Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«15» сентября 2010г. г.Кизилюрт
Кизилюртовский районный суд в составе:
председательствующего судьи Дибирова М.Д.
при секретаре Ахмадовой А. К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кизилюрте гражданское дело по заявлению Абдулхаликова Ш.А. о признании незаконным действий Комиссии администрации МО «Кизилюртовский район» по обследованию жилых домов поврежденных в результате ливневых дождей 21-23 сентября 2009 года, главы МО «Кизилюртовский район», обязать их включить его в список лиц, дома которых не пригодны для проживания в результате ливневых дождей 21-23.09.2009г. для выдачи государственного жилищного сертификата, обязать Главное управление МЧС РФ по РД включить его в реестр как лицо, потерявшее жилье и направить в МЧС РФ для выдачи государственного жилищного сертификата.
У С Т А Н О В И Л:
В результате ливневых дождей 21-23 сентября 2009 года на территории Кизилюртовского района РД был объявлен режим чрезвычайной ситуации (л.д. 66-78).
Для определения ущерба от ливневых дождей распоряжением главы администрации МО «Кизилюртовский район» за № 410-р от 25.09.2009 года была образована комиссия для определения ущерба (л.д.68).
Абдулхаликов обратился в суд с заявлением о том, что в результате ливневых дождей его дом по <адрес> Кизилюртовского района РД был поврежден, что подтверждается актом от 24.09.2009 года.
Повреждения дома подтверждены и экспертом Г.М.М. из Республиканского центра судебной экспертизы от 25.12.2009 года, а также комиссией ПУ -16 Махачкалинского отдела железной дороги, справкой главы МО «село Стальское» Гебекова от 28.09.2009г., а также актом сельской комиссии по определению ущерба от 22.09.2009г.
В январе 2010 года он обратился с заявлением к главе МО «Кизилюртовский район» для включения его в список пострадавших как лицо, потерявшее жилье.
Однако, несмотря на обоснованность его просьбы, комиссия и руководство МО «Кизилюртовский район» не включило его в список пострадавших для получен6ия жилищного сертификата.
В ходе судебного заседания Абдулхаликов и его представитель Вагидов уточнили свои требования и просят признать действия комиссии и главы района незаконными из-за не включения его в список пострадавших в результате ливневых дождей как лицо, потерявшее жилье, хотя и акт был составлен сельской комиссией.
Обязать комиссию и руководство МО «Кизилюртовский район» включить его в список лиц, потерявших жилье для выдачи государственного сертификата, обязать ГУ МЧС РФ по РД включить его в реестр лиц, потерявших жилье, представить документы МЧС РФ для выдачи государственного жилищного сертификата.
Председатель комиссии администрации МО «Кизилюртовский район» по обследованию поврежденных в результате ливневых дождей домов Беркиханов иск не признал и пояснил, что в результате сильных ливневых дождей 21-23.09.2009г. в районе был объявлен режим чрезвычайной ситуации и распоряжением главы администрации образована комиссия по определению ущерба с участием специалистов.
В сельских поселениях тоже были образованы комиссии, которые определяли перечень поврежденных домов, не пригодных для проживания. Этот список главой сельского поселения представлялся районной комиссии по определению ущерба, который составлял акт о непригодности дома для проживания и представлялся в ГУ МЧС РФ по РД. ГУ МЧС РФ по РД после проверки акты и списки представлялись в Правительство РД, который своим постановлением утверждал реестр и направлялся в МЧС РФ.
После проверки обоснованности этих документов МЧС РФ представлял эти документы в Правительство РФ, которое из Резервного фонда выделяло средства на государственные жилищные сертификаты.
Сельские комиссии не имели права составлять эти документы.
Сельские комиссии составляли акты на оказание материальной помощи и на утрату имущества владельцам домов, которые пригодны для проживания, но были повреждены и нуждались в ремонте.
Эти акты представлялись в районную комиссию, которая заверяла их и таким же вышеизложенным путем представлялись в Правительство РФ, которые выделяли денежные средства из Резервного фонда Правительства РФ на материальную помощь и на приобретение утраченного домашнего имущества.
Ни глава МО «село Стальское», ни сельская комиссия какой-либо акт об утрате Абдулхаликовым имущества в результате ливневых дождей или акт для оказания материальной помощи Абдулхаликову в районную комиссию для определения ущерба от ливневых дождей не представляли.
Кроме того, дом Абдулхаликова как непригодный для проживания для определения ущерба ни сам Абдулхаликов, ни глава села в районную комиссию не предоставили, и районная комиссия дом не проверяла.
Правительство РФ был дан лишь один месяц для определения ущерба.
В декабре 2009 года все документы были представлены в Правительство РД, а в начале января 2010 года в МЧС РФ.
Абдулхаликов к нему с заявлением или жалобой о том, что дом его пострадал, и с просьбой осмотреть его не обращался.
В июле 2010 года Правительство РФ выделило из резервного фонда и жилищные сертификаты пострадавшим и перечислила основные средства для оказания материальной помощи и сейчас идет процесс их раздачи.
Представитель администрации МО «Кизилюртовский район» Гаджимагомедов иск не признал и пояснил, что ни сельская, ни районная комиссии не представили какие-либо документы в райадминистрацию о том, что дом Абдулхаликова пострадал в результате ливневых дождей. Поэтому и он не был включен в список пострадавших.
Абдулхаликов обратился к главе МО «Кизилюртовский район» лишь 22 января 2010 года о том, что дом его не пригоден для проживания.
Однако еще 10 января 2010 года Правительством РД список пострадавших был уже утвержден и направлен в МЧС РФ, о чем Абдулхаликову был дан ответ.
Абдулхаликов в своем заявлении ссылался на то, что акты эксперт Республиканского бюро судебной экспертизы Г.М.М. 25.12.2009года установил о том, что его дом не пригоден для проживания.
Он считает этот акт незаконным документом, т.к.составлен заочно, без осмотра дома с выездом на место.
Абдулхаликов мог обратиться в комиссию по обследованию домов либо в районную администрацию после ливневых дождей, что он не сделал.
В ходе судебного заседания была назначена комиссионная строительно-техническая экспертиза, которую эксперты провели с выездом в дом Абдулхаликова и с участием всех сторон и главы поселения.
Дом стоит на месте, в доме проживает Абдулхаликов, дом не разрушен и, поэтому Абдулхаликову жилищный сертификат не полагается.
При осмотре дома было видно, что после ливневых дождей в доме были какие-то повреждении, но дом не был разрушен, не подлежал сносу, Абдулхаликов сам его отремонтировал.
Представители ГУ МЧС РФ по РД Деньгаев и Тагирова иск не признали и пояснили, что ГУ МЧС РФ по РД осмотром домов и определением ущерба не занимаются.
Акты и списки пострадавших поступают в ГУ МЧС РФ по РД из районных администраций.
Какие-либо акты о том, что дом Абдулхаликова поврежден, либо не пригоден для проживания в ГУ МЧС РД, не поступили.
Согласно Постановления Правительства РФ за № 750 ущерб должны определить в месячный срок после чрезвычайно ситуации.
В декабре 2009 года все списки и акты поступили в ГУ МЧС РФ по РД со всех районов, обоснованность их проверена, представлены в Правительство РД, которое 10.01.2010 года утвердило их и направило в МЧС РФ.
В июле 2010 Правительство РФ выделило пострадавшим жилищные сертификаты и перечислило денежные средства для материальной помощи и идет их раздача.
Заслушав сторон, свидетелей, экспертов, исследовав материалы дела, суд находит в удовлетворении заявления Абдулхаликова подлежащим отказать по следующим основаниям.
Вопросы оказания материальной помощи и выделения жилищных сертификатов лицам, потерявшим жилье в результате стихийного бедствия регулированы Методическими указаниями и рекомендациями МЧС РФ от 03.12.2004г., Постановлениями Правительства РФ за № № 750, 838, 561 от 13.10.2008г.,7.11.2008г., 7.06.1995г. и утвержденными ими Положениями, согласно которых муниципальное образование на уровне района образуют комиссии для определения ущерба, ущерб определяются в месячный срок после стихийного бедствия, составляются акты об утрате имущества частично или полностью, при котором выделяются денежные средства от 50 до 100 тыс. рублей, материальная помощь на каждого члена семьи по 5 тысяч рублей.
Если комиссия установит, что дом не пригоден для проживания, подлежит к сносу, то составляется акт для выделения государственного жилищного сертификата.
Все эти акты и списки пострадавших утверждается комиссией, затем райадминистрацией и миграционной службой, представляются в ГУ МЧС субъекта Федерации, затем в Правительство субъекта Федерации, которое утверждает список и реестр и представляет в МЧС РФ, а затем в Правительство РФ, которое выделяет материальные, денежные средства и жилищные сертификаты из Резервного Фонда Правительства РФ.
Как усматривается из Протоколов Комиссии ЧС РД, МО «Кизилюртовский район», в результате сильных ливневых дождей 21-23.09.2009г. в Кизилюртовском районе был объявлен режим чрезвычайной ситуации и распоряжением № 410-р от 25.09.2009г. была образована комиссия по определению ущерба (л.д. 66-78).
Суд считает подлежащим отказать в удовлетворении заявителя Абдулхаликова, т.к. он не доказал незаконность действий Комиссии по обследованию домов и определения ущерба, ни руководства МО «Кизилюртовский район».
Кроме того, из материалов дела видно, что его дом не был разрушен и жилищный сертификат ему не полагается.
В своем заявлении Абдулхаликов ссылается на акт ПУ-16 махачкалинского отдела железной дороги (л.д. 18-21) о повреждении железнодорожного полотна на перегоне Темиргое-Кизилюрт. Однако, в данном документе нет упоминания о том, что в результате ливневых дождей 21-23.09.2009г. дом Абдулхаликова был разрушен.
В своем заявлении Абдулхаликов ссылается на справку главы МО «сельсовет Стальское» от 28.09.2009г. (л.д. 22)
Однако, в этой справке нет упоминания о том, что дом Абдулхаликова был разрушен.
В своем заявлении Абдулхаликов ссылается на акт сельской комиссии от 22.09.2009г. (л.д. 24) о затоплении улиц.
Однако, в этом акте нет упоминания о том, что дом Абдулхаликова был разрушен. Сам по себе факт затопления улицы не означает о разрушении его дома.
Из показаний сторон и главы МО «сельсовет Стальское» Гебекова установлено, что для облегчения работы районной комиссии была образована комиссия МО «сельсовет Стальское», в компетенцию которой входило установить перечень поврежденных домов для представления их в районную комиссию для определения ущерба.
Кроме того, сельской комиссии было разрешено составлять акты для оказания материальной помощи на ремонт домов и установить перечень утраченного домашнего имущества. Эти акты представлялись в районную комиссию, которая утверждала их.
Среди членов этой сельской комиссии был и брат заявителя Абдулхаликов Г. (л.д.24).
Допрошенные на судебном заседании председатель Стальской сельской комиссии Абдуллаев, брат заявителя-член комиссииАбдулхаликов Г., глава Мо «сельсовет Стальское» Гебеков не смогли представить суду ни один акт о том, что Абдулхаликов в результате ливневых дождей 21-23.09.2009г. потерял часть или полностью домашнее имущество, либо его дом был поврежден и нуждался в ремонте.
Они показали, что дома по этой улице были повреждены, и возможно был составлен и акт на дом заявителя и где он находится показать или представить не могут.
Однако. их показания не достоверны и опровергается официальным документом- реестром, утвержденным и.о. главой администрации МО «Кизилюртовский район» Салимгереевым, представленного ему главой МО «сельсовет Стальское» Гебековым, начальником ЧС района Султанмурадовым, председателем комиссии по определению ущерба Беркихановым (л.д. 79-82), согласно которого среди домов, поврежденных в результате ливневых дождей и представленных для обследования и определения ущерба, есть дома братьев заявителя, соседей, но нет дома заявителя.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что сам заявитель, ни члены сельской комиссии, среди которых был и брат заявителя, не посчитали дом заявителя непригодным для проживания.
Заявитель не отрицает тот факт, что дом не был обследован районной комиссией для определения ущерба, так как считали его пригодным для проживания, а представитель Комиссии Беркиханов подтвердил, что дом не был представлен для обследования и с жалобами к нему Абдулхаликов не обращался.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ни сельская, ни районная комиссии по обследованию поврежденных домов, по определению ущерба не считали дом непригодным для проживания, и не был составлен соответствующий акт для выделения жилищного сертификата.
Как усматривается из справки ГУ МЧС РФ по РД, составленного для представителя Абдулхаликова от 11.03.2010 года по этой улице восьми соседям Абдулхаликова принято решение оказать материальную помощь и восстановить утраченное имущество (л.д.25).
Вышеизложенное свидетельствует о том, что комиссия работала и объективно оценивала причиненный ущерб и соседям заявителя тоже не были составлены акты о непригодности домов для проживания для выделения государственных жилищных сертификатов.
Для обоснования своего заявления Абдулхаликов представил в суд акт исследования за № 2005/09 от 25.12.2009г. составленного экспертом Республиканского бюро судебной экспертизы (л.д. 26-28), согласно которого дом Абдулхаликова не пригоден для проживания.
Однако, суд считает данный документ необоснованным, не подтвержденным объективным состоянием дома заявителя, так как составлен заочно, без выезда и осмотра дома, на основании фотоснимков, акты представленных заявителем эксперту (л.д. 27-28).
Однако, выводы эксперта Г.М.М., который на судебном заседании подтвердил, что составил акт заочно, не могут быть засчитаны правильными, так как эти выводы не могут быть составлены без осмотра дома, его конструктивных элементов.
Из представленных Абдулхакимовым фотоснимков (л.д. 37-39) видно, что лишь сарай имел повреждения и разрушения, а на фасаде дома не видны даже трещины.
В соответствии с Положением, утвержденным Постановлениями Правительства РФ от 13.10.2008 за № 75 «О порядке выделения денежных средств из резервного фонда»…для ликвидации последствий стихийных бедствий не позднее одного месяца со дня возникновении чрезвычайной ситуации должны быть определены размер материального ущерба.
Как видно из заявления Абдулхаликова от 22.01.2010г. заявитель обратился к главе района Гаджиеву М.М. с просьбой включить его в список потерявших жилье и с просьбой выдать жилищный сертификат (л.д. 35) спустя 4 месяца после ливневых дождей, в то время как Постановление Правительства РД за № 7 от 15.01.2010 года список потерявших жилье, в том числе и в селе Стальское», был утвержден и направлен в МЧС РФ (л.д. 83).
Из заявления Абдулхаликова не видно, что он обращался в сельскую или районную комиссию для определения ущерба и что комиссии создавали ему какие-либо препятствия для определения ущерба (л.д.35)
В распоряжении главы района Абдулхаликов представил акт заочного обследования дома экспертом от 25.10.2009 г. и акт ПУ-16 и сельской комиссии, где нет упоминания о его доме (л.д.35).
Суд считает, что 01.02.2010г. глава МО «Кизилюртовский район» дал обоснованный ответ Абдулхаликову, так как его дом не был представлен для обследования ни главой села, ни сельской комиссией, ни самым заявителем (л.д. 30).
Поэтому суд считает, что в действиях главы района нет незаконных действий, ущемляющих права заявителя.
В ходе судебного заседания судом была назначена комиссионная строительно-техническая экспертиза (л.д. 53-57), которая была проведена после осмотра дома 19.06.2010г. экспертами с участием сторон и выездом на место.
В настоящее время дом капитально отремонтирован и имеет лишь легкую степень повреждений-27, 5 %.
Для непригодности для проживания степень повреждения должна составлять 65-70 %.
Экспертами установлено, что дом имел повреждения, но отремонтирован силами заявителя, что свидетельствует о том, то дом не был разрушен, не подлежал сносу. После ремонта в доме проживает заявитель и его семья.
Суд отдает предпочтенье данному заключению, так как он проведен комиссионо, с выездом на место и с участием всех сторон, что подтвердили стороны.
Суд отдает предпочтенье данному заключению, так как акт исследования от 25.12.2009 года составлен экспертом Г.М.М., не указал степень повреждений дома, без чего нельзя сделать вывод о необходимости его сноса и выдачи жилищного сертификата.
Согласно Методических рекомендаций МЧС РФ от 3.12.2004 года для решений вопроса выдачи жилищного сертификата следует указать степень поврежденности дома: слабая, средняя или сильная.
При слабой и средней поврежденности дома оказывалась лишь материальная помощь на ремонт, а при сильной поврежденности дома выше 65 % - дом подлежит к сносу и выдается жилищный сертификат.
Как усматривается из фотоснимков, приложенных к заключению экспертов (л.д. 57) дом заявителя носил капитальный характер, на стенах нет трещин, крыша не разрушена.
При таких обстоятельствах дом пригоден для проживания и жилищный сертификат не выдается.
В своем исковом заявлении и при его уточнении на судебном заседании заявитель не требовал материальную помощь для ремонта дома или денежные средства на восстановлении утраченного домашнего имущества.
Такие акты комиссиями не были составлены, и заявитель требует выдачу жилищного сертификата, считая дом не пригодным для проживания.
При таких обстоятельствах суд не вправе выходит за рамки заявления.
Для проведения экспертизы потрачены 5 тысяч рублей и согласно прейскуранту и платежного поручения от 2.08.2010 г. сторона, которой в иске отказано, должна возмещать расходы по проведению экспертизы.
Руководствуясь ст.254-255 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Абдулхаликова Ш.А. о признании незаконным действий Комиссии администрации МО «Кизилюртовский район» по обследованию поврежденных домов в результате ливневых дождей 21-23 сентября 2009 года и главы МО «Кизилюртовский район», обязать Комиссию по обследованию жилых домов администрации МО «Кизилюртовский район», обязать Комиссию по обследованию жилых домов администрации МО «Кизилюртовский район», главу МО «Кизилюртовский район» включить его в список пострадавших как лицо, дом которого не пригоден для проживания для выдачи государственного жилищного сертификата, обязать Главное Управление МЧС РФ по РД включить его в реестр и направить его материалы в МЧС РФ для выделения государственного жилищного сертификата как лицу, потерявшего жилье в результате ливневых дождей 21-23 сентября 2009 года - отказать.
Взыскать с Абдулхаликова Ш.А. в пользу Дагестанского центра независимой экспертизы 5 тыс. рублей - расходы на проведение экспертизы.
Решение может быть обжаловано в ВС РД в десятидневный срок со дня провозглашения.
Председательствующий: