РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации «28» сентября 2011 года Кизилюртовский районный суд РД в составе председательствующего судьи Хасаева А.Х., при секретаре Алхановой А.З., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кизилюрте материалы гражданского дела по заявлению Магомедова Р.М. к администрации МО «Кизилюртовский район», к администрации МО «Село Кироваул» Кизилюртовского района, к ГУ МЧС РФ по РД, к Правительству РД о признании незаконным действий межведомственной комиссии администрации МО «Кизилюртовский район» выразившихся во включении принадлежащего ему домовладения, расположенного по адресу сел. Кироваул, <адрес>, в список домов, получивших повреждения средней степени и возложении обязанности на администрацию МО «Кизилюртовский район» и ГУ МЧС РФ по РД обязанности признать принадлежащее ему домовладение не пригодным для проживания и подлежащим сносу в результате стихийных бедствий и включить его в списки граждан для получения жилищного сертификата, УСТАНОВИЛ: Магомедов Р.М. обратился в суд с заявлением к администрации МО «Кизилюртовский район», к администрации МО «Село Кироваул» Кизилюртовского района, к ГУ МЧС РФ по РД, о признании незаконным действий межведомственной комиссии администрации МО «Кизилюртовский район» выразившихся во включении принадлежащего ему домовладения, расположенного по адресу сел. Кироваул, <адрес>, в список домов, получивших повреждения средней степени и возложении обязанности на администрацию МО «Кизилюртовский район» и ГУ МЧС РФ по РД обязанности признать принадлежащее ему домовладение не пригодным для проживания и подлежащим сносу в результате стихийных бедствий, включить его в списки граждан для получения жилищного сертификата, ссылаясь на то, что в сентябре 2009 года в результате ливневых дождей его жилищу и имуществу был причинен ущерб, в частности во дворе вода была на уровне колена, на стенах дома образовались трещины, фундамент дома повредился, полы дома пришли в негодность, кровля дома была повреждена. После осмотра дома члены межведомственной комиссии ему ничего не разъяснили и каких-либо документов не вручили, хотя согласно Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года за № 47 ему должны были выдать один экземпляр решения комиссии. Он был уверен, что его дом будет признан непригодным для проживания и что его внесли в список для получения сертификата. Когда он обращался к бывшему главе администрации села «Кироваул», тот обещал, что документы для получения жилищного сертификата готовы, и он скоро его получит. Однако до настоящего времени он жилищный сертификат не получил и весной 2011 года он стал вновь обращаться в администрации села и района, после чего ему стало известно, что кроме выплаченных 5 тысяч рублей в качестве компенсации за утраченное имущество, денег не выделено и жилищный сертификат ему не дадут. В последствии, получив копию акта обследования его дома, он убедился, что согласно этому акту он не может претендовать на получение жилищного сертификата. Его дом в настоящее время не пригоден для проживания, узнать своевременно о нарушении своего права он не имел возможности, так как бывший глава администрации села уверял его о том, что с его документами все в порядке, и он получить жилищный сертификат. К участию в деле в качестве соответчика привлечено и Правительство Республики Дагестан, в связи с тем, что в случае удовлетворения требований заявителя судом могут быть возложены определенные обязательства и на Правительство Республики Дагестан, и они имеют право на участие в рассмотрении настоящего дела на правах стороны в деле (ответчика). В судебном заседании заявитель Магомедов Р.М. поддержал свои требования по изложенным в заявлении основаниям и просит вынести решение, обязывающее ответчиков составить новые документы на его поврежденный дом для получения им жилищного сертификата. Представитель МО «Кизилюртовский район» Гаджимагомедов З.О. требования Магомедова Р.М. не признал и пояснил, что действительно в результате указанного стихийного бедствия пострадал дом истца. В соответствии с актом обследования этого жилого дома установлена степень повреждения - средняя. В связи с этим Магомедов М.Р. (сын заявителя) был включен в списки лиц, дома которых подлежали ремонту, и ему выплачена компенсация на ремонт дома, исходя из количества членов семьи, пять человек (вместе с ним) по 5 тысяч на каждого, всего 25 тысяч рублей. Каких-либо актов о повреждении имущества в результате стихийного бедствия не составлено, в связи с чем ему и не выплачено компенсации за поврежденное имущество. Проведенная по делу строительно-техническая экспертиза также подтвердила тот факт, что дому истца причинены незначительные повреждения. Кроме того, заявителем пропущен трехмесячный срок, установленный ст. 256 ГПК РФ для обжалования действий государственных органов, органа местного самоуправления, должностных лиц. На основании изложенного, администрация района просит применить сроки исковой давности, установленные ст.256 ГПК РФ, и в удовлетворении требований заявителя отказать. Представитель администрации МО «Село Кироваул» Кизилюртовского района Сагитова У.М. также не признала требования заявителя, указав, что администрация села представила списки всех пострадавших в администрацию района, комиссия исследовала дома, в частности дом заявителя, и пришла к выводу о том, что дом получил повреждения средней степени. Тем более, заявитель не представил каких-либо доказательств, подтверждающих, что его дом подлежал или подлежит сносу в настоящее время. Представитель ответчика - ГУ МЧС РФ по РД Тагирова Л.М. также не признала исковые требования Магомедова Р.М., ссылаясь на то, что вопросы оказания материальной помощи в результате чрезвычайных ситуаций регулированы постановлениями Правительства РФ за №№750, 832, 561, 13.10.2008 г., от 7 ноября 2008 г., 7 июня 1995 г., постановлением Правительства РД от 21 декабря №459, Методическими указаниями МЧС России от 2004 г, которые предусматривают порядок оказания материальной помощи, в том числе и выдачу государственных жилищных сертификатов. Не позднее одного месяца с момента подписания поручения Председателем Правительства РФ соответствующим министерствам, ведомствам рассмотреть обращение Правительства РД (поручение № ИШ-ПН-6262 от 29.10.2009 г.) (п.6 постановления № 750) Правительство РД должно представлять документы, обосновывающие размер причиненного ущерба в результате данной стихии в МЧС России. В случае, если документы не представляются в указанные сроки, то вопрос об оказании помощи пострадавшим гражданам не рассматривается Правительством РФ. Обследование, определение степени повреждения жилых домов и составление документов, подтверждающих объемы причиненного гражданам ущерба, производилось комиссией администрации МО «Кизилюртовский район» по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности с привлечением ГУ ГПИ «Дагестангражданпроект», ФГУП «Ростехинвнтаризация - Федеральное БТИ» по Республике Дагестан. Реестр домов, признанных непригодными для проживания на территории РД, в том числе и по Кизилюртовскому району, а также список граждан РФ в РД на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате стихии в сентябре 2009 г., были утверждены постановлением Правительства РД от 15.01 2010 г. №7. Составленные муниципальными образованиями материалы по ущербу, причиненному жителям Республики Дагестан, в том числе администрацией МО «Кизилюртовского район», Правительством РД были представлены письмом №19-11/5 15.01.2010 г. в МЧС России. По поручению Правительства РД ГУ МЧС РФ осуществило защиту указанных материалов в федеральных органах. По материалам, прошедшим экспертизу в федеральных органах, из федерального бюджета выделены бюджетные ассигнования для частичного покрытия расходов на ликвидацию последствий данной стихии и государственные жилищные сертификаты в количестве 501 шт. Обследование и определение объемов причиненного ущерба, составление подтверждающих ущерб документов (списков пострадавших и других документов) не входит в компетенцию и законодательством указанные вопросы не возложены на ГУ МЧС РФ по РД. Документы по обоснованию ущерба, причиненного гражданам, составляются и представляются администрациями муниципальных районов и городских округов. В соответствии с актом обследования этого жилого дома установлена степень повреждения - средняя. В связи с этим Магомедов М.Р. (сын заявителя) был включен в списки лиц, дома которых подлежали ремонту, и ему выплачена компенсация на ремонт дома, исходя из количества членов семьи, пять человек (вместе с ним), по 5 тысяч на каждого, всего 25 тысяч рублей. Каких-либо актов о повреждении имущества в результате стихийного бедствия не составлено, в связи с чем ему и не выплачено компенсации за поврежденное имущество. Проведенная по делу строительно-техническая экспертиза также подтвердила тот факт, что дому истца причинены незначительные повреждения. В связи с этим оснований для выплат истцу каких-либо других средств не имеется. Истцом пропущен трехмесячный срок, установленный ст. 256 ГПК РФ для обжалования действий государственных органов, органа местного самоуправления, должностных лиц. На основании изложенного, ответчик просит применить сроки исковой давности, установленные ст.256 ГПК РФ, в удовлетворении требований заявителя отказать. Представитель ответчика - Правительства Республики Дагестан Курбаналиев Ю.М. также не признал требования заявителя и просил отказать в удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на то, что Правительство РД не занималось составлением первоначальных документов, а только представило подготовленные документы в отношении всех пострадавших от стихийного бедствия в Правительство РФ. Кроме того, по делу установлено достоверно, что дом заявителя получил повреждения средней степени и его доводы о непригодности его жилого дома к проживанию не нашли своего подтверждения. Он также просил применить срок исковой давности. Заслушав объяснения сторон и исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования Магомедова Р.М. не могут быть удовлетворены. Вопросы оказания материальной помощи в результате чрезвычайных ситуаций регулированы Методическими указаниями МЧС РФ от 2004 года, Постановлением Правительства РФ за № 750, 838, 561 от 13 октября 2008 года, 7 ноября 2008 года, 7 июня 1995 года, которые предусматривают порядок оказания материальной помощи при стихийных бедствиях, в том числе и выдачу жилищного сертификата. Согласно этих нормативных документов ущерб, причиненный в результате стихийного бедствия, определяется комиссией МО «Кизилюртовский район», которая в случае повреждения дома, исключающего его восстановление путем ремонта, то есть необходимости его сноса, составляет акт, включает дом и семью в список пострадавших от стихийного бедствия и представляет ГУ МЧС РФ по РД, которая проверяет обоснованность акта, списка и реестра и в последующем предоставляет в Правительство РД, а Правительство РД - в МЧС РФ. При наличии слабой и средней степени повреждения оказывается материальная помощь на ремонт дома и для восстановления утраченного имущества, а при сильной степени повреждения дома - выдается жилищный сертификат на приобретение жилья. В соответствии с Актом от 14 октября 2009 года обследования жилого дома частного сектора, поврежденного в результате очень сильного дождя 21 сентября 2009 года в МО «Село Кироваул» Кизилюртовского района РД, адрес жилого дома: <адрес>, собственник: Магомедов М.Р., габариты жилого дома: длина 12 м., ширина 10 м., высота 2,7 м., площадь - 120 кв.м., характеристики повреждений: затоплены жилые помещения, частично полы (деревянные) - 28,9 кв.м., имеются трещины в несущих стенах шириной раскрытия до 0,9 см., степень повреждения - средняя. На основании указанного акта заявителю выплачена материальная помощь из резервного фонда Правительства Российской Федерации в сумме 25 тысяч рублей. Заявитель признал тот факт, что указанная сумма выплачена семье его сына и по поводу номера дома пояснил, что сначала этот дом шел под номером 13, а теперь присвоен номер 16. По делу назначена и проведена строительно-техническая экспертиза на предмет определения степени повреждений дома истца. В соответствии с заключением судебного эксперта № 1416/11 от 19.08.2011 г. во дворе имеются два строения, на обследование представлен один жилой дом, в котором обнаружены следующие повреждения: вертикальные трещины в стенах, трещины в цокольной части фундаментов, заметный прогиб перекрытий, трещины на потолках, в жилом доме произведен косметический ремонт. На сегодняшний момент определить вызваны ли эти повреждения ливневыми дождями. Не представляется возможным. Проживание в данном жилом доме возможно после производства капитального ремонта: усиления отдельных участков фундаментов, разборка и вновь устройство отдельных участков несущих стен, имеющих трещины, отбивка и восстановление штукатурки, побелка стен и потолков, разборка и устройство вновь поврежденных участков полов. Таким образом, доводы заявителя о том, что его дом подлежал сносу, не подтвердились. Комиссией по обследованию домов, поврежденных в результате наводнения, его дом (на имя его сына) был признан подлежащим ремонту, и на указанный ремонт семье его сына выплачены предусмотренные Постановлением Правительства РФ денежные средства в сумме 25 000 рублей (по 5 000 на члена семьи, но не более 25 000 рублей). Каких-либо доказательств повреждения домашнего имущества в результате стихийного бедствия, и какого именно имущества, истец не представил. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 N 750 (в ред. от 17 августа 2010) "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (вместе с "Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации. При обращении, предусмотренном пунктами 2 и 3 настоящих Правил, должны быть указаны данные о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, По поручению Председателя Правительства Российской Федерации или одного из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями рассматривает в 3-месячный срок с даты подписания этого поручения вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации. По результатам совместного с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями рассмотрения обосновывающих документов Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий вносит в Правительство Российской Федерации соответствующие предложения. В случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации не рассматривается и по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий контроль за исполнением поручения, предусмотренного п. 5 настоящих Правил, прекращается в порядке, установленном Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260. Бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций. Каких-либо оснований для изменения сведений о состоянии жилого дома после получения компенсации без оспаривания составленного комиссией и утвержденного в установленном порядке Акта не имеется, в связи с чем законных оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении требований Магомедова Р.М. к администрации МО «Кизилюртовский район», к администрации МО «Село Кироваул» Кизилюртовского района, к ГУ МЧС РФ по РД, к Правительству РД о признании незаконным действий межведомственной комиссии администрации МО «Кизилюртовский район» выразившихся во включении принадлежащего ему домовладения, расположенного по адресу сел. Кироваул, <адрес> в список домов, получивших повреждения средней степени и возложении обязанности на администрацию МО «Кизилюртовский район» и ГУ МЧС РФ по РД обязанности признать принадлежащее ему домовладение не пригодным для проживания и подлежащим сносу в результате стихийных бедствий и включить его в списки граждан для получения жилищного сертификата, отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение 10 суток со дня вынесения. Председательствующий: