Дело №2-1655/11
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
01 апреля 2011 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе:
председательствующего - судьи Иргит Н.Б., при секретаре Беликовой С.В.
с участием заместителя Абаканского транспортного прокурора с дислокацией в Республике Тыва Бухтояровой О.А.
представителя ответчика Цыганенко З.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Абаканского транспортного прокурора с дислокацией в Республике Тыва в интересах неопределенного круга лиц к ГУП Республики Тыва «Аэропорт «Кызыл» о предупреждении причинения вреда в деятельности аэропорта г.Кызыла,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Абаканского транспортного прокурора с дислокацией в Республике Тыва Бухтоярова О.А. в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к ГУП Республики Тыва «Аэропорт «Кызыл» о предупреждении причинения вреда, указывая на то, что Абаканской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об авиационной безопасности аэропорта в г.Кызыле Республики Тыва, который находится в ведении ГУП Республики Тыва «Аэропорт «Кызыл».
Проверкой установлено следующее. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161 -ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие является коммерческой организацией и владеет объектами аэропорта на праве хозяйственного ведения, т.е. в соответствии с п. 9 ст. 1 ФЗ «О транспортной безопасности» является субъектом транспортной инфраструктуры.
ГУП «Аэропорт «Кызыл» имеет государственную регистрацию юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ и ему присвоены номера: ОГРН №, ИНН №. Собственником имущества и учредителем ГУП Республики Тыва «Аэропорт «Кызыл» является Республика Тыва. От имени собственника имущества ГУП распоряжением заместителя министра земельных и имущественных отношений Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № В. назначен исполняющим обязанности директора ГУП Республики Тыва «Аэропорт «Кызыл».
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ГУП «Аэропорт «Кызыл» Республики Тыва является деятельность терминалов (аэропортов и т.п.), управление аэропортами.
Аэродром г.Кызыла является аэродромом федерального значения в соответствии с Перечнем аэродромов федерального значения, необходимых для осуществления полномочий Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2008 г. N 340-Р.
В нарушение требований п. 4 ст. 84 Воздушного кодекса РФ и п. 23 указанных ФАП ограждение территории аэропорта имеет недостаточное количество предупредительных аншлагов, т.к. они расположены на расстояние между ними значительно более 100 метров; с внутренней и внешней сторон периметрового ограждения полоса шириной 3 метра не очищена от кустарника.
В нарушение требований п. 4 ст. 84 Воздушного кодекса РФ и п. 27 указанных ФАП о создании зоны безопасности на привокзальной площади шириной не менее 50 метров от зданий аэровокзальных комплексов и других объектов аэропортов в непосредственной близости с привокзальной площадью аэровокзала на КПП аэропорта в контролируемой зоне аэропорта находится специально огороженная площадка автостоянки для служебного транспорта с находящимся там металлоломом и личной автомашиной, тем самым не обеспечивается зона безопасности на привокзальной площади шириной не менее 50 метров.
В нарушение требований подпункта «д» п. 5 Норм, Правил и Процедур по авиационной безопасности, являющихся приложением к Положению о федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 897, ГУП Республики Тыва «Аэропорт «Кызыл» не имеет аппаратуры для обнаружения взрывчатых веществ (ВВ).
Указанные нарушения подтверждаются копией акта обследования антитеррористической защищенности аэропорта от ДД.ММ.ГГГГ.
Аэропорт г.Кызыла, обслуживая аэродромом федерального значения, обязан обеспечивать требования авиационной безопасности, предъявляемые к аэропортам федерального значения. Таким образом, на основании подпункта «е» пункта 38 указанных ФАП в здании аэровокзала в аэропорту г. Кызыла на входе в аэровокзал должен быть пункт досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа, иных лиц, оборудованный рентгенотелевизионным интроскопом, стационарными и ручными металлоискателями, которые отсутствуют.
Рентгенотелевизионный интроскопом в VIP-зале аэровокзале неисправен, что подтверждается актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в аэропорту г.Кызыла ненадлежащим образом обеспечивается авиационная безопасность.
Отсутствие надлежащих мер авиационной безопасности, предопределенных требованиями авиационной безопасности к аэропортам и системой обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, угрожает причинением вреда неопределенному кругу потребителей в сфере потребления услуг воздушного транспорта незаконным проникновением посторонних лиц в контролируемую зону аэропорта, а также совершением террористических актов.
Таким образом, ГУП Республики Тыва «Аэропорт «Кызыл» обязано приобрести и обеспечить ограждение территории аэропорта достаточным количеством предупредительных аншлагов; с внутренней и внешней сторон периметрового ограждения обязано очистить полосу шириной 3 метра от кустарника; обязано демонтировать огороженную площадку автостоянки, находящуюся напротив КПП аэропорта, и убрать металлолом, автомашины, находящиеся там; обязано приобрести аппаратуру для обнаружения взрывчатых веществ (ВВ); обязано в здании аэровокзала в аэропорту г. Кызыла на входе в аэровокзал установить пункт досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа, иных лиц, оборудованный рентгенотелевизионным интроскопом, стационарными и ручными металлоискателями; обязано произвести ремонт рентгенотелевизионного интроскопа в VIP-зале аэровокзала.
Просит обязать ГУП Республики Тыва «Аэропорт «Кызыл» в аэропорту г.Кызыла: 1) обеспечить ограждение территории аэропорта достаточным количеством предупредительных аншлагов, обеспечивающих соблюдение расстояния между ними не более 100 метров; 2) с внутренней и внешней сторон периметрового ограждения аэропорта очистить полосу шириной 3 метра от кустарника; 3) демонтировать огороженную площадку автостоянки, находящейся напротив КПП аэропорта, убрать металлолом, автомашины, находящиеся там, и обеспечить зону безопасности на привокзальной площади шириной не менее 50 метров, 4) приобрести аппаратуру для обнаружения взрывчатых веществ ( ВВ ), 5) установить в здании аэровокзала в аэропорту г.Кызыла на входе в аэровокзал пункт досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа, иных лиц, оборудованный рентгенотелевизионным интроскопом, стационарными и ручными металлоискателями, 6) произвести ремонт рентгенотелевизионного интроскопа в VIP-зале аэровокзала. Установить срок исполнения решения суда в течении шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании заместитель Абаканского транспортного прокурора с дислокацией в Республике Тыва Бухтоярова О.А. уточнила требования, так как п.3 – иска был выполнен, просила исковые требования по остальным пунктам удовлетворить и дала пояснения соответствующие доводам указанным в иске.
Представитель ответчика ГУП Республики Тыва «Аэропорт «Кызыл» Цыганенко З.В. действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, пояснив, что имеющиеся нарушения ответчик самостоятельно устранит, не обязательно для этого вынесения решения суда. Также требуется длительное время для устранения нарушений.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ, за государственным унитарным предприятием «Аэропорт Кызыл» закреплено на праве хозяйственного ведения здание Аэровокзала находящееся по адресу: <адрес> по передаточному акту.
Из свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц видно, что в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в записи о государственной регистрации юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ в связи с ошибками, допущенными регистрирующим органом – Государственное унитарное предприятие Республики Тыва «Аэропорт «Кызыл» ( сокращенное наименование – ГУП «Аэропорт «Кызыл» ).
Из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ видно, что субъект РФ Республика Тыва имеет в собственности здание Аэровокзала, назначение – нежилое, 4- этажный, находящийся по адресу: <адрес>, существующих ограничений ( обременений ) права не зарегистрировано. Основание: решение Арбитражного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ, В. назначен исполняющим обязанности директора ГУП Республики Тыва «Аэропорт «Кызыл» с ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением министра земельных и имущественных отношений Республики Тыва №-р от ДД.ММ.ГГГГ, В. переведен на должность директора Государственного унитарного предприятия Республики Тыва «Аэропорт «Кызыл».
Согласно акта обследования антитеррористической защищенности организации ( объекта ) от ДД.ММ.ГГГГ, комиссией проведена проверка организации ( объекта ) – Аэропорт Кызыл, в ходе которой установлено, что руководителем объекта является и.о. директора ГУП РТ «Аэропорт «Кызыл» В., вид деятельности – аэропортовая деятельность, общее число входов ( выходов ) на обследуемом объекте: а) для общего пользования - 1 ( аэровокзал ), б) для служебного пользования - 1 ( КПП ), наличие парковок: парковка при аэровокзале и штабе. Удаленность парковок от объектов: в непосредственной близости от аэровокзала и штаба. Режим работы – круглосуточно. Проверкой установлено:
- в нарушение п. 17 Приказа Министерства Транспорта РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, КПП аэропорта г. Кызыла не оборудована специальным устройством для принудительной остановки транспортных средств.
- в нарушение п. 23 Приказа Министерства Транспорта РФ № от ДД.ММ.ГГГГ расстояние между аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемую зону, превышает более 100 метров.
- в нарушение п. 23 Приказа Министерства Транспорта РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, с внутренней и внешней сторон периметрового ограждения, полоса шириной 3 метра не очищена от кустарника.
- в нарушение п. 36 Приказа Министерства Транспорта РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, в пункте досмотра отсутствует аварийное освещение и электроснабжение.
- в нарушении п. 96, ч. 1, ст. 17 Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» - САБ (служба авиационной безопасности) ГУП РТ «Аэропорт «Кызыл»» не имеет лицензии по обеспечению авиационной безопасности.
- в нарушение пропускного режима п. 16 Приказа Министерства Транспорта РФ № от ДД.ММ.ГГГГ выданы постоянные транспортные пропуска на личные автомобили.
- в нарушение п. 17 Приказа Министерства Транспорта РФ № от ДД.ММ.ГГГГ КПП не оборудовано системой видеонаблюдения.
- в нарушение п.25 Приказа Министерства Транспорта РФ № от ДД.ММ.ГГГГ объездная дорога по периметру аэропорта не очищена от снега.
- в нарушение п. 27 Приказа Министерства Транспорта РФ № от ДД.ММ.ГГГГ зона безопасности 50 метров не соблюдается напротив КПП неиспользованная автостоянка с наличием 1 автомашины и 2 кузова автомашин.
- в нарушение Норм, Правил и Процедур по авиационной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ № в нарушение п. 5 отсутствует аппаратура по обнаружению ВВ.
Из акта от ДД.ММ.ГГГГ, составленного начальником ЛПМ в аэропорту г.Кызыла С. и ведущим инженером связи и информации Л., следует, что в VIP зале установлено досмотровое оборудование <данные изъяты> В настоящее время данное оборудование не исправно. Для ремонта и ввода в эксплуатацию данного оборудования необходимо произвести ремонт с вызовом специалистов на место установки. Для этого необходимо замена <данные изъяты>, компьютерного модуля стоимость 5000 евро, выезд специалистов 50000 тыс. руб.
Согласно акта осмотра открытой площадки аэропорта от ДД.ММ.ГГГГ, комиссией был произведен осмотр огороженной открытой площадки бывшей автостоянки для служебного транспорта, расположенной в непосредственной вблизи от КПП аэропорта и установлено, что указанная площадка освобождена от находящегося там ранее личного автомобиля и очищена от металлолома.
Судом установлено что ответчик является субъектом транспортной инфраструктуры.
В соответствии со ст. 40 Воздушного кодекса РФ, Аэродром - участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников.
В соответствии со ст. 83 Воздушного кодекса РФ авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами…
Согласно ст. 84 Воздушного кодекса РФ лица, осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна, обязаны принимать меры по обеспечению авиационной безопасности.
Авиационная безопасность обеспечивается посредством:
1) предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома;
2) охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц;
3) исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза;
4) предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с Федеральным законом "О полиции";
5) реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов.
Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами.
При осуществлении контроля за обеспечением авиационной безопасности должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области контроля (надзора) на транспорте, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внутренних дел, вправе:
1) осуществлять проверки соблюдения правил проведения предполетного досмотра, а также пропускного и внутриобъектового режимов;
2) запрашивать и получать от руководителей, должностных лиц организаций, служб авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделений ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, служб авиационной безопасности авиационных предприятий, а также от перевозчиков, грузоотправителей и иных организаций документы и информацию, необходимые для выполнения задач, связанных с обеспечением авиационной безопасности;
3) давать руководителям организаций обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований авиационной безопасности и проверять исполнение этих предписаний;
4) при наличии информации о возможности нарушения требований авиационной безопасности на воздушном судне сопровождать его во время полета;
5) задерживать багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам.
Охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 85 Воздушного кодекса РФ в целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна обязательному предполетному досмотру, а также послеполетному досмотру в случае его проведения в соответствии с Федеральным законом "О полиции" подлежат воздушное судно, его бортовые запасы, члены экипажа, пассажиры, багаж, в том числе вещи, находящиеся при пассажирах, а также грузы и почта.
Предполетный досмотр, а также послеполетный досмотр в случае его проведения в соответствии с Федеральным законом "О полиции" пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты проводится в аэропорту или на воздушном судне уполномоченными лицами служб авиационной безопасности с участием сотрудников органов внутренних дел.
Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел.
Федеральными авиационными правилами "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.11.2008 N 142 (далее - ФАП), предусмотрено, что авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов (пункт 3).
Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Поскольку в ГУП Республики Тыва «Аэропорт «Кызыл» имеются нарушения требований законодательства об авиационной безопасности, и на сегодняшний день они еще не устранены, в целях предупреждения причинения вреда, ответчику следует устранить допущенные нарушения в целях обеспечения авиационной безопасности.
Исходя из характера нарушений суд полагает разумным установить срок для устранения их в течении шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя Абаканского транспортного прокурора с дислокацией в Республике Тыва в интересах неопределенного круга лиц к ГУП Республики Тыва «Аэропорт «Кызыл» о предупреждении причинения вреда в деятельности аэропорта г.Кызыла, удовлетворить.
Обязать ГУП Республики Тыва «Аэропорт «Кызыл» принять меры устранению нарушений требований законодательства об авиационной безопасности, в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, путем проведения следующих мероприятий в аэропорту г.Кызыла:
- обеспечить ограждение территории аэропорта достаточным количеством предупредительных аншлагов, обеспечивающих соблюдение расстояния между ними не более 100 метров,
- с внутренней и внешней сторон периметрового ограждения аэропорта очистить полосу шириной 3 метра от кустарника,
- приобрести аппаратуру для обнаружения взрывчатых веществ ( ВВ ),
- установить в здании аэровокзала в аэропорту г.Кызыла на входе в аэровокзал пункт досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа, иных лиц, оборудованный рентгенотелевизионным интроскопом, стационарными и ручными металлоискателями,
- произвести ремонт рентгенотелевизионного интроскопа в VIP-зале аэровокзала.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения – 05 апреля 2011 года.
Судья Иргит Н.Б.