О признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 сентября 2011 г.                                                                Кизилюртовский районный суд РД

в составе председательствующего судьи Хасаева А.Х.,

с участием прокурора Чупалаева М.С.,

при секретаре Алхановой А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Кизилюртовскому межрайонному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Дагестан о признании недействительным постановления от 09.09.2011 года об окончании исполнительного производства,

УСТАНОВИЛ:

Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Кизилюртовскому межрайонному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Дагестан о признании недействительным, как не соответствующим требованиям федерального законодательства, а именно пункту 1 части 1 статьи 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» вынесенного судебным приставом-исполнителем Атаевым М.И. постановления от 09.09.2011 года об окончании исполнительного производства, ссылаясь на то, что указанным постановлением судебного пристава-исполнителя окончено исполнительное производство в отношении должника - администрации муниципального образования «село Комсомольское» Кизилюртовского района по тем мотивам, что исполнительный документ фактически исполнен, имеется акт технического состояния автодороги, из которого следует, что автодорога «Карьеры- ФАД «Кавказ» находится в удовлетворительном состоянии, и получено свидетельство о регистрации права муниципального района «Кизилюртовский район» на указанную автодорогу.

Данное постановление судебного пристава-исполнителя противоречит требованиям действующего законодательства и подлежит признанию недействительным по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Между тем, решением Кизилюртовского районного суда от 07.02.2011 г. удовлетворен иск Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Кизилюртовский район» РД и администрации МО «сел. Комсомольское» о признании бездействия незаконным и понуждении к действию. При этом в резолютивной части решения и в выданном на основании данного решения исполнительном листе указано: обязать администрацию муниципального образования «село Комсомольское» Кизиюртовского района РД приостановить эксплуатацию (использование) участка автомобильной дороги «Карьеры-ФАД «Кавказ» в границах населенного пункта - «село Комсомольское» Кизилюртовского района для проезда грузового автотранспорта до оценки технического состояния автомобильной дороги «Карьеры-ФАД «Кавказ» в порядке, предусмотренном приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 N 150 "О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог", на предмет степени и допустимости воздействия хозяйственной деятельности по ее эксплуатации на природную среду и здоровье граждан на территории с. Комсомольское Кизилюртовского района, исходя из требований в области охраны окружающей среды, в том числе и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Однако, ни постановление судебного пристава-исполнителя, ни приложенные к нему документы: акт технического состояния автодороги от 27.07.2011 и свидетельство о регистрации права муниципального района «Кизилюртовский район» на указанную автодорогу не содержат сведения об оценке технического состояния автомобильной дороги «Карьеры-ФАД «Кавказ» в порядке, предусмотренном приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 N 150 "О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог", на предмет степени и допустимости воздействия хозяйственной деятельности по ее эксплуатации на природную среду и здоровье граждан на территории с. Комсомольское Кизилюртовского района, исходя из требований в области охраны окружающей среды, в том числе и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Таким образом, надлежащее исполнение требований исполнительного листа от от 07.02.2011, выданного Кизилюртовским районным судом, не подтверждено какими-либо доказательствами, исполнительное производство фактически не исполнено и у судебного пристава-исполнителя отсутствовали законные основания для его окончания, поскольку поступившие от ответчика документы, которыми мотивировано постановление об окончании исполнительного производства, не свидетельствуют об исполнении вышеприведенного пункта решения суда. Следовательно, при наличии судебного акта, вступившего в законную силу, и исполнительного листа, предписывающего МО «Кизилюртовский район» совершить определенные действия, судебный пристав-исполнитель Атаев М.И. необоснованно вынес постановление об окончании исполнительного производства, что привело фактически к неисполнению решения суда.

Вследствие неисполнения решения суда в указанной части нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Так, вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Эти требования корреспондируют статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским Судом по правам человека, в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации.

Как установлено судебным решением, вступившим в законную силу, требования законодательства об охране окружающей среды на территории сел. Комсомольское при эксплуатации автомобильной дороги в целях перевозки грузов грузовым автотранспортом не обеспечиваются.

По автодороге «Карьеры-ФАД «Кавказ», проходящей по селу Комсомольское, из близлежащих карьеров круглосуточно вывозится гравийно-песчанная масса многочисленными автомашинами, в результате чего уровень загрязнения атмосферного воздуха пылью и гарью в пределах села многократно превышает предельно допустимые нормы, в селе трудно дышать, невозможно выйти во двор, совершать по улицам села прогулки с детьми, вывешивать для просушки одежду, что негативно влияет на здоровье жителей села. В селе увеличивается количество лиц, больных заболеваниями органов дыхания, туберкулезом.

Уровни загрязнения атмосферного воздуха в сел. Комсомольское Кизилюртовского района превышают гигиенические нормативы от 1,5 до 157,5 раз по взвешенным веществам (пыль неорганическая).

Таким образом, эксплуатация автодороги для перевозки песчанно-гравийной смеси с карьеров привело к многократному увеличению безопасного для окружающей среды и населения уровня загрязненности атмосферного воздуха, чем было поставлено под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории с.Комсомольское, и создает реальную угрозу дальнейшего причинения вреда окружающей среде и нарушения в дальнейшем предусмотренных ст. 42 Конституции РФ и принятыми во     ее исполнение законами     права неограниченного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия и на благоприятные условия жизни и здоровья, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

Гигиенический норматив качества атмосферного воздуха - критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека.

Таким образом, исходя из принципа потенциальной экологической опасности хозяйственной деятельности, установленных обстоятельств воздействия деятельности по перевозке грузов на окружающую среду, в первую очередь на атмосферный воздух, существует реальная угроза окружающей среде и здоровью людей, проживающих и находящихся в селе, в случае продолжения данной деятельности, поскольку невозможно проконтролировать оказываемое этой деятельностью негативное воздействие.

Поскольку оспариваемое постановление не соответствует пункту 1 части 1 статьи 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве», нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в защиту интересов которых прокурором предъявлен иск, оно подлежит признанию недействительным.

Вынесенное судебным приставом-исполнителем Кизилюртовского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Дагестан Атаевым М.И. постановление от 09.08.2011 об окончании исполнительного производства по почте поступило в Махачкалинскую межрайонную природоохранную прокуратуру 22.08.2011, в связи с чем установленный законом 10-дневный срок на его обжалование пропущен по уважительной причине.

Прокурор Чупалаев М.С. в судебном заседании поддержал заявление в полном объеме и пояснил, что оснований для вынесения спорного постановления не имелось, поскольку оценка технического состояния автодороги именно в части соответствия его технического состояния на предмет степени и допустимости воздействия хозяйственной деятельности по ее эксплуатации на природную среду и здоровье граждан на территории с. Комсомольское Кизилюртовского района, исходя из требований в области охраны окружающей среды, в том числе и санитарно-эпидемиологического благополучия населения не проведена, не проведена экологическая экспертиза на предмет определения степени воздействия на окружающую среду эксплуатации указанной дороги, в связи с чем решение суда в полной мере не исполнено, и не может быть окончено исполнительное производство, в связи с чем он просит признать указанное постановление судебного пристава не соответствующим закону.

Начальник Кизилюртовского межрайонного отдела судебных приставов ФССП РФ по РД Шабанов обоснованность требований прокурора не признал и пояснил, что решение суда исполнено, поскольку техническое состояние указанной автомобильной дороги приведено в соответствие с требование закона, оценка технического состояния в соответствии с требованиями приказа Минтранса РФ от 27.08.2009 N 150 "О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог" проведена, вещное право администрации МР «Кизилюртовский район» на указанную дорогу также зарегистрировано. Первоначально должником был представлен Акт технического состояния указанной дороги, который был составлен не в соответствии с приказом Минтранса, который был возвращен на доработку, потом представлен Акт оценки технического состояния, произведенной на основании указанного приказа. В связи с тем, что в соответствии с решением суда было приостановлено эксплуатация (использование) участка автомобильной дороги «Карьеры-ФАД «Кавказ» в границах населенного пункта - «село Комсомольское» Кизилюртовского района для проезда грузового автотранспорта до исполнения решения в этих частях, основания к приостановлению эксплуатации отпали, в связи с чем и принято решение об окончании исполнительного производства. Каких-либо оснований для отмены постановления судебного пристава исполнителя не имеется. В решении суда ничего не сказано о необходимости в проведении экологической экспертизы, таких требований не содержится и в указанном в решении суда приказе Минтранса РФ, в связи с чем судебный пристав-исполнитель не имеет права требовать у должников проведения такой экспертизы.

Представитель должника - администрации МР «Кизилюртовский район» Гаджимагомедов З.О. также не признал обоснованность требований и пояснил, что администрация муниципального района «Кизилюртовский район» в полном объеме исполнила резолютивную часть решения суда от 07.02.2011 года, а именно в точном соответствии с приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 г. № 150 №О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог произведена оценка технического состояния в отношении автомобильной дороги «Карьеры-ФАД «Кавказ», приведено ее техническое состояние в соответствие с требованиями Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» и получено свидетельство о государственной регистрации вещного права на эту дорогу. Первоначально составленный акт технического состояния автодороги судебный пристав-исполнитель Атаев не принял и в тот же день был составлен новый акт, соответствующий указанному приказу Минтранса РФ.

Глава МО «Село Комсомольское» Кизилюртовского района Абдуразаков К.А. также не признал обоснованность требований прокурора, поскольку решение суда исполнено в полном объеме, основания к приостановлению эксплуатации дороги отпали. Имеются некоторые недоработки, в частности, водоотводные трубы не соединены между собой придорожной канавой.

Заслушав объяснения сторон и исследовав представленные ими доказательства, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявления прокурора не имеется.

В соответствии с решением Кизилюртовского районного суда от 07.02.2011 года признаны незаконными бездействие администрации муниципального образования «село Комсомольское» Кизилюртовского района РД, и бездействие администрации муниципального образования «Кизилюртовский район» РД, которое заключается в неосуществлении надлежащей дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги «Карьеры - ФАД «Кавказ» в границах населенного пункта село Комсомольское Кизилюртовского района в соответствии с требованиями Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

На администрацию муниципального образования «село Комсомольское» Кизилюртовского района РД и на администрацию муниципального образования «Кизилюртовский район» РД возложена обязанность осуществлять дорожную деятельность в отношении автомобильной дороги «Карьеры - ФАД «Кавказ» в границах населенного пункта село Комсомольское Кизилюртовского района в соответствии с требованиями Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и приостановить эксплуатацию (использование) участка автомобильной дороги «Карьеры - ФАД «Кавказ» в границах населенного пункта село Комсомольское Кизилюртовского района для проезда грузового автотранспорта до оценки технического состояния этой автомобильной дороги в порядке, предусмотренном приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 N150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог», на предмет степени и допустимости воздействия хозяйственной деятельности по ее эксплуатации на природную среду и здоровье граждан на территории с. Комсомольское Кизилюртовского района, исходя из требований в области охраны окружающей среды, в том числе и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; приведения ее технического состояния в соответствие с требованиями указанного выше Федерального закона и регистрации вещного права на эту дорогу.

Во исполнение указанного решения суда в целях приведения технического состояние указанной дороги произведен ее капитальный ремонт, произведена оценка технического состояния указанной дороги в порядке, предусмотренном приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 N150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог». Первоначально представленный Акт технического состояния указанной дороги, на который и ссылается прокурор в своем заявлении, судебным приставом-исполнителем был возвращен должнику для пересоставления, поскольку он был составлен не в том порядке, который предусматривает указанный Приказ. В исполнительном производстве имеется Акт оценки технического состояния указанной дороги, который в полной мере составлен в порядке, предусмотренном приказом Минтранса РФ от 27 августа 2009 г. N 150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог»

В частности в соответствии с п.3 указанного Приказа оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией;

В соответствии с п.6 этого же Приказа в процессе диагностики автомобильных дорог определяются:

1) параметры и характеристики автомобильной дороги, определяющие степень соответствия нормативным требованиям постоянных (незначительно меняющихся в процессе эксплуатации или меняющихся после реконструкции и капитального ремонта) параметров и характеристик автомобильной дороги (технический уровень автомобильной дороги): ширина проезжей части и земляного полотна; габарит приближения; длины прямых, число углов поворотов в плане трассы и величины их радиусов; протяженность подъемов и спусков; продольный и поперечный уклоны; высота насыпи и глубина выемки; габариты искусственных дорожных сооружений; наличие элементов водоотвода; наличие элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения;

2) параметры и характеристики автомобильной дороги, определяющие степень соответствия нормативным требованиям переменных параметров и характеристик автомобильной дороги, организации и условий дорожного движения, изменяющихся в процессе эксплуатации автомобильной дороги (эксплуатационное состояние автомобильной дороги): продольная ровность и колейность дорожного покрытия; сцепные свойства дорожного покрытия и состояние обочин; прочность дорожной одежды; грузоподъемность искусственных дорожных сооружений; объем и вид повреждений проезжей части, земляного полотна и системы водоотвода, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения;

3) характеристики автомобильной дороги, определяющие совокупность показателей, влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта, отражающих интересы пользователей и степень влияния на окружающую среду (потребительские свойства автомобильной дороги): средняя скорость движения транспортного потока; безопасность и удобство движения транспортного потока; пропускная способность и уровень загрузки автомобильной дороги движением; среднегодовая суточная интенсивность движения и состав транспортного потока; способность дороги пропускать транспортные средства с допустимыми для движения осевыми нагрузками, общей массой и габаритами; степень воздействия дороги на окружающую среду.

В соответствии с п.7 того же Приказа по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги: 1) устанавливается степень соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов; 2) обосновывается возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам, на основании данных диагностики путем проведения специальных расчетов.

В соответствии с имеющимся в деле Актом оценки технического состояния указанной автомобильной дороги, все эти параметры и характеристики указанной автомобильной дороги определены, также указано (в части параметров воздействия дороги на окружающую среду), что организован трехразовый полив дорожного полотна, организован полив вывозимой продукции из карьеров и накрытие тентом, что способствует снижению пылеобразования при перевозке сыпучих материалов. По итогам оценки технического состояния дороги комиссия пришла к выводу о том, что автодорога находится в технически исправном состоянии после капитального ремонта с полной заменой покрытия и обустройства обочины и пригодна в настоящее время для эксплуатации, в частности для перевозки сыпучих грузов большегрузным автотранспортом.

Таким образом, приказом Минтранса РФ не предусмотрено проведение экологической экспертизы при оценке технического состояния автомобильной дороги, дорога является дорогой местного значения, и оценка технического состояние автодороги проведено компетентным органом - комиссией, созданной администрацией МР «Кизилюртовский район». Решением суда также не возложена на кого-либо обязанность провести экологическую экспертизу после приведения технического состояния дороги в соответствие с требования закона. Вещное право на указанную дорогу за администрацией МР «Кизилюртовский район» также зарегистрировано.

В связи с этим суд приходит к выводу, что решение Кизилюртовского районного суда от 07.02.2011 года исполнено в полном объеме и оснований для признания незаконным постановления об окончании исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного листа по этому решению суда, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.193-199, 441 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Кизилюртовскому межрайонному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Дагестан о признании недействительным, как не соответствующим требованиям федерального законодательства, а именно пункту 1 части 1 статьи 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» вынесенного судебным приставом-исполнителем Атаевым М.И. постановления от 09.09.2011 года об окончании исполнительного производства, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РД в течение 10 дней со дня оглашения.

Председательствующий: