№ 2-263 Решение по иску прокурора (о признании нормативно правового акта противоречащим закону и недествительным в части)



Дело – 363 / 2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ с. Кизильское

Кизильский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Песковацкого В.И.,

с участием заместителя прокурора Кизильского района Челябинской области Овчарова С.А.,

представителя Собрания депутатов Кизильского муниципального района Сафонова С.А.,

при секретаре Андросовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Челябинской области о признании противоречащим федеральному законодательству нормативного акта в части,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Челябинской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу:

- подпункта 3 пункта 1 ст. 5 в части слов «, начальника Финансового управ­ления, руководителя Управления социальной защиты населения»;

- абзацев 3, 4 подпункта 4 пункта 1 ст. 16;

- подпунктов 3, 4 пункта 1 ст. 17;

- предложения второго пункта 1 ст. 20 в части слов «могут быть»;

- пунктов 1, 5 ст. 23 в части, предусматривающей возможность осуществле­ния двумя депутатам своих полномочий на постоянной основе;

- пункта 2 ст. 25, в части, предусматривающей возможность осуществления депутатом полномочий на постоянной основе на основании решения Собрания депутатов;

- абзаца 5 пункта 4 ст. 33;

- подпункта 30 пункта 1 ст. 34 в части слов «тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и ус­луги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и теплоснабжения),»;

- статей 37, 38 Устава Кизильского муниципального района, утвержденного решением Собрания депутатов Кизильского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ (в редакции решений от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ ),

а также об обязании Собрания депутатов Кизильского муниципального района опуб­ликовать сообщение о решении суда в газете «Кизильский вестник» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование своих требований указывает, что Решением Собрания депутатов Кизильского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Устав Кизильского муниципального района в новой редакции. Решение зарегистрировано органом юстиции ДД.ММ.ГГГГ, опубликовано в газете «Кизильский вестник» от ДД.ММ.ГГГГ №№ 9-10. Решениями Соб­рания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, опубликова­но в газете «Кизильский вестник» от ДД.ММ.ГГГГ ), от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, опубликовано в газете «Кизильский вестник» от ДД.ММ.ГГГГ ) в Устав внесены изменения и дополнения. Указанные акты являются нормативными правовыми, действующими. Отдельные положения действующей редакции Устава Кизильского му­ниципального района противоречат федеральному законодательству.

Статьей 16 Устава к числу самостоятельных органов местного самоуправления отнесены финансовое управление Кизильского муниципального района и управление социальной защиты населения Кизильского муниципального рай­она. Наделение финансового управления и управления социальной защиты населения правами органов местного самоуправления противоречит нормам Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в Российской Федерации».

Анализ норм ст. ст. 16, 37, 38 Устава свидетельствует о том, что финансовое управление и управление социаль­ной защиты населения фактически образуются главой муниципального образо­вания. Решение о назначении руководителей управлений на должность и осво­бождении от должности принимается главой муниципального образования, а иных сотрудников управлений - руководителем управления. Полномочия указанных органов местного самоуправления Уставом не определены. Кроме того, наделение вышеназванных органов статусом самостоятель­ных органов местного самоуправления нарушает фактически действующий на уровне местного самоуправления принцип разделения властей. Собрание депу­татов Кизильского муниципального района, устанавливая самостоятельные ор­ганы местного самоуправления, часть полномочий местной администрации, как единственного исполнительно-распорядительного органа, перераспределило между иными органами местного самоуправления.

При изменении структуры органов местного самоуправления и исключе­нии из ее состава вышеназванных управлений, начальники управлений утрачи­вают установленный ст. 17 Устава статус должностных лиц местного само­управления.

По этим же основаниям противоречит федеральному законодательству подпункт 3 пункта 1 ст. 5 Устава, предусматривающий право начальника фи­нансового управления и руководителя управления социальной защиты населе­ния на принятие муниципальных правовых актов в форме приказов и распоря­жений. При отсутствии у руководителей фи­нансового управления и управления социальной защиты населения статуса должностных лиц местного самоуправления, правом на принятие муниципаль­ных актов они не могут быть наделены.

Также, в связи с отсутствием у руководителей органов администрации статуса должностных лиц местного самоуправления, наделе­ние руководителей органов администрации правом издания распоряжений и приказов в соответствии с пунктом 4 ст. 33 Устава противоречит ч. 7 ст. 43 Федерального закона «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Противоречит требованиям федерального законодательства предложение второе пункта 1 ст. 20 Устава, предусматривающее случаи, когда полномочия Собрания депутатов района могут быть досрочно прекращены, поскольку пере­численные обстоятельства на основании ч. 16 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде­рации» являются безусловным основанием для досрочного прекращения пол­номочий.

Статьей 18 Устава определено, что Собрание депутатов является коллегиальным органом, состоит из 15 депутатов. Согласно пунктов 1, 5 ст. 23 Уста­ва, председатель Собрания депутатов и его заместитель избираются из числа де­путатов и исполняют свои обязанности на постоянной основе.

В соответствии с ч. 5 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе мо­гут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования.

Принимая во внимание, что установленная численность депутатов Собрания депутатов Кизильского района 15 человек, на постоянной основе свои полномочия может осуществлять только 1 депутат. Определение Уставом му­ниципального образования двух депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, противоречит буквальному толкованию нормы закона о невозможности превышения 10 процентов.

По этим же основаниям противоречит Федеральному закону пункт 2 ст.25 Устава Кизильского муниципального района, фактически предусматривающий возможность осуществления депутатом своих полномочий на постоян­ной основе на основании решения Собрания депутатов.

Вступили в противоречие с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения подпункта 30 пункта 1 ст. 34 Устава, относящие к полномочиям администрации Кизильского муниципального района регулирование тарифов на товары и услу­ги организаций коммунального комплекса. Соответствующие полномочия в си­лу ст. 4 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» отнесены к компетенции исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В судебном заседании заместитель прокурора Кизильского района Овчаров С.А. заявление поддержал.

Представитель Собрания депутатов Кизильского муниципального района Сафонов С.А. заявленные требования признал в части признания противоречащими федеральному законодательству:

- предложения второго пункта 1 ст. 20 в части слов «могут быть»;

- пункта 2 ст. 25, в части, предусматривающей возможность осуществления депутатом полномочий на постоянной основе на основании решения Собрания депутатов;

- абзаца 5 пункта 4 ст. 33;

- подпункта 30 пункта 1 ст. 34 в части слов «тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и ус­луги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и теплоснабжения),».

В остальной части заявленные требования не признал и пояснил, что финансовое управление Кизильского муниципального района и управление социальной защиты населения Кизильского муниципального рай­она являются органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 37 ч.2 Устава Кизильского муниципального района Финансовое управление в своей деятельности руководствуется Положением о финансовом управлении. В Положении о финансовом управлении, утвержденном Постановлением Собрания депутатов Кизильского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, содержатся полномочия Финансового управления.

В соответствии со ст. 38 п.2 Управление социальной защиты населения Кизильского муниципального района руководствуется Положением об Управлении социальной защиты населения Кизильского муниципального района. В Положении об Управление социальной защиты населения Кизильского муниципального района, утвержденном Постановлением Собрания депутатов Кизильского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, содержатся полномочия Управления социальной защиты населения Кизильского муниципального района.

Финансовое управление образовано представительным органом местного самоуправления - Собранием депутатов Кизильского муниципального района в соответствии с Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ.

Управление социальной защиты населения Кизильского муниципального района образовано представительным органом местного самоуправления - Собранием депутатов Кизильского муниципального района в соответствии с Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ.

Финансовое управление Кизильского муниципального района и Управление социальной защиты населения Кизильского муниципального района являются органами местного самоуправления, соответственно, Начальник Финансового управления и Руководитель Управления социальной защиты населения Кизильского муниципального района относятся к должностным лицам местного самоуправления муниципального района.

Согласно разъяснению Государственной Думы Российской Федерации (Разъяснения отдельных положений закона. - М: Издание Государственной Думы, 2007. стр. 68) по вопросу применения ст. 40 ч. 5 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в случае, если 10% от количества членов представительного органа не составляет целого числа, используются правила округления - в большую сторону, когда дробная часть числа больше или равна 0,5.

Согласно ст. 34 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления могут составлять иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные Уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно ст. 41 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления в соответствии с Уставом могут наделяться правами юридического лица. Наделение органов местного самоуправления статусом юридических лиц не нарушает принцип разделения властей.

Таким образом, подпункт 3 п.1 ст. 5 Устава в части слов «, начальника Финансового управления, руководителя Управления социальной защиты населения», абзацы 3,4 подпункта 4 п.1 ст. 16, подпункты 3, 4 п. 1 ст. 17, пункты 1, 5 ст. 23, п. 2 ст. 25, ст. 37, ст. 38 Устава соответствуют действующему законодательству РФ.

Заслушав пояснения заместителя прокурора Кизильского района Овчарова С.А., представителя Собрания депутатов Кизильского муниципального района Сафонова С.А., исследовав письменные доказательства дела, заслушав заключение заместителя прокурора Кизильского района Овчарова С.А., полагающего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд считает, что заявление прокурора Челябинской области подлежит удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

При рассмотрении дела установлено, что Решением Собрания депутатов Кизильского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Устав Кизильского муниципального района в новой редакции. Решение зарегистрировано органом юстиции ДД.ММ.ГГГГ, опубликовано в газете «Кизильский вестник» от ДД.ММ.ГГГГ №№ 9-10. Решениями Соб­рания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, опубликова­но в газете «Кизильский вестник» от ДД.ММ.ГГГГ ), от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, опубликовано в газете «Кизильский вестник» от ДД.ММ.ГГГГ ) в Устав внесены изменения и дополнения.

Согласно абзацев 3, 4 подпункта 4 пункта 1 ст. 16, ст. 37, ст. 38 Устава Кизильского муниципального района, к иным органам местного самоуправления отнесены Финансовое управление и Управление социальной защиты населения.

Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

П. 2 данной статьи установлено, что наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 3 указанной статьи порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Указание в п. 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на возможность предусмотреть в Уставе муниципального образования создание иных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, относится к органам, обладающим собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, тогда как Финансовое управление и Управление социальной защиты населения собственных полномочий не имеют.

Определив в Уставе Кизильского муниципального района правовое положение Финансового управления и Управления социальной защиты населения как органов местного самоуправления, Собрание депутатов Кизильского муниципального района оставило за этими органами выполнение функций, относящихся к деятельности исполнительных органов.

Таким образом, суд приходит к выводу, что абзацы 3, 4 подпункта 4 пункта 1 ст. 16, ст. 37, ст. 38 Устава Кизильского муниципального района противоречат действующему законодательству.

Подпункты 3, 4 пункта 1 ст. 17 Устава Кизильского муниципального района относят к должностным лицам местного самоуправления начальника Финансового управ­ления и руководителя Управления социальной защиты населения.

Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Так как Финансовое управление и Управление социальной защиты населения не имеют собственных полномочий по решению вопросов местного значения, то и их руководители не наделены исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления, и не являются должностными лицами местного самоуправления.

Суд считает, что подпункты 3, 4 пункта 1 ст. 17 Устава Кизильского муниципального района противоречат действующему законодательству.

Подпункт 3 пункта 1 ст. 5 Устава Кизильского муниципального района относит к муниципальным правовым актам постановления и распоряжения администрации муниципального района, постановления и распоряжения Председателя Собрания депутатов муниципального района по вопросам организации деятельности Собрания депутатов муниципального района, приказы и распоряжения председателя Контрольно-счетной палаты, начальника Финансового управ­ления, руководителя Управления социальной защиты населения.

Поскольку Финансовое управление и Управление социальной защиты населения не имеют собственных полномочий по решению вопросов местного значения, а их руководители не наделены исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления, то приказы и распоряжения начальника Финансового управ­ления, руководителя Управления социальной защиты населения не относятся к муниципальным правовым актам.

Суд приходит к выводу, что подпункт 3 пункта 1 ст. 5 Устава Кизильского муниципального района в части слов «, начальника Финансового управ­ления, руководителя Управления социальной защиты населения» противоречит действующему законодательству.

Абзац 5 пункта 4 ст. 33 Устава Кизильского муниципального района устанавливает, что руководители органов администрации по вопросам своей деятельности издают приказы и распоряжения.

Согласно п. 7 ст. 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

Руководители органов администрации в соответствии с Уставом Кизильского муниципального района (ст. 17) не являются должностными лицами местного само­управления и не могут быть наделены правом издания распоряжений и приказов.

Суд полагает, что абзац 5 пункта 4 ст. 33 Устава Кизильского муниципального района противоречит действующему законодательству.

Согласно подпункта 30 пункта 1 ст. 34 Устава Кизильского муниципального района, администрация муниципального района регулирует тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и ус­луги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и теплоснабжения), тарифов за подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса за подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Соответствующие полномочия в си­лу ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» отнесены к компетенции исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, подпункт 30 пункта 1 ст. 34 Устава Кизильского муниципального района противоречит действующему законодательству.

Предложение второе пункта 1 ст. 20 Устава Кизильского муниципального района предусматривает случаи, когда полномочия Собрания депутатов района могут быть досрочно прекращены:

1) в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. Решение о самороспуске принимается большинством не менее 2/3 голосов от установленной численности депутатов Собрания депутатов;

2) в случае вступления в силу решения Челябинского областного суда о неправомочности данного состава депутатов Собрания депутатов муниципального района, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

3) в случае преобразования муниципального района, осуществляемого в соответствии с федеральным законом, а также в случае упразднения муниципального района;

4) в случае увеличения численности избирателей муниципального района более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального района.

Согласно п. 16 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 настоящего Федерального закона. Полномочия представительного органа муниципального образования также прекращаются:

1) в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования;

2) в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

3) в случае преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 4-7 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования;

4) в случае утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

5) в случае увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

Таким образом, пере­численные во втором предложении пункта 1 ст. 20 Устава Кизильского муниципального района обстоятельства на основании п. 16 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде­рации» являются безусловным основанием для досрочного прекращения пол­номочий Собрания депутатов района.

Суд приходит к выводу, что предложение второе пункта 1 ст. 20 Устава Кизильского муниципального района противоречит действующему законодательству.

Пункт 1 ст. 18 Устава Кизильского муниципального района устанавливает, что Собрание депутатов состоит из 15 депутатов.

Пункт 1 ст. 23 Устава Кизильского муниципального района устанавливает, что председатель Собрания депутатов исполняет свои обязанности на постоянной основе.

Пункт 5 ст. 23 Устава Кизильского муниципального района устанавливает, что заместитель председателя Собрания депутатов исполняет свои обязанности на постоянной основе.

В соответствии с п. 5 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе мо­гут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования.

Доводы представителя Собрания депутатов Кизильского муниципального района, что председатель Собрания депутатов и его заместитель могут исполнять свои обязанности на постоянной основе в соответствии с действующим законодательством, не обоснованы.

Ссылка представителя Собрания депутатов Кизильского муниципального района на письмо Управления Министерства Юстиции РФ по Челябинской области, что согласно разъяснения Государственной Думы Российской Федерации (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Разъяснения отдельных положений закона. - М: Издание Государственной думы, 2007. стр. 68) по вопросу применения ст.40 ч.5 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в случае, если 10% от количества членов представительного органа не составляет целого числа, используются правила округления - в большую сторону, когда дробная часть числа больше или равна 0,5, и при установленной численности Собрания депутатов Кизильского муниципального района 15 человек два депутата могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе, не состоятельна.

Суд руководствуется действующим на настоящий момент разъяснением Государственной Думы Российской Федерации, размещенном на официальном сайте Государственной Думы Российской Федерации на странице Комитета Государственной Думы Российской Федерации по вопросам местного самоуправления.

На вопрос: «Сколько депутатов представительного органа муниципального образования могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе, если общее количество депутатов представительного органа муниципального образования не составляет целого числа?», размещен ответ: «При решении вопроса о том, сколько депутатов представительного органа муниципального образования могут работать на постоянной основе следует исходить из буквального значения формулировок, используемых в части 5 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ). Термин «не более» в контексте данной статьи означает, что не более чем 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования могут работать на постоянной основе.

Таким образом, при расчетах в каждом конкретном случае количество депутатов, которые смогут работать на постоянной основе, необходимо соотнести с числом, составляющим десять процентов от установленной численности представительного органа муниципального образования. Исходя из требований Федерального закона №131-ФЗ, десятипроцентный рубеж превышен быть не может.

Например, если в представительный орган муниципального образования избрано 25 депутатов, только два депутата могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе. Введение третьей освобожденной единицы невозможно».

Таким образом, суд приходит к выводу, что пункты 1, 5 ст. 23 Устава Кизильского муниципального района в части, предусматривающей возможность осуществле­ния двумя депутатам своих полномочий на постоянной основе, противоречат действующему законодательству.

Согласно пункта 2 ст. 25 Устава Кизильского муниципального района, депутат осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, если иное не установлено решением Собрания депутатов.

Количество депутатов представительного органа муниципального образования, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, определено п. 5 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Законодательство не предоставляет представительному органу муниципального образования своим решением устанавливать иное количество депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе.

Суд приходит к выводу, что пункт 2 ст. 25 Устава Кизильского муниципального района, в части, предусматривающей возможность осуществления депутатом полномочий на постоянной основе на основании решения Собрания депутатов, противоречит действующему законодательству.

Так как Устав Кизильского муниципального района до вынесения решения суда применялся, и на основании этого Устава были реализованы права граждан и организаций, суд считает возможным признать его недействующим в части со дня вступления решения в законную силу.

В силу ч. 3 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.

Таким образом, сообщение о решении суда после вступления его в законную силу подлежит публикации в газете «Кизильский вестник».

Руководствуясь Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» №199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», ст. ст. 251-253, 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Челябинской области о признании противоречащим федеральному законодательству нормативного акта в части удовлетворить.

Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу:

- подпункт 3 пункта 1 ст. 5 в части слов «, начальника Финансового управления, руководителя Управления социальной защиты населения»;

- абзацы 3, 4 подпункта 4 пункта 1 ст. 16;

- подпункты 3, 4 пункта 1 ст. 17;

- предложение второе пункта 1 ст. 20 в части слов «могут быть»;

- пункты 1, 5 ст. 23 в части, предусматривающей возможность осуществления двумя депутатам своих полномочий на постоянной основе;

- пункт 2 ст. 25, в части, предусматривающей возможность осуществления депутатом полномочий на постоянной основе на основании решения Собрания депутатов;

- абзац 5 пункта 4 ст. 33;

- подпункт 30 пункта 1 ст. 34 в части слов «тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и ус­луги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и теплоснабжения),»;

- статьи 37, 38 Устава Кизильского муниципального района, утвержденного решением Собрания депутатов Кизильского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ (в редакции решений от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ ).

Обязать Собрание депутатов Кизильского муниципального района опубликовать сообщение о решении суда в газете «Кизильский вестник» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Кизильский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение не вступило в законную силу.

Копия верна.

Судья: В.И. Песковацкий

Секретарь суда: Г.П. Барабанова