Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 августа 2012 года г. Кызыл Кызылский городской суд в составе : судьи Некрасовой Ю.Г., при секретаре Чакар Р.В.., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Кызыла в интересах Ондар А.С. к Мэрии г. Кызыла об обязании предоставить жилое помещение, с участием : Санчай М.И., Ойдуп У.М., истца Ондар А.С., представителя ответчика Уйнукай А.Г. У С Т А Н О В И Л: Прокурор г. Кызыла обратился в суд с иском в интересах Ондар А.С.. об обязании Мэрии г. Кызыла предоставить жилое помещение, указав, что в прокуратуру поступило обращение Ондар А.С. о нарушении его жилищных прав на получение жилого помещения. По социальному статусу Ондар А.С. является сиротой, его отец и мать умерли. Ондар А.С. собственного жилья не имеет, состоит на учете нуждающихся среди детей-сирот.. В нарушение требований ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Ондар А.С. ответчиком не предоставлено жилье или целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения после окончания учебного заведения, несмотря на то, что он стоит в льготной очереди по получению жилья В результате бездействия ответчика по предоставлению жилья Ондар А.С.., нарушено его право на жилье, гарантированное федеральным законодательством. В связи с не предоставлением жилья, просит обязать Мэрию г. Кызыла в течение 6 месяцев предоставить Ондар А.С.. жилое помещение на территории городского округа «город Кызыл» соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям площадью не ниже 12,5 кв.м. В судебном заседании заместитель прокурора Республики Тыва Санчай М.И. требования поддержал, указав, что отсутствие денежных средств, предусмотренных в бюджете на приобретение жилья, не влияет на наличие права Ондар А.С. на получение жилого помещения. Ондар А.С. просил иск удовлетворить. Представитель Мэрии г. Кызыла Уйнукай А.Г.., действующий на основании доверенности, с иском прокурора не согласился, указав, что обеспечение жильем детей-сирот осуществляется за счет субвенций из республиканского бюджета. Однако денежные средства выделяются МФ РТ ежегодно в очень незначительной сумме. Сумма субвенций 15 миллионов рублей, определенная бюджетом на 2012 года, поступила, однако данных денежных средств не хватает не только для приобретения жилья очередникам, но и исполнения решений суда, вступивших в законную силу. Представитель третьего лица Министерства финансов РТ в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В силу ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;… Согласно свидетельства о рождении Ондар А.С. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Тувинской АССР, его отцом является С., матерью - А. ( актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ Ийменского сельсовета <адрес>). Как следует из представленных суду свидетельств о смерти С. умер ДД.ММ.ГГГГ, А. умерла ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, судом установлено, что Ондар А.С.. является сиротой, в связи с чем, имеет право на дополнительные гарантии и льготы, установленные законодательством РФ для детей-сирот, в том числе на предоставление жилья. Первым заместителем мэра г. Кызыла К. ДД.ММ.ГГГГ на требование прокурора г. Кызыла по обращению Ондар А.С.. сообщено, что Ондар А.С. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, имеющего внеочередное право на получение жилья как сирота с 1998 года, в настоящее время под порядковым номером 185. Мэрий г. Кызыла жилое помещение ей не предоставлялось. В соответствии со ст.ст. 1,2 Закона РТ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Тыва (далее - органы местного самоуправления) наделены отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - отдельные государственные полномочия). Средства на реализацию отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, предусматриваются в республиканском бюджете Республики Тыва на очередной финансовый год в виде предоставляемых местным бюджетам субвенций. В силу ст. 3 вышеуказанного Закона РТ органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 8) обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно Перечня муниципальных районов и городских округов Республики Тыва, которые наделяются отдельными государственными полномочиями по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющегося приложением к Закону РТ, данными полномочиями наделены Городские округа: 1) город Кызыл; 2) город Ак-Довурак. В соответствии со ст. ст. 56, 60 Устава городского округа «город Кызыл Республики Тыва» Мэрия г. Кызыла управляет муниципальной собственностью города, решает вопросы создания, использования, аренды объектов муниципальной собственности, а также обеспечивает условия для адаптации в обществе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и детей-инвалидов. Таким образом, лицом, обязанным обеспечить истца. жильем, является Мэрия г. Кызыла. Довод о том, что в случае передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления не подкрепленным соответствующими финансовыми средствами, такие полномочия считаются не переданными в установленном законом порядке, суд считает несостоятельными. Гражданин, в данном случае сирота, не является участником бюджетных правоотношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления по обеспечению отдельных госполномочий соответствующими субвенциями. В связи с чем, правоотношения по недостаточному выделению бюджетных средств на цели обеспечения детей-сирот жильем не должно влиять на наличие права на получение жилья. В соответствии с п.1 постановления Мэра г. Кызыла № 2375 от 21.09.2010 года, опубликованного в Бюллетене органов городского самоуправления г. Кызыла «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории городского округа г. Кызыл» установлена норма площади жилого помещения: - для предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда городского округа город Кызыл по договору социального найма (норма представления) в размере 12,5 кв.м. общей площади на каждого члена семьи. На основании изложенного, суд признает иск прокурора, заявленный в интересах Ондар А.С.., обоснованным и подлежащим удовлетворению. Также суд считает необходимым установить ответчику срок для предоставления Ондар А.С.. жилого помещения и заключения с ним договора социального найма жилого помещения 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку считает данный срок разумным. Руководствуясь ст. 194,198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Прокурора города Кызыла в интересах Ондар А.С. к Мэрии г. Кызыла об обязании предоставить жилое помещение удовлетворить. Обязать Мэрию города Кызыла в шестимесячный срок с момента вступления решения в законную силу предоставить Ондар А.С. на условиях договора социального найма жилое помещение на территории города Кызыла общей площадью не менее 12,5 кв.метра, соответствующее установленным санитарным нормам и техническим требованиям.. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 19 августа 2012 года. Судья Ю.Г. Некрасова