РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации «03» ноября 2011 года Кизилюртовский районный суд РД в составе председательствующего судьи Хасаева А.Х., с участием адвоката Кадыровой С.А., представляющей интересы Магомедовой П.М., при секретаре Алхановой А.З., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кизилюрте материалы гражданского дела по заявлению Магомедовой П.М. к администрации МО «Кизилюртовский район», к администрации МО «Село Кироваул» Кизилюртовского района, к ГУ МЧС РФ по РД, к Правительству РД о признании незаконным действий межведомственной комиссии администрации МО «Кизилюртовский район» выразившихся во включении принадлежащего ей домовладения, расположенного по адресу сел. Кироваул, <адрес>, в список домов, получивших повреждения средней степени и возложении на администрацию МО «Кизилюртовский район» и ГУ МЧС РФ по РД обязанности признать принадлежащее ей домовладение не пригодным для проживания и подлежащим сносу в результате стихийных бедствий и включить её в списки граждан для получения жилищного сертификата, УСТАНОВИЛ: Магомедова П.М. обратилась в суд с заявлением к администрации МО «Кизилюртовский район», к администрации МО «Село Кироваул» Кизилюртовского района, к ГУ МЧС РФ по РД, о признании незаконным действий межведомственной комиссии администрации МО «Кизилюртовский район» выразившихся во включении принадлежащего ей домовладения, расположенного по адресу сел. Кироваул, <адрес>, в список домов, получивших повреждения средней степени и возложении обязанности на администрацию МО «Кизилюртовский район» и ГУ МЧС РФ по РД обязанности признать принадлежащее ей домовладение не пригодным для проживания и подлежащим сносу в результате стихийных бедствий, включить её в списки граждан для получения жилищного сертификата, ссылаясь на то, что в сентябре 2009 года в результате ливневых дождей её жилищу и имуществу был причинен ущерб, в частности во дворе вода была на уровне колена, на стенах дома образовались трещины, фундамент дома повредился, полы дома пришли в негодность, кровля дома была повреждена. После осмотра дома члены межведомственной комиссии ей ничего не разъяснили и каких-либо документов не вручили, хотя согласно Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года за № 47 ей должны были выдать один экземпляр решения комиссии. Она была уверена, что её дом будет признан непригодным для проживания и что её внесли в список для получения сертификата. Когда она обращалась к бывшему главе администрации села «Кироваул», тот обещал, что документы для получения жилищного сертификата готовы, и она скоро его получит. Однако до настоящего времени она жилищный сертификат не получила и весной 2011 года она стала вновь обращаться в администрации села и района, после чего ей стало известно, что кроме выплаченных 5 тысяч рублей в качестве компенсации за утраченное имущество, денег не выделено и жилищный сертификат ей не дадут. В последствии, получив копию акта обследования её дома, она убедилась, что согласно этому акту она не может претендовать на получение жилищного сертификата. Её дом в настоящее время не пригоден для проживания, узнать своевременно о нарушении своего права она не имела возможности, так как бывший глава администрации села уверял её о том, что с её документами все в порядке, и она получит жилищный сертификат. К участию в деле в качестве соответчика привлечено и Правительство Республики Дагестан, в связи с тем, что в случае удовлетворения требований заявителя судом могут быть возложены определенные обязательства и на Правительство Республики Дагестан, и они имеют право на участие в рассмотрении настоящего дела на правах стороны в деле (ответчика). В судебном заседании заявитель Магомедова П.М. и адвокат Кадырова С.А. поддержали свои требования по изложенным в заявлении основаниям и просят признать незаконным Акт обследования жилого дома, признать этот жилой дом непригодным для проживания и подлежащим сносу в результате стихийного бедствия и обязать администрацию МО «сел. Кироваул», МР «Кизилюртовский район», ГУ МЧС РФ по РД включить её и членов её семьи в список граждан на получение жилищного сертификата. При этом они указали на то, что по заявлению Магомедовой П.М. проведено экспертно исследование ее дома и согласно акту № 77/11 от 1 ноября 2011 года по состоянию на день залива степень повреждения исследуемого жилого дома литер «А», расположенного в сел. Кироваул Кизилюртовского района и принадлежащего Магомедовой П.М., составляла 76%. Несмотря на то, что по состоянию на день осмотра отдельные конструктивные элементы находятся в ремонтопригодном состоянии, результаты расчетов позволяют эксперту сделать вывод о том, что техническое состояние несущих конструктивных элементов жилого дома литер «А» - аварийное, а несущих - весьма ветхое, следовательно, подлежит сносу. При этом ограниченное выполнение конструктивными элементами своих функций возможно лишь после проведения охранных мероприятий или полной замене конструктивного элемента. проведение капитального ремонта в жилом доме литер «А», принадлежащего Магомедовой П.М., технически и экономически целесообразно. Представитель МО «Кизилюртовский район» Гаджимагомедов З.О. требования Магомедовой П.М. не признал и пояснил, что действительно в результате указанного стихийного бедствия пострадал дом заявителя. В соответствии с актом обследования этого жилого дома установлена степень повреждения - средняя. В связи с этим Магомедова была включена в списки лиц, дома которых подлежали ремонту, и ей выплачена компенсация на ремонт дома, исходя из количества членов семьи по 5 тысяч рублей на каждого. Каких-либо актов о повреждении имущества в результате стихийного бедствия не составлено, в связи, с чем ей и не выплачено компенсации за поврежденное имущество. Проведенная по делу строительно-техническая экспертиза также подтвердила тот факт, что дому истца причинены незначительные повреждения. Кроме того, заявителем пропущен трехмесячный срок, установленный ст. 256 ГПК РФ для обжалования действий государственных органов, органа местного самоуправления, должностных лиц. На основании изложенного, администрация района просит применить сроки исковой давности, установленные ст.256 ГПК РФ, и в удовлетворении требований заявителя отказать. Представитель администрации МО «Село Кироваул» Кизилюртовского района Сагитова У.М. также не признала требования заявителя, указав, что администрация села представила списки всех пострадавших в администрацию района, комиссия исследовала дома, в частности дом заявительницы, и пришла к выводу о том, что дом получил повреждения средней степени. Тем более, заявительница не представила каких-либо доказательств, подтверждающих, что ее дом подлежал или подлежит сносу в настоящее время. Представитель ответчика - ГУ МЧС РФ по РД не явился для участия в рассмотрении дела, от руководителя этого Управления поступили письменные возражения, из которых усматривается, что требования Магомедовой П.М. этот ответчик не признает, ссылаясь на то, что вопросы оказания материальной помощи в результате чрезвычайных ситуаций регулированы постановлениями Правительства РФ за №№750, 832, 561, 13.10.2008 г., от 7 ноября 2008 г., 7 июня 1995 г., постановлением Правительства РД от 21 декабря №459, Методическими указаниями МЧС России от 2004 г, которые предусматривают порядок оказания материальной помощи, в том числе и выдачу государственных жилищных сертификатов. Не позднее одного месяца с момента подписания поручения Председателем Правительства РФ соответствующим министерствам, ведомствам рассмотреть обращение Правительства РД (поручение № ИШ-ПН-6262 от 29.10.2009 г.) (п.6 постановления № 750) Правительство РД должно представлять документы, обосновывающие размер причиненного ущерба в результате данной стихии в МЧС России. В случае, если документы не представляются в указанные сроки, то вопрос об оказании помощи пострадавшим гражданам не рассматривается Правительством РФ. Обследование, определение степени повреждения жилых домов и составление документов, подтверждающих объемы причиненного гражданам ущерба, производилось комиссией администрации МО «Кизилюртовский район» по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности с привлечением ГУ ГПИ «Дагестангражданпроект», ФГУП «Ростехинвнтаризация - Федеральное БТИ» по Республике Дагестан. Реестр домов, признанных непригодными для проживания на территории РД, в том числе и по Кизилюртовскому району, а также список граждан РФ в РД на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате стихии в сентябре 2009 г., были утверждены постановлением Правительства РД от 15.01 2010 г. №7. Составленные муниципальными образованиями материалы по ущербу, причиненному жителям Республики Дагестан, в том числе администрацией МО «Кизилюртовского район», Правительством РД были представлены письмом №19-11/5 15.01.2010 г. в МЧС России. По поручению Правительства РД ГУ МЧС РФ осуществило защиту указанных материалов в федеральных органах. По материалам, прошедшим экспертизу в федеральных органах, из федерального бюджета выделены бюджетные ассигнования для частичного покрытия расходов на ликвидацию последствий данной стихии и государственные жилищные сертификаты в количестве 501 шт. Обследование и определение объемов причиненного ущерба, составление подтверждающих ущерб документов (списков пострадавших и других документов) не входит в компетенцию и законодательством указанные вопросы не возложены на ГУ МЧС РФ по РД. Документы по обоснованию ущерба, причиненного гражданам, составляются и представляются администрациями муниципальных районов и городских округов. В соответствии с актом обследования этого жилого дома установлена степень повреждения - средняя. В связи с этим Магомедова была включена в списки лиц, дома которых подлежали ремонту, и ей выплачена компенсация на ремонт дома, исходя из количества членов семьи, 5 тысяч рублей. Каких-либо актов о повреждении имущества в результате стихийного бедствия не составлено, в связи с чем ей и не выплачено компенсации за поврежденное имущество. Проведенная по делу строительно-техническая экспертиза также подтвердила тот факт, что дому заявителя причинены незначительные повреждения. В связи с этим оснований для выплат заявителю каких-либо других средств не имеется. Заявителем пропущен трехмесячный срок, установленный ст. 256 ГПК РФ, для обжалования действий государственных органов, органа местного самоуправления, должностных лиц. На основании изложенного, ответчик просит применить сроки исковой давности, установленные ст.256 ГПК РФ, в удовлетворении требований заявителя отказать. Представитель ответчика - Правительства Республики Дагестан также не явился для участия в деле. Ранее от представителя Правительства РД - министра юстиции РД Рагимова А.Р. поступили письменные возражения, из которых усматривается, что Правительство также не признает требования Магомедовой П.М. просит отказать в удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на то, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 N 750 (в ред. от 17 августа 2010) "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации. В случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации не рассматривается и по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий контроль за исполнением поручения, предусмотренного п. 5 настоящих Правил, прекращается в порядке, установленном Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260. Бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций. Правительство РД не занималось составлением первоначальных документов, а только представило подготовленные документы в отношении всех пострадавших от стихийного бедствия в Правительство РФ. Кроме того, по делу установлено достоверно, что дом заявителя получил повреждения средней степени и его доводы о непригодности его жилого дома к проживанию не нашли своего подтверждения. Заслушав объяснения сторон и исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования Магомедовой не могут быть удовлетворены. Вопросы оказания материальной помощи в результате чрезвычайных ситуаций регулированы Методическими указаниями МЧС РФ от 2004 года, Постановлением Правительства РФ за № 750, 838, 561 от 13 октября 2008 года, 7 ноября 2008 года, 7 июня 1995 года, которые предусматривают порядок оказания материальной помощи при стихийных бедствиях, в том числе и выдачу жилищного сертификата. Согласно этих нормативных документов ущерб, причиненный в результате стихийного бедствия, определяется комиссией МО «Кизилюртовский район», которая в случае повреждения дома, исключающего его восстановление путем ремонта, то есть необходимости его сноса, составляет акт, включает дом и семью в список пострадавших от стихийного бедствия и представляет ГУ МЧС РФ по РД, которая проверяет обоснованность акта, списка и реестра и в последующем предоставляет в Правительство РД, а Правительство РД - в МЧС РФ. При наличии слабой и средней степени повреждения оказывается материальная помощь на ремонт дома и для восстановления утраченного имущества, а при сильной степени повреждения дома - выдается жилищный сертификат на приобретение жилья. В соответствии с Актом от 14 октября 2009 года обследования жилого дома частного сектора, поврежденного в результате очень сильного дождя 21 сентября 2009 года в МО «Село Кироваул» Кизилюртовского района РД, адрес жилого дома: <адрес>, б\н, собственник: Магомедова П.М., габариты жилого дома: длина 10 м., ширина 6,5 м., высота 2.70 м, площадь - 65 кв.м., характеристики повреждений: затоплены жилые помещения, частично повреждены полы покрытия из ДСП -23 кв.м., штукатурка - 25 кв.м., частично разрушена кровля, степень повреждения - средняя. На основании указанного акта заявителю выплачена материальная помощь из резервного фонда Правительства Российской Федерации в сумме 20 тысяч рублей. Заявительница признала тот факт, что указанная сумма ей выплачена. По делу назначена и проведена строительно-техническая экспертиза на предмет определения степени повреждений дома истца. В соответствии с заключением судебного эксперта № 1422/11 от 17.08.2011 г. на момент осмотра установлено, что в жилом доме Магомедовой П.М., проживание возможно после производства ремонта жилого дома - частичный ремонт кровли; отбивка и восстановление штукатурки на площади 25.0 кв.м.; побелка стен и потолков; ремонт полов на площади 23.0 кв.м. Довод заявителя о том, что в резолютивной части указанного заключения указано на квартиру Гаджимагомедова, не может быть принят во внимание, поскольку сопоставление описательной и резолютивной частей этого заключение приводит к выводу, что фамилия Гаджимагомедова указано ошибочно (опечатка), вывод сделан относительно дома Магомедовой П.М. Довод заявителя о том, что по заявлению Магомедовой П.М. проведено экспертно исследование ее дома и согласно акту № 77/11 от 1 ноября 2011 года по состоянию на день залива степень повреждения исследуемого жилого дома литер «А», расположенного в сел. Кироваул Кизилюртовского района и принадлежащего Магомедовой П.М., составляла 76%. Несмотря на то, что по состоянию на день осмотра отдельные конструктивные элементы находятся в ремонтопригодном состоянии, результаты расчетов позволяют эксперту сделать вывод о том, что техническое состояние несущих конструктивных элементов жилого дома литер «А» - аварийное, а несущих - весьма ветхое, следовательно, подлежит сносу. При этом ограниченное выполнение конструктивными элементами своих функций возможно лишь после проведения охранных мероприятий или полной замене конструктивного элемента. проведение капитального ремонта в жилом доме литер «А», принадлежащего Магомедовой П.М., технически и экономически целесообразно, в связи с чем указанный подлежит дом признанию непригодным к проживанию и подлежащим сносу, не может быть принят судом во внимание, поскольку, как указано выше, по заключению экспертизы, проведенной судом, проживание в указанном доме возможно после его ремонта. Кроме того, согласно техническому паспорту, представленному суду заявительницей, кроме строения литер «А», размерами 12х7,5 м. имеется и строение литер «Б», размерами 12х 13 м, а в Акте экспертного исследование ничего не сказано о техническом состоянии дома литер «Б». Более того, в указанном Акте идет речь о жилом доме, размерами 10х10 м., хотя по техническому паспорту такого строения не указано. Таким образом, доводы заявителя о том, что её дом подлежал сносу, не подтвердились. Комиссией по обследованию домов, поврежденных в результате наводнения, её дом был признан подлежащим ремонту, и на указанный ремонт ей выплачены предусмотренные Постановлением Правительства РФ денежные средства в сумме 20 000 рублей (по 5 000 на члена семьи, но не более 25 000 рублей). Каких-либо доказательств повреждения домашнего имущества в результате стихийного бедствия, и какого именно имущества, заявитель не представила. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 N 750 (в ред. от 17 августа 2010) "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации. В случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации не рассматривается и по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий контроль за исполнением поручения, предусмотренного п. 5 настоящих Правил, прекращается в порядке, установленном Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260. Бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций. При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения требований заявителя о составлении в отношении её дома документов и представлении их в федеральные органы для решения вопроса о выделении компенсационных средств или жилищного сертификата не имеется. Более того, заявителем пропущен трехмесячный срок, установленный ст. 256 ГПК РФ, для обжалования действий государственных органов, органа местного самоуправления, должностных лиц, поскольку заявительница знала о, якобы, имевшем месте нарушении ее права в части того, что в отношении ее дома составлен акт на частичное повреждение еще в сентябре 2010 года, когда жители сел. Кироваул стали получать жилищные сертификаты, а на ее имя жилищный сертификат не был выдан, а поступили денежные средства в виде единовременной материальной помощи, которые она получила. Она в заявлении даже указывает, что «весной 2011 года, видя, что жилищный сертификат ей не выдают, она стала обращаться в администрацию села и района», а законом трехмесячный срок предоставлен для обращения в суд. Каких-либо оснований для восстановления указанного срока суду не представлено. Пропуск срока обращения в суд также является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении требований Магомедовой П.М. к администрации МО «Кизилюртовский район», к администрации МО «Село Кироваул» Кизилюртовского района, к ГУ МЧС РФ по РД, к Правительству РД о признании незаконным Акта обследования жилого дома, признать этот жилой дом непригодным для проживания и подлежащим сносу в результате стихийного бедствия и обязать администрацию МО «сел. Кироваул», МР «Кизилюртовский район», ГУ МЧС РФ по РД включить её и членов её семьи в список граждан на получение жилищного сертификата, отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение 10 суток со дня вынесения. Председательствующий: