РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 февраля 2011 г. Кизилюртский районный суд РД
в составе председательствующего судьи Хасаева А.Х.,
с участием прокуроров Нурмагомедова А.Ш. и Магомедова И.Т.,
при секретаре Алхановой А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Кизилюртовский район», администрации МО «село Комсомольское» Кизилюртовского района, ООО «Техносервис», СПК «Янгиюрт», ЗАО «Щебзавод №1», ЗАО «Сириус», ООО «Кизилюрткарьерстрой», ООО «ДагРитмСтрой», ООО «Сулак-Связь», ООО «Кизилюрт-Неруд», ООО СК «Монолит», третьи лицам на стороне истца: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РД, Министерство природных ресурсов и экологии РД, о признании бездействия незаконным, запрещении экологически вредной деятельности и понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеназванным иском, в котором просит признать незаконными бездействие администрации муниципального образования «село Комсомольское» Кизилюртовского района РД, и бездействие администрации МО «Кизилюртовский район», которое заключается в неосуществлении надлежащей дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги «Карьеры - ФАД «Кавказ» в границах населенного пункта село Комсомольское Кизилюртовского района в соответствии с требованиями Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; бездействие предприятий по добыче нерудных материалов: Общества с ограниченной ответственностью «Техносервис», Сельскохозяйственного производственного кооператива «Янгиюрт», Закрытого акционерного общества «Щебзавод № 1», Закрытого акционерного общества «Сириус», Общества с ограниченной ответственностью «Кизилюрткарьерстрой», Общества с ограниченной ответственностью «ДагРитм-Строй», Общества с ограниченной ответственностью «Сулак-Связь», Общества с ограниченной ответственностью «Кизилюрт-Неруд», Общества с ограниченной ответственностью СК «Монолит», которое заключается в необеспечении перевозки по автомобильной дороге «Карьеры - ФАД «Кавказ» в пределах административной территории Кизилюртовского района автомобильным транспортом сыпучих грузов с соблюдением установленных правил их перевозки, а также в перевозке тяжеловесных грузов по ней без получения специального разрешения, предусмотренного Федеральным законом "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; обязать администрацию муниципального образования «село Комсомольское» Кизилюртовского района РД и администрацию муниципального образования «Кизилюртовский район» РД осуществлять дорожную деятельность в соответствии с требованиями этого Федерального закона в отношении автомобильной дороги «Карьеры-ФАД «Кавказ» в границах населенного пункта село Комсомольское Кизилюртовского района; обязать администрации муниципального образования «село Комсомольское» Кизилюртовского района РД и муниципального образования «Кизилюртовский район» РД, недропользователей: Общество с ограниченной ответственностью «Техносервис», Сельскохозяйственный производственный кооператив «Янгиюрт», Закрытое акционерное общество «Щебзавод № 1», Закрытое акционерное общество «Сириус», Общество с ограниченной ответственностью «Кизилюрткарьерстрой», Общество с ограниченной ответственностью «ДагРитм-Строй», Общество с ограниченной ответственностью «Сулак-Связь», Общество с ограниченной ответственностью «Кизилюрт-Неруд», Общество с ограниченной ответственностью СК «Монолит» приостановить эксплуатацию (использование) участка автомобильной дороги «Карьеры-ФАД «Кавказ» в границах населенного пункта село Комсомольское Кизилюртовского района для проезда грузового автотранспорта до оценки технического состояния автомобильной дороги «Карьеры-ФАД «Кавказ» в порядке, предусмотренном приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 N150 "О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог", на предмет степени и допустимости воздействия хозяйственной деятельности по ее эксплуатации на природную среду и здоровье граждан на территории с. Комсомольское Кизилюртовского района исходя из требований в области охраны окружающей среды, в том числе и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; приведения ее технического состояния в соответствие с требованиями указанного выше Федерального закона и регистрации вещного права на него.
В ходе рассмотрения настоящего дела в судебном заседании прокурор частично от своих исковых требований отказался и просил прекратить производство по делу в части исковых требований предъявленных к недропользователям; ООО «Техносервис», СПК «Янгиюрт», ЗАО «Щебзавод № 1», ЗАО «Сириус», ООО «Кизилюрткарьерстрой», ООО «ДагРитм-Строй», ООО «Сулак-Связь», ООО «Кизилюрт-Неруд», ООО СК «Монолит», ссылаясь на то, что не представилось возможным представить доказательства, что они перевозят свою продукцию по указанной автомобильной дороге своим автомобильным транспортом, поскольку они ссылаются на то, что они не занимаются перевозкой своей продукции, а отпускают продукцию покупателям непосредственно на месте производства. В связи с отказом истца от иска дело в этой части прекращено.
В остальной части прокурор поддержал исковые требования и пояснил, что по обращению жителей муниципального образования «село Комсомольское» Кизилюртовского района проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при эксплуатации автомобильной дороги «Карьеры - ФАД «Кавказ» и при этом установлено, что неустановленными лицами в неустановленное время проложена автомобильная дорога от места расположения карьеров нерудных материалов, расположенных на административной территории МО «Кизилюртовский район», до пересечения с федеральной автомобильной дорогой «Кавказ», которая в документах по землеустройству обозначена как автодорога «Карьеры - ФАД «Кавказ». Дорожная деятельность в отношении данной автодороги не осуществляется никем. Из документов землеустроительного дела по описанию границ г. Кизилюрта, представленных заявителем фотографий и схем населенного пункта и автодороги усматривается, что данная автомобильная дорога проходит по административной территории Кизилюртовского района, в том числе и по территории населенного пункта сел. Комсомольское Кизилюртовского района, по северо-западной окраине села, в непосредственной близости от жилой застройки на протяжении 1874 метров. Вышеуказанная автомобильная дорога по виду разрешенного использования относится к автомобильной дороге общего пользования. По указанной автомобильной дороге с карьеров нерудных материалов, расположенных рядом с селом Комсомольское, на большегрузных автомобилях перевозятся добытая недропользователями песчанно-гравийная смесь либо продукция ее переработки (тяжеловесные грузы). Эксплуатация настоящей автодороги для проезда большегрузных автомобилей на действующие карьеры и перевозки ими оттуда тяжеловесных грузов в виде нерудных материалов противоречит требованиям законодательства об охране окружающей среды и подлежит приостановлению, поскольку содержание этой автомобильной дороги осуществляется не в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог, не проведена оценка этой дороги не определены характеристики автомобильной дороги, определяющие совокупность показателей, влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта, отражающих интересы пользователей и степень влияния на окружающую среду (потребительские свойства автомобильной дороги); средняя скорость движения транспортного потока; безопасность и удобство движения транспортного потока; пропускная способность и уровень загрузки автомобильной дороги движением; среднегодовая суточная интенсивность движения и состав транспортного потока; способность дороги пропускать транспортные средства с допустимыми для движения осевыми нагрузками, общей массой и габаритами; степень воздействия дороги на окружающую среду. То есть, требования законодательства по содержанию автодороги не исполняются, в связи с чем опасность ее эксплуатации не исключается.
Не обеспечиваются и требования законодательства об охране окружающей среды на территории сел. Комсомольское при эксплуатации автомобильной дороги в целях перевозки грузов грузовым автотранспортом (ст.ст. 3, 34, 38, 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.ст. 3,16 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" ст. 27, 29, 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Из обращений жителей села Комсомольское в различные органы исполнительной власти, органы прокуратуры и из объяснений жителей села Комсомольское ФИО5, ФИО1, ФИО4, ФИО2, ФИО3 следует, что по указанной автодороге, из близлежащих карьеров круглосуточно вывозится гравийно-песчанная масса многочисленными автомашинами, в том числе не оборудованными брезентовыми покрытиями кузова для уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, не всегда осуществляется для этих же целей полив автодороги, в результате чего уровень загрязнения атмосферного воздуха пылью и гарью в пределах села многократно превышает предельно допустимые нормы, в селе трудно дышать, невозможно выйти во двор, совершать по улицам села прогулки с детьми, вывешивать для просушки одежду, что негативно влияет на здоровье жителей села. В селе увеличивается количество лиц, больных заболеваниями органов дыхания, туберкулезом. Многочисленные обращения в разные органы власти и управления за последние 5 лет не дало результатов.
Из заключения Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РД в г. Кизилюрте от 06.10.2010 № 01/5533 02-10, данного по требованию природоохранной прокуратуры, усматривается, что, по проведенным филиалом «ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РД в г.Кизилюрте» лабораторно-инструментальным исследованиям атмосферного воздуха в 2010 г., уровни загрязнения атмосферного воздуха в сел. Комсомольское Кизилюртовского района превышают гигиенические нормативы от 1,5 до 157,5 раз по взвешенным веществам (пыль неорганическая). Выдаваемые предписания по охране атмосферного воздуха не выполняются руководителями предприятий по производству нерудных материалов, а именно, предприятиями и водителями транспортных средств, перевозящих нерудную строительную продукцию, не всегда осуществляется полив перевозимой строительной продукции, не все транспортные средства оборудованы брезентовыми покрытиями для уменьшения загрязнения атмосферного воздуха пылью, пылеулавливающими установками не оборудовано ни одно предприятие по производству нерудной продукции. Истребованные природоохранной прокуратурой материалы ранее проведенных подразделениями Управления Роспотребнадзора по РД проверок показывают, что в деятельности по добыче нерудных материалов и их перевозке допускались нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, принятые меры по их устранению не дают положительных результатов. Из ответа ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Кизилюрте от 26.04.2010 года № 681-21-10 на обращение жителя села Комсомольское ФИО5 следует, что единственным способом предотвращения загрязнения атмосферноговоздуха в сел. Комсомольское и уменьшения его вредного воздействия на население, проживающее вдоль данной автодороги, является «закрытие существующей дороги и строительство новой автодороги в обход к востоку от населенного пункта».
По заключению филиала ФГУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по РД», большой вклад в уровень загрязненности приземистого слоя атмосферы неорганической пылью вносят карьеры по добыче песчанно-гравийной смеси, расположенные в Кизилюртовском районе. Применяемая на многих карьерах примитивная технология добычи ПГС, а также перевозка грузов с карьеров по дорогам без твердого покрытия способствует поступлению в атмосферный воздух больших масс пыли неорганической, что приводит к значительному ухудшению условий проживания жителей многих населенных пунктов Кизилюртовского района. Необходимо, в числе других мероприятий по охране атмосферного воздуха, на все дороги, которые используются для перевозки грузов с карьеров по добыче ПГС, положить твердое дорожное покрытие, произвести полную рекультивацию отработанных площадей.
Доводы жителей села о значительном загрязнении атмосферного воздуха в пределах села и нарушении правил перевозки грузов подтверждаются и представленными ими фотоснимками процесса перевозок грузов, сделанными в разное время, в том числе и при регулировке данного процесса сотрудником милиции.
В нарушении требований ст.ст. 3, 6 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не определен собственник указанной автомобильной дороги. Из перечня автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. N 928, и перечня автомобильных дорог республиканского и межмуниципального значения Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства РД от 24.04.2009 № 111, автомобильная дорога «Карьеры-ФАД «Кавказ» не относится к федеральной собственности и собственности РД. Из ответов администраций МО «г.Кизилюрт», МО «Кизилюртовский район» и МО «село Комсомольское» на запросы Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры следует, что указанная автодорога не входит в перечень объектов собственности названных муниципальных образований. Из материалов проверок предприятий-недропользователей вытекает, что ни один из них не получил земельный участок для строительства указанной дороги и она им не принадлежит.
В силу требований ст.14 и 15 п. 3 ч. 8 ст. 85 и п. 2 ч. 2 и п.2 ч.З ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 6 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении названной автодороги и обеспечение благоприятных экологических условий для жизни и здоровья населения села относится к компетенции администраций МО «Комсомольское» Кизилюртовского района - в пределах населенного пункта, МО «Кизилюртовский район» - в пределах административной территории района, однако администрации муниципальных образований «сел. Комсомольское» и «Кизилюртовский район» не обеспечивают эксплуатацию автодороги «Карьеры - ФАД «Кавказ» в соответствии с требованиями в области дорожной деятельности и охраны окружающей среды, в том числе не обеспечивается непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в населенном пункте в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими нормативами при эксплуатации указанной дороги, не осуществляются меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в сельском поселении при эксплуатации указанной дороги, хотя для решения указанных вопросов органам местного самоуправления ст. ст.14, 15, подп.З п.1 и п.2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предоставлены соответствующие полномочия.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Пунктом 1 ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" определено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Таким образом, неисполнение органами местного самоуправления МО «село Комсомольское» и МО «Кизилюртовский район», своих обязанностей привело к многократному увеличению безопасного для окружающей среды и населения уровня загрязненности атмосферного воздуха, чем поставлено под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории сел. Комсомольское, и создает опасность дальнейшего причинения вреда окружающей среде, т.е. нарушает в настоящее время и создает угрозу нарушения в дальнейшем предусмотренных ст.42 Конституции РФ и принятых в ее исполнение законов предусмотренных ст. 42 Конституции РФ и принятыми в ее исполнение законами права неограниченного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия и на благоприятные условия жизни и здоровья, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно статье 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Как следует из ст.80 ФЗ «Об охране окружающей среды» деятельность, осуществляемая с нарушением требований законодательства об охране окружающей среды, подлежит приостановлению или прекращению по решению суда.
В связи с этим истец просит признать незаконными бездействия администраций как села, так и района, обязать их устранить эти нарушения закона и приостановить использование указанной дороги, до оценки ее технического состояния на предмет степени и допустимости воздействия хозяйственной деятельности по ее эксплуатации на природную среду и здоровье граждан на территории с. Комсомольское Кизилюртовского района, и регистрации вещного права на эту дорогу
Представитель третьего лица на стороне истца - Министерства природных ресурсов и экологии РД Султаналиев М.Р. поддержали исковые требования прокурора по изложенным основаниям.
Представитель третьего лица на стороне истца - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ по РД для участия в судебном заседании не явился, несмотря на то, что это Управление неоднократно было надлежащим образом уведомлено о месте и времени рассмотрения дела, в связи с чем дело рассмотрено без участия представителя этого лица.
Представитель ответчика - администрации МО «Кизилюртовский район» Гаджимагомедов З.О. исковые требования прокурора признал частично и пояснил, что тот факт, что эта дорога расположена территориально в границах Кизилюртовского района, но, однако право собственности на эту дорогу не за кем не зарегистрировано, также не отрицается факт причинения использованием этой дороги вреда жителям села Комсомольское, поскольку имеет место загрязнение воздуха пылью. В настоящее время предпринимаются меры по оформлению прав на указанную дорогу и по поручению Правительства РД рассматривается вопрос о передаче этой дороги Управлению Автодор. Кроме того, в настоящее время исследуется вопрос о возможности строительства альтернативной дороги в объезд селе Комсомольское.
Представитель ответчика - администрации МО «село Комсомольское» Магомеддибиров Ш.М. исковые требования прокурора не признал и пояснил, что вины администрации села в сложившейся ситуации нет, поскольку указанная дорога на балансе администрации села не состоит, администрация села делала все возможное для того, чтобы упорядочить использование этой дороги, имеются неоднократные обращения главы села в адрес прокурора, администрации района и в другие инстанции, в связи с чем нельзя говорит о бездействии администрации села.
