О возложении обязанности включить членов семьи в списки пострадавших в результате ливневых дождей



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 февраля 2011 г. г. Кизилюрт.

Судья Кизилюртовского районного суда Хасаев А.Х.,

при секретаре Алхановой А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Абдураева М.М. к администрации МО «село Кульзеб» Кизилюртовского района, к администрации МО «Кизилюртовский район», к ГУ МЧС РФ по РД, к Правительству Республики Дагестан о возложении обязанности включить членов его семьи в списки пострадавших в результате ливневых дождей, имевших место в сентябре 2009 года,

УСТАНОВИЛ:

Абдураев М.М. обратился в суд с иском к администрации МО «село Кульзеб» Кизилюртовского района о возложении обязанности включить членов его семьи в списки пострадавших в результате ливневых дождей, имевших место в сентябре 2009 года, ссылаясь на то, что его дом пострадал в результате указанного стихийного бедствия и пришел в состояние, не пригодное к проживанию. Созданной для этого специальной комиссией его дом был обследован и составлены соответствующие документы. Однако при представлении указанных документов для решения вопроса о выделении ему жилищного сертификата из 8 членов его семьи, проживающих совместно с ним, исключили 4 членов, а оставили только 4 членов. Судом в качестве соответчиков привлечены администрация МО «Кизилюртовский район», ГУ МЧС РФ по РД и Правительство Республики Дагестан.

В ходе судебного заседания истец Абдураев М.М. поддержал свои исковые требования по изложенным обстоятельствам и пояснил, что из списка членов его семьи исключили его приемную дочь ФИО5, сестру его супруги ФИО1, и двух внуков ФИО7 и ФИО6, хотя матери этих внуков (дочери истца) ФИО2 и ФИО4 включены в списки. Все указанные лица прописаны в его доме и проживают совместно с ними. Исключением указанных лиц из списков членов его семьи нарушены его права, поскольку, исходя из количества членов семьи, в жилищном сертификате указывает количество квадратных метров, полагающегося по этому сертификату жилого помещения. Им получен жилищный сертификат на 72 квадратных метра общей площади, тогда как в случае представления полного списка членов его семьи жилищный сертификат должен был быть выдан на 144 квадратных метра.

Представители ответчиков: администрация МО «село Кульзеб» Кизилюртовского района и Правительства Республики Дагестан для участия в рассмотрении дела не явились, хотя надлежащим образом были уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем дело рассмотрено без их участия.

Представитель ответчика - администрация МО «Кизилюртовский район» Гаджимагомедов З.О. исковые требования не признал и пояснил, что списки членов семьи указывались в документах, представляемых сельскими администрациями, если в представленных документах указано, что у истца 4 члена семьи, то эти документы представлены администрацией района в ГУ МЧС РФ по РД для дальнейшего представления в Правительство РД.

Представитель ответчика - ГУ МЧС РФ по РД Тагирова Л.М. также не признала исковые требования Абдураева М.М., ссылаясь на то, что ГУ МЧС РФ по РД не является надлежащим ответчиком по данному делу и привлечен судом в качестве соответчика необоснованно. Вопросы оказания материальной помощи в результате чрезвычайных ситуаций регулированы постановлениями Правительства РФ за №№750, 832, 561, 13.10.2008 г., от 7 ноября 2008 г., 7 июня 1995 г., постановлением Правительства РД от 21 декабря №459, Методическими указаниями МЧС России от 2004 г, которые предусматривают порядок оказания материальной помощи, в том числе и выдачу государственных жилищных сертификатов.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 г № 750 в связи с недостаточностью бюджетных ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете для ликвидации данной стихии, Правительство РД обратилось в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ. Не позднее одного месяца с момента подписания поручения Председателем Правительства РФ соответствующим министерствам, ведомствам рассмотреть обращение Правительства РД (поручение № ИШ-ПН-6262 от 29.10.2009г.) (п.6 постановления № 750) Правительство РД должно представлять документы, обосновывающие размер причиненного ущерба в результате данной стихии в МЧС России. В случае, если документы не представляются в указанные сроки, то вопрос об оказании помощи пострадавшим гражданам не рассматривается Правительством РФ. Обследование, определение степени повреждения жилых домов и составление документов, подтверждающих объемы причиненного гражданам ущерба, производилось комиссией администрации МО «Кизилюртовский район» по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности с привлечением ГУ ГПИ «Дагестангражданпроект», ФГУП «Ростехинвнтаризация - Федеральное БТИ» по Республике Дагестан. Реестр домов, признанных непригодными для проживания на территории РД, в том числе и по Кизилюртовскому району, а также список граждан РФ в РД на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате стихии в сентябре 2009 г. были утверждены постановлением Правительства РД от 15.01 2010 г. №7. Составленные муниципальными образованиями материалы по ущербу, причиненного жителям Республики Дагестан, в том числе администрацией МО «Кизилюртовского район», Правительством РД были представлены письмом №19-11/5 15.01.2010 г. в МЧС России.

По поручению Правительства РД ГУ МЧС РФ осуществило защиту указанных материалов в федеральных органах. По материалам, прошедшим экспертизу в федеральных органах, из федерального бюджета выделены бюджетные ассигнования для частичного покрытия расходов на ликвидацию последствий данной стихии и государственные жилищные сертификаты в количестве 501 шт. Согласно постановления Правительства РФ от 07.11.2008 г. № 832 «О внесении изменений в Акты Правительства РФ по вопросам выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере - 33 кв.м. для одиноких граждан, 42 кв.м. на семью из 2-х человек и по 18 кв.м. на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек. Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия.

Согласно ст.31 Жилищного Кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения, относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признанны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Администрацией МО «Кизилюртовский район» дом Абдураева М. М. признан непригодным для проживания, он включен в список семей граждан, пострадавших в результате очень сильного дождя 21 сентября 2009г. на территории Кизилюртовского района РД на получение государственных жилищных сертификатов (<адрес>) в качестве главы семьи и в качестве членов его семьи включены супруга ФИО3, дочери ФИО2 и ФИО4, всего 4 человека. Указанный список подписан начальником отдела ГО ЧС Кизилюртовского района, начальником отдела УФМС РФ по РД в Кизилюртовском районе, утверждены И.О. главы администрации МО «Кизилюртовский район» и в последующем утверждены постановлением Правительства РД от 15.01.2010 г. №7. Администрацией МО «Кизилюртовский район» истец также включен в список граждан на оказание финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (средства для выплат пострадавшим гражданам выделены распоряжением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ №-р непосредственно администрации МО «Кизилюртовский район). Истцом получен государственный жилищный сертификат, исходя из количества его членов семьи на 4 человека, от Министерства финансов РД. Истцом не представлены доказательства о том, что указанные им лица как пропущенные в списках пострадавших, являются членами его семьи или вселены истцом в принадлежащее ему жилое помещение в качестве членов своей семьи, что указанные лица постоянно проживали в жилом помещении, принадлежащем истцу и другого жилья не имели и что ФИО5 является его дочерью. Справка о составе семьи, выданная администрацией <адрес>, и домовая книга, представленные истцом в деле, не являются доказательствами, подтверждающими требования истца. Все это должно быть подтверждено судебными решениями и иными документами.

Обследование и определение объемов причиненного ущерба, составление подтверждающих ущерб документов (списков пострадавших и других документов) не входит в компетенцию и законодательством указанные вопросы не возложены на ГУ МЧС РФ по РД. Документы по обоснованию ущерба, причиненного гражданам, составляются и представляются администрациями муниципальных районов и городских округов. Истцом пропущен трехмесячный срок, установленный ст.256 ГПК РФ, исключить из числа ответчиков ГУ МЧС РФ по РД, как ненадлежащего ответчика и в удовлетворении требований истца отказать.

Заслушав объяснения сторон и исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Абдураева М.М. подлежат удовлетворению.

Из представленной истцом справки, выданной администрацией МО «Сел. Кульзеб» Кизилюртовского района за № 1529 от 01.12.2010 года, усматривается, что вместе с ним проживают еще семь членов семьи (с ним восемь). Эти обстоятельства подтверждаются копией домовой и похозяйственных книг, которые приобщены к материалам дела. Исключение из списка членов семьи истца четырех лиц, является незаконным.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера социальной выплаты в случае признания их в судебном порядке членами его семьи - для граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 настоящих Правил, и граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.10.2007 N 681, от 10.04.2008 N 257).

Следовательно, заявитель вправе ставить перед судом вопрос об установлении факта, что определенное лицо является членом его семьи, поскольку установлении этого факта имеет для него юридическое значение. Однако доводы представителя ГУ МЧС РФ по РД, что это обстоятельство должно быть предварительно установлено решением суда, не может быть приняты во внимание, поскольку возник спор о праве и указанные вопросы могут быть рассмотрены и разрешены судом при разрешении указанного спора.

ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ рождения проживает в семье истца, учится в школе (<данные изъяты>), по домовой книге значится прописанной в этом доме, а по похозяйственной книге значится членом семьи истца. В соответствии со справкой, выданной МО «Село Кульзеб» 02.02.2011 г. за № 98, ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ родителями оставлена на попечении семьи Абдураева М.М., который приходится двоюродным братом ее отца ФИО8, с этого времени она (ФИО5) проживает в семье Абдураева М., прописана в его доме с 20 апреля 2007 года и в настоящее время учится <данные изъяты>. Сестра супруги Абдураева М.М.- ФИО1 проживает в семье истца, по домовой книге значится прописанной в этом доме, а по похозяйственной книге значится членом его семьи. Внуки ФИО7 и ФИО6, также являются членами его семьи и проживают совместно с ним, их матери (дочери истца) ФИО2 и ФИО4 включены в списки членов семьи, а малолетние дети не могут проживать отдельно от родителей.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.11.2008 г. № 832 «О внесении изменений в Акты Правительства РФ по вопросам выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», Государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере - 33 квадратных метров для одиноких граждан, 42 квадратных метра на семью из 2-х человек и по 18 квадратных метра на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек. Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия.

Таким образом, судом достоверно установлен тот факт, что указанные лица являются членами семьи истца и на момент стихийного бедствия проживали и продолжают проживать вместе с истцом, исключением указанных лиц из списков членов его семьи нарушены его права, поскольку ему выдан именной государственный жилищный сертификат № на 72 квадратных метра с учетом состава семьи в 4 человека, тогда как должен был быть выдан жилищный сертификат с учетом членов семьи в 8 человек.

Не могут быть приняты во внимание и доводы ГУ МЧС РФ по РД о применении срока исковой давности, предусмотренного ст.256 ГПК РФ, поскольку три месяца со дня выдачи истцу указанного выше жилищного сертификата (дата выдачи 18 ноября 2010 года) до дня обращения в суд (12.01.2001 года) не прошло.

Суд считает несостоятельными и доводы ГУ МЧС РФ по РД о том, что это лицо не может быть ответчиком по делу, поскольку документы для решения вопроса о выдаче жилищного сертификата в Правительство РД представляются именно через ГУ МЧС РФ по РД, и в случае удовлетворения иска на них также возлагаются обязанности по совершению определенных действий.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию МО «Кизилюртовский район» включить дополнительно в список членов семьи Абдураева М.М.: приемную дочь ФИО5, сестру его супруги ФИО1, двух внуков ФИО7 и ФИО6, составить соответствующий реестр лиц, дома которых в МО «Село Кульзеб» Кизилюртовского района подлежат сносу и не пригодны для проживания, и представить эти документы в ГУ МЧС РФ по РД для решения вопроса о выдаче жилищного сертификата с учетом количества членов семьи 8 человек.

Обязать ГУ МЧС РФ по РД представить указанный список и реестр в Правительство РД для последующего представления в МЧС РФ для решения вопроса о выдаче жилищного сертификата на имя Абдураева М.М. с учетом количества членов семьи 8 человек.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РД в течение десяти дней со дня оглашения.

Председательствующий: