Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 декабря 2011 года г. Кызыл Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Шулуу Л.К., при секретаре Монгуш М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кара-Сал в интересах Кара-Сал к Мэрии <адрес>, Департаменту по образованию и молодежной политике Мэрии <адрес> об обязании предоставления места в дошкольном учреждении, У С Т А Н О В И Л: Кара-Сал обратился в суд в интересах Кара-Сал к Мэрии <адрес> об обязании предоставления места в дошкольном учреждении, указав, что Департамент по образованию и молодежной политике Мэрии <адрес> сообщил, что сын состоит в очереди на получение места в дошкольное образовательное учреждение <адрес>, под номером 1588. По состоянию на сентябрь месяц 2011 года место в дошкольное образовательное учреждение Мэрией <адрес> не предоставлено. Поскольку место в дошкольное учреждение <адрес> сыну не предоставлено, а обеспечение из других источников и других исполнителей по данным обязательствам и по таким целям Федеральным законодательством Российской Федерации не предусмотрены, необходимо признать, что существует факт неисполнения Мэрией <адрес> своей обязанности по надлежащему обеспечению дошкольного образования детям дошкольного возраста. Поскольку орган местного самоуправления - Мэрия <адрес> не обеспечивает реализацию прав сына дошкольного возраста, считает, что Мэрия <адрес> нарушает права сына дошкольного возраста на общедоступное бесплатное дошкольное образование предусмотренного Федеральным законодательством и гарантированного Конституцией Российской Федерации. Для ведения настоящего гражданского дела истец заключил соглашение с адвокатом Центральной коллегии адвокатов с Лаа А.К.-ооловичем и оплатил его услуги в сумме 40 000 (сорок тысяч) рублей. В ходе оказания юридической помощи Лаа А.К. провёл десять устных консультаций, в том числе и с выездом по месту жительства, подготовил исковое заявление, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие истца. Также запросил необходимые сведения для рассмотрения настоящего дела у государственных органов: у администрации <адрес>, прокуратуры <адрес>. В соответствии с ч.1 ст. 100. ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя. Просит признать право Кара-Сал на дошкольное образование в дошкольном образовательном учреждении <адрес>, по месту проживания, которое предусмотрено федеральным законодательством и гарантированно ч.2 ст.43 Конституции РФ; обязать Мэрию <адрес> обеспечить исполнение прав ребенка дошкольного возраста на дошкольное образование, путем предоставления для сына Кара-Сал, ДД.ММ.ГГГГ г.р., прож., <адрес>, места в дошкольное учреждение <адрес> по месту жительства, а именно в ДОУ № <адрес> либо в ДОУ №, <адрес> либо в ДОУ №,г.<адрес>;. Взыскать с Мэрии <адрес> расходы на оплату услуг представителя в размере сумме 40 000 рублей в пользу Кара-Сал В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, согласно которым просит обязать Мэрию <адрес> обеспечить ребенку Кара-Сал, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающего по адресу <адрес>2, доступ к дошкольному образованию путем предоставления места в дошкольном образовательном учреждении <адрес>, согласно перечня дошкольных образовательных учреждений <адрес>, расположенном на разумном географическом удалении от места проживания, в группе полного дня, в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу; взыскать с Мэрии <адрес> расходы на оплату услуг представителя в размере сумме 50 000 рублей в пользу Кара-Сал Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ Департамент по образованию и молодежной политике Мэрии <адрес> привлечен в качестве ответчика. В судебном заседании истец Кара-Сал, представитель истца по устному заявлению Топуран Ч.Х, иск поддержали, просили удовлетворить требования. Представитель ответчика Мэрии г. Кызыла Кочнев П.В., действующий на основании доверенности, требования не признал и пояснил, что действиями Мэрии <адрес> права истца не нарушены. Предоставление места в детском саду нарушит права детей, которые стоят впереди ребенка истца. Представитель ответчика Департамента по образованию и молодежной политике Мэрии <адрес> ФИО2, предъявленные требования не признал, пояснил, что порядок предоставления мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях определен Постановлением Мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений». Считает, что при удовлетворении требований истца будут нарушены права детей, вставших на очередь раньше неё. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно свидетельству о рождении I-ЛЖ №, Кара-Сал родился ДД.ММ.ГГГГ, его отцом является Кара-Сал, матерью - ФИО1. Судом установлено, что Кара-Сал был поставлен в общую очередь по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений, до настоящего времени место в дошкольном образовательном учреждении ему не предоставлено. На момент рассмотрения спора сын истца зарегистрирован в журнале учета очередности за №, что сторонами не оспаривается. Статьёй 43 Конституции Российской Федерации провозглашено право каждого гражданина на образование. Государством гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Согласно ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относит организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования. В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, и организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. Из п. 12 Устава городского округа «Город Кызыл <адрес>» к вопросам местного значения г Кызыла относятся: организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории <адрес>. Постановлением Мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений, расположенных на территории городского округа «Город Кызыл <адрес>»» порядок комплектования муниципальных дошкольных учреждений городского округа "Город Кызыл <адрес>" (далее - Порядок) определяет единый порядок комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений <адрес>, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Согласно указанному Порядку формирования очередности на получение мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, формирование очередности детей дошкольного возраста, нуждающихся в устройстве в муниципальные дошкольные образовательные учреждения (далее - МДОУ), проводится дошкольным отделом Департамента по образованию и молодежной политике мэрии <адрес> в соответствии с регистрацией детей в журналах учета очередности. В дошкольном отделе Департамента по образованию и молодежной политике мэрии <адрес> ведется один журнал регистрации общей очереди и журналы регистрации для детей, имеющих право на внеочередное и первоочередное устройство в МДОУ. Департаментом по образованию и молодежной политике мэрии <адрес> на основании решений Рабочей группы по комплектованию МДОУ <адрес> и решений Комиссии по внеочередному устройству детей в МДОУ <адрес>, по итогам комплектования с 1 июня по 31 августа текущего года, а также по итогам доукомплектования в течение учебного года на основании решения Комиссии по внеочередному устройству детей в МДОУ <адрес> родителям (законным представителям) выдается направление установленного образца, которое является основанием для зачисления ребенка в МДОУ. Заведующие МДОУ принимают детей в муниципальное дошкольное образовательное учреждение на основании направления Департамента по образованию и молодежной политике Мэрии <адрес>. Комплектование МДОУ на новый учебный год проводится в соотношении 50% от свободных мест в МДОУ <адрес> для детей из общей очереди и 50% от свободных мест в МДОУ <адрес> для детей из льготной очереди. Право на первоочередное предоставление места в МДОУ имеют: дети из многодетных семей, имеющих 3 и более несовершеннолетних детей, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей"; дети, родители (один из родителей) которых находятся на военной службе. Как следует из материалов дела, истец обратился за защитой своего права путем понуждения ответчика предоставить место в детском дошкольном учреждении его ребенку, указав, что ответчиком было отказано в предоставлении места его ребенку, несмотря на своевременную постановку в очередь для устройства в детское дошкольное учреждение. Согласно ст. 1, Закон <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1153 ВХ-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан" многодетная семья - семья, в которой воспитываются 3 и более детей до 18 лет, рожденные от одной матери и усыновленные в установленном порядке. В ходе судебного заседания установлено, что истец Кара-Сал имеет троих несовершеннолетних детей Кара-Сал, ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о рождении №); Кара-Сал, ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о рождении №); Кара-Сал, ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о рождении №), является отцом многодетной семьи. Кроме того, истец Кара-Сал является военнослужащим, проходит военную службу по контракту в войсковой части 22126, согласно справке командира войсковой части 22126 № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 19 п. 6 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ детям военнослужащих по месту жительства их семей места в государственных и муниципальных общеобразовательных и дошкольных общеобразовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях предоставляются в первоочередном порядке. Истец неоднократно обращался в Мэрию <адрес> по вопросу об устройстве сыновей Кара-Сал в дошкольное учреждении, в результате которого ему было отказано в связи с недостатком мест. Как установлено Кара-Сал был поставлен на очередь в ДД.ММ.ГГГГ. Со дня постановки ребенка на очередь прошло 3 года, однако ребенок местом в детском саду не обеспечен. Ребенок Кара-Сал из многодетной семьи, также истец по своему статусу, как военнослужащий имеют льготы по устройству ребенка в дошкольное образовательное учреждение в первоочередном порядке. Данные гарантии военнослужащим государство закрепило в целях поддержки семьи военнослужащего на время его пребывания в рядах российской армии. Исполнение на местах данной льготы о первоочередной устройстве ребенка военнослужащего в дошкольное образовательное учреждение дает военнослужащему уверенность в том, что государство в то время как он выполняет свой долг по охране безопасности страны, заботиться о его семье и. помогает ей. Таким образом, со стороны Мэрии <адрес> и Департамента по образованию Мэрии <адрес> обязанность по обеспечению ребенка истца местом в детском дошкольном учреждении в первоочередном порядке не исполнена, нарушено конституционное право на бесплатное дошкольное образование, в связи с чем, требование истца о предоставлении места сыну в дошкольном образовательном учреждении <адрес> подлежит удовлетворению. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 15.05.2006 г. № 5-П, государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня. Поскольку законодательством прямо предусмотрена организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования органами местного самоуправления муниципальных районов, то большая очередность при получении направлений в дошкольные образовательные учреждения, отсутствие свободных мест и достаточного финансирования для строительства новых дошкольных образовательных учреждений, не может являться препятствием в реализации Кара-Сал своего конституционного права на дошкольное образование. С учётом изложенного, отсутствие свободных мест в МДОУ не освобождает Мэрию <адрес> и Департамент по образованию Мэрию <адрес> от выполнения обязанности по предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования Кара-Сал, в связи с чем, доводы ответчика в этой части не обоснованны. Истец при удовлетворении исковых требований просит суд обеспечить несовершеннолетнего Кара-Сал местом в дошкольном учреждении в течении месяца со дня вступления решения в законную силу. Учитывая то обстоятельство, что на учебный 2011-2012 год, места в детских садах укомплектованы, поиск вакантного места в дошкольном учреждении потребует определенного времени что повлияет на исполнение судебного решения, в связи с чем, суд полагает, что ответчику необходимо представить время для устройства ребенка в дошкольное учреждение разумный срок, т.е. в течении двух месяцев, со дня вступления решения в законную силу. Согласно ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах, поскольку адвокат Лаа А.К. не участвовал при рассмотрении дела, то с ответчика подлежит 2000 рублей в счет оплаты услуг представителя. Руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Кара-Сал в интересах Кара-Сал к Мэрии <адрес>, Департаменту по образованию и молодежной политике Мэрии <адрес> об обязании предоставления места в дошкольном учреждении, удовлетворить частично. Обязать Мэрию <адрес>, Департамент по образованию и молодежной политике Мэрии <адрес> предоставить Кара-Сал место в дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня в течение 2 (двух) месяцев с момента выступления решения в законную силу. Взыскать с Мэрии <адрес>, Департамент по образованию и молодежной политике Мэрии <адрес> в пользу Кара-Сал 2000 (две тысячи) рублей в счет возмещения услуг представителя. В удовлетворении остальной части иска отказать Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения - 26 декабря 2011 года. Судья Л.К. Шулуу