РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации «19» сентября 2011 года Кизилюртовский районный суд РД в составе председательствующего судьи ОмаровойЗ. К., при секретаре Омаровой А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кизилюрте материалы гражданского дела по иску заявлению Патаховой П.П. к администрации МО «Кизилюртовский район», к администрации МО «Село Кироваул» Кизилюртовского района, к ГУ МЧС РФ по РД, к Правительству РД о признании незаконным действий межведомственной комиссии администрации МО «Кизилюртовский район» выразившихся во включении принадлежащего ей домовладения, расположенного по адресу сел. Кироваул, <адрес> в список домов, получивших повреждения средней степени и возложении обязанности на администрацию МО «Кизилюртовский район» и ГУ МЧС РФ по РД обязанности признать принадлежащее ей домовладение не пригодным для проживания и подлежащим сносу в результате стихийных бедствий и включить её в списки граждан для получения жилищного сертификата, УСТАНОВИЛ: Патахова П.П. обратилась в суд с заявлением к администрации МО «Кизилюртовский район», к администрации МО «Село Кироваул» Кизилюртовского района, к ГУ МЧС РФ по РД, о признании незаконным действий межведомственной комиссии администрации МО «Кизилюртовский район» выразившихся во включении принадлежащего ему домовладения, расположенного по адресу сел. Кироваул, <адрес> в список домов, получивших повреждения средней степени и возложении обязанности на администрацию МО «Кизилюртовский район» и ГУ МЧС РФ по РД обязанности признать принадлежащее ему домовладение не пригодным для проживания и подлежащим сносу в результате стихийных бедствий, включить его в списки граждан для получения жилищного сертификата, ссылаясь на то, что в сентябре 2009 года в результате ливневых дождей ёё жилищу и имуществу был причинен ущерб, на стенах дома образовались трещины, фундамент дома повредился, полы дома пришли в негодность, кровля дома была повреждена. После осмотра дома члены межведомственной комиссии ей ничего не разъяснили и каких-либо документов не вручили, хотя согласно Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года за № 47 ему должны были выдать один экземпляр решения комиссии. Она была уверена, что её дом будет признан непригодным для проживания и что её внесли в список для получения сертификата. Когда она обращалась к бывшему главе администрации села «Кироваул», тот обещал, что документы для получения жилищного сертификата готовы, и она скоро его получит. Однако до настоящего времени она жилищный сертификат не получила и весной 2011 года она стала вновь обращаться в администрации села и района, после чего ей стало известно, что кроме выплаченных 5 тысяч рублей в качестве компенсации за утраченное имущество, денег не выделено и жилищный сертификат ей не дадут. В последствии, получив копию акта обследования её дома, она убедилась, что согласно этому акту она не может претендовать на получение жилищного сертификата. Её дом в настоящее время не пригоден для проживания, узнать своевременно о нарушении своего права она не имела возможности, так как бывший глава администрации села уверял ее о том, что с его документами все в порядке, и она получит жилищный сертификат. После того как ей, в банке, выплатили 5 тысяч рублей, в сентябре или октябре 2010 года она с письменным заявлением куда либо не обращалась, а жаловалась коллективно с другими односельчанами. В суд в предусмотренные законом сроки не обратилась в виду своей неграмотности. К участию в деле в качестве соответчика привлечено и Правительство Республики Дагестан, в связи с тем, что в случае удовлетворения требований заявителя судом могут быть возложены определенные обязательства и на Правительство Республики Дагестан, и они имеют право на участие в рассмотрении настоящего дела на правах стороны в деле (ответчика). При рассмотрении данного дела по существу ФИО1, хотя и не являлась представителем заявителя Патаховой П.П. ворвалась на судебное заседание и заявила о том, что категорически возражает против рассмотрения данного дела, а также против участия Патаховой П.П. на судебном заседании, так как в Кизилюртовском районном суде практически всем отказывают в удовлетворении заявления. После чего ФИО1 вместе с Патаховой П. покинули зал судебного заседания, на замечания председательствующего о необходимости присутствовать на судебном заседании Патахова П. П. не реагировала. Представитель МО «Кизилюртовский район» Гаджимагомедов З.О. требования Патаховой П.П. не признал и пояснил, что действительно в результате указанного стихийного бедствия пострадал дом истицы. В соответствии с актом обследования этого жилого дома установлена степень повреждения - средняя. В связи с этим Патахова П.П. была включена в списки лиц, дома которых подлежали ремонту, и ей выплачена компенсация на ремонт дома, исходя из количества членов семьи, девять человек (вместе с ней) по 5 тысяч на каждого, всего 25 тысяч рублей. Каких-либо актов о повреждении имущества в результате стихийного бедствия не составлено, в связи, с чем ей и не выплачена компенсация за поврежденное имущество. Проведенной по делу строительно-технической экспертизой было установлено, что на участке расположенном в Кизилюртовском районе в с. Кироваул, <адрес> выстроен новый дом и определить какие-либо повреждения на сегодняшний невозможно. Кроме того, заявителем пропущен трехмесячный срок, установленный ст. 256 ГПК РФ для обжалования действий государственных органов, органа местного самоуправления, должностных лиц. На основании изложенного, администрация района просит применить сроки исковой давности, установленные ст.256 ГПК РФ, и в удовлетворении требований заявителя отказать. Представитель МО «село Кироваул» Кизилюртовского района РД Сагитова У., требования истца не признала и пояснила, что дом Патаховой П. был обследован и установлены средней степени повреждения, ей выплачены деньги в сумме 25 тысяч рублей. В данное время выстроен новый двухэтажный дом, который никаким образом не подлежит сносу. Представитель ответчика - ГУ МЧС РФ по РД Тагирова Л.М. также не признала исковые требования Патаховой П.П., ссылаясь на то, что вопросы оказания материальной помощи в результате чрезвычайных ситуаций регулированы постановлениями Правительства РФ за №№750, 832, 561, 13.10.2008 г., от 7 ноября 2008 г., 7 июня 1995 г., постановлением Правительства РД от 21 декабря №459, Методическими указаниями МЧС России от 2004 г, которые предусматривают порядок оказания материальной помощи, в том числе и выдачу государственных жилищных сертификатов. Не позднее одного месяца с момента подписания поручения Председателем Правительства РФ соответствующим министерствам, ведомствам рассмотреть обращение Правительства РД (поручение № ИШ-ПН-6262 от 29.10.2009 г.) (п.6 постановления № 750) Правительство РД должно представлять документы, обосновывающие размер причиненного ущерба в результате данной стихии в МЧС России. В случае, если документы не представляются в указанные сроки, то вопрос об оказании помощи пострадавшим гражданам не рассматривается Правительством РФ. Обследование, определение степени повреждения жилых домов и составление документов, подтверждающих объемы причиненного гражданам ущерба, производилось комиссией администрации МО «Кизилюртовский район» по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности с привлечением ГУ ГПИ «Дагестангражданпроект», ФГУП «Ростехинвнтаризация - Федеральное БТИ» по Республике Дагестан. Реестр домов, признанных непригодными для проживания на территории РД, в том числе и по Кизилюртовскому району, а также список граждан РФ в РД на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате стихии в сентябре 2009 г., были утверждены постановлением Правительства РД от 15.01 2010 г. №7. Составленные муниципальными образованиями материалы по ущербу, причиненному жителям Республики Дагестан, в том числе администрацией МО «Кизилюртовского район», Правительством РД были представлены письмом №19-11/5 15.01.2010 г. в МЧС России. По поручению Правительства РД ГУ МЧС РФ осуществило защиту указанных материалов в федеральных органах. По материалам, прошедшим экспертизу в федеральных органах, из федерального бюджета выделены бюджетные ассигнования для частичного покрытия расходов на ликвидацию последствий данной стихии и государственные жилищные сертификаты в количестве 501 шт. Обследование и определение объемов причиненного ущерба, составление подтверждающих ущерб документов (списков пострадавших и других документов) не входит в компетенцию и законодательством указанные вопросы не возложены на ГУ МЧС РФ по РД. Документы по обоснованию ущерба, причиненного гражданам, составляются и представляются администрациями муниципальных районов и городских округов. В соответствии с актом обследования этого жилого дома установлена степень повреждения - средняя. В связи с этим Патахова П.П. была включена в списки лиц, дома которых подлежали ремонту, и ей выплачена компенсация на ремонт дома, исходя из количества членов семьи, девять человек (вместе с ней), по 5 тысяч на каждого, всего 25 тысяч рублей. Каких-либо актов о повреждении имущества в результате стихийного бедствия не составлено, в связи, с чем ей не выплачена компенсация за поврежденное имущество. Проведенная по делу строительно-техническая экспертиза определить какие-либо повреждения не может, так как на данном участке выстроен новый дом. В связи с этим оснований для выплат истице каких-либо других средств не имеется. Истицей пропущен трехмесячный срок, установленный ст. 256 ГПК РФ для обжалования действий государственных органов, органа местного самоуправления, должностных лиц. На основании изложенного, ответчик просит применить сроки исковой давности, установленные ст.256 ГПК РФ, в удовлетворении требований заявителя отказать. Представитель ответчика - Правительства Республики Дагестан Курбаналиев Ю.М. также не признал требования заявителя и просил отказать в удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на то, что Правительство РД не занималось составлением первоначальных документов, а только представило подготовленные документы в отношении всех пострадавших от стихийного бедствия в Правительство РФ. Кроме того, по делу установлено достоверно, что дом заявителя получил повреждения средней степени и его доводы о непригодности его жилого дома к проживанию не нашли своего подтверждения. Он также просил применить срок исковой давности. Заслушав объяснения сторон и исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования Патаховой П.П. не могут быть удовлетворены. Вопросы оказания материальной помощи в результате чрезвычайных ситуаций регулированы Методическими указаниями МЧС РФ от 2004 года, Постановлением Правительства РФ за № 750, 838, 561 от 13 октября 2008 года, 7 ноября 2008 года, 7 июня 1995 года, которые предусматривают порядок оказания материальной помощи при стихийных бедствиях, в том числе и выдачу жилищного сертификата. Согласно этих нормативных документов ущерб, причиненный в результате стихийного бедствия, определяется комиссией МО «Кизилюртовский район», которая в случае повреждения дома, исключающего его восстановление путем ремонта, то есть необходимости его сноса, составляет акт, включает дом и семью в список пострадавших от стихийного бедствия и представляет ГУ МЧС РФ по РД, которая проверяет обоснованность акта, списка и реестра и в последующем предоставляет в Правительство РД, а Правительство РД - в МЧС РФ. При наличии слабой и средней степени повреждения оказывается материальная помощь на ремонт дома и для восстановления утраченного имущества, а при сильной степени повреждения дома - выдается жилищный сертификат на приобретение жилья. В соответствии с Актом от 14 октября 2009 года обследования жилого дома частного сектора, поврежденного в результате очень сильного дождя 21 сентября 2009 года в МО «Село Кироваул» Кизилюртовского района РД, адрес жилого дома: <адрес>, собственник: Патахова П.П., габариты жилого дома: длина 10, 5 м., ширина 8 м., высота 3 м., площадь - 84 кв.м., характеристики повреждений: частично повреждена кровля, осадка полов, частично повреждены полы (деревянные) - 17 кв.м., имеются трещины в несущих стенах шириной раскрытия до 1,9 см., степень повреждения - средняя. На основании указанного акта заявителю выплачена материальная помощь из резервного фонда Правительства Российской Федерации в сумме 25 тысяч рублей. По делу назначена и проведена строительно-техническая экспертиза на предмет определения степени повреждений причиненных дому истицы. В соответствии с заключением судебного эксперта № 1537/11 от 31.08.2011 г. на момент осмотра было установлено, что на указанном месте выстроен новый дом, определить какие-либо повреждения не представляется возможным, в связи, с чем не дан ответ на вопрос о степени и причинах повреждений. Исходя из повреждений, указанных в акте комиссии жилой дом не пригоден был для дальнейшего проживания. Суд критически относиться к заключению эксперта, так как он не обследовал дом в виду его отсутствия, а ссылается на повреждения, описанные в акте комиссии, членом, которой он не был. Согласно представленного в суд техпаспорта на домостроение № по <адрес>, он выдан 17 февраля 2009 года, то есть до ливневых дождей имевших место 21 сентября 2009 года, годом постройки является 2008 год. Имеется описание поэтажного плана под литерами «А» и «Б». Согласно указанной технической документации описанным в акте комиссии от 14 октября 2010 года и в заключении эксперта №1537\11 от 31.08.2011 года, домостроением, является одно и то же домостроение, которое согласно заключению эксперта в виду новостроя сносу не подлежит. Таким образом, доводы заявителя о том, что её дом подлежал сносу, не подтвердились. Комиссией по обследованию домов, поврежденных в результате наводнения, её дом был признан подлежащим ремонту, и на указанный ремонт ей выплачены предусмотренные Постановлением Правительства РФ денежные средства в сумме 25 000 рублей (по 5 000 на члена семьи, но не более25 000 рублей) каких-либо доказательств повреждения домашнего имущества в результате стихийного бедствия, и какого именно имущества, истица не представила. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 N 750 (в ред. от 17 августа 2010) "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (вместе с "Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации. При обращении, предусмотренном пунктами 2 и 3 настоящих Правил, должны быть указаны данные о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации. По поручению Председателя Правительства Российской Федерации или одного из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями рассматривает в 3-месячный срок с даты подписания этого поручения вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации. По результатам совместного с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями рассмотрения обосновывающих документов Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий вносит в Правительство Российской Федерации соответствующие предложения. В случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации не рассматривается и по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий контроль за исполнением поручения, предусмотренного п. 5 настоящих Правил, прекращается в порядке, установленном Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260. Бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций. Каких-либо оснований для изменения сведений о состоянии жилого дома после получения компенсации без оспаривания, составленного комиссией и утвержденного в установленном порядке Акта, не имеется, в связи, с чем законных оснований для удовлетворения заявленных требований у суда нет. Более того, согласно ст.256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течении трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск указанного срока, может являться основанием для отказа в удовлетворении иска. Каких-либо оснований для удовлетворения требований Патаховой П. суд не находит, в иске ей необходимо отказать. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении требований Патаховой П.П. к администрации МО «Кизилюртовский район», к администрации МО «Село Кироваул» Кизилюртовского района, к ГУ МЧС РФ по РД, к Правительству РД о признании незаконным действий межведомственной комиссии администрации МО «Кизилюртовский район» выразившихся во включении принадлежащего ему домовладения, расположенного по адресу сел. Кироваул, <адрес> в список домов, получивших повреждения средней степени и возложении обязанности на администрацию МО «Кизилюртовский район» и ГУ МЧС РФ по РД обязанности признать принадлежащее ей домовладение не пригодным для проживания и подлежащим сносу в результате стихийных бедствий и включить её в списки граждан для получения жилищного сертификата, отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение 10 суток со дня вынесения. Председательствующий: