принятие должностным лицом государственного заказчика решения о размещении заказа иным способом



Материал №12-729/10

Р Е Ш Е Н И Е

04 марта 2011 года                г.Кызыл

Судья Кызылского городского суда Шулуу Л.К., при секретаре Разумовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кока А.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, проживающего по адресу: <адрес>, на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении о назначении ему административного наказания по ч.2 ст.7.29 КоАП РФ,

с участием представителя УФАС по РТ Хаджиева Ф.А.

У С Т А Н О В И Л :

Кок А.Б. обратился в суд с жалобой на постановление от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное Управлением Федеральной антимонопольной службы РФ по Республике Тыва по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания по ч.2 ст.7.29 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 50 000 рублей. В обоснование своей жалобы заявитель указывает на то, что должностным лицом при вынесении данного постановления недостаточно полно исследованы и выяснены все обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, что является нарушением норм административного права. Одновременно с этим, изложенные в постановлении выводы должностного лица не соответствуют нормам материального права Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», не решался вопрос о том, образуют ли его действия состав административного правонарушения, о возможности освобождения его от административной ответственности по статье 2.7 КоАП РФ.

Заявитель полагает, что правонарушение по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.29 КоАП РФ, поскольку глава 5 Закона №94-ФЗ предусматривает заключение государственных контрактов без проведения торгов в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Должностным лицом антимонопольного органа не рассматривался вопрос о возможности в силу положений ст. 2.7 КоАП РФ следует, что не является административным правонарушением причинение лицом вреда, охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. ФГУ Упрдор «Енисей» заключен государственный контракт ДД.ММ.ГГГГ в состоянии крайней необходимости, выражающейся в том, что в мае 2010 года вследствие весеннего паводка в горных районах Ермаковского района Красноярского края, т.е. обстоятельств непреодолимой силы природного характера, были размыты обочины, вследствие опасных геологических явлений произошли каменные осыпи, обвалы, то есть отрыв и падение больших масс горных пород на крутых и обрывистых склонах гор на автодорогу

Заявитель просит суд отменить постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ руководителя Тывинского УФАС России Д. о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 2.7 КоАП РФ, или изменить постановление.

В судебное заседание заявитель Кок А.Б. не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, от него до судебного заседания поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствия.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Республике Тыва Хаджиев Ф.А. возражал против удовлетворения жалобы, пояснив, что постановление вынесено законно, основания для привлечения Кока А.Б. к административной ответственности имелись и доводы, изложенные в жалобе, несостоятельны, так как государственный контракт был заключен ДД.ММ.ГГГГ, то есть в то время, когда чрезвычайной ситуации уже не было.

Выслушав представителя УФАС РФ по РТ, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.

Согласно статье 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьёй, может быть обжаловано в вышестоящий суд.

На основании статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Постановление о привлечении к административной ответственности Кока А.Б. вынесено руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Республике Тыва(далее по тексту - УФАС РФ по РТ) ДД.ММ.ГГГГ. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подана в Кызылский городской суд согласно входящему номеру от ДД.ММ.ГГГГ. В материалах дела отсутствует документ, подтверждающий о получении им копии постановления, следовательно, десятидневный срок на обжалование постановления Коком А.Б. не нарушен.

Из материалов дела видно, ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа руководителя УФАС РФ по РТ от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении выездной внеплановой проверки» инспекцией УФАС РФ по РТ в составе Х., М., С. составлен акт 5-27/10 по результатам проведения выездной внеплановой проверки соблюдения Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закона № 94-ФЗ), которым установлено, что ФГУ «Управление автомобильной магистрали М-54 "Енисей" Федерального дорожного агентства» в лице <данные изъяты> Кок А.Б. на основании п.6 ч.2 ст.55 Закона о № 94-ФЗ заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ с ОАО <данные изъяты> на сумму 1 679 441 рубль на выполнение работ по содержанию федеральной автомобильной дороге М-54 «Енисей» на участке км 580+000- км. 604+100, км. 606+000- км.610+000. К уведомлению о заключении данного контракта приложены следующие документы: 1. Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ с приложением; 2. Решение комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности администрации Ермаковского района от ДД.ММ.ГГГГ «О состоянии транспортных магистралей в период прохождения весеннего паводка»; 3.Акт обследования участка федеральной дороги М-54 «Енисей» на участке км.580-610 от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. Государственный контракт заключен на выполнение работ по содержанию федеральной автомобильной дороге М-54 «Енисей».

В подтверждение факта непреодолимой силы государственный заказчик ссылается на Решение комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности администрации Ермаковского района от ДД.ММ.ГГГГ «О состоянии транспортных магистралей в период прохождения весеннего паводка», согласно которому на участке км.580-610 федеральной автомобильной дороге М-54 «Енисей» наблюдаются сходы каменных осыпей и селевых отложений. Исходя из положений п. 3 ст. 401 ГК РФ, и ст. 1 Федерального закона № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Указанные обстоятельства допускают заключение контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг только в том количестве или объеме, которые необходимы для ликвидации последствий непреодолимой силы. Аварийная ситуация возникла в мае 2010 года, что подтверждается актом обследования участка федеральной дороги М-54 «Енисей» от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пояснением к государственному контракту (вх. от ДД.ММ.ГГГГ), работы выполнены в октябре 2010 года. В свою очередь государственный контракт заключен ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ч.4 ст.9 Закона о размещении заказов, заказ считается размещенным со дня заключения государственного или муниципального контракта. Таким образом, после составления акта обследования участка федеральной дороги М-54 «Енисей», поврежденного в результате сходов каменных осыпей и селевых отложений, до заключения государственного контракта прошло значительное время, в течение которого у государственного заказчика была возможность провести торги.

В связи с выявленными нарушениями п.6 ч.2 ст.55, ч.1 ст.10, гл.3.1. Закона № 94 -ФЗ материалы проверки переданы уполномоченному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства по фактам выявленных решений.

Согласно ч.2 ст.7.29 КоАП РФ принятие должностным лицом государственного заказчика решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов, а также принятие решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов в форме аукциона- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.

Заявитель указывает на то, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.29 КоАП РФ, так как государственный контракт заключен с ОАО <данные изъяты> прошедшим предварительный отбор на выполнение работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера на автомобильной дороге М-54 «Енисей», подвергшихся разрушению в результате обстоятельств непреодолимой силы.

Согласно ч.1 и ч.2 ст.10 Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещение заказа может осуществляться: 1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; 2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах). Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч.2).

Согласно ч.3 ст.48 Закона №94-ФЗ перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, устанавливается Правительством РФ. В случае, если возникает потребность в товарах, работах, услугах, не предусмотренных таким перечнем, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом, если вследствие непреодолимой силы возникла потребность в товарах, работах, услугах, не предусмотренных таким перечнем, и применение иных способов размещения заказа нецелесообразно в связи с затратой времени, размещение заказа осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона.

Согласно п.6 ч.2 ст.55 Закона №94-ФЗ размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно.

Так, государственный контракт заключен между ФГУ «Управление автомобильной магистрали М-54 «Енисей» Федерального дорожного агентства» (заказчик) и ОАО <данные изъяты>исполнитель) ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по содержанию федеральной автомобильной дороге М-54 «Енисей» от Красноярска через Абакан, Кызыл до границы с Монголией на участке км 580+000- км.604+100, км. 606+000- км.610+000 (ликвидация последствий обвалов и оползней).

И в подтверждение факта непреодолимой силы государственный заказчик ссылается на Решение комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности администрации Ермаковского района от ДД.ММ.ГГГГ «О состоянии транспортных магистралей в период прохождения весеннего паводка», согласно которому на участке км.580-610 федеральной автомобильной дороге М-54 «Енисей» наблюдаются сходы каменных осыпей и селевых отложений, согласно которому директору ФГУ ДЭП рекомендовано :-провести комиссионное обследование участком автодороги с целью выявления объемом работ по очистке М-54 от скальных осыпей и селевых отложений; -в местах сходов скальных осыпей и селевых отложений обеспечить безопасный режим эксплуатации М-54, выставить предупреждающие знаки; внутренним нормативным актом вести круглосуточное дежурство руководящегося состава; создать запасы материально- технических и инертных материалов для предупреждения ЧС на обслуживаемом объекте; обратиться в Управление автомагистрали М-54 о выделении средств на расчистку участка автодороги М-54 «Енисей» от скальных осыпей и селевых отложений. А также на акт обследования участка 580-610 км. Федеральной автомобильной дороги М-54 «Енисей», поврежденного(разрушенного) в результате сходов каменных осыпей и селевых отложений от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указаны параметры осыпей скального грунта и селевых отложений в кюветах и обочинах.

Согласно ст.1 Федерального закона № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

И под непреодолимостью обстоятельств следует понимать невозможность их предотвращения имеющимися в распоряжении лица техническими и иными средствами. К таким обстоятельствам, в частности, относятся стихийные бедствия и иные природные явления, в том числе землетрясения, наводнения, пожары, ураганы, штормы, снежные заносы, сход лавины и так далее. Именно указанные обстоятельства допускают заключение контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг только в том количестве или объеме, которые необходимы для ликвидации последствий непреодолимой силы.

Вместе с тем аварийная ситуация в виде осыпи скального грунта и селевых отложений в кюветах и обочинах на участке 580-610 км. Федеральной автомобильной дороги М-54 «Енисей» возникла в мае 2010 года, что подтверждается актом обследования данного участка от ДД.ММ.ГГГГ и согласно пояснением к государственному контракту работы на указанном участке выполнены в мае 2010 года. В свою очередь государственный контракт заключен ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч.4 ст. 9 Закона № 94-ФЗ заказ признается размещенным со дня заключения государственного контракта.

На момент заключения государственного контракта аварийная ситуация, связанная с сходом скального грунта и селевых отложений в кюветах и обочинах на участке 580-610 км. Федеральной автомобильной дороги М-54 «Енисей» в апреле месяце 2010 года, отсутствовала, о чем свидетельствуют решение комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности администрации Ермаковского района от ДД.ММ.ГГГГ , которым лишь рекомендовано в местах сходов скальных осыпей и селевых отложений обеспечить безопасный режим эксплуатации М-54, выставить предупреждающие знаки, а также пояснения к государственному контракту .

Следовательно, такое основание, как непреодолимая сила, на момент заключения государственного контракта в силу с п.6 ч.2 ст.55 Закона № 94-ФЗ отсутствовало.

Аварийная ситуация, вызванная сходом скального грунта и селевых отложений в кюветах и обочинах, возникла в мае 2010 года, о чем подтверждают вышеуказанные Решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности администрации Ермаковского района от ДД.ММ.ГГГГ , и акт обследования участка и пояснениями к государственной контракту, из которого следует, что работы выполнены в мае 2010 года, тогда как государственный контракт на выполнение работ по содержанию федеральной автомобильной дороги М-54 заключен ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, после составления акта обследования участка федеральной дороги М-54 «Енисей», поврежденного в результате сходов каменных осыпей и селевых отложений, до заключения государственного контракта прошло более трех месяцев, в течение которого у заказчика была возможность провести торги.

Обстоятельства, на которые указывает заявитель в обоснование необходимости размещения заказа у единственного исполнителя, не свидетельствуют о невозможности и нецелесообразности размещения государственного заказа посредством проведения торгов, так как до заключения государственного контракта прошло значительное время, в течение которого у государственного заказчика была возможность провести торги, в связи с чем его доводы о том, что вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы природного характера - схода каменных осыпей и селевых отложений на автомобильной дороге федерального значения, которым был причинен материальный вред, повлекшее возникновение реальной опасности для неопределенного круга участников дорожного движения и охраняемым законами их интересам, связанным с безопасным, свободным и беспрепятственным передвижением граждан по указанной дороге, и ОАО «ДЭП » фактически выполнили работы по оборке горных склонов и удалили опасно нависающие над дорогой массы горной породы, уборке крупных упавших горных масс на обочине автодороги для обеспечения безопасного проезда транспортных средств на участках автодороги а районе противолавинной галереи, нахожу необоснованными.

Таким образом, совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств установлено, что в нарушение ч.1 ст.10, главы 3.1, п. 6 ч.2 ст. 55 Закона №94-ФЗ ФГУ «Управление автомобильной магистрали М-54 "Енисей" Федерального дорожного агентства» в лице <данные изъяты> Кок А.Б. заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ с ОАО <данные изъяты> на сумму 1 679 441 рубль на выполнение работ по содержанию федеральной автомобильной дороге М-54 «Енисей» на указанном участке без проведения открытого аукциона в электронной форме. При этом руководитель УФАС РФ по РТ, оценив все имеющиеся доказательства, обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях Кока А.Б., как <данные изъяты> ФГУ «Управление автомобильной магистрали М-54 "Енисей" Федерального дорожного агентства» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.29 КоАП РФ, а именно принятие должностным лицом государственного заказчика решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов в форме аукциона, и доводы заявителя об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения являются несостоятельными.

Также в жалобе заявитель указывает на то, что при вынесении постановления по делу об административном правонарушении не решался вопрос о возможности освобождения его от административной ответственности по ст.2.7 КоАП РФ, а также о правильности квалификации совершенного правонарушения, данные доводы также нахожу необоснованными по следующим основаниям.

Согласно ст.2.7 КоАП РФ, не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Так, Кок А.Б. привлечен к административной ответственности за нарушение ч.2 ст. 7.29 КоАП РФ, а именно за принятие решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов в форме аукциона.

Как было установлено выше государственный контракт заключен ДД.ММ.ГГГГ, и в силу ч.4 ст.9 Закона №94-ФЗ заказ признается размещенным со дня заключения государственного или муниципального контракта, тогда как аварийная ситуация возникла в мае 2010 года, что подтверждается представленными доказательствами и основание как «непреодолимая сила» на момент заключения, т.е на ДД.ММ.ГГГГ, государственного контракта в соответствии с п.6 ч.2 ст. 55 Закона №94-ФЗ отсутствовало.

Следовательно, государственный контракт не может считаться заключенным в состоянии крайней необходимости по причине отсутствия на момент заключения государственного контракта обстоятельств, угрожающих охраняемым законом «О безопасности дорожного движения», «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» интересам граждан.

При таких обстоятельствах следует признать, что заявитель, как <данные изъяты> государственного заказчика - ФГУ «Управление автомобильной магистрали М-54 «Енисей» Федерального дорожного агентства», принявший решение о размещении заказа, а именно выполнение работ по содержанию федеральной автомобильной дороги М-54, обоснованно привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.7.29 КоАП РФ и ему назначено наказание, предусмотренное санкцией этой статьи.

Таким образом, жалоба заявителя на постановление необоснованна и удовлетворению не подлежит.

Согласно статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: 1) об оставлении постановлении без изменения, а жалобы без удовлетворения.

           На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении о назначении Коку А.Б., <данные изъяты> Федерального государственного учреждения «Управление автомобильной магистрали М-54 «Енисей» Федерального дорожного агентства», за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.29 КоАП РФ, административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей - оставить без изменения, а жалобу Кока А.Б. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение 10 дней.

Судья         Л.К. Шулуу