Об оспаривании действий органа местного самоуправления и включении в список граждан на получение жилищного сертификата



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«02» ноября 2011 года                                                 Кизилюртовский районный суд РД

в составе председательствующего судьи Хасаева А.Х.,

с участием адвоката Кадыровой С.А., представляющей интересы Шариповой П.А.

при секретаре Алхановой А.,

рассмотрев в судебном заседании в г. Кизилюрте гражданское дело по заявлению Шариповой П.А. к администрации МО «Кизилюртовский район», администрации МО «Село Кироваул», ГУ МЧС РФ по РД к Правительству РД об оспаривании действий органа местного самоуправления и возложении обязанности включить её в список граждан на получение жилищного сертификата,

УСТАНОВИЛ:

Шарипова П.А. обратилась в суд с заявлением к администрации МО «Кизилюртовский район», администрации МО «Село Кироваул», ГУ МЧС РФ по РД об оспаривании действий органа местного самоуправления и возложении обязанности включить её в список граждан на получение жилищного сертификата, ссылаясь на то, что в сентябре 2009 года в результате ливневых дождей её жилищу и имуществу был причинен ущерб, в частности во дворе вода была на уровне колена, на стенах дома образовались трещины, фундамент дома повредился, полы дома пришли в негодность, кровля дома была повреждена. После осмотра дома члены межведомственной комиссии ей ничего не разъяснили и каких-либо документов не вручили, хотя согласно Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года за № 47 ей должны были выдать один экземпляр решения комиссии. Она была уверена, что её дом будет признан непригодным для проживания и что её внесли в список для получения сертификата. Когда она обращалась к бывшему главе администрации села «Кироваул», тот обещал, что документы для получения жилищного сертификата готовы, и она скоро его получит. Однако до настоящего времени она жилищный сертификат не получила и весной 2011 года она стала вновь обращаться в администрации села и района, после чего ей стало известно, что кроме выплаченных 5 тысяч рублей в качестве компенсации за утраченное имущество, денег не выделено и жилищный сертификат ей не дадут. Впоследствии, получив копию акта обследования её дома, она убедилась, что согласно этому акту она не может претендовать на получение жилищного сертификата. Её дом в настоящее время не пригоден для проживания, узнать своевременно о нарушении своего права она не имела возможности, так как бывший глава администрации села уверял её о том, что с её документами все в порядке, и она получит жилищный сертификат.

К участию в деле привлечено и Правительство РД в качестве соответчика. В последующем заявитель уточнила свои требования и просит признать акт обследования жилого дома недействительным и признать принадлежащий ей дом подлежащим сносу в результате стихийного бедствия и обязать администрацию района, ГУ МЧС РФ по РД и Правительство РД включить ее и членов ее семьи в список граждан на получение жилищного сертификата.

В судебном заседании заявитель Шарипова П.А. и адвокат Кадырова С.А. поддержали свои требования по изложенным в заявлении основаниям, и просят признать незаконным Акт обследования жилого дома, признать этот жилой дом непригодным для проживания и подлежащим сносу в результате стихийного бедствия и обязать администрацию МО «сел. Кироваул», МР «Кизилюртовский район», ГУ МЧС РФ по РД включить её и членов её семьи в список граждан на получение жилищного сертификата, также они просят привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица Правительство РФ.

Представитель МО «Кизилюртовский район» Гаджимагомедов З.О. требования Шариповой П.А. не признал и пояснил, что действительно в результате указанного стихийного бедствия пострадал дом истца. В соответствии с актом обследования этого жилого дома установлена степень повреждения - средняя. В связи с этим Шарипов (муж заявителя Шариповой) был включен в списки лиц, дома которых подлежали ремонту, и ей назначена единовременная материальная помощь, исходя из количества членов семьи по 5 тысяч рублей на каждого. Каких-либо актов о повреждении имущества в результате стихийного бедствия не составлено, в связи с чем ему (или заявителю) и не выплачено компенсации за поврежденное имущество. Проведенная по делу строительно-техническая экспертиза также подтвердила тот факт, что дому заявителя причинены незначительные повреждения. Муж заявителя Шарипов ранее обращался в суд с заявлением о признании указанного дома подлежащим сносу, но решением Кизилюртовского районного суда от 25 июля 2011 года ему отказано, сейчас заявитель решила обратиться в суд от своего имени, хотя речь идет об одном и том же доме. Кроме того, заявителем пропущен трехмесячный срок, установленный ст. 256 ГПК РФ для обжалования действий государственных органов, органа местного самоуправления, должностных лиц. На основании изложенного, администрация района просит применить сроки исковой давности, установленные ст.256 ГПК РФ, и в удовлетворении требований заявителя отказать.

Представитель администрации МО «Село Кироваул» Кизилюртовского района Сагитова У.М. также не признала требования заявителя, указав, что администрация села представила списки всех пострадавших в администрацию района, комиссия исследовала дома, в частности дом заявительницы, и пришла к выводу о том, что дом получил повреждения средней степени. Тем более, заявительница не представила каких-либо доказательств, подтверждающих, что ее дом подлежал или подлежит сносу в настоящее время.

Представитель ответчика - ГУ МЧС РФ по РД для участи в судебном заседании не явился, ранее представитель ГУ МЧС РФ по РД Тагирова Л.М. не признала исковые требования Шариповой П.А., ссылаясь на то, что вопросы оказания материальной помощи в результате чрезвычайных ситуаций регулированы постановлениями Правительства РФ за №№750, 832, 561, 13.10.2008 г., от 7 ноября 2008 г., 7 июня 1995 г., постановлением Правительства РД от 21 декабря №459, Методическими указаниями МЧС России от 2004 г, которые предусматривают порядок оказания материальной помощи, в том числе и выдачу государственных жилищных сертификатов. Не позднее одного месяца с момента подписания поручения Председателем Правительства РФ соответствующим министерствам, ведомствам рассмотреть обращение Правительства РД (поручение № ИШ-ПН-6262 от 29.10.2009 г.) (п.6 постановления № 750) Правительство РД должно представлять документы, обосновывающие размер причиненного ущерба в результате данной стихии в МЧС России. В случае, если документы не представляются в указанные сроки, то вопрос об оказании помощи пострадавшим гражданам не рассматривается Правительством РФ. Обследование, определение степени повреждения жилых домов и составление документов, подтверждающих объемы причиненного гражданам ущерба, производилось комиссией администрации МО «Кизилюртовский район» по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности с привлечением ГУ ГПИ «Дагестангражданпроект», ФГУП «Ростехинвнтаризация - Федеральное БТИ» по Республике Дагестан. Реестр домов, признанных непригодными для проживания на территории РД, в том числе и по Кизилюртовскому району, а также список граждан РФ в РД на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате стихии в сентябре 2009 г., были утверждены постановлением Правительства РД от 15.01 2010 г. №7. Составленные муниципальными образованиями материалы по ущербу, причиненному жителям Республики Дагестан, в том числе администрацией МО «Кизилюртовского район», Правительством РД были представлены письмом №19-11/5 15.01.2010 г. в МЧС России. По поручению Правительства РД ГУ МЧС РФ осуществило защиту указанных материалов в федеральных органах. По материалам, прошедшим экспертизу в федеральных органах, из федерального бюджета выделены бюджетные ассигнования для частичного покрытия расходов на ликвидацию последствий данной стихии и государственные жилищные сертификаты в количестве 501 шт. Обследование и определение объемов причиненного ущерба, составление подтверждающих ущерб документов (списков пострадавших и других документов) не входит в компетенцию и законодательством указанные вопросы не возложены на ГУ МЧС РФ по РД. Документы по обоснованию ущерба, причиненного гражданам, составляются и представляются администрациями муниципальных районов и городских округов. В соответствии с актом обследования этого жилого дома установлена степень повреждения - средняя. В связи с этим Шарипов (муж заявительницы) был включен в списки лиц, дома которых подлежали ремонту, и ему назначена единовременная материальная помощь, исходя из количества членов семьи, по 5 тысяч рублей на каждого, но не более 25 тысяч рублей. Каких-либо актов о повреждении имущества в результате стихийного бедствия не составлено, в связи с чем ей и не выплачено компенсации за поврежденное имущество. Проведенная по делу строительно-техническая экспертиза также подтвердила тот факт, что дому заявителя причинены незначительные повреждения. В связи с этим оснований для выплат заявителю каких-либо других средств не имеется. Заявителем пропущен трехмесячный срок, установленный ст. 256 ГПК РФ, для обжалования действий государственных органов, органа местного самоуправления, должностных лиц. На основании изложенного, ответчик просит применить сроки исковой давности, установленные ст.256 ГПК РФ, в удовлетворении требований заявителя отказать.

Представитель ответчика - Правительства Республики Дагестан не явился для участия в деле. Ранее представитель Правительства РД Курбаналиев Ю.М. не признал требования заявителя и просил отказать в удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на то, что Правительство РД не занималось составлением первоначальных документов, а только представило подготовленные документы в отношении всех пострадавших от стихийного бедствия в Правительство РФ. Кроме того, по делу установлено достоверно, что дом заявителя получил повреждения средней степени и его доводы о непригодности его жилого дома к проживанию не нашли своего подтверждения. Он также просил применить срок исковой давности.

Заслушав объяснения сторон и исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования Шариповой не могут быть удовлетворены.

Вопросы оказания материальной помощи в результате чрезвычайных ситуаций регулированы Методическими указаниями МЧС РФ от 2004 года, Постановлением Правительства РФ за № 750, 838, 561 от 13 октября 2008 года, 7 ноября 2008 года, 7 июня 1995 года, которые предусматривают порядок оказания материальной помощи при стихийных бедствиях, в том числе и выдачу жилищного сертификата.

Согласно этих нормативных документов ущерб, причиненный в результате стихийного бедствия, определяется комиссией МО «Кизилюртовский район», которая в случае повреждения дома, исключающего его восстановление путем ремонта, то есть необходимости его сноса, составляет акт, включает дом и семью в список пострадавших от стихийного бедствия и представляет ГУ МЧС РФ по РД, которая проверяет обоснованность акта, списка и реестра и в последующем предоставляет в Правительство РД, а Правительство РД - в МЧС РФ. При наличии слабой и средней степени повреждения оказывается материальная помощь на ремонт дома и для восстановления утраченного имущества, а при сильной степени повреждения дома - выдается жилищный сертификат на приобретение жилья.

В соответствии с Актом от 14 октября 2009 года обследования жилого дома частного сектора, поврежденного в результате очень сильного дождя 21 сентября 2009 года в МО «Село Кироваул» Кизилюртовского района РД, адрес жилого дома: <адрес>, собственник: Шарипов М.Ш., габариты жилого дома: длина 8.5 м., ширина 6 м., высота 2.80 м, площадь - 51 кв.м., характеристики повреждений: затоплены жилые помещения, имеются трещины в несущих стенах шириной раскрытия 1,3 см, частично повреждены полы (деревянные) 17 кв.м., степень повреждения - средняя. На основании указанного акта заявителю назначена единовременная материальная помощь из резервного фонда Правительства Российской Федерации в сумме 20 тысяч рублей.

По делу назначена и проведена строительно-техническая экспертиза на предмет определения степени повреждений дома, заявителя. В соответствии с заключением судебного эксперта № 1417/11 от 17.08.2011 г. на момент осмотра установлено, что в жилом доме Шариповой П.П., проживание возможно после производства ремонта жилого дома - заделка трещин в стенах и на потолках; частичная отбивка и восстановление штукатурки; побелка стен; разборка и установка вновь поврежденных участков дощатых полов. Доводы заявителя о том, что в соответствии с представленным ею Актом исследования № 1122/11 жилой дом, расположенный в сел. Кироваул Кизилюртовского района по <адрес> не пригоден дл дальнейшего проживания, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку из этого Акта не усматривается, на основании чего сделан указанный вывод, поскольку не описано ни одного повреждения, которое влечет непригодность этого дома к проживанию. При экспертном исследовании по определению суда тем же экспертом установлено, что в указанном доме имеются незначительные повреждения, о чем указано выше.

Таким образом, доводы заявителя о том, что её дом подлежал сносу, не подтвердились. Комиссией по обследованию домов, поврежденных в результате наводнения, её дом был признан подлежащим ремонту, и на указанный ремонт её семье назначены предусмотренные Постановлением Правительства РФ денежные средства (по 5 000 на члена семьи, но не более 25 000 рублей). Каких-либо доказательств повреждения домашнего имущества в результате стихийного бедствия, и какого именно имущества, заявитель не представила. Кроме того, заявитель не представила достоверных доказательств принадлежности ей указанного жилого дома. Представленный ею договор о безвозмездной передаче ей в собственность жилого строения без даты, и технический паспорт, не могут быть признаны доказательствами принадлежности ей указанного жилого строения.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 N 750 (в ред. от 17 августа 2010) "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.

В случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации не рассматривается и по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий контроль за исполнением поручения, предусмотренного п. 5 настоящих Правил, прекращается в порядке, установленном Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260. Бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, в соответствии с решением Кизилюртовского районного суда от 25 июля 20011 года в удовлетворении требований Шарипова М.Ш. о признании <адрес> в сел. Кироваул отказано, в связи с тем, что не представлено доказательств того, что дальнейшее проживание в указанном доме невозможно.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения требований заявителя о составлении в отношении её дома документов и представлении их в федеральные органы для решения вопроса о выделении жилищного сертификата не имеется.

Более того, заявителем пропущен трехмесячный срок, установленный ст. 256 ГПК РФ, для обжалования действий государственных органов, органа местного самоуправления, должностных лиц, поскольку заявительница знала о, якобы, имевшем месте нарушении ее права в части того, что в отношении ее дома составлен акт на частичное повреждение еще в сентябре 2010 года, когда жители сел. Кироваул стали получать жилищные сертификаты, а на ее имя жилищный сертификат не был выдан. Она в заявлении даже указывает, что «весной 2011 года, видя, что жилищный сертификат ей не выдают, она стала обращаться в администрацию села и района», а законом трехмесячный срок предоставлен для обращения в суд. Каких-либо оснований для восстановления указанного срока суду не представлено. Пропуск срока обращения в суд также является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Шариповой П.А. к администрации МО «Кизилюртовский район», к администрации МО «Село Кироваул» Кизилюртовского района, к ГУ МЧС РФ по РД, к Правительству РД о признании акта обследования жилого дома недействительным, признании принадлежащего ей дома подлежащим сносу в результате стихийного бедствия и возложении обязанности на администрацию района, ГУ МЧС РФ по РД и Правительство РД включить ее и членов ее семьи в список граждан на получение жилищного сертификата, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение 10 суток со дня вынесения.

Председательствующий: