РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 16 апреля 2012 года г. Кызыл Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Дулуш В.В., при секретаре Оюн Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению гимназия № <адрес> об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, с участием старшего помощника прокурора <адрес> Цыганок М.А., УСТАНОВИЛ: Прокурор г.Кызыла обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ответчику с иском об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, указывая на то, что прокуратурой была проведена проверка по соблюдению законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в органах образования, здравоохранения и социальной защиты и выявлены нарушения норм законодательства РФ. Согласно нормам закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относится и здание МОУ гимназия № <адрес>. Как показала проверка, вход в здание учреждения не оборудован специальными приспособлениями (перилами, настилами, рельсами, пандусами), что препятствует свободному доступу инвалидов в здание. Отсутствие специализированного оборудования возле входа в здание учреждения - МОУ гимназия № <адрес> затрагивает права и охраняемые законом интересы любого гражданина Российской Федерации, обладающего правом на свободу передвижения, охрану здоровья и право на образование на территории Российской Федерации. Просит обязать ответчика в течение двух месяцев оборудовать вход в здание по адресу: <адрес>, специальным приспособлением-пандусом, соответствующим нормам и правилам 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора г. Кызыла Цыганок М.А. иск полностью подержала по указанным в нем основаниям. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дне и времени заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении не заявлял, поэтому суд рассматривает дело в порядке ч.4 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика. Представитель третьего лица Министерства образования и науки Республики Тыва будучи извещенным о времени и месте в судебное заседание не явился. Выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с правилами 5-10 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых Генеральной ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года, государствам следует признавать важность обеспечения доступности в процессе создания равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни. Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечиваются, в том числе, государственная поддержка инвалидов. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее по тексту- Федеральный закон N 181-ФЗ), социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. В соответствии со ст.2 Градостроительного кодекса РФ одним из принципов градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Согласно ст.3 Федерального закона №181-ФЗ, законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Согласно ч.1 ст. 15 Федерального закона №181-ФЗ, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Часть 5 статьи 15 указанного Федерального закона №181-ФЗ предусматривает, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. В соответствии с Федеральным законом № 384-ФЗ от 30 декабря 2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», который распространяется на все этапы жизненного цикла здания и сооружения (п.2 ст. 3), в проектной документации жилых зданий, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры должны быть предусмотрены мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения к таким объектам (п. 14 ст. 30). Пунктом 4.3.3 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 52496-2005 "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения" установлено, что все жилые, служебные и производственные помещения проверяются на соответствие следующим требованиям, определяющим их качество, в частности, требованиям по обязательному оборудованию помещений специальными устройствами, приспособлениями передвижения инвалидов (в том числе пандусами, поручнями, расширенными дверными проемами, лифтовыми подъемниками и т.д.). Кроме того, во исполнение требований ст. 15 Федерального закона №181-ФЗ разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения», в частности: Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», принятых постановлением Госстроя РФ от 29 ноября 1999 года № 73; Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстрой РФ от 16 июля 2001 года № 73 и введенных в действие с 1 сентября 2001 года (СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001). Так, согласно п. 3.13 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения с поверхности земли и из каждого доступного подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Статья 6 Закона РФ от 10 июля 1992 года №3266-I "Об образовании" гласит, что государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Директору Муниципальному образовательному учреждению гимназия № <адрес> исполняющим обязанности прокурора <адрес> Сендашом Ш.Н. вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ № в/11, в котором указано, что вход в здание учреждения не оборудован специальными приспособлениями (перилами, настилами, рельсами, пандусами), что препятствует свободному доступу инвалидов в здание и о необходимости принятия мер по устранению выявленных нарушений федерального законодательства. Также в материалы представлены фотографии фасада здания МОУ гимназия №, из которых видно, что вход в здание учреждения не оборудован специальными приспособлениями, в том числе и пандусом. Вышеуказанные обстоятельства ответчиком не оспариваются, что в полном объеме подтверждает наличие нарушений требований федерального законодательства в сфере защиты прав инвалидов, а именно: ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которая гласит, что государство гарантирует инвалиду право на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, и другим учреждениям. При таких обстоятельствах, с учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора г. Кызыла, предъявленных к ответчику. Учитывая о необходимости финансовых затрат на приобретение и установку пандуса, с учетом пояснений представителя прокуратуры, суд устанавливает срок для устранения указанных нарушений - три месяца со дня вступления решения в законную силу, полагая, что данный срок является достаточным и реальным для полного исполнения решения суда. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора г.Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению гимназия №5 г.Кызыла об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов удовлетворить. Обязать Муниципальное образовательное учреждение гимназия № <адрес> устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, а именно: оборудовать вход в здание по адресу: <адрес>, специальным приспособлением - пандусом, соответствующим установленным нормам и правилам. Установить срок исполнения настоящего решения - в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения. Судья В.В. Дулуш