреждениях г. Кызыла не имеется свободных мест, и предоставление мест указанным детям нарушит права иных детей, состоящих в очереди впереди детей истцов. Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В свидетельстве о рождении ОДР, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> Тыва, родителями указаны: отец -ОРХ, мать - ОАО (актовая запись о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ в Органе Управления ЗАГС Республики Тыва (Агентства) в г.Кызыле Россия). В свидетельстве о рождении ЧА-ХМ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> Тыва, родителями указаны: отец - ЧМО, мать - ЧСД (актовая запись о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ в Отделе Управления ЗАГС <адрес> (Агентства) в <адрес>). В свидетельстве о рождении ХАС, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> Тыва, родителями указаны: отец - ХСС, мать - ХАК (актовая запись о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ в Отделе Управления ЗАГС <адрес> (Агентства) в <адрес>). В свидетельстве о рождении МТШ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. уроженца <адрес> Тыва, родителями указаны: отец - МШК, мать - ЧОС (актовая запись о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ в Отделе Управления ЗАГС <адрес> (Агентства) в <адрес>). Из пояснений участвующих лиц и представленной в судебное заседание выписки из журнала регистрации детей по общей очереди дошкольного отдела Департамента по образованию Мэрии <адрес> следует, что указанные дети состоят на учете на получение места в дошкольное образовательное учреждение под номерами:ОДР - №, ЧА-ХМ -№, ХАС -№ и МТШ - №. На момент рассмотрения дела этим детям места в детских дошкольных учреждениях не предоставлены. В силу ст. 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Таким образом, данная функция Российской Федерации, как социального государства, по обеспечению каждого на образование, в том числе, дошкольное, закреплена Конституцией Российской Федерации. Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 установлено право на образование как одного из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации (преамбула); Государственная политика в области образования основывается на принципах, в том числе общедоступности образования (ст.2); Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования…(п.3 ст. 5); Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений (п. 3 ст. 18). В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, и организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. Конституционный Суд Российской Федерации в п. 2.1 Постановления от 15 мая 2006 года № 5-П указал, что важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства. Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям. Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения. Положения статьи 43 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями ее статьи 38, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1), а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (часть 2). Эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, предопределяют - исходя из того, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей, - многоплановую роль публичной власти в этой сфере. Таким образом, закрепляя право на образование и право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации и приведенные федеральные законы определяют обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их. Невыполнение обязанности государства влечет возможность восстановления и защиты нарушенного права гражданина, в том числе в судебном порядке. Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в вышеуказанном Постановлении отметил, что реализация конституционного права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование предполагает, по смыслу статей 7,19 (части 1 и 2),38 (часть 1), 43 (части 1 и 2), 71 (пункты "в","е"),72 (пункт "е" части 1), 76 (части 1 и 2) и 114 (пункт "в" части 1) Конституции Российской Федерации, нормативное закрепление соответствующих минимальных федеральных стандартов обеспечения этого права, которые субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны учитывать, осуществляя собственное нормативное регулирование. Из пункта 12 Устава городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», принятого Решением Хурала представителей г. Кызыла от 05.05.2005 N 50, следует, что к вопросам местного значения г Кызыла относятся: организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории г. Кызыла. Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 года № 666 утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (далее по тексту - Типовое положение), в соответствии с которым регулируется деятельность государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов. Согласно данному Типовому положению дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет (п.3); Дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования (п.4); Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе (п.27). Постановлением Мэрии г. Кызыла от 02.06.2010 года № 1489 «Об утверждении порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений, расположенных на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» утвержден порядок комплектования муниципальных дошкольных учреждений городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» (далее - Порядок), который определяет единый порядок комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Кызыла, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Согласно указанному Порядку рабочая группа по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Кызыла принимает решение о выделении и распределении мест в МДОУ г. Кызыла детям, зарегистрированным в журнале регистрации общей очереди (п.3); Комиссия по внеочередному устройству детей в МДОУ г. Кызыла принимает решение о выделение и распределении мест в МДОУ детям, зарегистрированным в журналах регистрации детей, имеющих право на внеочередное и первоочередное устройство в МДОУ г. Кызыла (п.4); Один раз в квартал в течение учебного года производится доукомплектование МДОУ при наличии свободных мест на основании решения Комиссии по внеочередному устройству детей в МДОУ города Кызыла (п.5); Департаментом по образованию и молодежной политике мэрии города Кызыла на основании решений Рабочей группы по комплектованию МДОУ г. Кызыла и решений Комиссии по внеочередному устройству детей в МДОУ г. Кызыла, по итогам комплектования с 1 июня по 31 августа текущего года, а также по итогам доукомплектования в течение учебного года на основании решения Комиссии по внеочередному устройству детей в МДОУ г. Кызыла родителям (законным представителям) выдается направление установленного образца, которое является основанием для зачисления ребенка в МДОУ. Направление выдается и регистрируется в журнале учета выдачи направлений (п.6); Заведующие МДОУ принимают детей в муниципальное дошкольное образовательное учреждение на основании направления Департамента по образованию и молодежной политике мэрии города Кызыла (п.7); Комплектование МДОУ на новый учебный год проводится в соотношении 50% от свободных мест в МДОУ г. Кызыла для детей из общей очереди и 50% от свободных мест в МДОУ г. Кызыла для детей из льготной очереди (п.8); При отсутствии свободных мест (с учетом установленной нормативной наполняемости МДОУ) Департаментом по образованию и молодежной политике мэрии города Кызыла родителям (законным представителям) может быть отказано в выдаче направления и предоставлении места ребенку в МДОУ (п.14). Сторонами не оспаривалось в судебном заседании, что дети: ОДР, ЧА-ХМ, ХАС и МТШ не обладают правом первоочередного или внеочередного приема в Учреждение. Вместе с тем, истцы просят признать право их детей на доступ к дошкольному образованию, а данное право, как указано выше, установлено Конституцией Российской федерации и федеральным законом, так как Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию правовым социальным государством, которое гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего устанавливаются гарантии социальной защиты (статья 1, часть 1; статьи 7 и 18;статья 19, части 1 и 2;статья 21, часть 1). При этом выбор способа защиты гражданских прав в соответствии с требованиями ст. 9 и 12 ГК РФ принадлежит непосредственно гражданам. Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 22 марта 2007 года № 4-П, в соответствии с Конституцией Российской Федерации политика Российской Федерации как правового и социального государства - исходя из ответственности перед нынешним и будущими поколениями, стремления обеспечить благополучие и процветание России - направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2007 года № 03-1883 направлены Методические рекомендации по развитию дошкольного образования в 2007-2010 годах, обеспечению его доступности и повышению качества услуг образовательных учреждении, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, согласно которым система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. С этой точки зрения увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в дошкольное образовательное учреждение, с тем чтобы женщина-мать могла по истечении отпуска по уходу за ребенком в соответствии со своими желаниями вернуться к полноценной трудовой деятельности. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной, и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки от 1 месяца до 1 года со дня подачи заявления о необходимости устройства ребенка в детский сад. Таким образом, после выплаты пособий в связи с рождением ребенка логическим продолжением государственной поддержки обеспечения возможности семьи содержать и воспитывать ребенка является обеспечение государством семей возможностью пользоваться услугами дошкольных образовательных учреждений, тем более при наступлении возраста ребенка, когда родитель, находящийся в отпуске по уходу за ребенком, должен приступить к трудовой деятельности. Следовательно, содержание, воспитание и обучение ребенка в дошкольном образовательном учреждении также предоставляет возможность родителям распорядиться своей способностью к труду, получать вознаграждение за труд, тем самым увеличить финансовое обеспечение семьи, в том числе ребенка. Как указано выше, дети истцов поставлены на учет в общей очереди на предоставление места в детском дошкольном учреждении, и с момента подачи заявлений прошло более одного года, однако дети местами в данных учреждениях не обеспечены. Доводы ответчика о нарушении прав других граждан, состоящих в очереди на получение места в МДОУ, в случае удовлетворения иска, следует счесть не состоятельными, поскольку факт признания права гражданина не может быть зависим от возможной реализации прав других лиц и, кроме того, права иных граждан, нуждающихся в обеспечении местом в дошкольном учреждении, не являются предметом данного судебного исследования. Отсутствие свободных мест в муниципальных образовательных учреждениях города Кызыла не освобождает органы местного самоуправления в лице Мэрии г. Кызыла от выполнения обязанности по предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования детям, так как муниципальные образования обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Поскольку законодательством прямо предусмотрена организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования органами местного самоуправления муниципальных районов, то большая очередь при получении направлений в дошкольные образовательные учреждения, отсутствие свободных мест и достаточного финансирования для строительства новых дошкольных образовательных учреждений не могут являться препятствием в реализации конституционного права детей на дошкольное образование. При данных обстоятельствах вышеуказанные иски о признании права на доступ к дошкольному образованию и возложении на ответчика обязанности предоставить место в дошкольном образовательном учреждении обоснованны и подлежат удовлетворению. Истцы при удовлетворении исковых требований просят суд обязать ответчика предоставить их детям места в дошкольном учреждении в течение месяца со дня вступления решения в законную силу. Между тем, поскольку в силу приведенного выше Порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений имеющиеся на территории города Кызыла дошкольные образовательные учреждения на 2011-2012 годы полностью укомплектованы, и свободных мест не имеют, а комплектование на следующий год произойдет с 01 июня по 31 августа, поэтому для реального исполнения решения суда суд считает обоснованным установить срок исполнения в течение семи месяцев со дня вступления решения в законную силу. В соответствии со ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Каждый их истцов просит взыскать в его пользу по <данные изъяты> рублей в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя. Между тем, в материалы дела представлены только две квитанции: ХСС - об оплате услуг КЕН и МШК - об оплате услуг ДВЭ Учитывая обстоятельства данного дела, однотипный характер требований, идентичность содержания исковых заявлений, небольшой объем представленных материалов - суд присуждает с ответчика в пользу истцов ХСС и МШК по <данные изъяты> рублей каждому в счет возмещения расходов по оплате услуг представителя. Истцы ОАО и ЧСД вообще никаких документов, подтверждающих понесенные ими расходы, не представили, поэтому их ходатайства об оплате услуг представителя не могут быть удовлетворены. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иски МШК, действующего в интересах МТШ, ОАО, действующей в интересах ОДР, ЧСД, действующей в интересах ЧА-ХМ, ХСС, действующего в интересах ХАС, к Мэрии <адрес> о признании права на дошкольное образование и возложении обязанности предоставить место в дошкольном образовательном учреждении города Кызыла удовлетворить. Обязать Мэрию <адрес> в течение семи месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить места в дошкольных образовательных учреждениях <адрес> Тыва: МТШ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ОДР, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ЧА-ХМ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ХАС, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Взыскать с Мэрии г. Кызыла в пользу ХСС и в пользу МШК по <данные изъяты> рублей каждому в счет возмещения расходов по оплате услуг представителей. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 15 февраля 2012 года. Судья Л.Т. Сватикова