Заслушав объяснения сторон и исследовав представленные сторонами доказательства суд приходит к выводу, что требования прокурора основаны на законе и подлежат удовлетворению в полном объеме (в части исковых требований, поддержанных в суде).
Так, установлено, что автомобильная дорога от места расположения карьеров нерудных материалов, расположенных на административной территории МО «Кизилюртовский район», до пересечения с федеральной автомобильной дорогой «Кавказ», которая в документах по землеустройству обозначена как автодорога «Карьеры-ФАД «Кавказ», проложена неустановленными лицами в неустановленное время. Дорожная деятельность в отношении данной автодороги не осуществляется никем. Из документов землеустроительного дела по описанию границ г. Кизилюрта, представленных заявителем фотографий и схем населенного пункта и автодороги усматривается, что данная автомобильная дорога проходит по административной территории Кизилюртовского района, в том числе и по территории населенного пункта с.Комсомольское Кизилюртовского района, по северо-западной окраине села, в непосредственной близости от жилой застройки на протяжении 1874 метров. По виду разрешенного использования относится к автомобильной дороге общего пользования. По указанной автомобильной дороге с карьеров нерудных материалов, расположенных рядом с с.Комсомольское, на большегрузных автомобилях перевозятся добытая недропользователями песчанно-гравийная смесь либо продукция ее переработки (тяжеловесные грузы).
Эксплуатация настоящей автодороги для проезда большегрузных автомобилей на действующие карьеры и перевозки ими оттуда тяжеловесных грузов в виде нерудных материалов противоречит требованиям законодательства об охране окружающей среды и подлежит приостановлению по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов; порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В соответствии с требованиями п.З Постановления Правительства РФ от 14.11.2009 N 928 «Об утверждении Правил организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения» организация и проведение работ по ремонту автомобильных дорог и работ по содержанию автомобильных дорог (далее - работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог) включают в себя следующие мероприятия: а) оценка технического состояния автомобильных дорог; б) разработка проектов работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - проекты) или сметных расчетов стоимости работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - сметные расчеты); в) проведение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог; г) приемка работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 N 150 "О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог" определено, что оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения не реже 1 раза в год. В отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения такая оценка проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией. В процессе диагностики автомобильных дорог определяются: характеристики автомобильной дороги, определяющие совокупность показателей, влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта, отражающих интересы пользователей и степень влияния на окружающую среду (потребительские свойства автомобильной дороги): средняя скорость движения транспортного потока; безопасность и удобство движения транспортного потока; пропускная способность и уровень загрузки автомобильной дороги движением; среднегодовая суточная интенсивность движения и состав транспортного потока; способность дороги пропускать транспортные средства с допустимыми для движения осевыми нагрузками, общей массой и габаритами; степень воздействия дороги на окружающую среду.
Судом установлено, что перечисленные требования законодательства по содержанию автодороги не исполняются, в связи с чем опасность ее эксплуатации не исключается.
Также установлено, что требования законодательства об охране окружающей среды (ст. 3, 34, 38, 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.3 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», ст. 20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») на территории с.Комсомольское при эксплуатации автомобильной дороги в целях перевозки грузов грузовым автотранспортом не обеспечиваются.
Из обращений жителей села Комсомольское в различные органы исполнительной власти, органы прокуратуры и из объяснений жителей села Комсомольское ФИО5, ФИО1, ФИО4, ФИО2, ФИО3 следует, что по указанной в иске автодороге, проходящей по селу Комсомольское, из близлежащих карьеров круглосуточно вывозится гравийно-песчанная масса многочисленными автомашинами, в том числе не оборудованными брезентовыми покрытиями кузова для уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, не всегда осуществляется для этих же целей полив автодороги, в результате чего уровень загрязнения атмосферного воздуха пылью и гарью в пределах села многократно превышает предельно допустимые нормы, в селе трудно дышать, невозможно выйти во двор, совершать по улицам села прогулки с детьми, вывешивать для просушки одежду, что негативно влияет на здоровье жителей села. В селе увеличивается количество лиц, больных заболеваниями органов дыхания, туберкулезом. Многочисленные обращения в разные органы власти и управления за последние 5 лет не дало результатов. Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО5 и ФИО4 подтвердили изложенные обстоятельства.
Из заключения Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РД в г.Кизилюрте от 06.10.2010 № 01/5533 02-10 усматривается, что уровни загрязнения атмосферного воздуха в с.Комсомольское Кизилюртовского района превышают гигиенические нормативы от 1,5 до 157,5 раз по взвешенным веществам (пыль неорганическая). Из ответа ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Кизилюрте от 26.04.2010 № 681-21-10 на обращение жителя села Комсомольское Шапиеву Р. следует, что единственным способом предотвращения загрязнения атмосферного воздуха в сел. Комсомольское и уменьшения его вредного воздействия на население, проживающее вдоль данной автодороги, является «закрытие существующей дороги и строительство новой автодороги в обход к востоку от населенного пункта».
По заключению филиала ФГУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по РД», большой вклад в уровень загрязненности приземистого слоя атмосферы неорганической пылью вносят карьеры по добыче песчанно-гравийнрой смеси, расположенные в Кизилюртовском районе. Применяемая на многих карьерах примитивная технология добычи ПГС, а также перевозка грузов с карьеров по дорогам без твердого покрытия способствует поступлению в атмосферный воздух больших масс пыли неорганической, что приводит к значительному ухудшению условий проживания жителей многих населенных пунктов Кизилюртовского района. Необходимо, в числе других мероприятий по охране атмосферного воздуха, на все дороги, которые используются для перевозки грузов с карьеров по добыче ПГС, положить твердое дорожное покрытие, произвести полную рекультивацию отработанных площадей.
Доводы жителей села о значительном загрязнении атмосферного воздуха в пределах села и нарушении правил перевозки грузов подтверждаются и представленными ими фотоснимками процесса перевозок грузов, сделанными в разное время, в том числе и при регулировке данного процесса сотрудником милиции.
В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6); под владельцами автомобильных дорог понимаются, в частности, исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно - распорядительный орган муниципального образования), владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7). В соответствии с требованиями ст. 6 приведенного Федерального закона автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (п.1). К федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (п.п.2,3). К собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п.п.4,5). К собственности физических или юридических лиц относятся автомобильные дороги, построенные физическими или юридическими лицами за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках, или автомобильные дороги, переданные в собственность таких лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 12). Остальные автодороги относятся к собственности муниципальных образований соответствующего уровня (п.п. 8,9,10).
Из перечня автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. N 928 и перечня автомобильных дорог республиканского и межмуниципального значения Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства РД от 24.04.2009 № 111, автомобильная дорога «Карьеры - ФАД «Кавказ» не относится к федеральной собственности и собственности РД. Из ответов администраций МО «г. Кизилюрт», МО «Кизилюртовский район» и МО «село Комсомольское» на запросы Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры следует, что указанная автодорога не входит в перечень объектов собственности названных муниципальных образований. Из материалов проверок предприятий - недропользователей вытекает, что ни один из них не получил земельный участок для строительства указанной дороги и она им не принадлежит.
В силу требований законодательства (ст.79 Закона Республики Дагестан от 29.12.2004 года № 43 "О местном самоуправлении в Республике Дагестан", п. 3 ч. 1, п. 3 ч. 7, п.3 ч.8 ст 85, п. 2 ч. 2 и п.2 ч.З ст. 50, ст.14 и15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п.6 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") осуществление дорожной деятельности в отношении названной автодороги и обеспечение благоприятных экологических условий для жизни и здоровья населения села относится к компетенции администраций МО «Комсомольское» Кизилюртовского района - в пределах населенного пункта, МО «Кизилюртовский район» - в пределах административной территории района.
Являясь в соответствии со ст.ст.37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, администрации муниципальных образований «село Комсомольское» и «Кизилюртовский район» не обеспечивают эксплуатацию автодороги «Карьеры - ФАД «Кавказ» в соответствии с требованиями законодательства в области дорожной деятельности и охраны окружающей среды, в том числе не обеспечивается непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в населенном пункте в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими нормативами при эксплуатации указанной дороги, не осуществляются меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в сельском поселении при эксплуатации указанной дороги.
Для решения указанных вопросов органам местного самоуправления ст.ст.14, 15, подп. З п.1 и п.2 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предоставлены соответствующие полномочия: формирование, утверждение и исполнение бюджета; владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом; создание муниципальных предприятий и учреждений, размещение муниципального заказа; установление местных налогов и сборов; принятие решения о привлечении граждан к выполнению социально значимых для поселения вопросов и т.д., что позволяет им реально решать указанные вопросы. Согласно части 1 статьи 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Пунктом 1 ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" определено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Таким образом, неисполнение органами местного самоуправления МО «село Комсомольское» и МО «Кизилюртовский район» своих обязанностей привело к многократному увеличению безопасного для окружающей среды и населения уровня загрязненности атмосферного воздуха, чем поставлено под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории села Комсомольское, и создает опасность дальнейшего причинения вреда окружающей среде, т.е. нарушает в настоящее время и создает угрозу нарушения в дальнейшем предусмотренных ст.42 Конституции РФ и принятых в ее исполнение законов предусмотренных ст. 42 Конституции РФ и принятыми в ее исполнение законами права неограниченного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия и на благоприятные условия жизни и здоровья, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно статье 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с требованиями ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Как следует из ст.80 ФЗ «Об охране окружающей среды» деятельность, осуществляемая с нарушением требований законодательства об охране окружающей среды, подлежит приостановлению или прекращению по решению суда.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истцом представлены доказательства своих доводов в части бездействия администраций муниципальных образований «Село Комсомольское» и Кизилюртовский район», и осуществления использования указанной в иске автомобильной дороги с нарушением требований законодательства об охране окружающей среды, в связи с чем суд считает требования прокурора обоснованными и основанными на законе, и находит их подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя ответчика МО «село Комсомольское» в части того, что указанная дорога не находится на их балансе, в связи с чем нет вины администрации в бездействии, не могут быть приняты во внимание, поскольку само по себе обстоятельство, что вещные права на участок дороги не оформлены надлежащим образом и зарегистрированы, тоже является бездействием, в смысле неосуществления надлежащей дорожной деятельности, указанной в иске.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными бездействие администрации муниципального образования «село Комсомольское» Кизилюртовского района РД, и бездействие администрации муниципального образования «Кизилюртовский район» РД, которое заключается в неосуществлении надлежащей дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги «Карьеры - ФАД «Кавказ» в границах населенного пункта село Комсомольское Кизилюртовского района в соответствии с требованиями Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Обязать администрацию муниципального образования «село Комсомольское» Кизилюртовского района РД и администрацию муниципального образования «Кизилюртовский район» РД осуществлять дорожную деятельность в отношении автомобильной дороги «Карьеры - ФАД «Кавказ» в границах населенного пункта село Комсомольское Кизилюртовского района в соответствии с требованиями Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и приостановить эксплуатацию (использование) участка автомобильной дороги «Карьеры - ФАД «Кавказ» в границах населенного пункта село Комсомольское Кизилюртовского района для проезда грузового автотранспорта до оценки технического состояния этой автомобильной дороги в порядке, предусмотренном приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 N150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог», на предмет степени и допустимости воздействия хозяйственной деятельности по ее эксплуатации на природную среду и здоровье граждан на территории с. Комсомольское Кизилюртовского района, исходя из требований в области охраны окружающей среды, в том числе и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; приведения ее технического состояния в соответствие с требованиями указанного выше Федерального закона и регистрации вещного права на эту дорогу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение 10 суток со дня оглашения.
Председательствующий