Дело № 2-1295/2012 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Кызыл 20 марта 2012 года Кызылский городской суд Республики Тыва, в составе: председательствующего судьи Успуна И.И., при секретаре Шыырап М.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кызыла в интересах Чепкасова Д.В. к Мэрии г.Кызыла о возложении обязанности предоставить жилое помещение, установил: Прокурор г.Кызыла обратился с иском в интересах сироты Чепкасова Д.В..к Мэрии г.Кызыла о возложении обязанности по предоставления жилого помещения Чепкасову Д.В... указав, что в прокуратуру г.Кызыла поступило обращение Чепкасова Д.В..о нарушении права на получение жилого помещения. Проверкой установлено, что Чепкасов Д,В.в Мэрии г.Кызыла состоит на учете по получению жилой площади среди нуждающихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании постановления Мэра г.Кызыла № от ДД.ММ.ГГГГ Чепкасов Д,В. является сиротой, мать истца лишена в отношении него родительских прав, отец умер. В настоящее время жилья не имеет своего, находится в безвыходном положении. Согласно ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). В результате несвоевременного получения жилья после окончания образовательных учреждений и школ-интернатов большинство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются фактически на улице. Большие проблемы возникают у выпускников школ-интернатов, так как дети в общежитиях школ-интернатов уже не имеют права проживать, а если устраиваться на работу - нет жилья. Дети, у которых есть родственники и знакомые, по окончании учебы, вынуждены проживать у них, в нарушение ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В нарушение требований Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ответчиком не предоставлено Чепкасову Д.В.. жилье или целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения, несмотря на то, что она состоит на льготной очереди по получению жилья в Мэрии г.Кызыла. В результате бездействия ответчика по предоставлению жилья нарушено её право на жилье, гарантированное федеральным законодательством. Просят обязать Мэрию г.Кызыла устранить нарушения требований ч.ч.1, 3 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, путем предоставления в течение 6 месяцев Чепкасову Д.В.. жилого помещения на территории городского округа «Город Кызыл», соответствующего санитарным, гигиеническим нормам и требованиям, жилой площадью не ниже 12,5 кв.м. В судебном заседании старший помощник прокурора г.Кызыла Цыганок М.А., действуя по доверенности, исковые требования поддержала полностью. Заинтересованное лицо Чепкасов Д,В..в судебном заседании, иск прокурора поддержал. Представитель Мэрии г.Кызыла Чылбак-оол О.Д.действуя по доверенности, в удовлетворении иска прокурора не возражала. Представитель Министерства финансов Республики Тыва в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со ст.1 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В силу ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, лишена родительских прав Чепкасова В.Н. в отношении сына Чепкасова Д.В. Согласно свидетельству об установлении отцовства 1-ЛЖ №, выданного Отдел Управления ЗАГС Республики Тыва (Агентства) в г. Кызыле, Россия С ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец п. Черби Кызылского района, Республики Тыва, признан отцом ребёнка Чепкасов Д,В., родившегося ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Согласно свидетельству о смерти 1-ЛЖ №, выданного отделом ЗАГС администрации в г. Кызыле актовая запись № от №, С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец п<данные изъяты>, Республики Тыва, умер ДД.ММ.ГГГГ г. Кызыл Республики Тыва, Россия. Согласно свидетельству о рождении серии 1-ЛЖ №, от ДД.ММ.ГГГГ Чепкасов Д,В., родился ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в г.Кызыл Республики Тыва, родителями указаны: мать - Чепкасова В.Н., отец - С, актовая запись о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ Из контрольной карточки следует, что Чепкасов Д,В. как сирота поставлен на очередь по получению квартиры на основании постановления Мэра г.Кызыла ДД.ММ.ГГГГ. По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах Чепкасова Д.В. на объекты недвижимого имущества отсутствуют. Согласно ответа первого заместителя Мэра г. Кызыла Монгуш С.Х. на требование прокурора сообщают, что Чепкасов Д,В.. состоит на учёте детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ, постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение Чепкасову Д.В.. Мэрией г. Кызыла не предоставлялось. Таким образом, установлено, что Чепкасов Д,В. в интересах которой обратился в суд прокурор, относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не работает, закрепленного жилья не имеет, и в соответствии с приведенными нормами законов, имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в виде обеспечения по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст.ст. 1,2 Закона Республики Тыва «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Тыва (далее -органы местного самоуправления) наделены отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - отдельные государственные полномочия). Средства на реализацию отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, предусматриваются республиканским бюджетом Республики Тыва на очередной финансовый год в виде предоставляемых местным бюджетам субвенций. В силу ст.3 вышеуказанного Закона Республики Тыва органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 8) обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно Перечню муниципальных районов и городских округов Республики Тыва, которые наделяются отдельными государственными полномочиями по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющегося приложением к Закону Республики Тыва, данными полномочиями наделены городские округа: 1) город Кызыл; 2) город Ак-Довурак. В соответствии со ст.ст. 56, 60 Устава городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» Мэрия г.Кызыла управляет муниципальной собственностью города, решает вопросы создания, использования, аренды объектов муниципальной собственности, а также обеспечивает условия для адаптации в обществе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и детей-инвалидов. В соответствии с ч.ч.4,5 ст.57 ЖК РФ решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Согласно ч.1,2 ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Постановлением Мэра г.Кызыла № 2375 от 21.09.2010 года «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории городского округа г. Кызыл» установлена норма площади жилого помещения в размере 12,5 кв.м. общей площади на каждого члена семьи. На основании изложенного, суд признает иск прокурора о предоставлении жилого помещения Чепкасову Д.В.обоснованным и считает необходимым обязать Мэрию г.Кызыла предоставить Чепкасову Д.В. жилое помещение общей площадью не менее 12,5 кв.м., в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, поскольку указанный срок является разумным и достаточным. Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК Российской Федерации, суд решил: Исковые требования прокурора города Кызыла в интересах сироты Чепкасова Д.В. к Мэрии г.Кызыла о возложении обязанности предоставить ей жилое помещение, удовлетворить. Обязать Мэрию города Кызыла предоставить Чепкасову Д.В., в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения в законную силу, на условиях договора социального найма жилое помещение на территории города Кызыла общей площадью не менее 12,5 кв.м., соответствующее установленным санитарным, гигиеническим нормам и техническим требованиям. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Тыва, через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение месяца со дня вынесения. Судья И.И. Успун
Согласно ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из