о возложении обязанности включить членов семьи в списки пострадавших в результате ливневых дождей



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 февраля 2011 г. г. Кизилюрт.

Судья Кизилюртовского районного суда Хасаев А.Х.,

при секретаре Алхановой А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Алероевой Э.С. к администрации МО «село Кульзеб» Кизилюртовского района, к администрации МО «Кизилюртовский район», к ГУ МЧС РФ по РД, к Правительству Республики Дагестан о возложении обязанности включить членов ее семьи в списки пострадавших в результате ливневых дождей, имевших место в сентябре 2009 года,

УСТАНОВИЛ:

Алероева Э.С. обратилась в суд с иском к администрации МО «село Кульзеб» Кизилюртовского района о возложении обязанности включить членов его семьи в списки пострадавших в результате ливневых дождей, имевших место в сентябре 2009 года, ссылаясь на то, что её дом пострадал в результате указанного стихийного бедствия и пришел в состояние, не пригодное к проживанию. Созданной для этого специальной комиссией её дом был обследован и составлены соответствующие документы. Однако при представлении указанных документов для решения вопроса о выделении ей жилищного сертификата из 10 членов её семьи, проживающих совместно с ней, исключили 5 членов семьи и оставили только 5 членов семьи. Судом в качестве соответчиков привлечены администрация МО «Кизилюртовский район», ГУ МЧС РФ по РД и Правительство Республики Дагестан.

В ходе судебного заседания представитель истицы по доверенности Алероева П.Ш. поддержала исковые требования своей доверительницы по изложенным обстоятельствам и пояснила, что из списка членов семьи истицы исключили её двоюродного брата ФИО2, хотя в списке остался отец ФИО2 ФИО6, который приходится дядей (братом матери) истице. Также исключили двоюродных сестер истицы ФИО1, ФИО3 (дочери другого дяди истицы), ранее ФИО7 также жил в этом доме, но до указанного стихийного бедствия он выехал в Москву и выписался из этого дома. Также исключили двоюродных сестер истицы ФИО4 и ФИО5 (дочери тети истицы), их отец умер, а мать, которая ранее проживала вместе с ними в этом доме, также выписалась и проживает в Москве. Другого жилья у этих детей нет. Указанный дом остался им от родителей, в связи с чем все, кто остался в Кульзебе из этой семьи, проживают в этом доме, поскольку другого жилья ни у кого нет. Все указанные лица прописаны в доме истицы и проживают совместно с ними. Исключением указанных лиц из списков членов семьи нарушены права истицы, поскольку, исходя из количества членов семьи, в жилищном сертификате указывает количество квадратных метров, полагающегося по этому сертификату жилого помещения. Истицей получен жилищный сертификат на 90 квадратных метров общей площади, тогда как в случае представления полного списка членов её семьи жилищный сертификат должен был быть выдан на 180 квадратных метров.

Представители ответчиков: администрация МО «село Кульзеб» Кизилюртовского района и Правительства Республики Дагестан для участив рассмотрения дела не явились, хотя надлежащим образом были уведомлены о времени и месте рассмотрения дела в связи с чем дело рассмотрено без их участия.

Представитель ответчика администрация МО «Кизилюртовский район» Гаджимагомедов З.О. исковые требования не признал и пояснил, что списки членов семьи указывались в документах, представляемых сельскими администрациями, если в представленных документах указано, что у истицы 5 членов семьи, то именно эти документы представлены администрацией района в ГУ МЧС РФ по РД для дальнейшего представления в Правительство РД.

Представитель ответчика - ГУ МЧС РФ по РД Тагирова Л.М. также не признала исковые требования Алероевой Э.С., ссылаясь на то, что ГУ МЧС РФ по РД не является надлежащим ответчиком по данному делу и привлечен судом в качестве соответчика необоснованно. Вопросы оказания материальной помощи в результате чрезвычайных ситуаций регулированы постановлениями Правительства РФ за №№750, 832, 561, 13.10.2008 г., от 7 ноября 2008 г., 7 июня 1995 г., постановлением Правительства РД от 21 декабря № 459, Методическими указаниями МЧС России от 2004 г, которые предусматривают порядок оказания материальной помощи, в том числе и выдачу государственных жилищных сертификатов.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 г № 750 в связи с недостаточностью бюджетных ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете для ликвидации данной стихии, Правительство РД обратилось в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ. Не позднее одного месяца с момента подписания поручения Председателем Правительства РФ соответствующим министерствам, ведомствам рассмотреть обращение Правительства РД (поручение № ИШ-ПН-6262 от 29.10.2009г.) (п.6 постановления № 750) Правительство РД должно представлять документы, обосновывающие размер причиненного ущерба в результате данной стихии в МЧС России. В случае, если документы не представляются в указанные сроки, то вопрос об оказании помощи пострадавшим гражданам не рассматривается Правительством РФ. Обследование, определение степени повреждения жилых домов и составление документов, подтверждающих объемы причиненного гражданам ущерба, производилось комиссией администрации МО «Кизилюртовский район» по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности с привлечением ГУ ГПИ «Дагестангражданпроект», ФГУП «Ростехинвнтаризация - Федеральное БТИ» по Республике Дагестан. Реестр домов, признанных непригодными для проживания на территории РД, в том числе и по Кизилюртовскому району, а также список граждан РФ в РД на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате стихии в сентябре 2009 г. были утверждены постановлением Правительства РД от 15.01 2010г. №7. Составленные муниципальными образованиями материалы по ущербу, причиненного жителям Республики Дагестан, в том числе администрацией МО Кизилюртовского района, Правительством РД были представлены письмом № ДД.ММ.ГГГГ в МЧС России.

По поручению Правительства РД ГУ МЧС РФ осуществило защиту указанных материалов в федеральных органах. По материалам, прошедшим экспертизу в федеральных органах, из федерального бюджета выделены бюджетные ассигнования для частичного покрытия расходов на ликвидацию последствий данной стихии и государственные жилищные сертификаты в количестве 501 шт. Согласно постановления Правительства РФ от 07.11.2008 г. № 832 «О внесении изменений в Акты Правительства РФ по вопросам выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере - 33 кв.м. для одиноких граждан, 42 кв.м. на семью из 2-х человек и по 18 кв.м. на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек. Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия.

Согласно ст.31 Жилищного Кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения, относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признанны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Администрацией МО «Кизилюртовский район» дом Алероевой Э.С. признан непригодным для проживания, он включен в список семей граждан, пострадавших в результате очень сильного дождя 21 сентября 2009 г. на территории Кизилюртовского района РД на получение государственных жилищных сертификатов (<адрес>) в качестве главы семьи и в качестве членов его семьи включены всего 5 человек. Указанный список подписан начальником отдела ГО ЧС Кизилюртовского района, начальником отдела УФМС РФ по РД в Кизилюртовском районе, утверждены И.О. главы администрации МО «Кизилюртовский район» и в последующем утверждены постановлением Правительства РД от 15.01.2010 г. №7. Администрацией МО «Кизилюртовский район» истец также включен в список граждан на оказание финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (средства для выплат пострадавшим гражданам выделены распоряжением Правительства РД от 16.08.2010г № 191-р непосредственно администрации МО «Кизилюртовский район). Истцом не представлены доказательства о том, что указанные им лица как пропущенные в списках пострадавших, являются членами его семьи или вселены истцом в принадлежащее ему жилое помещение в качестве членов своей семьи, что указанные лица постоянно проживали в жилом помещении, принадлежащем истцу и другого жилья не имели. Справка о составе семьи, выданная администрацией с.Кульзеб, и домовая книга, представленные истцом в деле, не являются доказательствами, подтверждающими требования истца. Все это должно быть подтверждено судебными решениями и иными документами.

Обследование и определение объемов причиненного ущерба, составление подтверждающих ущерб документов (списков пострадавших и других документов) не входит в компетенцию и законодательством указанные вопросы не возложены на ГУ МЧС РФ по РД. Документы по обоснованию ущерба, причиненного гражданам, составляются и представляются администрациями муниципальных районов и городских округов. Истцом пропущен трехмесячный срок, установленный ст.256 ГПК РФ, исключить из числа ответчиков ГУ МЧС РФ по РД, как ненадлежащего ответчика и в удовлетворении требований истца отказать.

Заслушав объяснения сторон и исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Алероевой Э.С. подлежат удовлетворению.

Из представленной истицей справки, выданной администрацией МО «Сел. Кульзеб» Кизилюртовского района за № от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что вместе с ней проживают еще девять членов семьи (с ней самой - десять). Эти обстоятельства подтверждаются копией домовой и похозяйственной книг, которые приобщены к материалам дела. Исключение из списка членов семьи пятерых лиц, проживающих совместно с истицей и вселенных ею в качестве членов ее семьи, является незаконным.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера социальной выплаты в случае признания их в судебном порядке членами его семьи - для граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 настоящих Правил, и граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.10.2007 N 681, от 10.04.2008 N 257).

Следовательно, заявитель вправе ставить перед судом вопрос об установлении факта, что определенное лицо является членом его семьи, поскольку установлении этого факта имеет для него юридическое значение. Однако доводы представителя ГУ МЧС РФ по РД, что это обстоятельство должно быть предварительно установлено решением суда, не может быть приняты во внимание, поскольку возник спор о праве и указанные вопросы могут быть рассмотрены и разрешены судом при разрешении указанного спора.

Из списка членов семь исключен двоюродный брат истицы (в справке администрации указан как троюродный брат) ФИО2, хотя в списке остался отец ФИО2 ФИО6, который приходится дядей (братом матери) истице. Также исключены двоюродные сестры истицы ФИО1 и ФИО3 (дочери другого дяди истицы), ранее ФИО7 также жил в этом доме, но до указанного стихийного бедствия он выписался из этого дома. Также исключены двоюродные сестер истицы ФИО4 и ФИО5 (дочери тети истицы). Их мать также ранее проживала в этом доме, но до наступления указанной стихии выписалась.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.11.2008 г. № 832 «О внесении изменений в Акты Правительства РФ по вопросам выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», Государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере - 33 квадратных метров для одиноких граждан, 42 квадратных метра на семью из 2-х человек и по 18 квадратных метра на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек. Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия.

Таким образом, судом достоверно установлен тот факт, что указанные лица являются членами семьи истицы и на момент стихийного бедствия проживали и продолжают проживать вместе с истицей, исключением указанных лиц из списков членов её семьи нарушены её права, поскольку ей выдан именной государственный жилищный сертификат серии-№ на 90 квадратных метра с учетом состава семьи в 5 человек, тогда как должен был быть выдан жилищный сертификат с учетом членов семьи в 10 человек.

Не могут быть приняты во внимание и доводы ГУ МЧС РФ по РД о применении срока исковой давности, предусмотренного ст.256 ГПК РФ, поскольку три месяца со дня выдачи истцу указанного выше жилищного сертификата (дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ) до дня обращения в суд (ДД.ММ.ГГГГ) не прошло.

Суд считает несостоятельными и доводы ГУ МЧС РФ по РД о том, что это лицо не может быть ответчиком по делу, поскольку документы для решения вопроса о выдаче жилищного сертификата в Правительство РД представляются именно через ГУ МЧС РФ по РД, и в случае удовлетворения иска на них также возлагаются обязанности по совершению определенных действий.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию МО «Кизилюртовский район» включить дополнительно в список членов семьи Алероевой Э.С.: двоюродного брата ФИО2, двоюродных сестер ФИО1, ФИО3, ФИО4 и ФИО5, составить соответствующий реестр лиц, дома которых в МО «Село Кульзеб» Кизилюртовского района подлежат сносу и не пригодны для проживания, и представить эти документы в ГУ МЧС РФ по РД для решения вопроса о выдаче жилищного сертификата с учетом количества членов семьи 10 человек.

Обязать ГУ МЧС РФ по РД представить указанный список и реестр в Правительство РД для последующего представления в МЧС РФ для решения вопроса о выдаче жилищного сертификата на имя Алероевой Э.С. с учетом количества членов семьи 10 человек.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РД в течение десяти дней со дня оглашения.

Председательствующий: