Решение по делу № 2-272/2012 от 12.03.2012



            Р Е Ш Е Н И Е

                  ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 марта 2012 года                                                                                г. Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Шулуу Л.К., при секретаре Ойдупаа А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Саая А.М. в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к Мэрии г. Кызыла, об обязании предоставления места в дошкольном учреждении,

                                                       У С Т А Н О В И Л:

Саая А.М. обратилась в суд в интересах ФИО1 к Мэрии г. Кызыла об обязании предоставления места в дошкольном учреждении, указав, что Департамент по образованию и молодежной политике Мэрии г. Кызыла сообщил, что сын состоит в очереди на получение места в дошкольное образовательное учреждение г. Кызыла, под номером . По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года место в дошкольное образовательное учреждение Мэрией г. Кызыла не предоставлено. Поскольку место в дошкольное учреждение г. Кызыла сыну не предоставлено, а обеспечение из других источников и других исполнителей по данным обязательствам и по таким целям Федеральным законодательством Российской Федерации не предусмотрены, необходимо признать, что существует факт неисполнения Мэрией г. Кызыла своей обязанности по надлежащему обеспечению дошкольного образования детям дошкольного возраста. Поскольку орган местного самоуправления - Мэрия г. Кызыла не обеспечивает реализацию прав сына дошкольного возраста, считает, что Мэрия г. Кызыла нарушает права сына дошкольного возраста на общедоступное бесплатное дошкольное образование предусмотренного Федеральным законодательством и гарантированного Конституцией Российской Федерации.     Просит суд признать право ФИО1 на дошкольное образование в дошкольном образовательном учреждении г.Кызыла, по месту проживания, которое предусмотрено федеральным законодательством и гарантированно ч.2 ст.43 Конституции РФ; обязать Мэрию г.Кызыла обеспечить исполнение прав ребенка дошкольного возраста на дошкольное образование, путем предоставления для сына ФИО1 места в дошкольное учреждение г.Кызыла по месту жительства, а именно в ДОУ .

В ходе судебного разбирательства истица уточнила исковые требования, согласно которым просит обязать Мэрию г. Кызыла обеспечить ребенку ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающего <адрес> доступ к дошкольному образованию путем предоставления места в дошкольном образовательном учреждении г. Кызыла, в группе полного дня, в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу;

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ Департамент по образованию и молодежной политике Мэрии г. Кызыла привлечен в качестве ответчика.

В судебном заседании истица Саая А.М. представитель истца по устному заявлению Топуран Ч.Х. иск поддержали, просили удовлетворить требования.

Представитель ответчика Мэрии г. Кызыла Чылбак-оол О.Д., действующий на основании доверенности, требования не признала и пояснил, что действиями Мэрии г. Кызыла права истицы не нарушены. В настоящее время перед истцом в очереди человек. Предоставление места в детском саду нарушит права детей, которые стоят впереди ребенка истицы.

Представитель ответчика Департамента по образованию и молодежной политике Мэрии г. Кызыла Ооржак А.П., предъявленные требования не признал, пояснил, что порядок предоставления мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях определен Постановлением Мэрии г. Кызыла от 02.06.2010 года № 1489 «Об утверждении порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений». Считает, что при удовлетворении требований истицы будут нарушены права детей, вставших на очередь раньше неё.

          Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно свидетельству о рождении , ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, его матерью является Саая А.М..

Судом установлено, что ФИО1 был поставлен в общую очередь по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений, до настоящего времени место в дошкольном образовательном учреждении ему не предоставлено. На момент рассмотрения спора сын истицы зарегистрирован в журнале учета очередности за , что сторонами не оспаривается.

       Статьёй 43 Конституции Российской Федерации провозглашено право каждого гражданина на образование. Государством гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

       Согласно ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относит организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, и организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

Из п. 12 Устава городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» к вопросам местного значения г Кызыла относятся: организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории г. Кызыла.

Постановлением Мэрии г. Кызыла от 02.06.2010 года № 1489 «Об утверждении порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений, расположенных на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва»» порядок комплектования муниципальных дошкольных учреждений городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" (далее - Порядок) определяет единый порядок комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Кызыла, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Согласно указанному Порядку формирования очередности на получение мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, формирование очередности детей дошкольного возраста, нуждающихся в устройстве в муниципальные дошкольные образовательные учреждения (далее - МДОУ), проводится дошкольным отделом Департамента по образованию и молодежной политике мэрии города Кызыла в соответствии с регистрацией детей в журналах учета очередности. В дошкольном отделе Департамента по образованию и молодежной политике мэрии города Кызыла ведется один журнал регистрации общей очереди и журналы регистрации для детей, имеющих право на внеочередное и первоочередное устройство в МДОУ. Департаментом по образованию и молодежной политике мэрии города Кызыла на основании решений Рабочей группы по комплектованию МДОУ г. Кызыла и решений Комиссии по внеочередному устройству детей в МДОУ г. Кызыла, по итогам комплектования с 1 июня по 31 августа текущего года, а также по итогам доукомплектования в течение учебного года на основании решения Комиссии по внеочередному устройству детей в МДОУ г. Кызыла родителям (законным представителям) выдается направление установленного образца, которое является основанием для зачисления ребенка в МДОУ. Заведующие МДОУ принимают детей в муниципальное дошкольное образовательное учреждение на основании направления Департамента по образованию и молодежной политике Мэрии города Кызыла. Комплектование МДОУ на новый учебный год проводится в соотношении 50% от свободных мест в МДОУ г. Кызыла для детей из общей очереди и 50% от свободных мест в МДОУ г. Кызыла для детей из льготной очереди. Право на первоочередное предоставление места в МДОУ имеют: дети из многодетных семей, имеющих 3 и более несовершеннолетних детей, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".

       Как следует из материалов дела, истица обратилась за защитой своего права путем понуждения ответчика предоставить место в детском дошкольном учреждении его ребенку, указав, что ответчиком было отказано в предоставлении места его ребенку, несмотря на своевременную постановку в очередь для устройства в детское дошкольное учреждение.

Таким образом установлено, со стороны Мэрии г. Кызыла и Департамента по образованию Мэрии г. Кызыла обязанность по обеспечению ребенка истца местом в детском саду не исполнена, нарушено конституционное право на бесплатное дошкольное образование, в связи с чем, требование истицы о предоставлении места ФИО1 в дошкольном образовательном учреждении <адрес> подлежит удовлетворению.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 15.05.2006 г. № 5-П, государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Поскольку законодательством прямо предусмотрена организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования органами местного самоуправления муниципальных районов, то большая очередность при получении направлений в дошкольные образовательные учреждения, отсутствие свободных мест и достаточного финансирования для строительства новых дошкольных образовательных учреждений, не может являться препятствием в реализации ФИО1. своего конституционного права на дошкольное образование.

С учётом изложенного, отсутствие свободных мест в МДОУ не освобождает Мэрию г. Кызыла от выполнения обязанности по предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования ФИО1., в связи с чем, доводы ответчика в этой части не обоснованны.

Таким образом, суд полагает, что исковые требования по предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования подлежат удовлетворению к ответчику- Мэрии г. Кызыла.

Истец при удовлетворении исковых требований просит суд обеспечить несовершеннолетнего ФИО1 местом в дошкольном учреждении в течении месяца со дня вступления решения в законную силу.

Учитывая то обстоятельство, что на учебный 2011-2012 год, места в детских садах укомплектованы, поиск вакантного места в дошкольном учреждении потребует определенного времени что повлияет на исполнение судебного решения, в связи с чем, суд полагает, что ответчику необходимо представить время для устройства ребенка в дошкольное учреждение разумный срок, т.е. в течении трех месяцев, со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Саая А.М. в интересах ФИО1 к Мэрии г. Кызыла, об обязании предоставления места в дошкольном учреждении, удовлетворить частично.

Обязать Мэрию г. Кызыла, предоставить ФИО1 место в дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня в течение 3 (трех) месяцев с момента выступления решения в законную силу.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения - 19 марта 2012 года.               

Судья                                                        Л.К. Шулуу