РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«28» сентября 2010 года Кизилюртовский районный суд РД
в составе председательствующего судьи Хасаева А.Х.,
при секретаре Алхановой,
с участием прокурора Арсаналиева Х.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО5 о защите избирательных прав,
УСТАНОВИЛ:
Кандидат в главы МО «<адрес>» Кизилюртовского района Тагиров М.Т. обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения избирательной комиссии муниципального образования «<адрес>» о формировании участковых избирательных комиссий, ссылаясь на то, что фактически заседания избирательной комиссии не проведено, вопросы формирования участковых избирательных комиссий решены самим председателем ИКМО ФИО10 и представлены остальным членам ИКМО для подписи. Кроме того, только в одну участковую комиссию включены представители от политической партии «Справедливая Россия, а в три другие участковые комиссии представители этой партии не включены. Незаконно отказано во включении в участковые комиссии и представителей от собраний жителей села, протоколы собраний которых были переданы в ИКМО 08.09.2010 г.
В судебном заседании заявитель поддержал свое заявление по изложенным в нем основаниям и пояснил, что решение о формировании участковых комиссий является незаконным, поскольку нарушен порядок проведения заседания ИКМО, то есть, вообще заседания не было, члены комиссии ФИО11, ФИО12, ФИО13 вообще не присутствовали на заседании, явившиеся члены ФИО14 и ФИО15, не остались до конца заседания, в последующем ими решения были подписаны дома, также решения подписаны и членами комиссии, которые вообще не присутствовали. Протокол заседания не составлялся, сами решения оформлены не в надлежащей форме.
Председатель ИКМО ФИО16 требования заявителя не признал и пояснил, что заседание ИКМО было проведено с участием четырех членов комиссии, то есть при наличии кворума, так как на заседании присутствовали он сам, секретарь комиссии ФИО17 и члены комиссии ФИО18 и ФИО19, а остальных членов попросили подписать указанные решения, чтобы они знали о принятом решении. Протокол заседания не составлялся, ограничились только оформлением решений. На том же заседании было принято и решение о количественном составе УИК, УИК № 1 - в составе 9 членов, а остальные УИК - в составе 7 членов, исходя из количества избирателей, поскольку на первом участке более 1000 избирателей, а на остальных участках менее 1000 избирателей. Представители от ПП «Справедливая Россия» не были включены в состав участковых комиссий, кроме первой, поскольку ими было представлено два письма, в которых предлагалось включить в комиссию разных лиц, кроме того, при включении в УИК, где имеется 7 членов, представителей этой партии, то представительство партий в этих комиссиях превышает допустимые нормы.
Заслушав объяснения сторон и исследовав представленные сторонами доказательства суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению.
Свидетель ФИО20 показала, что она является членом ИКМО «<адрес>», 14 сентября 2010 года при ней председатель ИКМО ФИО22 говорил о необходимости формирования участковых избирательных комиссий, но какого-либо официального заседания ИКМО не проводилось, они просто разговаривали. Из членов комиссии были, кроме председателя, секретарь ФИО23, а потом появилась и ФИО24. Она сама находилась в библиотеке минут 15, потом ей необходимо было уйти домой, она сказала председателю, что она согласна с принятым ими решением и подпишет то, что они составят, и ушла. После обеда пришли к ней домой, где она и подписала решения. О том, сколько членов УИК будет в каждой комиссии и кто именно войдет в эти комиссии она не интересовалась и ей об этом не говорили.
Свидетель ФИО25 показала, что она является секретарем ИКМО, какого-либо заседания комиссии по формированию участковых избирательных комиссий не было, эти решения составлены самим председателем ИКМО ФИО26 и переписаны ею, а потом по просьбе председателя ИКМО, она ходила к членам ИКМО и просила их подписать это решение. Протокола заседания ИКМО не имеется, поскольку самого заседания не было, и протокол не составлялся. Члены комиссии ФИО27 и ФИО28 в тот день находились в библиотеке, где заседала ИКМО, но не остались до конца и ушли, сказав, что они согласны с решением, которое будет принято, остальные члены вообще не появились.
Свидетель ФИО29 показала, что она присутствовала на заседании ИКМО, где решался вопрос о формировании УИК, там же кроме председателя и секретаря комиссии была и член комиссии ФИО30, велся протокол заседания, куда делся этот протокол ей неизвестно. Сама она также до конца не находилась, ушла домой, потом ей принесли решение домой, где она их и подписала.
Таким образом, установлено, что какого-либо заседания ИКМО по вопросу формирования участковых избирательных комиссий не было, протокола такого заседания суду не представлено, председатель ИКМО заявил, что такого протокола не имеется, поскольку протокол заседания не велся. Также установлено, что из семи членов ИКМО двое 14 сентября 2010 года появились в библиотеке, но после предварительного обсуждения вопроса ушли, а вопрос формирования УИК был решен самим председателем ИКМО в присутствии секретаря ИКМО Алиевой. Показания свидетеля ФИО7 о том, что проводилось заседание ИКМО с участием указанных ею лиц, суд считает необъективные, поскольку они опровергаются покаазниями ФИО32 и ФИО33, и тем фактом, что отсутствует протокол заседания ИКМО, тогда как она утверждает, что такой протокол составлялся.
В соответствии с требованиями п.1, 3-5 статьи 27 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
1. Участковые комиссии формируются в период избирательной кампании, кампании референдума в сроки, установленные законом, для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума. На выборах в органы местного самоуправления, при проведении местного референдума полномочия участковой комиссии могут быть возложены на иную комиссию, действующую в границах избирательного участка, участка референдума.
3. Число членов участковых комиссий с правом решающего голоса устанавливается законом.
4. Формирование участковой комиссии осуществляется вышестоящей комиссией на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Законом может быть предусмотрено формирование участковой комиссии на избирательном участке, участке референдума, образованном на судне, находящемся в плавании, или на полярной станции, а также за пределами территории Российской Федерации, соответствующими должностными лицами.
5. Вышестоящая комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений:
а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";
б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона;
в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
В соответствии с требованиями п.п. 1, 2, 9, 12-14 статья 28 того же Федерального Закона:
1. Деятельность комиссий осуществляется коллегиально.
2. Комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава.
9. Заседания комиссии созываются ее председателем по мере необходимости. Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
12. Комиссия по требованию любого ее члена, а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей комиссии обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня.
13. Решения комиссии об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, референдума, о регистрации кандидатов, списков кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, о признании выборов, референдума несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения комиссии в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 20 и пунктами 6 и 7 статьи 75 настоящего Федерального закона, принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, замещающих указанные должности в результате избрания, принимаются тайным голосованием (за исключением случая освобождения от должности по личному заявлению), при этом избрание новых председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 4, 5, 5.1, 6 и 8 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
14. Решения комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.
В соответствии с требованиями п.8 статья 26 Закона Республики Дагестан «О муниципальных выборах» избирательная комиссия муниципального образования формирует участковые избирательные комиссии и назначает их председателей.
В соответствии с требованиями п.п. 1-4 статьи 29 Закона республики Дагестан «О муниципальных выборах»
1. Участковые избирательные комиссии формируются в период избирательной кампании по выборам депутатов представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования для обеспечения процесса голосования избирателей и подсчета голосов избирателей. Полномочия участковой избирательной комиссии могут быть возложены на иную комиссию, действующую в границах избирательного участка.
2. Количество членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливается в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка:
до 1000 избирателей - 5 - 9 членов избирательной комиссии;
от 1001 до 2000 избирателей - 7 - 11 членов избирательной комиссии;
более 2000 избирателей - 7 - 15 членов избирательной комиссии.
3. Формирование участковой избирательной комиссии осуществляется вышестоящей избирательной комиссией не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 23 дня до дня голосования на основе предложений, указанных в части 7 статьи 25 настоящего Закона, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.
4. Вышестоящая избирательная комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов избирательной комиссии на основе поступивших предложений, указанных в части 9 статьи 25 настоящего Закона.
В соответствии с требованиями п.1, 2, 9-14 статьи 33 Закона Республики Дагестан « О муниципальных выборах в Республике Дагестан»
1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется коллегиально.
2. Избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава.
9. Заседания избирательной комиссии созываются ее председателем по мере необходимости. Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
10. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии.
11. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
12. Избирательная комиссия по требованию любого ее члена, а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей избирательной комиссии обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым избирательной комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня.
13. Решения избирательной комиссии об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря избирательной комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, о регистрации кандидатов, списков кандидатов, об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения избирательной комиссии в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 24 и частями 3 и 4 статьи 91 настоящего Закона, принимаются на заседании соответствующей избирательной комиссии большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря избирательной комиссии, замещающих указанные должности в результате избрания, принимаются тайным голосованием (за исключением случаев освобождения от должности по личному заявлению), при этом избрание новых председателя, заместителя председателя, секретаря избирательной комиссии осуществляется в порядке, предусмотренном частями 4-6 и 8 настоящей статьи.
14. Решения избирательной комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
При решении вопроса о формировании участковых комиссий избирательной комиссией МО «<адрес>» нарушены эти требования Федерального Закона и Закона Республики Дагестан, решения об их формирования оформлены фактически без проведения заседания самой ИКМО, без участия требуемого количества членов ИКМО с решающим голосом, без голосования по этим вопросам, в связи с чем это решение не может быть признано законным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199, 259261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным решение избирательной комиссии муниципального образования «<адрес>» Кизилюртовского района от 14 сентября 2010 года о формировании участковых избирательных комиссий и обязать ИКМО принять решение о формировании участковых избирательных комиссий с соблюдением требований закона.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РД в течение 5 суток со дня вынесения.
Председательствующий: