Решение по делу №2-611/2012 от 20.02.2012 г.



Дело № 2-5655/12

Р Е Ш Е Н И Е

      ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

           20 февраля 2012 года                       г. Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе судьи Сватиковой Л.Т., при секретаре Сат А.Ч., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к С1 о возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,

с участием старшего помощника прокурора г. Кызыла Ц, представителей ответчика - С2, Н,

                                                      у с т а н о в и л :

           Прокурор г. Кызыла обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к С1 о возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, указывая на то, что Прокуратурой г. Кызыла проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности автомойки <данные изъяты>, принадлежащей индивидуальному предпринимателю С1.

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды (ст. 4 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).

Проведенной проверкой установлено, что автомойка <данные изъяты> расположена на территории жилой застройки по адресу: <адрес>, имеет 2 поста для мойки легковых автомобилей.

Согласно справке о результатах санитарно-гигиенического обследования автомойки <данные изъяты> ИП С1 расположенной по адресу: <адрес>, в соответствии с гл. 7.1.12. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200 -03 «Санитарно - защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» автомойка относится к предприятию 5 класса опасности, для которого установлены ориентировочные размеры санитарно - защитной зоны - 50 м. Расстояние до ближайших жилых домов составляет - 8, 5 м. (до <адрес> <адрес> с южной стороны), 19 м. (до общежития <данные изъяты> <адрес>).

При размещении микропредприятий малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек необходимо уведомление от юридического лица или индивидуального предпринимателя о соблюдении действующих санитарно-гигиенических требований и нормативов на границе жилой застройки. Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий. Уведомление от ИП С1 в Управление не поступало, что является нарушением п. 3.17. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Правоустанавливающие документы (свидетельство, кадастровый план) на земельный участок отсутствуют.

В соответствии со ст. 11 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, в числе прочего обязаны:

- выполнять требования санитарного законодательства;

- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;

- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

- проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.

Согласно ст. 20 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (в местах постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.

Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам

В силу ч.3 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Порядок установления санитарно-защитных зон вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, а также санитарная классификация организаций, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 г. № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН) № 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Требования данных Правил, в силу п. 1.2, распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Кроме этого, Правила, в пункте 1.4, устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций.

В силу пункта 3.1 Правил разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

Пунктом 4.3 Правил установлено, что для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании:

- действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

- результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.);

- систематических натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (тридцать дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке), уровней физического воздействия на атмосферный воздух.

Таким образом, автомойка «Ваша автомоечка» является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека 5-го класса опасности.

В связи с чем, в целях обеспечения безопасности населения, ИП С1 обязан разработать проект санитарно-защитной зоны вокруг автомойки «Ваша автомоечка» и утвердить его в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ.

Однако в ходе проведения проверки установлено, что проект санитарно-защитной зоны С1 не разработан, в органах Роспотребнадзора не утвержден.

Таким образом, индивидуальный предприниматель С1 осуществляет эксплуатацию автомойки «Ваша автомоечка» с грубыми нарушениями действующего санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, чем нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, и что может привести к негативным последствиям для здоровья населения.

Просит обязать ответчика разработать проект санитарно-защитной зоны производственного объекта - автомойки <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес>, и утвердить данный проект в органах Роспотребнадзора в установленном законом порядке в течение в шестимесячного срока.

           В судебном заседании старший помощник прокурора г. Кызыла Ц иск полностью поддержала.

          Ответчик просил о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием представителя Н

          Представители ответчика Н и С2 иск не признали и пояснили, что приложенная к иску справка санитарно-гигиенического обследования автомойки, подписанная старшим специалистом 1 разряда ОСН произвольной формы, не содержит указания места составления, даты, не имеет номера. Подпись помощника прокурора отсутствует. Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля предусмотрен Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В данном случае нарушен порядок проведения выездной проверки, с результатами которой С1 не был ознакомлен, поэтому он не имел возможности представить свои возражения и устранить выявленные нарушения. Кроме того, в настоящее время заключен договор на разработку требуемого проекта. Просили в удовлетворении иска отказать.

          Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

          В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, в числе прочего обязаны:

- выполнять требования санитарного законодательства;

- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;

- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

- проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.

Согласно ст. 20 указанного Федерального закона атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (в местах постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека (п.1). Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам (п.3). Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам (п.4).

В силу ч.3 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Порядок установления санитарно-защитных зон вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, а также санитарная классификация организаций утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 г. № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН) № 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

В силу п. 1.2 требования данных Правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Согласно пункту 1.4 Правил Санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.).

В силу пункта 3.1 Правил разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

Пунктом 4.3 Правил установлено, что для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании:

- действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

- результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.);

         Как установлено, ответчик является индивидуальным предпринимателем и осуществляет свою деятельность, в частности, путем автосервиса - мойки легковых автомобилей на     автомойке <данные изъяты> расположенной по адресу: <адрес>.

Земельный участок по указанному адресу площадью 304 кв.м. принадлежит на праве собственности С2 (супруге ответчика).

Из справки о результатах санитарно-гигиенического обследования автомойки <данные изъяты> индивидуального предпринимателя С1, расположенной по адресу: <адрес>, составленной старшим специалистом 1 разряда отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по <адрес> С-Д следует, что совместно со старшим помощником прокурора <адрес> О проведено санитарно-гигиеническое обследование указанной автомойки.

В справке указано, что автомойка расположена на территории жилой застройки города, имеет два поста для мойки легковых автомобилей. В соответствии с гл. 7.1.12. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200 -03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» автомойка относится к предприятию 5 класса опасности, для которого установлены ориентировочные размеры санитарно-защитной зоны - 50 м. Расстояние до ближайших жилых домов составляет - 8, 5 м. (до <адрес> <адрес> с южной стороны), 19 м. (до общежития <данные изъяты> <адрес>). При размещении микропредприятий малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек необходимо уведомление от юридического лица или индивидуального предпринимателя о соблюдении действующих санитарно-гигиенических требований и нормативов на границе жилой застройки. Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий. Уведомление от С1 в Управление не поступало, что является нарушением п. 3.17. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Для сбора твердых бытовых отходов установлен 1 металлический контейнер, площадка с твердым покрытием отсутствует, что является нарушением п.2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий наследных мест». Жидкие отходы от помывки автомобилей и уборной сливаются в общий септик. Договор на вывоз и откачку отходов производства и потребления со специализированной организацией, погашенные талоны о вывозе твердых и жидких отходов на полигон ТБО г. Кызыла самовывозом отсутствуют, что является нарушением п.1.8., п.1.11. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий наследных мест». Локальные очистные сооружения отсутствуют. Жидкие отходы не проходят предварительную очистку и обеззараживание перед откачкой ассенизационным транспортом. Класс опасности жидких отходов не определен, что является нарушением ст.10 ФЗ от 24.06.1998 «89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.2.9. СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления».

         Доводы представителей ответчика о том, что результаты проверки, проведенной с грубым нарушением установленных законом требований к проведению проверок, не могут являться доказательством нарушения индивидуальным предпринимателем обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом или судом, не могут быть признаны состоятельными для разрешения настоящего спора, рассматриваемого в порядке гражданского судопроизводства.

        Так, согласно ст. 71 ГПК РФ письменным доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи либо иным позволяющим установить достоверность документов способом.

        Представители ответчика не оспаривали факта отсутствия на момент рассмотрения дела проекта санитарно-защитной зоны производственного объекта - автомойки. В доказательство того, что указанное нарушение устраняется, стороной ответчика представлен договор от 13.02.2012 № ГН-491 на создание научно-технической продукции, заключенный между ООО <данные изъяты> и индивидуальным предпринимателем С1 Предметом договора является инвентаризация источников выбросов вредных веществ в атмосферу; разработка проекта «Норматив предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух»; выполнение санитарно-защитной зоны предприятия.

Поэтому, наряду с устными пояснениями представителей ответчика, указанная справка специалиста Управления Роспотребнадзора по Республике Тыва является письменным доказательством факта отсутствия проекта санитарно-защитной зоны автомойки.

         Таким образом, поскольку установлено, что на день рассмотрения дела указанные прокурором нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства ответчиком еще не устранены, проект санитарно-защитной зоны производственного объекта - автомойки «Ваша автомоечка» не разработан, а только находится в стадии разработки, то, при данных обстоятельствах, требование прокурора о возложении на ответчика обязанности разработать проект санитарно-защитной зоны автомойки и утвердить данный проект в органах Роспотребнадзора в установленном законом порядке - обоснованно и подлежит удовлетворению.

         Так как прокурор просил установить срок исполнения решения суда - в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу, и представитель ответчика также поясняла, что для выполнения требований законодательства необходимо определенное время, то суд устанавливает срок 6 месяцев, полагая его реальным и достаточным для выполнения требований прокурора.

         Так как прокурор в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины, то с ответчика в соответствии со ст.103 ГПК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

          На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Исковое заявление прокурора г. Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к С1 о возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить.

Обязать С1 в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу разработать проект санитарно-защитной зоны производственного объекта - автомойки <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес>, и утвердить данный проект в органах Роспотребнадзора в установленном законом порядке.

           Взыскать с С1 государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

         Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

     Мотивированное решение изготовлено 26 февраля 2012 года.

      Судья                                                                                              Л.Т. Сватикова