О возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о санитарно-эпид. благополучии



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 09 марта 2010 года с. Кижинга

Федеральный судья Кижингинского районного суда Республики Бурятия Дымпилова Э.В., при секретаре Дансарановой Г.Д., с участием помощника прокурора Кижингинского района Республики Бурятия Цыреновой Е.Д., представителей МУЗ «Центральная районная больница», FIO4, действующей на основании доверенности от Дата обезличена, представителя МО «Кижингинский район» FIO3 действующего на основании доверенности от Дата обезличена, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кижингинского района к  Муниципальному учреждению здравоохранения «Кижингинская Центральная Районная больница» и Администрации Муниципального образования «Кижингинский район» о возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии,

установил:

Прокурор Кижингинского района Республики Бурятия обратился в суд с иском к Муниципальному учреждению здравоохранения «Кижингинская Центральная Районная больница» и Администрации муниципального образования «Кижингинский район» о возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии. Мотивируя, что прокуратурой Кижингинского района совместно с территориальным отделом Роспотребнадзора проведена проверка соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в МУЗ «Кижингинская ЦРБ». В ходе проверки установлено, что при организации питания в МУЗ «Кижингинская ЦРБ» имеют место нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. Так, производственные цеха (овощной цех, мясной цех, горячий цех) не оборудованы раковинами для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды через смесители и канализацией, что является нарушением требований п.3.3. СП 2.3.6.2202-07 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья». Резервное горячее водоснабжение не предусмотрено, что является нарушением требований п.3.5. СП 2.3.6.2202-07, п.12.17. СанПиН 2.1.3.1375-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров". Над источниками влаги в пищеблоке и буфетных отделениях не установлены локальные вытяжные системы, что является нарушением требований п.4.5. СП 2.3.6.2202-07. Источники искусственного освещения в пищеблоке не имеют защитных арматур, что является нарушением требований п.4.15. СП 2.3.6.2202-07. Набор и планировка помещений не обеспечивает поточность технологического процесса, что является нарушением требований п.5.1. СП 2.3.6.2202-07. Овощной цех не изолирован, ванная для первичной обработки овощей не функционирует, что является нарушением требований п.3.3. СП 2.3.6.2202-07. Все цеха не оборудованы раковинами для мытья рук, что является нарушением п.3.3. СП 2.3.6.2202-07. В мясо-рыбном цехе отсутствует ванна для первичной обработки рыбы, что является нарушением требований п.8.10. СП 2.3.6.2202-07. Стеллаж для сушки и хранения внутрицехового производственного инвентаря отсутствует, что является нарушением требований п.6.16. СП 2.3.6.2202-07. Над тепловым оборудованием в пищеблоке и буфетных отделениях не предусмотрены локальные вытяжные зонты, что не соответствует требованиям п.4.5. СП 2.3.6.2202-07. Все раздаточные палатных отделений по набору и площади помещений не соответствуют требованиям п.12.19., приложения 2 СанПиН 2.1.3.1375-03. Раздельные помещения для приема пищи больными – буфетная (12 кв.м.), для раздачи пищи (не менее 9 кв.м.), для мытья посуды (не менее 6 кв.м.) отсутствуют. В буфетных отделениях не предусмотрены 5 раковин с подводкой холодной и горячей воды через смесители для мойки и дезинфекции столовой и чайной посуды, столовых приборов, что является нарушением требований п.12.19. СанПиН 2.1.3.1375-03. Резервное горячее водоснабжение в буфетных отделениях не предусмотрено, что является нарушением требований п.12.17. СанПиН 2.1.3.1375-03. Столовая посуда со сколами, отбитыми краями, что является нарушением требований п.6.10. СП 2.3.6.2202-07. На пищеблоке не выделено помещение для мытья кухонной посуды буфетных отделений, что является нарушением требований п.12.15. СанПиН 2.1.3.1375-03. Кухонная посуда моется в буфетных в тазах. В нарушение положения о совете по лечебному питанию согласно Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.08.2003г. №330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации» в МУЗ «Кижингинская ЦРБ» не создан совет по лечебному питанию. В ЦРБ не предусмотрена должность врача – диетолога. Организацию лечебного питания осуществляет медицинская сестра диетическая, работающая на половине ставки. В ЦРБ установлено 3-х разовое горячее питание: завтрак, обед, ужин, вместо 4-хразового, предусмотренного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.08.2003г. № 330. Энергетическая ценность стандартных диет, применяемых в больнице, ниже нормируемых показателей. Из 5 стандартных диет, применяемых в ЛПУ, оценка питания больных проводится только по основной стандартной диете. В подтверждение доводов представил справку о результатах проверки, копию устава МУЗ «Кижингинская ЦРБ», копию объяснения главного врача МУЗ «Кижингинская ЦРБ» ФИО54., копию договора о передаче имущества в оперативное управление.

В судебном заседании прокурор Цыренова Е.Д. уменьшив исковые требования, просит возложить на МУЗ «Кижингинская ЦРБ» и администрацию МО «Кижингинский район» обязанности по устранению законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, а именно: - установить в пищеблоке локальные вытяжные зонты; оборудовать отдельное помещение в пищеблоке для мытья кухонной посуды буфетных отделений; установить 3 раковины в буфетных отделений; ввести должность врача диетолога; установить в цехах стеллажи для сушки и хранения внутрицехового производственного инвентаря; в отделении гинекологии буфетную разделить на помещения - для приема пищи и для раздачи пищи; установить защитную арматуру на источники искусственного освещения; произвести оценку стандартных диет.

Представитель ответчика МУЗ «Кижингинская ЦРБ» FIO4 исковые требования заявленные прокурором в судебном заседании признала и пояснила, что были приняты меры по устранению законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии. Так, производственные цеха (овощной, мясной и производственный) оборудованы раковинами для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды через смесители; в качестве резервного водоснабжения установлены водонагреватели «Термекс» объемом на 100л. На пищеблоке и в буфетной родильного отделения; овощной цех изолирован, в цехе установлена и задействована 2-ух гнездная ванна для обработки овощей; в мясо-рыбном цехе установлена 2-ух гнездная ванна для обработки мяса и рыбы; на пищеблоке 2-ух гнездная ванна для мытья кухонного инвентаря буфетных отделений с подводкой горячей воды; столовая посуда по отделениям со сколами, отбитыми краями убрана, подана заявка администрации МО «Кижингинский район» на приобретение 2-х комплектов посуды; установлено с Дата обезличена года 4-х разовое питание – завтрак, обед, полдник, ужин; калорийность стандартных диет за январь, Дата обезличена года в пределах нормируемых показателей; создан Совет по лечебному питанию в составе главного врача, начмеда, заведующими отделениями. Однако в настоящее время необходимо оборудовать осветительные приборы защитной арматурой в 20 световых точках; над печами в производственном цехе пищеблока установить зонт для вытяжной вентиляции; установить стеллажи для сушки и хранения кухонной посуды пищеблока и буфетных отделений; в буфетных отделениях гинекологического, детского, терапевтического и хирургического отделений больницы установить 3-х гнездовые ванны и водонагреватели; в буфетной гинекологического отделения отделить раздаточную от обеденного зала. Вместе с тем поясняет, что в соответствии со штатными нормативами медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь Центральных районных больниц сельских районов должность врача диетолога предусмотрена при наличии от 300-500 коек. В Кижингинской ЦРБ по Уставу предусмотрено 150 коек, поэтому нет возможности ввести должность врача – диетолога. Однако есть штатная должность сестры –диетолога, которая будет направлена на учебу. Действительно они не обращались в администрацию МО «Кижингинский район»  с заявками о выделении денежных средств на приобретение ванн, посуды и т.п. С заявкой обратились лишь Дата обезличена В подтверждение своих доводов представила: акт обследования пищеблока Кижингинской ЦРБ от Дата обезличена приказ Номер обезличен от Дата обезличенаДата обезличена о создании совета по лечебному питанию в Кижингинской ЦРБ, семидневное меню, смету расходов по пищеблоку Кижингинской ЦРБ на сумму 236410 рублей, направленную заместителю главы МО «Кижингинский район».

Представитель ответчика МО «Кижингинский район» FIO3 иск не признал, и пояснил, что действительно в ЦРБ имеются нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, однако ЦРБ является юридическим лицом и согласно п. 1.4 Устава МУЗ «Кижингинская ЦРБ» должно нести ответственность по своим обязательствам в пределах, находящихся в его распоряжении денежных средств. Только при недостаточности денежных средств по обязательствам учреждения, администрация, как учредитель может нести субсидиарную ответственность. Однако в исковых требованиях заявленных прокурором нет требований о субсидиарной ответственности.

Представитель Роспотребнадзора ФИО35., пояснила, что территориальным отделом Роспотребнадзора была проведена проверка соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в МУЗ «Кижингинская ЦРБ». В ходе проверки установлено, что при организации питания в МУЗ «Кижингинская ЦРБ» имеют место нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. Выявленные нарушения были заактированы, с чем согласился ответчик.

Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в части по основаниям..

В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при организации питания населения в специально оборудованных местах, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарные правила.

На основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, принято Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 N 31 «О введении в действие санитарных правил» («Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» СП 2.3.6.1079-01», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001).

Вышеуказанные санитарно-эпидемиологические правила (далее - санитарные правила) разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют основные санитарно-гигиенические нормы и требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, технологическим процессам производства, а также к условиям труда, соблюдению правил личной гигиены работников.

Так, в судебном заседании было установлено, что вопреки требованиям Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, а именно нарушения требований СП 2.3.6.2202-07 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».

Так, над источниками влаги в пищеблоке и буфетных отделениях не установлены локальные вытяжные системы, что является нарушением требований п.4.5. СП 2.3.6.2202-07. Источники искусственного освещения в пищеблоке не имеют защитных арматур, что является нарушением требований п.4.15. СП 2.3.6.2202-07. Стеллаж для сушки и хранения внутрицехового производственного инвентаря отсутствует, что является нарушением требований п.6.16. СП 2.3.6.2202-07. Над тепловым оборудованием в не предусмотрены локальные вытяжные зонты, что не соответствует требованиям п.4.5. СП 2.3.6.2202-07. В буфетных отделениях не предусмотрены 5 раковин с подводкой холодной и горячей воды через смесители для мойки и дезинфекции столовой и чайной посуды, столовых приборов, что является нарушением требований п.12.19. СанПиН 2.1.3.1375-03. На пищеблоке не выделено помещение для мытья кухонной посуды буфетных отделений, что является нарушением требований п.12.15. СанПиН 2.1.3.1375-03. Кухонная посуда моется в буфетных в тазах. Из 5 стандартных диет, применяемых в ЛПУ, оценка питания больных проводится только по основной стандартной диете.

МУЗ «Кижингинская ЦРБ» является объектом социального назначения. Нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства создают опасность жизни и здоровья персонала больницы и пациентов, то есть неопределенного круга лиц.

Имущество, используемое МУЗ «Кижингинская ЦРБ», является муниципальной собственностью, передано МУЗ «Кижингинская ЦРБ» в оперативное управление.

На основании ст. 196 ч.3 ГПК РФ, судом принимается решение по заявленным исковым требованиям.

Согласно требованиям прокурор просит возложить на администрацию МО «Кижингинский район» обязанности по устранению нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, выявленные в ходе проверки МУЗ «Кижингинская ЦРБ». Исковые требования, адресованные к администрации Муниципального образования вытекают из факта того, что имущество используемое Кижингинской ЦРБ, является муниципальной собственностью и передано в оперативное управление.

Однако согласно п. 1.4 Устава МУЗ «Кижингинская ЦРБ» учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах, находящихся в его распоряжении денежных средств. При недостаточности денежных средств по обязательствам учреждения субсидиарную ответственность несет Учредитель. 

В соответствии сост. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Субсидиарная ответственность наступает при определенных условиях: при заявлении требований самому должнику и при недостаточности денежных средств у должника при исполнении обязательств.

Между тем, иск прокурора к администрации МО «Кижингинский район» не содержит требования в порядке субсидиарной ответственности.

В соответствии ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В ходе судебного заседания прокурором не представлено доказательств правомерности предъявления требования к собственнику имущества требований по устранению нарушений в деятельности учреждения, являющегося самостоятельным юридическим лицом, обязанным отвечать за исполнение возложенных законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения обязательств.

С учетом изложенного, требование прокурора о возложении на администрацию МО «Кижингинский район» обязательств по устранению нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии в деятельности МУЗ «Кижингинская ЦРБ», является необоснованным и в его удовлетворении надлежит отказать.

Таким образом, на основании надлежащего подтверждения нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, допущенных МУЗ «Кижингинская ЦРБ», на последнего подлежат возложению в принудительном порядке обязательства по устранению установленных в судебном заседании нарушений, а именно: - установить в пищеблоке локальные вытяжные зонты; оборудовать отдельное помещение в пищеблоке для мытья кухонной посуды буфетных отделений; установить 3 раковины в буфетной; установить в цехах стеллажи для сушки и хранения внутрицехового производственного инвентаря; в отделении гинекологии буфетную разделить на помещения - для приема пищи и для раздачи пищи; установить защитную арматуру на источники искусственного освещения; произвести оценку стандартных диет.

Вместе с тем решая вопрос по заявленному требованию о возложении обязанности по введению в Кижингинской ЦРБ должности врача диетолога, суд исходит из того, что согласно со штатными нормативами медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь Центральных районных больниц сельских районов должность врача диетолога не предусмотрена. Таким образом, указанное требование прокурора не основано на законе.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 

решил:

Иск прокурора Кижингинского района Республики Бурятия к Муниципальному учреждению здравоохранения «Кижингинская Центральная Районная больница» и Администрации Муниципального образования «Кижингинский район» о возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное учреждение здравоохранения «Кижингинская Центральная Районная больница» устранить следующие нарушения о санитарно-эпидемиологическом благополучии:

-    установить в пищеблоке локальные вытяжные зонты;

-  оборудовать отдельное помещение в пищеблоке для мытья кухонной посуды буфетных отделений;

-    установить 3 раковины в буфетных отделений;

- установить в цехах стеллажи для сушки и хранения внутрицехового производственного инвентаря;

-    в отделении гинекологии буфетную разделить на помещения - для приема пищи и для раздачи пищи;

- установить защитную арматуру на источники искусственного освещения; произвести оценку стандартных диет.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня его вынесения.

Федеральный судья: