Об оспаривании действий должностных лиц



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 февраля 2012 год       г. Кизилюрт

Кизилюртовский районный суд РД в составе:

Председательствующего Омаровой З.К.

При секретаре              Омаровой А.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Кусаевой П.М. об оспаривании действий должностных лиц,

У С Т А Н О В И Л:

Кусаева П. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Министерства финансов Российской Федерации и просит его удовлетворить по изложенным в нём основаниям.

В обоснование своего заявления на судебном заседании Кусаева П. пояснила, что в сентябре 2009 г. после ливневых дождей, жилой дом, в котором она проживает, расположенный по <адрес> РД, так же как и жилые дома других жителей села, оказался затопленным, в результате чего обвалился потолок и стена. Уровень дождевых вод в помещении поднимался почти на метр.

Комиссия, созданная администрацией МО «Кизилюртовский район», для определения степени повреждений жилых домов в результате затопления, после обследования ее дома, составила документ об имеющихся повреждениях дома, и включила в предварительный список на получение компенсации.

17 октября 2010 г. ей выдали в Министерстве финансов РД именной государственный жилищный сертификат № 349 от 30 сентября 2010 г. на приобретение жилья площадью 90 кв.м., который должен был быть использован в течение одного года с момента выдачи.

Однако, механизм реализации предоставленного сертификатом права на получение жилья был окончательно определен только к февралю 2011 г., когда Постановлением Правительства Республики Дагестан 2 февраля 2011 г. был утвержден Порядок организации работы в Республике Дагестан с государственными жилищными сертификатами, выданными гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, и предоставления социальных выплат этим гражданам для приобретения жилого помещения.

Первоначально, в соответствии с п.2 этого Порядка ею были представлены в Министерство строительства и ЖКХ РД необходимые документы для получения жилья из государственного или муниципального жилищного фонда. После того, как ей ответили, что свободного жилья для представления не имеется и предложили приобрести жилье на рынке вторичного жилья в соответствии с п.3 Порядка, она подобрала дом в с.Кульзеб, заключила договор с продавцом и представила 3 августа 2011 г. все указанные в п.З Порядка документы в Министерство строительства и ЖКХ РД для получения социальной выплаты на приобретение жилья. При этом, работник Министерства строительства и ЖКХ РД, принимавший документы пояснил ей, что не совпадают номера ее паспорта с паспортными данными, указанными в сертификате.

Произошло это по той причине, что когда с 2009 г. готовились документы на получение сертификата, у нее был паспорт, полученный 30.09.2002 г. и поэтому паспорту были подготовлены все документы на получение сертификата. Однако, в последующем, при получении в октябре 2010 г. в Сбербанке первичной материальной помощи как пострадавшей от стихийного бедствия, ей объяснили, что надо поменять паспорт ввиду того, что он был выдан ей ДД.ММ.ГГГГ, хотя 45 лет ей исполнялось только на следующий день - ДД.ММ.ГГГГ и по этой причине паспорт является недействительным. Опасаясь, что могут возникнуть препятствия к получению социальной выплаты на приобретение жилья по сертификату, она получила новый паспорт 29.10.2010 г. При этом ей пояснили, что данные о прежнем паспорте имеются на странице 19 нового паспорта, поэтому проблем с сертификатом, в котором указаны данные предыдущего паспорта, не будет.

Работником Министерства строительства и ЖКХ РД, принимавшим документы, было предложено ей обратиться в МЧС РД с заявлением о выдаче нового сертификата с данными нового паспорта, что она и сделала. Оттуда ее направили в Кизилюртовскую районную администрацию, где ей дали письмо за исх. №01-47/1164 от 05.08.2011 г. в адрес начальника ГУ МЧС РФ по РД с приложением заверенной выкопировки из списка на получение государственных жилищных сертификатов, где была указана ее семья и данные ее уже нового паспорта, с просьбой внести соответствующие изменения в приложение № 2 постановления Правительства РД от 15 января 2010 г. №7 (в редакции постановления Правительства РД от апреля 2010 г. №95) в части паспортных данных и даты рождения.

20 сентября 2011 г. на основании этих документов Правительство РД приняло решение о замене сертификата, она подала заявление с приложением сертификата для замены в Министерство финансов РД.

Но 10 ноября 2011 г. она получила ответ из Минфина РД, к которому был приложен ответ Минфина России об отказе в замене сертификата в связи с тем, что документы в Министерство финансов РФ поступили из МФ РД по истечении года после выдачи ей сертификата. В результате всего этого она осталась без социальной выплаты на приобретение жилья.

Таким образом Министерство финансов РФ незаконно и необоснованно отказало ей в замене государственного жилищного сертификата в связи с обменом паспорта, так как она обратилась в соответствующие органы с заявлением о выдаче ей нового сертификата в пределах срока его использования и документы были направлены в Министерство Финансов РФ своевременно, в связи с чем действиями ответчика нарушены ее права и законные интересы, она лишена возможности так же как и другие пострадавшие в результате стихийного бедствия, получить компенсацию за причиненный ей стихией вред - утрату жилого дома.

Представитель Министерства финансов РФ по РД на судебное заседание не явился, хотя и был надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения дела, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.

Выслушав объяснения заявителя, допросив свидетеля и исследовав материалы дела суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Допрошенная в судебном заседании ФИО1пояснила, что заявительница доводится ей родной дочерью и они проживают по <адрес> РД. В сентябре 2009 г. после ливневых дождей их жилой дом оказался затопленным, в результате чего обвалился потолок и стена, уровень дождевых вод в помещении поднимался почти на метр. Ее дочери был выдан сертификат на приобретение жилья площадью 90 кв.м. При получении в октябре 2010 г. в Сбербанке первичной материальной помощи как пострадавшей от стихийного бедствия, дочери объяснили, что надо поменять паспорт ввиду того, что он был выдан ей ДД.ММ.ГГГГ, хотя 45 лет ей исполнялось только на следующий день - ДД.ММ.ГГГГ и по этой причине паспорт является недействительным. Опасаясь, что могут возникнуть препятствия к получению социальной выплаты на приобретение жилья по сертификату, ее дочь получила новый паспорт 29.10.2010 г. из за чего в настоящее время ее дочь не может получить жилищный сертификат.

Вопросы оказания материальной помощи в результате чрезвычайных ситуаций регулированы Методическими указаниями МЧС РФ от 2004 года, Постановлением Правительства РФ за № 750,838,561 от 13 октября 2008 года, 7 ноября 2008 года, 7 июня 1995 года, которые предусматривают порядок оказания материальной помощи при стихийных бедствиях, в том числе и выдачу жилищного сертификата.

Согласно этих нормативных документов ущерб, причиненный в результате стихийного бедствия, определяется комиссией МО «Кизилюртовский район», которая в случае повреждения дома, исключающего его восстановление путем ремонта, то есть необходимости его сноса, составляет акт, включает дом и семью в список пострадавших от стихийного бедствия и представляет ГУ МЧС РФ по РД, которая проверяет обоснованность акта, списка и реестра и в последующем предоставляет в Правительство РД, а Правительство РД - МЧС РФ. При наличии слабой и средней степени повреждения оказывается материальная помощь на ремонт дома и выдается сертификат на приобретения жилья.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 N 750 (в ред. от 17 августа 2010) "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (вместе с "Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.

При обращении, предусмотренном пунктами 2 и 3 настоящих Правил, должны быть указаны данные о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации. По поручению Председателя Правительства Российской Федерации или одного из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями рассматривает в 3-месячный срок с даты подписания этого поручения вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации. По результатам совместного с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями рассмотрения обосновывающих документов Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий вносит в Правительство Российской Федерации соответствующие предложения.

В случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации не рассматривается и по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий контроль за исполнением поручения, предусмотренного п. 5 настоящих Правил, прекращается в порядке, установленном Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260. Бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций.

На основании составленных документов: акта, списка и реестра на <адрес> в <адрес> с составом семьи 5 человек сведения были представлены в Правительство РД, а оттуда в МЧС РФ.

Сведения о паспорте, Кусаевой П.М. указаны: серия выданный 29.10.2010 года в примечании имеются пояснения - «изменены паспортные данные в связи с заменой паспорта.

Таким образом дом Кусаевой П.М. подлежит сносу в связи с чем Министерство Финансов РД, 30.09.2010 Года Кусаевой П.М. выдан жилищный сертификат на приобретение жилья площадью. 90 кв.м. серия - . данные паспорта Кусаевой П.М. указаны: серия выдан ОВД Кизилюртовского района 30.09.2002 года.

05.08.2011 года глава администрации МР «Кизилюртовский район» обратился в ГУ МЧС РФ по РД с просьбой внести изменения в приложении № 2 Постановления Правительства РД от 15.01.2010 года № 7 (в редакции Постановления Правительства РД от апреля 2010 года № 94) в части паспортных данных и даты рождения с приложением ксерокопии паспорта Кусаевой П.М. и уточненного списка.

Согласно копии паспорта Кусаева П.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> ССР, проживающая в <адрес> РД по <адрес>, , получила ДД.ММ.ГГГГ паспорт серии в отделении УФМС России по РД в Кизилюртовском районе.

На странице 8 указанного паспорта имеется штамп о сведениях, о ранее выданных паспортах от ДД.ММ.ГГГГ; серия от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно представленной в суд копии заявления Кусаевой П.М. обращалась с заявлением на имя Министра Финансов РД, 20.09.2011 года с просьбой о замене государственного жилищного сертификата на новый с указанием. Что документы на обмен были сданы 8.08.2011 года, указанное заявление было принято.

Согласно ответа Министерства Финансов РФ ей отказано в замене жилищного сертификата по тем основаниям, что документы на замену сертификата поступили в Министерство Финансов РФ 03.10.2011 года, то есть по истечении со дня выдачи годичного срока действия сертификата по истечении которого в соответствии с «Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и т.д. утвержденным Правительством РФ от 09.10.1995 г. № 982» сертификат является недействительным.

Как видно из представленных документов Кусаева П.М. представила все необходимые для замены документы в 08 - 09 2011 года, то есть до истечения годичного срока со дня выдачи сертификата. Тот факт, что в министерстве Финансов РФ документы зарегистрированы 3.10.2011 года, то есть через три дня по истечении годичного срока выдачи сертификата.

Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Право Кусаевой П.М. на замену сертификата нарушено.

Суд, считает, что ее вины в том, что истек срок в один год со дня выдачи сертификата, в результате чего сертификат недействителен, нет, так как она своевременно представила сведения о замене паспорта, а внесение своевременный исправлений в сведений отраженных в сертификате в ее обязанности не входит. Срок действия сертификата в течении которого была лишена возможности ее использовать истек не по вине Кусаевой П.М.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с требованиями ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свободы; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности.

В соответствии с требованиями ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Каких-либо доказательств, препятствующих выдаче Кусаевой П.М. нового жилищного сертификата, в суд не представлено.

Таким образом, судом достоверно установлен факт нарушения конституционных прав и законных интересов заявителя органом государственной власти.

Следовательно, требования заявителя являются обоснованными и основанными на законе и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным отказ Министерства Финансов Российской Федерации от 17 октября 2011 года.

Обязать Министерство Финансов Российской Федерации выдать новый государственный жилищный сертификат на получение жилья на имя Кусаевой П.М..

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в апелляционном порядке в течение тридцати суток со дня вынесения решения.

Председательствующий