Р Е Ш Е Н И Е по делу об административном правонарушении 15 февраля 2012 года г. Кызыл Судья Кызылского городского суда Республики Тыва Сватикова Л.Т., при секретаре Балчый-оол М.М., рассмотрев жалобу МЮ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, на постановление по делу об административном правонарушении, с участием представителя заявителя Ш и представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва МС, У с т а н о в и л: МЮ - военный комиссар Республики Тыва обжалует постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва Д от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении его к административной ответственности в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей за не размещение в 2010 году заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков у субъектов малого предпринимательства в размере, предусмотренном законодательством, по ч.11 ст.7.30 КоАП РФ, указывая на то, что считает данное постановление необоснованным по следующим основаниям. Управление ФАС по РТ в целях мониторинга соблюдения государственными заказчиками требований ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» и на основании ст. 17.1 Закона о размещении заказов запросило у Военного комиссариата Республики Тыва сведения о торгах, запросов котировок, проведенных в 2010 году среди субъектов малого предпринимательства и установило несоблюдение требований Закона в части обязательного размещения заказов у субъектов малого предпринимательства в объеме от 10 до 20 % годового объема, размещаемых заказов в 2010 году. По результатам проверки составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 ст. 7.30 КоАП РФ. В нарушение требований ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении №А-60-7.30/2011 не содержит указания на дату совершения правонарушения, а содержит указание на проведение мониторинга соблюдения государственным заказчиком требований ст. 15 Федерального закона 94-ФЗ по размещению заказов государственного заказчика, финансируемого за счет средств федерального бюджета, сведения о торгах, запросов котировок, проведенных в 2010 году среди субъектов малого предпринимательства. Постановление по делу об административном правонарушении №А60-7.30/2011 также не содержит дату совершения правонарушения. Тексты протокола и постановления не позволяют однозначно установить дату совершения правонарушения. Указанное постановление не могло быть вынесено по истечении одного года. Просит постановление о привлечении его к административной ответственности отменить в связи с нарушением требования ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ, так как отсутствие в документах (протокол и постановление) даты совершения административного правонарушения является существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности. В судебном заседании представитель МЮ - Ш жалобу полностью поддержала по указанным в ней основаниям, дополнив, что заказы на перевозку призываемых на военную службу граждан - это услуга для нужд обороны страны, поэтому закон не обязывает в этом случае размещать заказы у субъектов малого предпринимательства. Представитель Управления ФАС по РТ МС с жалобой не согласилась, пояснив, что заявитель правомерно привлечен к административной ответственности; срок привлечения не нарушен, так как учитывалась общая сумма цен проведенных торгов и запросов котировок в 2010 году. Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующему. Согласно ст.30.1. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть обжаловано в вышестоящий суд. Как видно из постановления руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, военный комиссар Республики Тыва МЮ признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.7.30 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей, за неразмещение должностным лицом заказчика заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков у субъектов малого предпринимательства в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. В данном постановлении указано, что сумма размещенных заказов составляет <данные изъяты> рублей, при этом торги, запросы котировок у субъектов малого предпринимательства в 2010 году военным комиссариатом не проводились. Данные обстоятельства также указаны в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № А 60-7.30/11. Согласно пояснениям МЮ, изложенным в постановлении, в соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ для полного планирования материально-технического обеспечения призывной компании необходима выписка из плана отправок граждан, призванных на военную службу. Весной 2010 года выписка получена ДД.ММ.ГГГГ, осенью 2010 года - ДД.ММ.ГГГГ. Выписки отправляются секретным делопроизводством, организация отправок команд до получения выписки производится индивидуально по указанию штаба округа по засекреченной телефонной связи. Весной 2010 года в войска отправлено 1050 нарядов, осенью - 1423 наряда. Всего в 2010 году размещено 3 открытых конкурса на оказание услуг по перевозке призывников в призывную компанию весеннего и осеннего призывов на общую сумму 2 400 000 рублей. В соответствии с ч.11 ст.7.30 КоАП РФ неразмещение должностным лицом заказчика заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков у субъектов малого предпринимательства в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, - влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей. Согласно ч.1 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказов являются данные субъекты, а в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства государственные заказчики вправе осуществлять такое размещение заказов. Казначейство России в Письме от 13.07.2009 N 42-7.4-05/9.1-413 "О разъяснениях отдельных положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ" разъяснило, что норма, закрепленная ст. 15 Закона N 94-ФЗ, носит императивный характер и обязывает государственных заказчиков, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с Перечнем. Таким образом, приведенная норма ч.1 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ предусматривает обязанность заказчиков размещения заказов у субъектов малого предпринимательства на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в определенном размере, вместе с тем предусматривает исключения для нужд обороны страны и безопасности государства, когда заказчики лишь вправе, но не обязаны осуществлять такое размещение. Согласно ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" в настоящем Федеральном законе под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории (ч. 1). Оборона организуется и осуществляется в соответствии с Конституций Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Федеральным законом, законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами (ч. 2). В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан Российской Федерации и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств (ч. 3). В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации (ч. 4). Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01 сентября 2007 г. N 1132 (в ред. Указов Президента РФ от 19.05.2008 N 811, от 22.06.2009 N 709), определяются основные принципы создания военных комиссариатов, их подчиненность, задачи, содержание и обеспечение, а также порядок их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований (п. 1); Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов (п.2); Военные комиссариаты в своей работе руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, настоящим Положением и нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации (п. 3); Военные комиссариаты при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований выполняют функции по обеспечению обороны страны путем организации в мирное время подготовки граждан Российской Федерации (далее - граждане) к призыву на военную службу или направления их для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени, а также поставки техники в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, специальные формирования в периоды мобилизации, военного положения и в военное время (п. 4). Призыв граждан на военную службу ежегодно весной и осенью осуществляется на основании Указов Президента РФ. Таким образом, поскольку установлено, что указанные услуги по перевозке призывников в призывную компанию весеннего и осеннего призывов на общую сумму 2 400 000 рублей были обусловлены выполнением функции Военного комиссариата РТ по обеспечению обороны страны путем организации в мирное время подготовки граждан Российской Федерации к призыву на военную службу, то есть для нужд обороны страны и безопасности государства, то в силу приведенной нормы ст. 15 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ размещение заказов у субъектов малого предпринимательства являлось правом, а не обязанностью военного комиссара. В соответствии с п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в ред.от 10.06.2010 N 1) при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица. Таким образом, при указанных выше обстоятельствах, следует признать отсутствие доказанности юрисдикционным органом виновности лица, привлеченного к административной ответственности. Исходя из положений ст. 1.5 КоАП РФ о презумпции невиновности, следует признать в действиях МЮ отсутствие состава указанного правонарушения. Поэтому оспариваемое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ. На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, Р Е Ш И Л : Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва Д от ДД.ММ.ГГГГ № А60-7.30/11 о признании МЮ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.7.30 КоАП Российской Федерации и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей отменить, и производство по делу прекратить. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в порядке ст. 30.1 КоАП РФ в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения. Судья Л.Т. Сватикова