Решение по делу №2-3285/2012 от 26.07.2012 г.



Дело №2-3285/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июля 2012 года              г. Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего, судьи Ондар В.С., при секретаре Хертек А.А., с участием истца Севена А.Ю., представителя прокурора г. Кызыла Оргу А.О., представителя ответчика Ондар Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кызыла, действующего в интересах сироты Севен А.Ю. , к Мэрии г. Кызыла о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г.Кызыла обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах сироты Севена А.Ю. с иском к Мэрии г.Кызыла о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, указав в обоснование на то, что в прокуратуру г. Кызыла поступило обращение Севена А.Ю. о нарушении его жилищных прав на получение жилого помещения. Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). В результате несвоевременного получения жилья после окончания образовательных учреждений и школ-интернатов большинство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются фактически на улице. Севен А.Ю. является сиротой, родители умерли. Согласно ч. 1,3 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под: опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» государственная политика в интересах детей осуществляется на основе государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей, установленных законодательством РФ и являющихся составной частью государственных минимальных социальных стандартов. Государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей включают в себя установленный минимальный объем социальных услуг, в том числе по обеспечению права на жилище в соответствии с законодательством РФ. Согласно п. 1 постановления администрации г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении учетной нормы площади жилья при принятии на учет малоимущих граждан, установление нормы площади при предоставлении жилья гражданам по договорам социального найма, об утверждении размеров, стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых для расчета субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории г. Кызыла» утверждена учетная норма общей площади жилья по г. Кызылу на одного человека в размере 18 кв. м. В ст. 11 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за несоблюдение положений настоящего Федерального закона в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с законодательством Российской Федерации, и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые с нарушением настоящего Федерального закона, ограничивающие права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо устанавливающие такой порядок осуществления этих прав, который существенно затрудняет их использование, признаются недействительными в установленном законодательном порядке. К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений согласно ст.14 ЖК РФ относятся учет муниципального жилищного фонда, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предоставление в установленном порядке гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также решение иных вопросов, отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией РФ, настоящим Кодексом, другим федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов РФ. Однако в нарушение вышеуказанной нормы Федерального закона ответчиком не предоставлено жилье или целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения Севену А.Ю., несмотря на то, что он стоит на льготной очереди по получению жилья в Мэрии г.Кызыла. В результате бездействия ответчика по предоставлению жилья истцу нарушено его право на жилье, гарантированное федеральным законодательством. В связи с не предоставлением жилья, Севен А.Ю. в настоящее время не имеет постоянного места жительства. Прокурор просит обязать Мэрию города Кызыла устранить допущенные нарушения требований ч.ч.1,3 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ путем выполнения следующих мероприятий: в течение 6 месяцев предоставить Севену А.Ю. жилое помещение на территории городского округа «Город Кызыл», соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, площадью не ниже 12,5 кв.м.

В судебном заседании истец Севен А.Ю. и представитель прокурора г.Кызыла Оргу А.О., действующая по доверенности, исковое заявление полностью поддержали по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика Мэрии г. Кызыла Ондар Р.В., действующая по доверенности, с иском не согласилась, пояснив, что согласно ч.3 ст.20 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» органы местного самоуправления выполняют обязанности по предоставлению жилья в пределах выделенных средств, средства на 2012 год не поступали.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Как установлено, мать у Севена А.Ю. - Л. умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ в отделе ЗАГС администрации г.Кызыла (свидетельство о смерти серии ), отец Ю. умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ в органе Управления ЗАГС РТ (Агентства) в <адрес> (свидетельство серии .

Из справки -подтверждения, выданной и.о. директора школы-интерната «<данные изъяты>», следует, что Севен А.Ю. обучался в ГБОУ Средней (полной) общеобразовательной школе- интернат лечебной педагогики и дифференцированного обучения РТ «<данные изъяты>» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Севен А.Ю. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий как сирота с ДД.ММ.ГГГГ , ранее жилым помещением не обеспечивался. Также в материалы дела представлены постановление мэра г.Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ о выписке ордеров и приложение к постановлению ,где в том числе указан и истец, вид очереди как сирота, дата подачи заявления - ДД.ММ.ГГГГ.

Из контрольной карточки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Севен А.Ю. как сирота поставлен на очередь на получение коммунальной квартиры по постановлению Администрации от ДД.ММ.ГГГГ.

Из справки ГУП РТ «Бюро технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что БТИ не имеет сведений о наличии или отсутствии в собственности Севена А.Ю. квартиры в г.Кызыле.

Также из справки, выданной ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес>, следует, что истец не проживает в <адрес>.

Таким образом, судом установлено, что Севен А.Ю. является сиротой, окончил Республиканскую школу-интернат лечебной педагогики и дифференцированного обучения РТ «Надежда», в связи с чем, имеет право на дополнительные гарантии и льготы, установленные законодательством РФ для детей-сирот, в том числе на предоставление жилья.

В соответствии со ст.ст. 1,2 Закона РТ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Тыва (далее - органы местного самоуправления) наделены отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - отдельные государственные полномочия). Средства на реализацию отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, предусматриваются в республиканском бюджете Республики Тыва на очередной финансовый год в виде предоставляемых местным бюджетам субвенций.

В силу ст.3 вышеуказанного Закона Республики Тыва органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 8) обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

          Согласно Перечню муниципальных районов и городских округов Республики Тыва, которые наделяются отдельными государственными полномочиями по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющегося приложением к Закону Республики Тыва, данными полномочиями наделены: 1) город Кызыл; 2) город Ак-Довурак.

В соответствии со ст.ст. 56, 60 Устава городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» Мэрия г.Кызыла управляет муниципальной собственностью города, решает вопросы создания, использования, аренды объектов муниципальной собственности, а также обеспечивает условия для адаптации в обществе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и детей-инвалидов. Таким образом, лицом, обязанным обеспечить Севена А.Ю. жильем, является Мэрия г. Кызыла.

В соответствии с ч.4,5 ст.57 ЖК РФ решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Согласно ч.1,2 ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Пунктом 1 Постановления Администрации г.Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ утверждена норма предоставления жилья в размере 12,5 кв.м. общей площади на одного члена семьи.

На основании изложенного, суд признает иск прокурора, заявленный в интересах Севена А.Ю., обоснованным, поскольку судом установлено, что Севен А.Ю. в настоящее время не обучается в образовательном учреждении, достиг 23-летнего возраста, в нарушение норм федерального законодательства, предусматривающих обеспечение детей-сирот, жильем до настоящего времени не обеспечен, при этом, суд считает необходимым обязать Мэрию г.Кызыла предоставить истцу жилое помещение общей площадью не менее 12,5 кв.м. в течение 6-хесяцев со дня вступления решения в законную силу.

Таким образом, постольку исковое требование прокурора являются обоснованным, постольку подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление прокурора г. Кызыла, действующего в интересах сироты Севен А.Ю. , к Мэрии г. Кызыла о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения удовлетворить.

Обязать Мэрию города Кызыла предоставить в течение шести месяцев Севену А.Ю. на территории городского округа «Город Кызыл» соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям жилое помещение, площадью не ниже 12,5 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд со дня мотивированного решения, которое изготовлено 31 июля 2012 года.

Судья         В.С.Ондар