На незаконные действия по несвоевременному представлению списка, включении в сводный реестр разрушенных домов и выдаче государственного жилищного сертификата



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Кизилюрт 18 апреля 2012 года

Кизилюртовский городской суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Микаилова П.М.,

при секретаре Микаилове Р.М.., с участием истца Сулеймановой И.Б., представителя истцов – адвоката Кадыровой С.А. действующей на основании ордера №398 от 27.12.2011 года и доверенностей от 02.11.2011 года от 13.12.2011 года, представителя ответчика – Администрации МО «город Кизилюрт» Мустапаевой З. действующей на основании доверенности №01-15/621 от 18.04.2012 года,

рассмотрев материалы гражданского дела, по иску Сулеймановых: Иду Багавдиновны, Мурада Магомедовича, Шамиля Магомедовича, Абдулы Магомедовича и Сулеймановой Индиры Абдулбасировны в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Сулейманова Абдурахмана Мурадовича к Администрации МО «город Кизилюрт», ГУ МЧС РФ по РД, Правительству РД, Правительству РФ, Министерству финансов РФ:

о признании незаконным действия Администрации МО «город Кизилюрт» по несвоевременному представлению списка и соответствующего материала в ГУ МЧС РФ по РД для включения их в сводный реестр разрушенных домов по РД и обязании Администрации МО «город Кизилюрт», ГУ МЧС РФ по РД включить их, Сулеймановых Иду Багавдиновну, Мурада Магомедовича, Шамиля Магомедовича, Абдулу Магомедовича, Индиру Абдулбасыровну, Абдурахмана Мурадовича в список граждан лишившихся жилого помещения в результате стихийного бедствия с учетом требований Постановления Правительства РФ от 07.11.2008 года №832, представить этот список и материал, обосновывающий их право на получение государственного жилищного сертификата в Правительство РД для последующего представления в Правительство РФ и выдачи им государственного жилищного сертификата;

о восстановлении срока для Сулеймановых: Иду Багавдиновны, Индиры Абдулбасировны, Абдурахмана Мурадовича, Мурада Магомедовича, Шамиля Магомедовича, Абдулы Магомедовича, для обжалования действия (бездействия) Администрации МО «город Кизилюрт» по несвоевременному представлению списка и соответствующего материала в ГУ МЧС РФ по РД для включения их в сводный реестр разрушенных домов и выдачи жилищного сертификата, обязании ответчика включить Сулеймановых в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате стихийного бедствия с учетом требований Постановления Правительства РФ от 17.11.2008 г. №832, представить этот список и материал, обосновывающий их право на получение жилищного сертификата, в Правительство РД;

о признании права Сулеймановых: Иду Багавдиновны, Индиры Абдулбасировны, Абдурахмана Мурадовича, Мурада Магомедовича, Шамиля Магомедовича, Абдулы Магомедовича на получение государственного жилищного сертификата, как лиц лишившихся жилья в результате ливневых дождей, имевших место в г.Кизилюрте 21-22 сентября 2009 года;

об обязании Правительства Республики Дагестан включить Сулеймановых: Иду Багавдиновны, Индиры Абдулбасировны, Абдурахмана Мурадовича, Мурада Магомедовича, Шамиля Магомедовича, Абдулы Магомедовича в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, как лиц, лишившихся жилья в результате ливневых дождей, имевших место в г.Кизилюрте 21-22 сентября 2009 года;

о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Сулеймановых Иду Багавдиновны, Индиры Абдулбасировны, Абдурахмана Мурадовича, Мурада Магомедовича, Шамиля Магомедовича, Абдулы Магомедовича 3124800 (три миллиона сто двадцать четыре тысяч восемьсот) рублей

УСТАНОВИЛ:

Сулеймановы: Иду Багавдиновна, Мурад Магомедович, Шамиль Магомедович, Абдула Магомедович, и Сулейманова Индира Абдулбасыровна в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Сулейманова Абдурахмана Мурадовича обратились в суд иском к Администрации МО «город Кизилюрт», ГУ МЧС РФ по РД : о признании незаконным действие Администрации МО «город Кизилюрт» по несвоевременному представлению списка и соответствующего материала в ГУ МЧС РФ по РД для включения их в сводный реестр разрушенных домов по РД и обязании Администрации МО «город Кизилюрт», ГУ МЧС РФ по РД включить их, Сулеймановых Иду Багавдиновну, Мурада Магомедовича, Шамиля Магомедовича, Абдулу Магомедовича, Индиру Абдулбасыровну, Абдурахмана Мурадовича в список граждан лишившихся жилого помещения в результате стихийного бедствия с учетом требований Постановления Правительства РФ от 07.11.2008 года №832, представить этот список и материал, обосновывающий их право на получение государственного жилищного сертификата, в Правительство РД для последующего представления в Правительство РФ и выдачи им государственного жилищного сертификата.

В ходе судебного разбирательства истцы увеличили исковые требования и просили суд:

восстановить срок для Сулеймановых: Иду Багавдиновне, Индире Абдулбасировне, Абдурахману Мурадовичу, Мураду Магомедовичу, Шамилю Магомедовичу, Абдуле Магомедовичу, для обжалования действий (бездействия) Администрации МО «город Кизилюрт» по несвоевременному представлению списка и соответствующего материала в ГУ МЧС РФ по РД для включения их в сводный реестр разрушенных домов и выдачи жилищного сертификата, обязании ответчика включить Сулеймановых в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате стихийного бедствия с учетом требований Постановления Правительства РФ от 17.11.2008 г. №832, представить этот список и материал, обосновывающий их право на получение жилищного сертификата, в Правительство РД; признать право Сулеймановых Иду Багавдиновны, Индиры Абдулбасировны, Абдурахмана Мурадовича, Мурада Магомедовича, Шамиля Магомедовича, Абдулы Магомедовича на получение государственного жилищного сертификата, как лиц лишившихся жилья в результате ливневых дождей, имевших место в г.Кизилюрте 21-22 сентября 2009 году; обязать Правительство Республики Дагестан включить Сулеймановых: Иду Багавдиновну, Индиру Абдулбасировну, Абдурахмана Мурадовича, Мурада Магомедовича, Шамиля Магомедовича, Абдулы Магомедовича в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, как лиц, лишившихся жилья в результате ливневых дождей, имевших место в г.Кизилюрте 21-22 сентября 2009 г.

Затем истцы вновь увеличили исковые требования и просили суд взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Сулеймановых Иду Багавдиновны, Индиры Абдулбасировны, Абдурахмана Мурадовича, Мурада Магомедовича, Шамиля Магомедовича, Абдулы Магомедовича 3124800 (три миллиона сто двадцать четыре тысяч восемьсот) рублей.

Определениями суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Правительство РД, Правительство РФ, Министерство финансов РФ.

В ходе судебного разбирательства истец Сулейманова Иду Багавдиновна и представитель истцов Кадырова С.А. просили удовлетворить их исковые требования ссылаясь на то, что в результате ливневых дождей с 21 по 29 сентября 2009 г. получил повреждения дом №<адрес>, г. Кизилюрт, принадлежавший Сулейманову Магомеду Абдурахмановичу, в котором они т.е. истцы проживали как члены его семьи. В сентябре 2009 года пришла комиссия с Администрации МО «город Кизилюрт» для установления степени повреждения их жилого дома, которая сделала вывод, что в результате стихийного бедствия указанный жилой дом непригоден для дальнейшего проживания и подлежит сносу. Сулейманов М.А., как глава хозяйства и собственник дома своевременно подал все необходимые документы в Администрацию МО «Город Кизилюрт» для получения государственного жилищного сертификата с учетом всех членов его семьи. Из Администрации МО «Город Кизилюрт» Сулейманов М.А. 02.12.2009 г. и 25.01.2010 г. получил письма- уведомления о том, что его материал направлен в ГУ МЧС Росси по РД для оказания помощи согласно действующему законодательству. Сулейманов М.А. и вся его семья находилась в ожидании жилищного сертификата. Сулейманова М.А. и членов его семьи никто, в т.ч. Администрация МО «город Кизилюрт» не уведомили о наличии каких-либо препятствий для получения жилищного сертификата. В июне 2011 года, случайно узнав о том, что другие лица утратившие жилье, получили жилищные сертификаты, Сулейманов М.А. обратился к ответчику - в Администрацию МО «город Кизилюрт» с вопросом, когда же он получит сертификат, на что получил ответ, что ГУ МЧС РФ по РД не пропустило его материал в связи с тем, что Администрация МО «город Кизилюрт» не представила его материал в ГУ МЧС своевременно, т.е. в месячный срок со дня стихийного бедствия. Узнав это, Сулейманов М.А. сразу обратился в Кизилюртовский городской суд с заявлением о признании бездействия Администрации МО «город Кизилюрт» незаконным и восстановлении нарушенного права. К этому времени Сулейманов М.А. тяжело болел, еле ходил, поэтому не смог по вызову суда явиться на судебное заседание, в связи с чем, Кизилюртовский городской суд своим определением от 02.09.2011 г. оставил его заявление без рассмотрения, после чего он умер. В последующем супруга Сулейманова М.А. – Сулейманова И.Б. обратилась в Кизилюртовский городской суд с заявлением об отмене указанного определения суда и вступлении в дело в качестве правопреемника, но в его удовлетворении было отказано, разъяснив Сулеймановой И.Б., что ей и членам ее семьи необходимо обратиться в суд самостоятельно. Кассационная инстанция оставила определение суда в силе.

Таким образом, истцы Сулеймановы по уважительной причине пропустили срок обжалования действий Администрации МО «город Кизилюрт» по несвоевременному представлению материала на получение жилищного сертификата в ГУ МЧС РФ по РД, Правительство РД.

С учетом изложенного, за Сулеймановыми следует признать право на получение государственного жилищного сертификата.

Признание права на получение государственного жилищного сертификата и включение истцов в соответствующий список, утвержденный решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственного жилищного сертификата у эмитента государственных жилищных сертификатов либо у уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации.

В случае если по обстоятельствам, в которых отсутствует вина истцов, отпала возможность получения государственного жилищного сертификата то необходимо взыскать стоимость жилья полагавшегося по жилищному сертификату. Таким образом, для приобретения 18 кв. м. общей жилой площади на 1 человека необходимо выплатить Сулеймановым по 446400 (четыреста сорок шесть тысяч четыреста) рублей на каждого члена семьи. С учетом того, что семья Сулеймановых на момент стихийного бедствия состояла из 7 человек с учетом умершего Сулейманова М.А., общая сумма денег, подлежащая выплате Сулеймановым для приобретения жилья составляет 3124800 (три миллиона сто двадцать четыре тысячи восемьсот) рублей, что является суммой ущерба, причиненного истцам в связи с нарушением их прав в результате неполучения вышеуказанного государственного жилищного сертификата.

В настоящее время истцы проживают то у одних, то других родственников. От получения предложенных им сумм они отказались, так как претендуют на получение стоимости жилья полагающегося по жилищному сертификату.

Представитель ответчика – Администрации МО «город Кизилюрт» Мустапаева З.М. признала исковые требования в части признания права истцов на получение государственного жилищного сертификата и выплаты полагавшееся истцам стоимости жилья по указанному сертификату и не возражала в их удовлетворении, объяснив это тем, что данное стихийное бедствие имело место, вследствие чего разрушен жилой дом по <адрес> , <адрес>, который принадлежал ныне покойному Сулейманову Магомеду Абдурахмановичу и его семье - всего семь человек с учетом самого Сулейманова Магомеда, его жены - Иду, трех сыновей – Абдулы, Шамиля, Мурада, невестки - Индиры и малолетнего внука - Абдурахмана 2008 года рождения, который является сыном Мурада и Индиры. Сулейманов М.А. действительно обращался к ним своевременно. При первичном обследовании состояния домов после стихийного бедствия Даггражданпроект не подписал акт о том, что дом Сулеймановых подлежит сносу. После дополнительных обследований дали заключение о сносе и не пригодности жилого дома, но это было лишь 05.12.2009 года. 11.12.2009 года Администрация МО «город Кизилюрт» направила документы на Сулеймановых в ГУ МЧС РФ по РД. ГУ МЧС РФ по РД спустя более года вернул им документы, указав на то, что они представили списки им несвоевременно. Сулейманов М.А. обратился в Администрацию МО «город Кизилюрт» в течение одной недели после стихийного бедствия и вины Сулейманова М.А. в несвоевременности дальнейшего прохождения его документов на получение сертификата нет.

Представитель ответчика - ГУ МЧС РФ по РД Халилов Д.О. просил суд рассмотреть дело без их участия и отказать в удовлетворении исковых требований по доводам изложенным в возражении, ссылаясь на то, что обязанность по составлению реестра пострадавших домов, в том числе домов непригодных для проживания, списков пострадавших с указанием размера причиненного ущерба и количеств пострадавших возложена на соответствующие районные администрации. ГУ МЧС РФ по РД материалы обосновывающие ущерб, причиненный в результате чрезвычайных ситуаций, не составляет, также не составляет списки, не утверждает их, не включает пострадавших в списки, не включает пострадавшие дома в реестр, в их компетенцию не входит осуществление проверок на предмет достоверности составленных списков Администрацией МО «город Кизилюрт». В результате сильных дождей прошедших 20-21 сентября 2009 г. на территории республики, в т.ч. в г. Кизилюрт жилой дом по адресу: <адрес> , по степени повреждения отнесен к средней. Главой семьи и собственником жилого дома в списках составленным Администрацией МО «город Кизилюрт» указан Сулейманов Магомед Абдурахманович, а также в качестве его членов семьи - истцы по данному делу, которые были включены в списки граждан на получение единовременной материальной помощи в сумме 25000 тыс.руб. и в списки как за частично утраченное имущество в сумме 50000 тыс.руб.. Данное стихийное бедствие, о котором идет речь, имело место в сентябре 2009 года. Истцы с требованиями о восстановлении их нарушенных прав, включении в список пострадавших обратились в 2011 году, т.е. с пропуском трехмесячного срока обжалования предусмотренного ст.256 ГПК РФ. В связи с чем, он считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований.

Согласно письма директора Административного департамента Правительства РФ (исх. №П4-13106 от 28.03.2012 года) в соответствии с пунктом 118 Регламента Правительства Российской Федерации материал по иску Сулеймановых поступивший из Кизилюртовского городского суда направлен в Министерство финансов РФ.;

Из пункта 118 Регламента Правительства Российской Федерации следует, что в случае предъявления в суд общей юрисдикции и в арбитражный суд (кроме Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации) исковых или иных требований к Правительству представление интересов Правительства в суде осуществляют без дополнительного поручения федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, на основании направленных им Аппаратом Правительства документов, поступивших в Правительство, а также сотрудники Аппарата Правительства по доверенности.

Министерство финансов РФ в лице представителя Управления Федерального казначейства по РД Кахаева М.А. просили суд рассмотреть дело без их участия и отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что согласно ч.2 п.9 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 N 982, Министерства финансов РФ в месячный срок с даты получения решения Правительства РФ о выдаче бланков сертификатов направляет через Государственную фельдъегерскую службу РФ высшему исполнительному органу государственную власти субъекта РФ соответствующее количество бланков сертификатов с целью последующей их передачи финансовому органу субъекта РФ. Согласно ч.2 п.10 Финансовый орган в срок, не превышающий 3 месяцев с даты получения бланков сертификатов, осуществляет их заполнение и выдачу сертификатов гражданам РФ, включенным в список в установленном порядке. Неиспользованные в течение этого периода бланки сертификатов подлежат возврату в Министерство финансов РФ в месячный срок. Истцы своевременно не были включены в список, представленный для получения именных государственных жилищных сертификатов, из чего следует, что Правительство РФ, Министерство финансов РФ не могло разрешить вопрос об оказании помощи истцу. Министерство финансов РФ все взятые на себя обязательства выполнило в срок, следовательно, вины Министерства финансов РФ в не получении истцами государственных жилищных сертификатов нет.

Представители ответчика - Правительства РД Рагимов А.Т. и Мирзабекова Э.Д. просили суд рассмотреть дело без их участия и отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что стихийное бедствие, в результате которого получил повреждения дом Сулеймановых, произошло в сентябре 2009 года, таким образом, истек установленный законом срок для обращения в суд с заявлением о признании незаконным действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица. В соответствии с п.7 Правил (Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 N 750 (ред. от 22.11.2011) "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (вместе с "Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий"), в случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок, вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации не рассматривается и по представлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий контроль за исполнением вышеуказанного поручения Правительства РФ прекращается.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Из заявления Сулейманова М.А. адресованного главе Администрации МО «город Кизилюрт» от 23.09.2009 года усматривается, что он просит направить комиссию для определения ущерба от проливных дождей.

В акте визуального обследования составленного инженером-техником отделения по г.Кизилюрт и Кизилюртовскому району филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по РД Мусаевой Л.А. 5.11.2009 года указано, что домостроение, принадлежащее Сулейманову Магомеду Абдурахмановичу и расположенное по адресу: РД, г. Кизилюрт, ул. Ленина д.38, для проживания не пригодно и подлежит сносу.

Из акта приема-передачи от 10.11.2009 года видно, что одна сторона филиал ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по РД в лице главного инженера Магомедшарипова М.А. передала другой стороне, а Администрация МО «город Кизилюрт» РД в лице главы Администрации Алюкова У.Ш. приняла акты визуального обследования жилых домостроений в т.ч. акты на домостроения не пригодные для проживания.

В телефонограмме Администрации МО «город Кизилюрт», направленное начальнику ГУ МЧС РФ по РД 16.11.2009 года указано, что из-за несогласованных действий проектного института «Даггражданпроект» и филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по РД две недели не могут представить материал по пострадавшим в результате очень сильных дождей 21.09.2009 года.

Из справки ГУ ГПИ «Даггражданпроект» от 19.11.2009 года усматривается, что пригоден для проживания и не подлежит сносу жилой дом, расположенный по адресу: РД, <адрес> .

Из письма Администрации МО «город Кизилюрт» направленного директору ГУ ГПИ «Даггражданпроект» от 30.11.2009 года видно, что в связи с многочисленными обращениями граждан, просят произвести дополнительное обследование частных домовладений на предмет пригодности их для дальнейшего проживания, поврежденных в результате сильных дождей 21-29 сентября 2009 года по МО «город Кизилюрт» в том числе и домовладения принадлежащего Сулейманову М.А. по <адрес> РД.

Актом обследования от 06.12.2009 года согласованного начальником отдела ГО и ЧС города Кизилюрт и утвержденного главой Администрации МО «город Кизилюрт», подписанным председателем и членами комиссии, в том числе и представителем ГУ ГПИ «Даггражданпроект» 05.12.2009 года, подтверждается факт того, что дом по адресу: РД, <адрес> непригоден для дальнейшего проживания.

Из письма Администрации МО «город Кизилюрт» направленного в ГУ МЧС РФ по РД от 11.12.2009 года усматривается, что Администрация МО «город Кизилюрт» направляет дополнительный материал по нанесенному ущербу собственникам жилых домов в результате сильных дождей 21 сентября 2009 года, имеющих сильную степень повреждения, установленных повторным обследованием по заявлениям пострадавших жильцов, куда входит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, РД собственником которого является Сулейманов Магомед Абдурахманович.

Из письма Администрации МО «город Кизилюрт» №01-40/112 от 25.01.2010 года усматривается, что дополнительным списком материал на домостроение Сулейманова М.А. представлен в ГУ МЧС России по РД для оказания помощи согласно действующего законодательства, как пострадавшему в результате сильных дождей.

Из списка семей граждан, пострадавших в результате очень сильных дождей 21 сентября 2009 года на территории МО «город Кизилюрт» РД, на получение государственных жилищных сертификатов подписанного главой Администрации МО «город Кизилюрт», начальником отдела ГО ЧС гор. Кизилюрт и начальником ОУФМС РФ по РД город Кизилюрт в декабре 2009 года видно, что в указанный список включена и семья Сулеймановых: Магомед Абдурахманович – глава семьи, его жена - Иду, трех сыновей – Абдулы, Шамиля, Мурада, невестки - Индиры и малолетнего внука – Абдурахмана, 2008 года рождения, который является сыном Мурада и Индиры.

Из письма руководителя ГУ МЧС России по РД на имя главы Администрации МО «город Кизилюрт» от 10.02.2011 года усматривается, что дополнительный список, представленный Администрацией МО «город Кизилюрт» от 11.12.2009 года не может быть включен в сводный реестр разрушенных домов по РД, так как указанный список представлен Администрацией МО «город Кизилюрт» почти через полтора месяца после выхода поручения Правительства РФ №ИШ-П4-6262 от 29.10.2009 года, согласно которому материалы по объемам причиненного гражданам ущерба в результате указанных стихийных явлений в установленном порядке представлены в федеральное министерство. На основании представленных Правительством РД материалов из федерального бюджета выделены и распределены соответствующие компенсационные выплаты пострадавшим жителям республики.

В письме Администрации МО «город Кизилюрт» направленном Сулейманову М.А. от 18.03.2011 года указано, что Управление МС и СЗ сообщает, что ими на расчетный счет в Сбербанке г. Кизилюрт Сулейманова М.А. перечислены денежные средства в сумме 50 тысяч рублей за утраченное имущество. В случае получения данной суммы в размере 50 тысяч рублей Сулейманов М.А. теряет право на жилищный сертификат. Согласно письму ГУ МЧС РФ по РД Сулейманову М.А. отказано во включении его в списки на получение жилищного сертификата по сносу и Администрация МО «город Кизилюрт» рекомендует ему обратиться в суд.

Определением судьи Кизилюртовского городского суда от 02.09.2012 года гражданское дело по иску Сулейманова Магомеда Абдурахмановича к Администрации МО «город Кизилюрт» о включении в сводный реестр разрушенных домов в результате ливневых дождей и на получении государственного жилищного сертификата возбужденное 21.07.2011 года оставлено без рассмотрения.

Из свидетельства о смерти выданного ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Сулейманов Магомед Абдурахманович умер 27 августа 2011 года, после чего Сулейманова И.Б обращается в суд с заявлением от 06.10.2011 года, в котором просит отменить вышеуказанное определение и произвести замену умершего истца- Сулейманова М. на его правопреемника, т.е. на жену.

Определением судьи Кизилюртовского городского суда от 28.10.2011 года отказано в удовлетворении заявления Сулеймановой Иду Багавдиновны.

Кассационным определением от 23.11.2011 года определение Кизилюртовского городского суда от 28.10.2011 года оставлено без изменения, частная жалоба Сулеймановой И. без удовлетворения, после чего истцы самостоятельно обратились в суд с исковым заявлением.

Согласно свидетельства о праве на наследство по закону от 29.02.2012 года нотариус г. Кизилюрт Бамматов М.Ш. удостоверяет, что наследником имущества Сулейманова Магомеда Абдурахмановича умершего, 27 августа 2011 года, которое состоит из жилого дома находящегося по адресу: РД, <адрес> является его жена Сулейманова Иду Багавдиновна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в т.ч. в 3/4 долях ввиду отказа в ее пользу Сулейманова Абдула Магомедовича, Сулейманова Шамиля Магомедовича, Сулейманова Мурада Магомедовича.

Из домовой книги видно, что истцы и малолетний ребенок Абдурахман, ДД.ММ.ГГГГ года рождения 21-22 сентября 2009 года были зарегистрированы по адресу: РД, <адрес> значатся зарегистрированными на день рассмотрения дела.

Имеющиеся разрушения дома по <адрес> , <адрес> подтверждаются так же и фотографиями представленными суду представителем Администрации МО «город Кизилюрт».

Согласно постановлению Администрации МО «город Кизилюрт» №694-П от 18.12.2009 года выведен из состава жилого фонда МО «город Кизилюрт» жилой дом Сулейманова Магомеда Абдурахмановича расположенный по <адрес> , <адрес> и как усматривается из уведомлений Управления Росреестра по РД от 14.03.2012 года, иное жилье, расположенное на территории г. Кизилюрт у истцов отсутствует.

Следующие обстоятельства: что истцы Сулеймановы и члены семьи Сулеймановых в количестве 7 человек проживали и были зарегистрированы на 21-22. 09.2009 года, по адресу: Дагестан, <адрес>, в доме принадлежащем Сулеймановым; что жилой дом по <адрес> , <адрес> непригоден для дальнейшего проживания в результате стихийного бедствия в виде сильных ливневых дождей имевшего место 21.09.2009 года, так как оно разрушено, в дальнейшем признано непригодным для проживания; что Сулейманов М.А. обращался с заявлением 23.09.2009 в Администрацию МО «город Кизилюрт», для определения ущерба его жилого дома, однако из-за продолжительной волокиты и несогласованности заинтересованных лиц по выдаче государственного жилищного сертификата, семья Сулеймановых осталась без государственной поддержки по приобретению жилья; что иного жилья у Сулеймановых нет, кроме указанного дома, который выведен из состава жилого фонда; что нарушено право семьи Сулеймановых на получение помощи от государства для приобретения жилья; что отсутствует вина Сулеймановых в своевременном не включении их в список на получение государственного жилищного сертификата - подтверждаются вышеприведенными доказательствами и не оспариваются ответчиками по делу.

Правительство Российской Федерации обеспечивает создание федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального характера, а также определяет порядок использования указанных резервов, устанавливает классификацию чрезвычайных ситуаций, в том числе чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации, обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера.

Как усматривается из возражений ответчиков, оглашенных в ходе судебного разбирательства, из федерального бюджета выделены и распределены соответствующие компенсационные выплаты пострадавшим гражданам, в том числе и государственные жилищные сертификаты за разрушенное жильё, поэтому не имеется оснований для обращения в Правительство Российской Федерации о выдаче государственного жилищного сертификата истцам.

Согласно ст. 10, 18 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане РФ имеют право на защиту личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Нарушенное право может быть восстановлено путём взыскания с ответчика - Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации соответствующих денежных средств, в размере выплачиваемых государством в счёт погашения именного государственного жилищного сертификата.

Согласно Приложения №2 к постановлению Правительства РД от 15.01.2010 N 7 (ред. от 16.02.2012) "Об утверждении реестра жилых домов, непригодных для проживания, и списка граждан Российской Федерации в Республике Дагестан на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате стихийных гидрометеорологических явлений, произошедших 20-29 сентября 2009 года на территории Республики Дагестан" количество пострадавших превысило 500 человек, согласно сметы-заявки о потребности денежных средств для ликвидации последствий стихийных гидрометеорологических явлений, произошедших 20-29 сентября 2009 года на территории Республики Дагестан утвержденной Председателем Правительства РД размер материального ущерба превысил 500 млн. руб.

Следовательно, чрезвычайная ситуация в результате очень сильных дождей, произошедших 21-29.09.2009 года в Республике Дагестан является, согласно Постановления Правительства РФ от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайной ситуацией федерального характера, так как в результате неё количество пострадавших превысило 500 человек и размер материального ущерба превысил 500 млн. руб..,

Постановлением Правительства РФ от 07.06.1995 N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями", признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий.

Государственные жилищные сертификаты выдаются на основании решения Правительства Российской Федерации.

Государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек.

Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия.

Постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 N 982 "Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями" (далее Порядка) установлено, что сертификат является свидетельством, удостоверяющим право гражданина Российской Федерации на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований. Сертификат не является ценной бумагой.

Министерство финансов Российской Федерации в месячный срок с даты получения решения Правительства Российской Федерации о выдаче бланков сертификатов направляет через Государственную фельдъегерскую службу Российской Федерации высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующее количество бланков сертификатов с целью последующей их передачи финансовому органу субъекта Российской Федерации.

Размер компенсации бюджету субъекта Российской Федерации за предоставленное жилое помещение и размер социальной выплаты для приобретения жилого помещения определяются исходя из размера общей площади жилого помещения в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 г. N 832) с учетом пункта 18 Порядка и средней стоимости 1 кв. метра общей площади, сложившейся в регионе, в котором произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие на дату подачи заявки. Средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади в указанном регионе определяется на основе нормативных актов Министерства регионального развития Российской Федерации.

Средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья (в рублях) по субъектам Российской Федерации, подлежащая применению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для расчета размеров социальных выплат, выделяемых в соответствии с планами на первый квартал 2012 года, для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются за счет средств федерального бюджета на приобретение жилых помещений, установлена в размере 24800 руб. по Республике Дагестан, согласно Приказа Минрегионразвития РФ от 29. 09.12.2011 N 562 "О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2012 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на первый квартал 2012 года". Стоимость 1 кв.м. 24 800 рублей в РД оставлено без изменения и приказом Минрегионразвития РФ от 29 марта 2012 года №143 о средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам РФ на второй квартал 2012 года.

Постановлением от 15.01.2010 г. № 7 Правительства Республики Дагестан "Об утверждении реестра жилых домов, непригодных для проживания, и списка граждан Российской Федерации в Республике Дагестан на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате стихийных гидрометеорологических явлений, произошедших 20-29 сентября 2009 года на территории Республики Дагестан" утвержден соответствующий реестр жилых домов и список граждан, в которых ни жилое помещение истцов, ни сами истцы и ни малолетний внук Сулеймановой Иду - Абдурахман не значится.

Права Сулеймановых на получение меры государственной поддержки в связи со стихийным бедствием не должны быть поставлены в зависимость от своевременности исполнения своих обязанностей иными лицами, поскольку данная мера должна быть действенной и направлена на обеспечение жилыми помещениями лиц, которые в результате стихийного бедствия утратили единственное жилое помещение.

Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 N 750 не возлагает какие-либо права, обязанности на пострадавших от чрезвычайных ситуаций, в том числе на истцов, не регулирует в данной части непосредственно отношений с участием пострадавших, в том числе истцов, а наоборот, в интересах пострадавших, в том числе и истцов, ориентирует обязанных лиц в целях скорейшего возмещения вреда пострадавшим, в том числе истцам, организовать свою урегулированную вышеуказанными нормативными актами работу таким образом, чтобы обосновывающие документы поступили в месячный срок со дня соответствующего поручения Правительства России.

В Республике Дагестан порядок организации работы с данными сертификатами был установлен только в феврале 2011 г. Постановлением Правительства РД от 02.02.2011 N 22 "Об утверждении Порядка организации работы в Республике Дагестан с государственными жилищными сертификатами, выданными гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.

Защиту нарушенных прав осуществляет суд путём, в том числе, признания права, взыскания убытков, согласно ст. 11, 12 ГК РФ.

Согласно ст.1112 ГК РФ не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.

Право на государственный жилищный сертификат покойного Сулейманова Магомеда неразрывно связанно с личностью наследодателя и поэтому стоимость жилья причитавшегося ему по государственному жилищному сертификату не подлежит наследованию.

Стоимость жилья истцам по государственному жилищному сертификату подлежащая возмещению за счет казны РФ составляет 2678400 рублей (18 х 24800 х 6 где 18 кв. м. – норматив общей площади жилья каждому из истцов по сертификату, 24800 руб. – возмещаемая стоимость 1 кв. м. общей площади жилья, 6- количество лиц в семье Сулеймановых имеющих право на получение возмещения).

Требование истцов Сулеймановых: Иду Багавдиновны, Индиры Абдулбасировны, Мурада Магомедовича, Шамиля Магомедовича, Абдулы Магомедовича, о восстановлении срока для обжалования действия (бездействия) Администрации МО «город Кизилюрт» по несвоевременному представлению списка и соответствующего материала в ГУ МЧС РФ по РД для включения их в сводный реестр разрушенных домов и выдачи жилищного сертификата, обязании ответчика включить Сулеймановых в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате стихийного бедствия с учетом требований Постановления Правительства РФ от 17.11.2008 г. №832, представить этот список и материал, обосновывающий их право на получение жилищного сертификата, в Правительство РД и требование ответчиков о применении к исковым требованиям сроков исковой давности и в отказе на основании пропуска срока исковой давности так же не могут быть удовлетворены, так как имеется спор о праве подведомственном суду и который рассматривается в порядке искового производства, а не как дело возникшее из публичных правоотношений. Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. Указанный срок истцами не пропущен.

Виновность и незаконность в действиях (бездействии) ответчика - Администрации МО «город Кизилюрт» по несвоевременному представлению списка и соответствующего материала в ГУ МЧС РФ по РД для включения их в сводный реестр разрушенных домов и выдачи жилищного сертификата в ходе судебного разбирательства не установлена, так как Акт обследования от 06.12.2009 года не был своевременно подготовлен из-за позиции ГУ ГПИ «Даггражданпроект». Из справки выданной им 19.11.2009 года усматривается, что пригоден для проживания и не подлежит сносу жилой дом, расположенный по адресу: РД, г. Кизилюрт, ул. Ленина №38, но в последующем 05.12.2009 года член комиссии - представитель ГУ ГПИ «Даггражданпроект» подписал указанный Акт подтвердив факт того, что дом по адресу: РД, <адрес> не пригоден для дальнейшего проживания. После чего 11.12.2009 года, т.е. в течение одной недели Администрация МО «город Кизилюрт» направляет в ГУ МЧС РФ по РД дополнительный материал по нанесенному ущербу собственникам жилых домов в результате сильных дождей 21 сентября 2009 года имеющих сильную степень повреждения, установленных повторным обследованием по заявлениям пострадавших жильцов, куда входит жилой дом расположенный по адресу: <адрес>, РД собственником, которого является Сулейманов Магомед Абдурахманович. Однако указанный материал находился в ГУ МЧС РФ по РД более года и был возвращен в Администрацию МО «город Кизилюрт» с письмом руководителя ГУ МЧС России по РД на имя главы Администрации МО «город Кизилюрт» от 10.02.2011 года с указанием, что дополнительный список представленный Администрацией Мо «город Кизилюрт» от 11.12.2009 года не может быть включен в сводный реестр разрушенных домов по РД, так как указанный список представленный Администрацией МО «город Кизилюрт» почти через полтора месяца после выхода поручения Правительства РФ №ИШ-П4-6262 от 29.10.2009 года, согласно которому материалы по объемам причиненного гражданам ущерба в результате указанных стихийных явлений в установленном порядке представлено в федеральное министерство. На основании представленных Правительством РД материалов из федерального бюджета уже выделены и распределены соответствующие компенсационные выплаты пострадавшим жителям республики.

С учетом взыскания стоимости государственного жилищного сертификата защищены права и интересы истцов, в связи с чем, нижеприведенные требования: об обязании Администрации МО «город Кизилюрт», ГУ МЧС РФ по РД включить Сулеймановых : Иду Багавдиновну, Мурада Магомедовича, Шамиля Магомедовича, Абдулу Магомедовича, Индиру Абдулбасировну, Абдурахмана Мурадовича в список граждан лишившихся жилого помещения в результате стихийного бедствия с учетом требований Постановления Правительства РФ от 07.11.2008 года №832, представить этот список и материал, обосновывающий их право на получение государственного жилищного сертификата, в Правительство РД для последующего представления в Правительство РФ и выдачи им государственного жилищного сертификата; обязании ГУ МЧС РФ по РД ответчика включить Сулеймановых в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате стихийного бедствия с учетом требований Постановления Правительства РФ от 17.11.2008 г. №832, представить этот список и материал, обосновывающий их право на получение жилищного сертификата, в Правительство РД; об обязании Правительства Республики Дагестан включить Сулеймановых: Иду Багавдиновны, Индиры Абдулбасировны, Абдурахмана Мурадовича, Мурада Магомедовича, Шамиля Магомедовича, Абдулы Магомедовича в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, как лиц, лишившихся жилья в результате ливневых дождей, имевших место в г.Кизилюрте 21-22 сентября 2009 года, так же не подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать право Сулеймановой Иду Багавудиновны, Сулейманова Мурада Магомедовича, Сулейманова Шамилья Магомедовича, Сулейманова Абдулы Магомедовича, Сулеймановой Индиры Абдулбасыровны и Сулейманова Абдурахмана Мурадовича на получение государственного жилищного сертификата, как лиц лишившихся жилья в результате ливневых дождей, имевших место в г.Кизилюрте 21-22 сентября 2009 года.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны РФ в пользу Сулеймановой Иду Багавудиновны, Сулейманова Мурада Магомедовича, Сулейманова Шамилья Магомедовича, Сулейманова Абдулы Магомедовича, Сулеймановой Индиры Абдулбасыровны и Сулейманова Абдурахмана Мурадовича по 446000 рублей в пользу каждого, а всего 2678400 (два миллиона шестьсот семьдесят восемь тысяч восемьсот) рублей – стоимость жилья истцам по государственному жилищному сертификату.

В удовлетворении иных исковых требований истцов по делу отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня составления мотивированного решения.