Об оспаривании действий должностных лиц



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«17» августа 2010 год Кизилюртовский районный суд РД

в составе председательствующего судьи Хасаева А.Х.,

при секретаре Алхановой А.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кизилюрте гражданское дело по исковому заявлению Османова Х.С. к Государственному учреждению <адрес> в г. Кизилюрте и Кизилюртовском районе о возложении обязанности назначить пенсию в связи с педагогической деятельностью, включив в специальный стаж, дающий ей право на досрочную пенсию, период ее работы на должности старшей пионервожатой,

УСТАНОВИЛ:

Османова Х.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению <адрес> в г. Кизилюрте и Кизилюртовском районе о возложении обязанности назначить пенсию в связи с педагогической деятельностью, включив в специальный стаж, дающий ей право на досрочную пенсию, период ее работы на должности старшей пионервожатой школы № г.Кизилюрта с 17 февраля 1983 года по 01.09.1985 года и <адрес> школы интернат <адрес> с 14 ноября 1985 года по 01 сентября 1989 года, ссылаясь на то, что ответчик незаконно отказал во включении указанного стажа в специальный педагогический стаж в связи с чем отказал в назначении пенсии в связи с педагогической деятельностью.

В обоснование своего своих исковых требований в заявлении и в последующих объяснениях суду истица Османова Х.С. указала, что 17 февраля 1983 года приказом по средней школе № г.Кизилюрта она была назначена старшей пионервожатой этой школы. Проработав в этой должности до 01 сентября 1985 года, она уволилась и 14 ноября 1985 года поступила на работу в <адрес> школу-интернат также старшей пионервожатой. Затем 01 сентября 1989 года была переведена на должность воспитательницы, в которой проработала до сентября 1994 года. С сентября 1994 года по настоящее время она работает учителем русского языка начальных классов <адрес> средней школы №. Общий преподавательский стаж работы по состоянию на июль 2010 года у нее составляет 27 лет 3 месяца. Так как преподаватели, имеющий стаж работы не менее 25 лет вправе получать пенсию по выслуге лет, она еще в июле 2009 года обратилась в Государственное учреждение по РД в г.Кизилюрт и Кизилюртовском районе за оформлением пенсии по выслуге лет, предоставив все необходимые документы.

Но в Государственном учреждении ей разъяснили, что стаж работы пионервожатой не включается в льготный стаж, согласно списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года, и отказались включить в льготный стаж период работы старшей пионервожатой. Считает, что ей необоснованно отказывают во включении ее стажа работы в должности старшей пионервожатой в льготный стаж для оформления пенсии по выслуге лет по следующим основаниям.

Трудовая пенсия по старости назначается в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В силу подпункта 10 п.1 ст.28 данного Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года. В разделе «Наименование должностей» списка должность пионервожатой не указана. Не предусматривалась вышеназванная должность и действовавшими до 1 января 2002 года нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом РФ от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Вместе с тем, согласно п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии. В силу п.4 данного Положения период работы в должности «пионервожатая» засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2\3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

С учетом этого обстоятельства данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2\3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. 2\3 стажа от 25 лет составляет 16 лет 8 месяцев.

У нее по состоянию на 01 января 2002 года стаж педагогической работы с учетом работы в должности старшей пионервожатой составлял 18 лет 7 месяцев и 29 дней, то есть она в соответствии с вышеизложенным имеет право на включение ее стажа в должности старшей пионервожатой в трудовой стаж для назначения пенсии по выслуге лет.

Представитель ответчика ГУ <адрес> в г. Кизилюрте и Кизилюртовском районе Мусаев Н.А. иск не признал и просил отказать в иске. При этом он пояснил, что должность пионервожатой в школе в список должностей и учреждений, работы в которых засчитывается в стаж работы дающее право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не предусмотрено. А согласно Постановления Конституционного суда РФ № 2-П от 29.01.2004 года, время работы в качестве ст. пионервожатой засчитывается стаж работы в связи с педагогической деятельностью, по смыслу Постановления Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397, при условии, если менее 2/3 стажа требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, то есть 16 лет и 8 месяцев педагогического стажа до 01.10.1993 года, до вступления в законную силу Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года, чего у истицы не хватает.

Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные сторонами доказательства, суд пришел к выводу, что требования истицы подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что истица в период с 17 февраля 1983 года по 01 сентября 1985 года работала старшей пионервожатой в средней школе № г. Кизилюрта, затем с 14 ноября 1985 года по 01 сентября 1989 года работала старшей пионервожатой в <адрес> школы-интернат. Затем она была переведена на должность воспитателя <адрес> школы-интерната, где проработала до сентября 1994 года, уволившись из этой школы, она поступила в сентябре 1994 года преподавателем русского языка начальных классов <адрес> средней школы №, где и продолжает работать по настоящее время. Общий преподавательский стаж работы по состоянию на 17 августа 2010 года у нее составляет 27 лет 4 месяца, по состоянию на 01.01.2002 г. стаж педагогической деятельности с учетом работы в должности старшей пионервожатой составляет 18 лет 7 месяца 29 дней и она имеет право на включение указанного стажа в должности старшей пионервожатой в трудовой стаж для назначения пенсии по выслуге лет.

Согласно п. 1 п.п. 19 ст. 27 (введен Федеральным законом от 30.12.2008 года № 319-ФЗ), а до этого п. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на досрочную пенсию имеют право лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их ведомства.

Согласно ст. 55 Федерального закона «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на получении пенсии за выслугу лет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В период работы истицы ст. пионервожатой с 1983 года по 1989 год, согласно Постановления Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397 в стаж работы учителей и других работников просвещения, дающих право на пенсию по выслуге лет, в том числе засчитывалась работа в школах в качестве штатных пионервожатых.

Согласно п. 3 Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 года, за педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсии по выслуге лет, действовавший до введения закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст.15, ст.ст. 17-19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагает правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенным в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважать властями и будет реализовано.

Кроме того, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным судом РФ в Постановлении № 2-П от 29.01.2004 года, в отношении граждан, приобретших пенсионные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Как указано в письме Министра здравоохранения и социального развития РФ от 04 июня 2004 года, Конституционный суд РФ Постановлением от 29 января 2004 года № 2-П установил, что нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которое рассчитывало застрахованное лицо до ведения нового правового регулирования (независимо от того выработан им общий, специальный трудовой стаж полностью либо частично)». С учетом изложенного, при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа или стажа, а соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», может производиться по нормам действовавшего до 31 декабря 2001 года правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату). Таким образом, доводы представителя ответчика, что указанным выше Постановлением Конституционного суда РФ установлены ограничения стажа не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, являются не обоснованными, и таких ограничений Конституционный суд РФ не устанавливал.

Следовательно, требования истицы являются обоснованными и основанными на законе и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Османова Х.С. удовлетворить и обязать Государственное учреждение - Управление Отделения Пенсионного Фонда РФ по РД в г. Кизилюрте и Кизилюртовском районе включить в специальный стаж педагогической деятельности время работы Османова Х.С. в должности старшей пионервожатой в средней школе № г. Кизилюрта в период с 17 февраля 1983 года по 01 сентября 1985 года и в <адрес> школе-интернате в период с 14 ноября 1985 года по 01 сентября 1989 года и назначить ей досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью со дня ее обращения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение десяти суток со дня оглашения.

Председательствующий