РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 21 октября 2010 года с. Кижинга Федеральный судья Кижингинского районного суда Республики Бурятия Хулханова Е.К., с участием старшего помощника прокурора Кижингинского района Цыреновой Е.Д., при секретаре Баендуевой Л.А. рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кижингинского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Могсохонский сомон» о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Могсохонский сомон», выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Могсохонский сомон» принять меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, установил: Прокурор Кижингинского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования«Могсохонский сомон» о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Могсохонский сомон», выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Могсохонский сомон» принять меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Мотивируя, что прокуратурой Кижингинского района совместно с Забайкальским управлением Ростехнадзора проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений. Так,установлено, что на территории муниципального образования «Могсохонский сомон» имеются гидротехническое сооружение дамба с. Могсохон. Распоряжением Правительства РБ от 31.10.2003 № 934-р «О проведении инвентаризации гидромелиоративных систем и гидротехнических сооружений» главам муниципальных образований Республики Бурятия рекомендовано организовать рабочие комиссии по проведению инвентаризации бесхозных гидротехнических сооружений. Указанная инвентаризация муниципальным образованием «Могсохонский сомон» не проведена.Проверкой установлено, что дамба с. Могсохон построена в 1970 году в целях защиты с. Могсохон от вод р. Кодун. При осмотре дамбы выявлено, что тело дамбы на участке пересечения с правым рукавом прорвано, во многих местах дамба разрушена, отмечены понижения гребня дамбы. При этом правый рукав р. Кодун в результате интенсивного разрыва береговой линии значительно продвинулся в сторону жилой застройки села. Процесс водной эрозии продолжается и по сегодняшний день, при непринятии мер по предотвращению вредного воздействия вод в районе с. Могсохон может произойти повреждение автомобильной дороги, линии электропередач и жилых домов. В результате бездействия администрации муниципального образования «Могсохонский сомон» по постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи - дамба с. Могсохон - в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с последующей регистрацией права собственности на гидротехнические сооружения, создается реальная угроза возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории сельского поселения. В обоснование своих требований представил доказательства:Справку о проверке ГТС Кижингинского района, Акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, Ответ на запрос с Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РБ, Реестр муниципального имущества МО «Могсохонский сомон», Устав муниципального образования «Могсохонский сомон», Реестр муниципального имущества МО «Кижингинский район». В судебном заседании прокурор Цыренова Е.Д. поддержала требования и пояснила, что в настоящее время ответчиком нарушения не устранены. Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Могсохонский сомон», выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, бесхозяйную недвижимую вещь - дамбу с. Могсохон и возложить обязанность на администрацию муниципального образования «Могсохонский сомон» принять меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, бесхозяйную недвижимую вещь - дамбу с. Могсохон. Ответчик - глава администрации МО «Могсохонский сомон» Жамьянов Б.Н. исковые требования признал полностью и пояснил, что он обращался в Госреестр, там ответили, что необходимо техническое описание дамбы и сказали, чтобы он обратился в БТИ. Чтобы сделать техническое описание дамбы необходимо 25 000 рублей, к сожалению этой суммы, в бюджете администрации МО «Могсохонский сомон» нет. Выслушав стороны, суд считает требования прокурора Кижингинского района подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Под гидротехническими сооружениями согласно требованиям статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ понимаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. Статьей 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» определено, что собственник гидротехнического сооружения обязан обеспечить соблюдение норм и правил безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности. Проверкой установлено, что на территории муниципального образования «Могсохонский сомон» имеются гидротехническое сооружение дамба с. Могсохон. Распоряжением Правительства РБ от 31.10.2003 № 934-р «О проведении инвентаризации гидромелиоративных систем и гидротехнических сооружений» главам муниципальных образований Республики Бурятия рекомендовано организовать рабочие комиссии по проведению инвентаризации бесхозных гидротехнических сооружений. Указанная инвентаризация муниципальным образованием «Могсохонский сомон» не проведена. В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. При этом бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Проверкой установлено, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав на дамбу с. Могсохон отсутствуют. Как следует из информации Хоринского отдела Управления Федеральной службы по регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия данный объект недвижимого имущества не принят на учет в качестве бесхозяйной вещи. Забайкальским управлением Ростехнадзора также сообщено, что дамба с. Могсохон в реестре гидротехнических сооружений Республики Бурятия числятся как объект недвижимого имущества, не имеющий собственника. В реестре муниципального имущества муниципальных образований «Могсохонский сомон» и «Кижингинский район» дамба с. Могсохон не состоит. Пунктом 16 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для водоотведения, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья. В соответствии со статьей 41 устава муниципального образования «Могсохонский сомон» в собственности поселения может находиться имущество, предусмотренное статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Проверкой установлено, что дамба с. Могсохон построена в 1970 году в целях защиты с. Могсохон от вод р. Кодун. При осмотре дамбы выявлено, что тело дамбы на участке пересечения с правым рукавом прорвано, во многих местах дамба разрушена, отмечены понижения гребня дамбы. При этом правый рукав р. Кодун в результате интенсивного разрыва береговой линии значительно продвинулся в сторону жилой застройки села. Процесс водной эрозии продолжается и по сегодняшний день, при непринятии мер по предотвращению вредного воздействия вод в районе с. Могсохон может произойти повреждение автомобильной дороги, линии электропередач и жилых домов. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Пунктом г часть 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Таким образом, в результате бездействия администрации муниципального образования «Могсохонский сомон» по постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи - дамба с. Могсохон - в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с последующей регистрацией права собственности на гидротехнические сооружения, создается реальная угроза возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории сельского поселения. Согласно положениям части 1 статьи 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций. При таких обстоятельствах, суд считает требования прокурора к администрации муниципального образования «Могсохонский сомон» обоснованны и подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Удовлетворить иск прокурора Кижингинского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования«Могсохонский сомон» о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Могсохонский сомон», выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Могсохонский сомон» принять меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Признать бездействия администрации муниципального образования «Могсохонский сомон» выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество незаконным. Обязать администрацию муниципального образования «Могсохонский сомон» принять меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество - бесхозяйную недвижимую вещь - дамбу с. Могсохон. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в 10-дневный срок со дня его вынесения. Федеральный судья: