О взыскании недополученных сумм опекунского пособия



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«26» августа 2010 года Кизилюртовский районный суд РД

в составе председательствующего судьи Хасаева А.Х.,

при секретаре Алхановой А.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску представителя Ибрагимова А.А., Дациева Д.О., Набиевой М.Т., Хайбулаева Х.Б., Джамалова Т.К., Магомедовой Ф.Г., Ибрагимовой З.И., Курамагомедовой Х.Р., Алискандировой П.Ю., Гусейновой З.Д., Туралова О.М., Гаджиевой Р.К. - Нурмагомедовой Т.М. к администрации Муниципального образования «Кизилюртовский район», к Правительству Республики Дагестан, Министерству образования и науки Республики Дагестан, Министерству Финансов РД о взыскании недополученных сумм опекунского пособия,

УСТАНОВИЛ:

Представитель Ибрагимова А.А., Дациева Д.О., Набиевой М.Т., Хайбулаева Х.Б., Джамалова Т.К., Магомедовой Ф.Г., Ибрагимовой З.И., Курамагомедовой Х.Р., Алискандировой П.Ю., Гусейновой З.Д., Туралова О.М., Гаджиевой Р.К. - Нурмагомедова Т.М. обратилась в суд о взыскании с ответчиков солидарно не выплаченных пособий на содержание детей-сирот за период 2000-2004 годы, находящихся под опекой истцов согласно распоряжений (постановлений) главы администрации МО «Кизилюртовский район», ссылаясь на то, что ответчики не соблюдали федеральное и республиканское законодательство в этой области, дети находящиеся по опекой истцов, не получали положенные и установленные нормы питания и одежды, мягкого инвентаря за 2000-2004 годы, что подтверждается следующими расчетами:

Ибрагимову А.А. опекуну одного ребенка (девочка) М.З.С.: за 2000 год выплачено за месяц 1379 руб., а по норме полагалось за год 40 713 руб. 09 коп. (на одежду и мягкий инвентарь 13 511 руб. 49 к., на питание 27 201 руб. 60 к.), или 3 392 руб. 75 к. в месяц, и с учетом вычета выплаченных пособий недоплата за месяц составляет (3392,75-1379) - 2 013 руб. 75 к., а за год 24 165 руб. 19 коп.; за 2001 год выплачено за месяц 1430 руб., а по норме полагалось за год 40 873 руб. 14 (на одежду и мягкий инвентарь 13 671 руб. 54 к., на питание 27 201 руб. 60 к.), или 3 406 руб. 09 к. в месяц, с учетом вычета выплаченных пособий недоплата за месяц составляет 1 979 руб. 09 коп. (3406,09-1430), а за год 23 713 руб. 14 к.; за 2002 год выплачено за месяц 1683 руб., а по норме полагалось за год 41 028 руб. 85 коп. (на одежду и мягкий инвентарь 13 827 руб. 25 к., на питание 27 201 руб. 60 к.), или 3 419 руб. в месяц, и с учетом вычета выплаченных пособий недоплата за месяц составляет 1736 рублей (3419-1683), а за год 20 832 руб. 84 коп.; за 2003 год выплачено за месяц 1888 руб., по норме полагалось за год 40 881 руб. 13 коп. (на одежду и мягкий инвентарь 13 679 руб. 53 к., на питание 27 201 руб. 60 к.), или 3 406 руб. 76 к. в месяц, и с учетом вычета выплаченных пособий недоплата за месяц составляет 1518 рублей 76 коп. (3406,76-1888), за год 18 225 руб. 12 коп.; за 2004 год выплачено за месяц 1888 руб., по норме полагалось на год 46 077 руб. (на одежду и мягкий инвентарь 15 883 руб. 80 к., на питание за год 30 193 руб. 20 к.), или 3 839 руб. 75 к. в месяц, и с учетом вычета выплаченных пособий недоплата в месяц составляет 1951 руб. 75 коп. (3839,75-1888), за год = 23 421 руб. За весь период с 2000 г. по 2004 год включительно недоплата на одного ребенка - сироту Ибрагимова А.А. составляет 110 357 руб. 29 коп.

Дациеву Д.О. опекуну четверых детей: Д.С.С., Д.Н.С., Д.А.С. (девочки), Д.Р.С. (мальчик): за 2000 год выплачено за месяц 1379 руб. на содержание каждого ребенка, а по норме полагалось за год 40 413 руб. 09 коп. каждому (на одежду и мягкий инвентарь 13 511 руб. 49 к., на питание за год 27 201 руб. 60 к.) или 3 392 руб. 75 к. в месяц, и с учетом вычета снятия выплаченных пособий недоплата в месяц на каждого ребенка составляет 2013 руб. 75 коп. (3392,75-1379), а за год 24 165 руб. 19 коп. на одного ( в отношении девочек), а в отношении мальчика полагалось к выплате за месяц 3 166 руб. 66 копеек, недоплата в месяц составляет 1787 руб. 65 коп., а за год - 21451 руб.19 коп., всего за год на четверых детей недоплата составляет 93946 руб.76 коп.; за 2001 год выплачено за месяц на одного ребенка 1430 руб. а по норме полагалось за год 40873 руб. 14 коп. (на одежду и мягкий инвентарь 13 671 руб. 54 к., на питание 27 201 руб. 60 к.), или 3 406 руб. 09 к. в месяц, и с учетом вычета выплаченных пособий недоплата за месяц на одного ребенка составляет 1976 руб. 06 коп. (3 406,09-1430), за год 23 713 руб. 14 к. на одного ребенка (в отношении девочек), а в отношении мальчика полагалось к выплате за месяц 3169 руб. 99 коп., недоплата в месяц составляет 1739 руб. 99 коп., а за год 20879 руб. 88 коп., всего за год на четверых детей недоплата составила 92 019 руб.; за 2002 год выплачено за месяц на одного ребенка 1683 руб., а по норме полагалось за год на одного ребенка 41028 руб. (на одежду и мягкий инвентарь 13 827 руб. 25 к., на питание 27 201 руб. 60 к.) или 3 419 руб. в месяц, и с учетом вычета выплаченных пособий 1736 рублей в месяц на одного ребенка (3419-1683), а за год недоплата на одного ребенка составляет 20 832 руб. 84 коп. (в отношении девочек), а в отношении мальчика недоплата в месяц составляет 1488 руб. 16 коп., за год - 17857 руб.88 копеек, а на четверых детей недоплата за год составила 80 356 руб. 40 коп.; за 2003 год выплачено за месяц 1888 руб., по норме полагалось за год 40 881 руб. 13 коп. (на одежду и мягкий инвентарь 13 679 руб. 53 к., на питание 27 201 руб. 60 к.), или 3 406 руб. 76 к. в месяц, и с учетом вычета выплаченных пособий недоплата за месяц составляет 1518 рублей 76 коп. (3406,76-1888), за год 18 225 руб. 12 коп. (в отношении девочек), а в отношении мальчика недоплата в месяц составляет 1252 руб.34 коп., а за год 15028 руб. 08 коп., всего за год на четверых детей недоплата составила 69703 рубля 44 копейки; За весь период с 2000 г. по 2003 год включительно недоплата Дациеву Д.О. на содержание четверых детей - сирот составляет 336 025 руб. 60 коп. За 2004 год Дациеву Д.О. взысканы недоплаты в соответствии с решением Кизилюртовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ

Набиевой М.Т. опекуну троих детей: И.М.И., И.С.И. (девочки) И.Р.И. (мальчик) с применением указанных выше расчетов за 2000 год недоплачено 69 781 руб. 57 коп., за 2001 год на троих детей недоплачено 68 306 руб. 16 коп., за 2002 год (с учетом достижения И.С.И. в 2002 году совершеннолетия) на троих детей недоплачено 48 585 руб. 91 коп., за 2003 год на двоих детей недоплачено 33 253 руб. 20 коп. За весь период с 2000 г. по 2003 год включительно недоплата опекуна Набиевой на содержание троих - детей сирот составила 214 926 руб. 84 коп. За 2004 год Набиевой М.Т. взысканы недоплаты в соответствии с решением Кизилюртовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ

Хайбулаеву Х.Б. опекуну троих детей: Х.З.А., Х.Д.А. (девочки) Х.М.А. (с 2003 года) с применением вышеуказанных расчетов недоплата за период с 2001 по 2004 года составляет: за 2001 год на двоих детей - 19 407 руб. 28 коп. (с учетом назначения выплат с 27.08.2001 г.), за 2002 год на двоих детей - 41 665 руб. 68 коп., за 2003 год на троих детей - 50 601 руб. 95 коп., за 2004 год на троих детей - 65 469 руб. 49 коп., за весь период с 2001 г. по 2004 год включительно недоплата опекуну Хайбулаеву Х.Б. на содержание троих детей-сирот составляет 177 144 руб. 40 коп.

Джамалову Д.Т. опекуна двоих детей: Д.А.К. Д.Ш.А. с применением вышеуказанных расчетов за период с 2000 по 2004 год составляет: за 2000 год на двоих детей недоплачено 42 902 руб. 38 коп., за 2001 год на двоих детей недоплачено 41 759 руб.76 коп., за 2002 год на двоих детей недоплата 35 715 руб. 76 коп., за 2003 год на двоих детей недоплачено 30 056 руб. 16 коп., за 2004 год на двоих детей недоплата 37 254 руб. 98 коп. За весь период с 2000 г. по 2004 год включительно недоплачено опекуну Джамалову Д.Т. на содержание двоих детей - сирот 187 689 руб.

Агаеву М.Г., опекунам двоих детей: М.С.Ш. (девочка) М.А.З. (мальчик) с применением вышеуказанных расчетов недоплата за период с 2002-2003 годы составляет: за 2002 год на двоих детей недоплачено 19 344 руб., за 2003 год на двоих детей недоплачено 33 253 руб. 13 коп., и Пахрудиновой З.Х. опекуну этих же детей за 2004 год на содержание двоих детей недоплачено 42 047 руб. 49 коп. За весь период с 2002 - 2003 г.г. на содержание двоих детей опекуну Агаеву М.Г. недоплачено 52597 13 копеек, а Пахрудиновой З.Х. за 2004 г. недоплачено 42 047 руб. 49 коп.

Ибрагимовой З.И. опекуну одного ребенка М.Х.Х. недоплата за период с 2001 по 2004 годы с применением вышеуказанных расчетов составляет:за 2001 год недоплачено 16 181 руб. (с учетом назначения пособия с 21.03.2001 г.), за 2002 года недоплачено 17 857 руб. 88 к., за 2003 год недоплачено 15028 руб. 08 коп., за 2004 год недоплачено 18 627 руб. 49 коп. Всего за период 2001 - 2004 г.г. опекуну Ибрагимовой З.И. на содержание одного ребенка сироты недоплачено 67 694 руб. 83 коп.

Курамагомедовой Х.Р. опекуну двоих детей: М.А.А. (девочка), М.М.А. (мальчик) недоплата за период с 2003 по 2004 годы с применением вышеуказанных расчетов составляет: за 2003 год на содержание двоих детей недоплачено 27 683 руб. 74 коп. (с учетом того, что выплаты назначены с 25.02.2003 г.), за 2004 год на содержание двоих детей недоплачено 42 048 руб. 49 коп. За весь период с 2003 - 2004 г.г. Курмагомедовой на содержание двоих детей-сирот недоплачено 69 732 руб. 24 коп.

Алискандировой П.Ю. опекуну троих детей: А.М., А.М., А.Г. (мальчики) недоплата за период с 2000 по 2003 годы с применением вышеуказанных расчетов составляет: за 2000 год на содержание троих детей недоплачено 64 353 руб. 35 коп., за 2001 год на содержание троих детей недоплачено 63 637 руб., за 2002 год на содержание троих детей недоплачено 53 573 руб. 64 коп.; за 2003 год на содержание троих детей недоплачено 45 084 руб. 24 коп. За весь период с 2000 по 2003 годы Алискандировой П.Ю. на содержание троих детей-сирот недоплачено 225 648 руб. 19 коп. За 2004 год Алискандировой П.Ю. недоплаты взысканы по решению Кизилиюртовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ

Гусейновой З.Д. опекуну одного ребенка - Г.З.Г. недоплата за период с 2000 по 2003 год с применением вышеуказанных расчетов составляет: за 2000 год недоплачено 24 165 руб. 19 коп., за 2001 год недоплачено 23 713 руб. 14 к., за 2002 год недоплачено 20 832 руб. 84 коп., за 2003 год недоплачено 18 225 руб. 12 коп. За период с 2000 по 2003 г.г. включительно Г.З.Г. на содержание одного ребенка-сироты недоплачено 86 935 руб. 76 коп. За 2004 год Гусейновой З.Д. недоплаты взысканы по решению Кизилиюртовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ

Туралову О.М. опекуну одного ребенка - К.М.А. недоплата за период с 2003 по 2004 годы с учетом вышеприведенных расчетов составляет: за 2003 год недоплачено 9 517 руб. 79 коп. ( с учетом назначения выплат с 12 мая 2003 г.), за 2004 год недоплачено 18 627 руб. 49 коп. Всего за весь период 2003 г. и 2004 г. Туралову О.М. на содержание одного ребенка-сироты недоплачено 28 145 руб. 28 коп.

Гаджиевой Р.К. опекуну одного ребенка - И.А.Ш. недоплата за период с 2002 по 2003 годы с применением вышеуказанных расчетов составляет: за 2002 год недоплачено 13 046 руб. 17 коп. (с учетом назначения выплат с 25 мая 2002 г.), за 2003 года недоплачено 15028 руб. 08 коп., всего за два года Гаджиевой Р.К. на содержание одного ребенка-сироты недоплачено 28074 руб. 25 коп. За 2004 год Гаджиевой Р.К. недоплаты взысканы по решению Кизилюртовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ

Ответчики - Администрация МО «Кизилюртовский район», Министерство образования и науки РД, Министерство Финансов РД и Правительство РД 2000-2004 году не обеспечили выполнение требований постановления Правительства РФ № 409 от 20.06.1992 г., ФЗ № 159 от 21.12.1996 г. и постановление Правительства РД за № 118 от 06.07.2000 г., согласно п.5 которого Министерство образования РД ежеквартально должно было представлять в Правительство РД сведения о размере ежемесячных пособий опекунам, исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам, и совместно с администрацией района, которая должна была представлять в Министерство образования РД 1 раз в квартал сведения об изменении размера пособий опекунам на питание, одежду, обувь и мягкий инвентарь, исходя из установленных норм правительства РФ согласно постановлению Правительства РФ от 20.06.1992 года за № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Эти требования ответчики - Министерство образования и администрация МО «Кизилюртовский район» не выполнили, не представляя ежеквартально сведений об изменениях размера пособия, выдаваемого опекунам на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря для детей-сирот и детей, находящихся под опекой (попечительством), а представляли такие сведения только один раз в год. Правительство РД не контролировало данные нарушения законодательства и исполнения Министерством финансов указанных постановлений, а Министерство финансов РД не выплачивало полагающиеся суммы на приобретение питания, одежды, обуви и мягкого инвентаря для детей-сирот и детей, находящихся под опекой (попечительством), и оставило без реагирования нарушения, допущенные Министерством образования РД, в результате чего выплачивались пособия несоответствующие нормам, установленным правительством РФ, а намного ниже, чем предусмотрено по этим нормам. Выплаты этих пособий в несоответствующем законодательству размере являются неправомерными, в связи с чем истцы в лице своего представителя Нурмагомедовой Т.М. просят взыскать с администрации МО «Кизилюртовский район», Министерства образования и науки РД и Правительства Республики Дагестан, и с Министерства Финансов РД солидарно с каждого с учетом не доплаченных денежных средств за период с 2000 по 2004 год включительно: в пользу Ибрагимова А.А. 110357 рублей 29 копеек; в пользу Дациева Д.О. 336 025 рублей 60 копеек; в пользу Набиевой М.Т. 214 926 рублей 84 копейки; в пользу Хайбулаева Х.Б. 177144 рубля 40 копеек; в пользу Джамалова Д.Т. 187689 рублей; в пользу Агаева М.Г. 52597 рублей 13 копеек, в пользу Пахрудиновой З.Х. 42 047 руб. 49 коп.,; в пользу Ибрагимовой З.И. 67694 рубля 83 копейки; в пользу Курамагомедовой Х.Р. 69732 рубля 24 копейки; в пользу Алискандировой П.Ю. 225648 рублей 19 копеек; в пользу Гусейновой З.Д. 86935 рублей 76 копеек; в пользу Туралова О.М. 28145 рублей 28 копеек; в пользу Гаджиевой Р.К. 28074 рубля 25 копеек, а также по 5 тыс. рублей в пользу каждого истца в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя.

В ходе судебного заседания представитель истцов Нурмагомедова Т.М. указанные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.

№">Представитель ответчика - администрации МО «Кизилюртовский район»Гаджимагомедов З.О. исковые требования о взыскании солидарно со всех ответчиков по делу требуемых истцами сумм не признал и пояснил, что администрация района выплачивает опекунские пособие, исходя из того размера, который определен и перечислен на эти цели из республиканского бюджета, и все поступившие на эти цели средства выплачены истцам, если же нарушены их права, в том числе и занижены размеры этих выплат, то следует взыскать эти суммы с других ответчиков по делу республиканского уровня, так как выплата опекунских пособий является обязательством субъекта РФ.

№">Представители других ответчиков для участия в судебном заседании не явились и направили в суд свои письменные возражения.

Из возражений, представленных представителем ответчика - Министерства образования и науки РД Каландаровой С.Ю., усматривается, что исковые требования истцов она не признаёт. При этом она ссылается на то, что Министерство образования и науки РД является структурным подразделением Правительства РДи не занимается распределением каких-либо финансовых средств, в том числе и на содержание детей-сирот, поэтому не может быть ответчиком по делу. Кроме того, расчеты, производимые Министерством образования и науки РД на основании постановления Правительства Республики Дагестан от 06.07.2000г. №118 «Обутверждении Положения о порядке финансирования и выплаты опекунамежемесячных пособий на питание, приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)», и ежегодно представляемые в Министерство финансов РД, никогда не включались в бюджет республики на очередной финансовый год. При составлении этих расчетов на будущий год брались во внимание цены текущего года и на основе натуральных норм, т.к. бюджет утверждался осенью. Расчеты, произведенные истцами, не соответствуютнатуральным нормам, необоснованно раздуты, не соответствуют нормам, представленными органом Госстатистики и рассчитаны отдельно для мальчиков и отдельно для девочек. Кроме того, незаконно требование об оплате юридических услуг, договор об оказании услуг не зарегистрирован в налоговой инспекции, не представлена квитанция из бухгалтерии или банковское подтверждение произведенной оплаты. Указанные иски поданы с нарушением правил подсудности, администрация МО «Кизилюртовский район» является ненадлежащим ответчиком, исходя из вышеуказанных постановлений не усматривается нарушение выполнения каких-либо обязательств муниципальными образованиями. А так как все ответчики находятся на территории Советского района г. Махачкалы, то дело подлежит передаче в Федеральный суд Советского района г. Махачкалы. Выплата пособий является социальной помощью «гуманный акт государства» и имеет актуальность в момент необходимости в такой помощи, требования выплат спустя 10 лет за 2000-2004г. больше похоже на возможность улучшить с помощью судов своё материальное положение за счёт бюджета республики. В настоящее время выплата недостающей суммы в качестве помощи опекунам актуальности иметь не будет, так как дети давно выросли и должны зарабатывать на жизнь сами. В сентябре 2005г. Кизилюртовский межрайонный прокурор обнаружил не доплаты полагающихся пособий детям-сиротам и имеются соответствующие решения судов, поэтому истцы 5 лет назад уже знали о недоплатах. Поэтому представитель ответчика просит суд применить срок исковой давности без основания для его восстановления.

Во исполнение постановления Правительства Республики Дагестан от 06.07.2000г. №118 «Об утверждении Положения о порядке финансирования и выплаты опекунам ежемесячных пособий на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)», Министерство образования РД ежеквартально за 10 дней до отчетного квартала на основании сведений администраций районов и городов об опекаемых детях, представляло сводные данные в Министерство финансов РД.

Затраты на питание, одежду, обувь и мягкий инвентарь для данной категории детей исчислялись согласно натуральным нормам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992г. №409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. постановлений Правительства РФ от 09.07.1992 №483, от17.07.1996 №829, от 30.03.1998 №366, от 21.12.2000 №999, от 14.05.2001 №374) по ценам, представляемым Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан.

№">В свою очередь все расшифровки расчета затрат с указанием даты, на которую они были исчислены, представлялись в Министерство финансов РД вместе со сводным проектом республиканских расходов на предстоящий финансовый год. При этом расчет затрат на одного сироту, представляемый Минобразования РД в Минфин РД, не принимался за основу при исчислении расходов республиканского бюджета РДв связи с ограниченностью средств бюджета. Учитывая данное обстоятельство, Минобразования РД на данную позицию ежегодно выносило на разногласие при рассмотрении расчетных показателей к проекту бюджета Минобразования РД.

№">Согласно данным Территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Республике Дагестан, представленным в Минобрнауки РД, затраты на одного сироту, находящегося под опекой (попечительством) исчислены:в 2000 году в сумме -24 163 руб. (мальчик), 25 363 руб. (девочка), в 2001 году в сумме - 29 872 руб. (мальчик), 31 299 руб. (девочка), в 2002 году в сумме - 30 060 руб. (мальчик), 33 790 руб. (девочка), в 2003 году в сумме - 35 102 руб. (мальчик), 36 650 руб. (девочка),- в 2004 году в сумме - 38 487 руб. (мальчик), 40 362 руб. (девочка). Указанный расчет основывался на следующих данных: 2000 год - затраты на 1 сироту в год (мальчик) - 24 163 р., в т. ч.питание 365 дней * 47,83 р. + 137 дней * 4,78 р. = 18 112,8 р., одежда и инвентарь 6 050 р.; затраты на 1 сироту в год (девочка) - 25 363 р., в т. ч. питание 365 дней * 47,83 р. + 137 дней* 4.78 р. = 18 112,8 р., одежда и инвентарь 7 249,9 р.; 2001 год - затраты на 1 сироту в год (мальчик) - 29 872 р. в т. ч.питание 365 дней * 60,22 р. + 137 дней * 6,02 р. = 22 805,0 р., одежда и инвентарь 7 066,8 р.; затраты на 1 сироту в год (девочка) - 31 299 р., в т. ч. питание 365 дней * 60,22 р. + 137 дней * 6,02 р. = 22 805,0 р., одежда и инвентарь 8 494,1 р.; 2002 год - затраты на 1 сироту в год (мальчик) - 32 060 руб., в т. ч.питание 365 дней * 64,49 р. + 137 дней * 6,45р. = 24 422,5 р, одежда и инвентарь 7 637,6 р.; затраты на 1 сироту в год (девочка) - 33 790 р., в т. ч. питание 365 дней * 64,49 р. + 137 дней * 6,45 р. = 24 422,5 р., одежда и инвентарь 9 368,1 р.; 2003 год - затраты на 1 сироту в год (мальчик) - 35 102 р., в т. ч. питание 365 дней * 69,59 р. + 137 дней * 6,96 р. = 26 353,9 р., одежда и инвентарь 8 748,3 р., затраты на 1 сироту в год (девочка) - 36 650 р., в т. ч. питание 365 дней * 69,59 р. + 137 дней * 6,96 р. - 26 353,9 р., одежда и инвентарь 10 296,1 р.; 2004 год - затраты на 1 сироту в год (мальчик) - 38 487 р., в т. ч. питание 365 дней * 77,89 р. + 137 дней * 7,79 р. = 29 497,1 р., одежда и инвентарь 8 990,3 р.; затраты на 1 сироту в год (девочка) - 40 362 р., в т. ч.питание 365 дней * 77,89 р. + 137 дней * 7,79 р. = 29 497,1 р., одежда и инвентарь 10 865,4 р. При этом к этим расчетам приложены данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан о фактических ценах на предметы одежды, обувь, мягкий инвентарь, продукты питания, согласно норм Правительства РФ от 20 июня 1992г. №409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», где по некоторым позициям цены не указаны.

№">Представители ответчиков - Министерства финансов и Правительства РД на судебное заседание не явились, направив в суд свои отзывы (возражения)на исковое заявление, в которых просят отказать в удовлетворении иска полностью ссылаясь на ее необоснованность. В частности за подписью заместителя Министра юстиции РД Шапиева М-Г., которое (Минюст РД) представляет Правительство РД поступили возражения, из которых усматривается, что размеры опекунских пособий определяются органами исполнительной власти Республики Дагестан, Постановление Правительства РФ от 20.06.1992 года за № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действовало в отношении только в отношении лиц, получающих соответствующие пособия из федерального бюджета. Распространение действия данного постановления на лиц, получающих пособия из республиканского бюджета, прямо нарушает принцип самостоятельности бюджетов, установленный ст.31 БК РФ. Кроме того, размер пособий исходит из установленных натуральных норм по фактическим ценам, складывающимся в республике по данным Государственного комитета по статистике. Касательно определения размера пособия по нормам, установленным Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 года за № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», является незаконным.

№">В возражения, представленных в суд за подписью представителя Министерства Финансов РД Иманалиева З.Н., также указывается на то, что невозможно применение норм обеспечения, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 года за № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», так как указанное Постановление регулировало вопросы только в отношении федеральных целевых программ либо федеральных государственных общеобразовательных учреждений, что является расходными обязательствами Российской федерации. Кроме того, Минфин РД также просит применить к исковым требованиям истцов срок исковой давности.

№">Выслушав объяснения представителей истцов и ответчиков, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истцов подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом. То есть, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются также Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно статье 4 которого дополнительные гарантии по социальной защите таких детей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Выплата денежных средств на детей, находящихся под опекой является государственным полномочием. Согласно статье 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 10 января 2003 года N 8-ФЗ, действовавшей до принятия Федерального закона от 24 августа 2004 г. N 122-ФЗ), расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.

Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно физическое лицо, осуществление денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при поступлении в образовательные учреждения и трудоустройстве в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с указанными нормами федерального законодательства Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 года N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действовавшим на момент возникновения правоотношения, установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложениям N 1, 2, 3. Эти нормы распространены на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан. Во исполнение пункта 3 указанного Постановления Правительства РФ Министерство образования РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ, Министерством социальной защиты населения РФ, Министерством финансов РФ разработало Положение о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством).

Пунктом 1 Положения о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного приказом Министерства образования РФ от 19 августа 1999 года N 199, определено, что органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

Следовательно, содержание вышеназванных нормативно-правовых актов свидетельствует о том, что Правительством Российской Федерации установлен размер и порядок выплаты опекунских пособий. Порядок выплаты пособий на содержание опекаемых детей разработан по поручению Правительства Российской Федерации Министерством образования Российской Федерации, является действующим и не противоречит законодательству Российской Федерации.

Статьей 48 Федерального закона от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", статьей 46 Федерального закона от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" и статьей 42 Федерального закона от 23 декабря 2003 года "186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" в состав федерального бюджета включены средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, в том числе и Республики Дагестан.

Постановлением Правительства Республики Дагестан № 118 от 06.07 2000 года, вынесенного во исполнение постановления Правительства РФ № 409, и Федерального закона № 159-ФЗ, утверждено Положение «О порядке финансирования и выплаты опекунам ежемесячных пособий на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), которым предусмотрено: п. 4. администрации города и района: ежеквартально за 20 дней до начала очередного квартала предоставляют в Министерство образования РД заявки на сумму предстоящих расходов по выплате ежемесячных пособий опекунам на опекаемых детей с разбивкой по месяцам; в 7-дневный срок со дня поступления средств производят выплату ежемесячных пособий опекунам на опекаемых детей, осуществляя их доставку за счет средств местного бюджета; ежемесячно не позднее 25 числа предоставляют отчет в Министерство образования РД и Министерство финансов РД о состоянии выплаты ежемесячных пособий опекунам на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; п.5. Министерство образования РД: ведет централизованный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; на основании заявок администраций городов и районов и статистической отчетности составляет сводную квартальную заявку на сумму предстоящих расходов по выплате ежемесячных пособий опекунам на каждого опекаемого ребенка с разбивкой по месяцам и представляет ее за 10 дней до начала очередного квартала в Министерство финансов; ежеквартально представляет в Правительство РД сведения о размере ежемесячных пособий опекунам, исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам, складывающимся в республике по данным Государственного комитета РД по статистике; п. 6. Министерство финансов РД: ежеквартально представляет в Министерство образования РД информацию о согласованной форме, о перечисленных администрациям городов и районов бюджетных средств на выплату ежемесячных пособий опекунам на опекаемых детей; при наличии замечаний в 10-дневный срок уведомляет Министерство образования РД о результатах рассмотрения представленных администрациями городов и районов заявок на право расходования бюджетных средств на выплату ежемесячных пособий опекунам на опекаемых детей с соответствующим образом; осуществляет контроль за целевым использованием средств, выделяемых из республиканского бюджета РД на выплату ежемесячных пособий опекунам.

Во исполнение, указанного выше Положения Министром образования РД был издан приказ № 268 от 17.07.2000 года, согласно которого на управление экономики Минобразования была возложена обязанность определить ежеквартально для предоставления в Правительство РД сведений о размере ежемесячных пособий опекунам, исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам, складывающимся в республике.

Судом установлено, что исполнительные органы Республики Дагестан другого нормативно-правового документа, устанавливающего размер пособий для детей-сирот до 2007 года, не принимали.

Помимо этого, в силу статей 1 и 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, а потому право опекуна на выплату пособий по содержанию несовершеннолетнего ребенка, находящегося под опекой, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по выплате опекунских пособий в разные уровни бюджетной системы Российской Федерации.

Правоотношения по обеспечению опекунскими пособиями гражданским законодательством не регулируются, а регулируется специальными нормативными актами: Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 года N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". А в этих нормативных актах срок исковой давности не предусмотрен, следовательно, доводы ответчиков о применение судом по заявленными истцами исковых требований срока исковой давности, предусмотренного статьей 208 Гражданского кодекса Российской Федерации, является несостоятельными, в связи с чем эти требования подлежат отклонению.

Распоряжениями (постановлениями) главы администрации Кизилюртовского района и главы администрации г. Кизилюрта, исследованными в ходе судебного разбирательства, установлено опекунство истцов (или их доверителей) над несовершеннолетними, а согласно сведений, представленных администрацией Кизилюртовского района, истцы получали пособие на содержание детей-сирот, находящихся под их опекой, в тех размерах, которые указаны в исковом заявлении. Эти обстоятельства никем по делу не оспариваются. Однако размер пособий не соответствовал расчетам, представленным суду представителем истцом, основанных на данных Территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Республике Дагестан, которые приведены выше.

Доводы представителя Министерства образования и науки РД о том, что настоящее дело не подсудно Кизилюртовскому районному суду являются несостоятельными, поскольку в соответствие с требованиями ч.1 ст.31 ГПК РФ иск к нескольким ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, предъявляется в суд по месту жительства или месту нахождения одного из ответчиков. Один из ответчиков - администрация МО «Кизилюртовский район» расположена на территории Кизилюртовского района, в связи с чем истцы вправе предъявить иск по месту нахождения этого ответчика. Тот факт, что у указанного ответчика не имеется обязательств по выплате этих средств, также не состоятельны, так как именно эта администрация выдает непосредственно эти выплаты, но она их выплачивает из тех средств, которые перечислены на ее счет для этих целей и в установленных Минфином РД размерах. Не может быть принять во внимание и довод о том, что в настоящее время выплаты недостающей суммы в качестве помощи опекунам актуальности не имеет, так как дети давно выросли и должны зарабатывать на жизнь сами, поскольку указанное не является правовым критерием. Более того, речь идет о возмещении расходов опекунам, которые они уже произвели на содержание указанных детей, когда они в этом нуждались, а по вине ответчиков, они получали в тот период указанные выплаты в заниженном размере, в связи с чем и возник настоящий спор. Не может быть принять во внимание и довод о незаконности отсрочки уплаты государственной пошлины, поскольку приводятся доводы, по которым истцы не подлежали освобождению от уплаты госпошлины, судом они и не освобождены от ее уплаты, а ее уплата отсрочена до рассмотрения дела по существу в связи с материальным положением истцов, что и предусмотрено законом.

При определении размера взыскиваемых сумм суд принимает во внимание расчеты, представленные истцами, поскольку эти расчеты произведены в соответствии с требованиями норм Постановления Правительства РФ от 20.06.1992 года за № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и данных Территориального органа Федеральной Службы статистики по РД о сложившихся в соответствующий период ценах на предметы одежды, обуви, мягкого инвентаря, продуктов питания. Расчеты, представленные Министерством образования и науки РД, не совпадает с этими расчетами, расхождения объясняются тем, что при составлении расчетом на некоторые позиции не получены цены из Территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Республике Дагестан и расчеты были произведены без учета стоимости этих товаров. То есть, часть товаров фактически исключена из этих расчетов, в связи с чем эти расчеты не могут быть признаны обоснованными. Кроме того, расчеты представленные представителем истцов, составлены специалистом ООО «АФТ». Допрошенный в ходе судебного заседания в качестве специалиста аудитор Г.С.А. подтвердил правильность указанных расчетов.

Как установлено постановлением Правительства РД № 118 пособия на содержание детей-сирот опекунам выплачивается из бюджета республики, а не из местного бюджетагородов и районов. По этому администрация района не могла изменить размервыплачиваемых размеров пособий. В соответствии со ст. 217 Бюджетного кодекса РФ и ст.ст. 25 и 49 Закона РД «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в РД», Министерство финансов РД обеспечивает исполнение республиканского бюджета РД.Исполнение республиканского бюджета РД осуществляется в соответствии с бюджетной росписью. Министерство финансов РД не вправе перечислять денежные средства, не предусмотренные бюджетной росписью.Министерство образования и науки РД в соответствии с п. 5 Положения, утвержденного постановлением № 118 Пратвительства РД от 06.07. 2000 года, ежеквартально не представила в Правительство РД сведения о размере ежемесячных пособий опекунам, исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам, складывающимся в республике по данным Государственного комитета РД по статистике, а Правительство РД в свою очередь не заложила в бюджет республики на 2004 год суммы пособий опекунам с учетом натуральных норм и фактическим ценам. Эти все обстоятельства установлены и вступившим в законную силу решением Кизилюртовского районного суда от 15ноября 2005 года.Согласно ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда вновь не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Кроме того, в ходе рассмотрения данного дела судом признаны обоснованными доводы представителей Минобразования и науки РД о том, что Министерство образования и науки РД не распределяет какие-либо финансовые средства, в том числе на содержание детей-сирот находящиеся под опекой. Министерство образования и науки является структурным подразделением Правительства РД. Ежегодно Минобразование составляла расчеты необходимых сумм для выплаты пособий на содержание детей сирот с учетом натуральных норм, установленных Правительством РФ и цен, установленных органом статистики по РД и предоставляла эти расчеты в минифин РД, но минфин и Правительство РД не включала эти расчеты в проект бюджета РД на следующий финансовый год. При этом расчет затрат на одного сироту, представляемый Минобразования РД в Минфин РД, не принимался за основу при исчислении расходов республиканского бюджета РД в связи с ограниченностью средств бюджета. Учитывая данное обстоятельство Минобразования РД на данную позицию ежегодно выносило на разногласие при рассмотрении расчетных показателей к проекту бюджета Минобразования РД.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований о взыскании недополученных сумм солидарно с администрации м.о. «Кизилюртовский района», Министерства финансов РД, с Министерства образования и науки РД должно быть отказано.

Таким образом, суд пришел к выводу, что с Правительства Республики Дагестан за счет средств республиканского бюджета в пользу истцов должно быть взыскано недополученная им в течение 2000-2004 годов разница пособий на содержание детей-сирот, находящихся под их опекой согласно расчетов, представленных истцами.

В соответствии с требованиями ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Истцы просит суд взыскать в их пользу по 5000 рублей каждому, в счет возмещения их расходов на оплату услуг представителя, представив при этом доказательства этих расходов (указать какие именно). Указанная сумма представляется суду разумной, в связи с чем суд считает удовлетворению и эти требования истцов.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Правительства Республики Дагестан за счет бюджета Республики Дагестан разницу недополученных 2000-2004 годах сумм пособий на содержание детей сирот: в пользу Ибрагимова А.А. 110357 (сто десять тысяч триста пятьдесят семь) рублей 29 копеек; в пользу Дациева Д.О. 336 025 (триста тридцать шесть тысяч двадцать пять) рублей 60 копеек; в пользу Набиевой М.Т. 214 926 (двести четырнадцать тысяч девятьсот двадцать шесть) рублей 84 копейки; в пользу Хайбулаева Х.Б. 177144 (сто семьдесят семь тысяч сто сорок четыре) рубля 40 копеек; в пользу Джамалова Д.Т. 187689 (сто восемьдесят семь тысяч шестьсот восемьдесят девять) рублей; в пользу Агаева М.Г. 52597 (пятьдесят две тысячи пятьсот девяносто семь) рублей 13 копеек, в пользу Пахрудиновой З.Х. 42 047 (сорок две тысячи сорок семь) руб. 49 коп.; в пользу Ибрагимовой З.И. 67694 (шестьдесят семь тысяч шестьсот девяносто четыре) рубля 83 копейки; в пользу Курамагомедовой Х.Р. 69732 (шестьдесят девять тысяч семьсот тридцать два) рубля 24 копейки; в пользу Алискандировой П.Ю. 225648 (двести двадцать пять тысяч шестьсот сорок восемь) рублей 19 копеек; в пользу Гусейновой З.Д. 86935 (восемьдесят шесть тысяч девятьсот тридцать пять) рублей 76 копеек; в пользу Туралова О.М. 28145 (двадцать восемь тысяч сто сорок пять) рублей 28 копеек; в пользу Гаджиевой Р.К. 28074 (двадцать восемь тысяч семьдесят четыре) рубля 25 копеек.

Взыскать с Правительства Республики Дагестан за счет бюджета Республики Дагестан в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя в пользу Ибрагимова А.А. 5000 рублей; В пользу Дациева Д.О. 5000 рублей; В пользу Набиевой М.Т. 5000 рублей; В пользу Хайбулаева Х.Б. 5000 рублей; В пользу Джамалова Т.К. 5000 рублей; В пользу Магомедовой Ф.Г. 5000 рублей; В пользу Ибрагимовой З.И. 5000 рублей; В пользу Курамагомедовой Х.Р. 5000 рублей; В пользу Алискандировой П.Ю. 5000 рублей; В пользу Гусейновой З.Д. 5000 рублей; В пользу Туралова О.М. 5000 рублей; В пользу Гаджиевой Р.К. 5000 рублей.

Обязать Правительство Республики Дагестан перечислить указанные деньги на счет Администрации МО «Кизилюртовский район» для выплаты опекунам: Ибрагимову А.А., Дациеву Д.О., Набиевой М.Т., Хайбулаеву Х.Б., Джамалову Т.К., Агаеву М.Г., Пахрудиновой З.Х., Ибрагимовой З.И., Курамагомедовой Х.Р., Алискандировой П.Ю., Гусейновой З.Д., Туралову О.М., Гаджиевой Р.К..

В удовлетворении исковых требований истцов о взыскании исковых сумм солидарно с администрации м.о. «Кизилюртовский района», Министерства финансов РД, с Министерства образования и науки РД отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение 10 дней со дня вынесения.

Председательствующий: