Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30 мая 2012 года г. Кызыл Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Некрасовой Ю.Г., при секретаре Даваа В.И.., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Л. в интересах несовершеннолетней А. к Мэрии г. Кызыла о признании права на дошкольное образование, об обязании предоставления места в дошкольном учреждении, с участием представителя ответчика Ондар Р.В. УСТАНОВИЛ: Л. обратилась в суд в интересах несовершеннолетней дочери А. с иском к Мэрии г. Кызыла о предоставлении места в дошкольном учреждении, указывая на то, что обратилась в Мэрию г. Кызыла с просьбой предоставить место в дошкольном учреждении г. Кызыла её ребенку. Департамент образования Мэрии г. Кызыла сообщил ей, что дочь состоит в очереди на получение места в ДОУ под номером 1905 (общая). При этом, отец ребенка-Д., является военнослужащим, проходит военную службу в войсковой части, в связи с чем ребенок имеет право на первоочередное предоставление ему места в ДОУ. Однако, по состоянию на апрель 2012 года место в ДОУ г. Кызыла истице не предоставлено. Просит обязать Мэрию г. Кызыла предоставить ребенку А. доступ к дошкольному образованию путем предоставления места в дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня в первоочередном порядке. Л. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявляла. Суд считает возможным рассмотреть дело без участия истца. Представители ответчиков Мэрии г. Кызыла Ондар Р.В., действующая на основании доверенности, иск не признала, указав, что в доступе к получению дошкольного образования препятствий не имеется, поскольку ребенок состоит в очереди на получение места в дошкольном образовательном учреждении, однако место ему будет предоставлено в порядке очередности. Представитель третьего лица Департамента по образованию Мэрии г. Кызыла в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Выслушав представителя ответчика изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч. 1 и 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 5, ч. 3 ст. 18 Закона РФ от 10.07.1992 года N 3266-1 "Об образовании" государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования; для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Статьей 4 Закона Республики Тыва от 23.12.2010 года N 373 ВХ-1 "Об образовании в Республике Тыва" установлено, что граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Тыва, пользуются правом на образование в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Республики Тыва. В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 и ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа и создание муниципальных учреждений. Аналогичные положения закреплены в ст. 12 Устава городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», принятого Решением Хурала представителей г. Кызыла от 05.05.2005 года N 50. В соответствии с п. 1 ст. 60 Устава городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» Мэрия г. Кызыла осуществляет управление всеми находящимися в ведении города учреждениями образования; планирует развитие на территории города сети образовательных учреждений, организует оказание им помощи; планирует развитие на подведомственной территории сети учреждений образования, создает городской фонд развития образования за счет собственных и привлеченных средств. Согласно п. 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 года N 666, порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе. В соответствии с п. 1.4 Административного регламента исполнения муниципальной функции по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений муниципального образования городской округ "Город Кызыл Республики Тыва", реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (утвержден постановлением Мэра г. Кызыла от 30.12.2010 года N 3294) муниципальную функцию по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Кызыла, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, выполняет рабочая группа по комплектованию МДОУ г. Кызыла, созданная Департаментом с обязательным включением в состав такой группы представителя мэрии города Кызыла, а также Комиссия по внеочередному устройству детей в МДОУ г. Кызыла. Постановлением Мэра г. Кызыла от 02 июня 2010 года № 1489 утвержден Порядок комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений, расположенных на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» (далее - Порядок комплектования МДОУ). Согласно разделу II Порядка комплектования МДОУ формирование очередности детей дошкольного возраста, нуждающихся в устройстве в МДОУ проводится дошкольным отделом Департамента по образованию и молодежной политике Мэрии г. Кызыла в соответствии с регистрацией детей в журналах учета очередности (п. 1). В дошкольном отделе Департамента ведется один журнал регистрации общей очереди и журналы регистрации для детей, имеющих право на внеочередное и первоочередное устройство в МДОУ (п. 2). Постановка детей дошкольного возраста на очередь в детский сад осуществляется с момента обращения (п. 3). Согласно разделу III Порядка комплектования МДОУ в МДОУ г. Кызыла принимаются дети жителей г. Кызыла, имеющие постоянную либо временную регистрацию по месту жительства одного из родителей в г. Кызыле (п. 1). Комплектование МДОУ г. Кызыла осуществляется рабочей группой по комплектованию МДОУ г. Кызыла, созданной Департаментом по образованию и молодежной политике г. Кызыла, с обязательным включением в состав такой группы представителя Мэрии г. Кызыла, а также Комиссией по внеочередному устройству детей в МДОУ г. Кызыла (п. 2).. Рабочая группа по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Кызыла принимает решение о выделении и распределении мест в МДОУ г. Кызыла детям, зарегистрированным в журнале регистрации общей очереди (п.3). В соответствии с п. 6 и п. 8 указанного Порядка, Департаментом по образованию и молодежной политике мэрии города Кызыла на основании решений Рабочей группы по комплектованию МДОУ г. Кызыла и решений Комиссии по внеочередному устройству детей в МДОУ г. Кызыла, по итогам комплектования с 1 июня по 31 августа текущего года, а также по итогам доукомплектования в течение учебного года на основании решения Комиссии по внеочередному устройству детей в МДОУ г. Кызыла родителям (законным представителям) выдается направление установленного образца, которое является основанием для зачисления ребенка в МДОУ. Направление выдается и регистрируется в журнале учета выдачи направлений. Комплектование МДОУ на новый учебный год проводится в соотношении 50% от свободных мест в МДОУ г. Кызыла для детей из общей очереди и 50% от свободных мест в МДОУ г. Кызыла для детей из льготной очереди. Таким образом, из изложенных норм федерального и республиканского законодательства, а также муниципальных правовых актов, действующих на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», следует, что организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования для детей дошкольного возраста, проживающих на территории г. Кызыла, лежит на органе местного самоуправления - Мэрии г. Кызыла, а также его структурных (функциональных и территориальных) подразделениях. Согласно свидетельству о рождении А., ДД.ММ.ГГГГ, её матерью является Л., отцом- Д. (актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ Органа Управления ЗАГС РТ (Агентства) в г. Кызыле). Факт постановки в очередь на получения места в дошкольном образовательном учреждении г. Кызыла малолетней А. подтверждается представленной копией журнала регистрации общей очереди дошкольного отдела Департамента по образованию Мэрии г. Кызыла, согласно записей которого, А. состоит в очереди с ДД.ММ.ГГГГ, по данным последней перерегистрации, под № 1067. Таким образом, из изложенного следует, что А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет право на устройство в МДОУ г. Кызыла, ответчиком не предоставлено место, что является нарушением права ребенка на общедоступное бесплатное дошкольное образование, гарантированное действующим законодательством. Вместе с тем, суд считает необоснованным доводы истца о наличии у ребенка права на первоочередное устройство в ДОУ как ребенка военнослужащего. Как следует из справки, выданной Военным комиссариатом Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, Д., 1988 года рождения, призван в ряды РА отделом военного комиссариата РТ по Кызылскому кожууну ДД.ММ.ГГГГ. Истец, указывая на наличие права первоочередного устройства ребенка в дошкольное образовательное учреждение, ссылается на п.6 ст. 19 ФЗ «О статусе военнослужащего», в соответствии с которым, при изменении места военной службы военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по контракту, а также при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями члены их семей, обучающиеся (воспитывающиеся) в государственных образовательных учреждениях, имеют право переводиться (приниматься) в образовательные учреждения, ближайшие к новому месту военной службы или месту жительства. Детям военнослужащих по месту жительства их семей места в государственных и муниципальных общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях предоставляются в первоочередном порядке. Дети военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, дети граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, дети военнослужащих - граждан, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, пользуются правом зачисления в суворовские военные, нахимовские военно-морские училища и кадетские корпуса вне конкурса, а при поступлении в военные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования - преимущественным правом при условии успешного прохождения вступительных испытаний и соответствия другим установленным для поступающих требованиям. Суд считает, что указанные гарантии и льготы не распространяются на военнослужащих, проходящих срочную службу в рядах РА, поскольку как следует из контекста п. 6 ст. 19 ФЗ данные гарантии установлены для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в связи с чем, А. не имеет право первоочередного устройства в ДОУ. Исходя из изложенного, исковые требования Л. подлежат удовлетворению в части возложения на Мэрию г. Кызыла обязанности предоставить А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории г. Кызыла. При этом, с учетом того, что истица не имеет каких-либо льгот по внеочередному или первоочередному предоставлению места в ДОУ, ребенок воспитывается в полной семье, суд считает необходимым определить срок для предоставления места в ДОУ шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку считает данный срок реальным, отвечающим интересам как самого несовершеннолетнего, так и интересам третьих лиц. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Л. в интересах несовершеннолетней А. к Мэрии г. Кызыла о признании права на дошкольное образование, об обязании предоставления места в дошкольном учреждении удовлетворить частично. Обязать Мэрию г. Кызыла в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить место в дошкольном образовательном учреждении на территории г. Кызыла А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд. Мотивированное решение изготовлено 04 июня 2012 года. Судья Ю.Г. Некрасова