РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 21 октября 2010 года с. Кижинга Федеральный судья Кижингинского районного суда Республики Бурятия Хулханова Е.К., с участием старшего помощника прокурора Кижингинского района Цыреновой Е.Д., при секретаре Баендуевой Л.А. рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кижингинского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Кижингинский сомон» о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Кижингинский сомон», выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Кижингинский сомон» принять меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, установил: Прокурор Кижингинского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Кижингинский сомон» о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Кижингинский сомон», выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Кижингинский сомон» принять меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Мотивируя, что прокуратурой Кижингинского района совместно с Забайкальским управлением Ростехнадзора проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений. Так, установлено, что на территории муниципального образования «Кижингинский сомон» имеются два гидротехнических сооружения: дамба Худан-Гольской оросительной системы, протяженностью 4,5 км; дамба Краснояровской оросительной системы, протяженностью 5 км. Распоряжением Правительства РБ от 31.10.2003 № 934-р «О проведении инвентаризации гидромелиоративных систем и гидротехнических сооружений» главам муниципальных образований Республики Бурятия рекомендовано организовать рабочие комиссии по проведению инвентаризации бесхозных гидротехнических сооружений. Указанная инвентаризация муниципальным образованием «Кижингинский сомон» не проведена. Проверкой установлено, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав на дамбу Худан-Гольской оросительной системы, дамбу Краснояровской оросительной системы отсутствуют. Как следует из информации Хоринского отдела Управления Федеральной службы по регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия данные объекты недвижимого имущества не приняты на учет в качестве бесхозяйных вещей. Забайкальским управлением Ростехнадзора также сообщено, что дамба Худан-Гольской оросительной системы, дамба Краснояровской оросительной системы в реестре гидротехнических сооружений Республики Бурятия числятся как объекты недвижимого имущества, не имеющие собственника. В реестре муниципального имущества муниципальных образований «Кижингинский сомон» и «Кижингинский район» дамба Худан-Гольской оросительной системы, дамба Краснояровской оросительной системы не состоят. Проверкой установлено, что Краснояровская дамба построена в 1978 году в целях защиты с. Красный Яр от вод р. Кодун. При осмотре дамбы выявлено, отмечены понижения гребня дамбы, размывы дамбы. В соответствии с Технико-экономическим обоснованием «Противопаводковые мероприятия в бассейне р. Уда РБ», разработанным институтом ОАО «Бурятводпроект» в 2005 году, для защиты с. Красный Яр необходимо реконструкция Краснояровской дамбы. Неудовлетворительное состояние также имеет дамба Худан-Гольской оросительной системы. Таким образом, в настоящее время не обеспечено безопасное состояние гидротехнических сооружений. В результате бездействия администрации муниципального образования «Кижингинский сомон» по постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей - дамба Худан-Гольской оросительной системы, дамба Краснояровской оросительной системы - в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с последующей регистрацией права собственности на гидротехнические сооружения, создается реальная угроза возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории сельского поселения. В обоснование своих требований представил доказательства: Справку о проверке ГТС Кижингинского района, Акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, Ответ на запрос с Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РБ, Реестр муниципального имущества МО «Кижингинский сомон», Устав муниципального образования «Кижингинский сомон», Реестр муниципального имущества МО «Кижингинский район». В судебном заседании прокурор Цыренова Е.Д. поддержала требования и пояснила, что в настоящее время ответчиком нарушения не устранены. Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Кижингинский сомон», выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество - бесхозяйных недвижимых вещей дамбу Худан-Гольской оросительной системы, дамбу Краснояровской оросительной системы, незаконным, и возложить обязанность на администрацию муниципального образования «Кижингинский сомон» принять меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество - бесхозяйных недвижимых вещей дамбу Худан-Гольской оросительной системы, дамбу Краснояровской оросительной системы. Ответчик - глава администрации МО «Кижингинский сомон» Дугаров В.Б. исковые требования не признал и пояснил, что ему не понятно, что нужно ставить на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, когда этих дамб давно уже не существуют, их нет. На сегодняшний день дамбы находятся в развалившемся состоянии, к тому же на балансе местного поселения эти дамбы не состоят. Сооружения были построены в 52-54 года, после распада совхоза в 1993-1995 года, дамбы остались без хозяина, так как дамбы были построены работниками совхоза для создания искусственного наводнения для орошения посевных угодий. На сегодняшний день ждут акт инвентаризации, после чего будет ясно, кто хозяин этих сооружений. Начальник Кижингинского филиала Хоринского филиала ФГУ «Управления Бурятмелиоводхоз» Цыденов С.С. показал, что действительно, эти дамбы были построены в годы существования Кижингинского совхоза, в настоящее время, они имеют лишь представление о том, что в «Кижинге» существуют дамбы, после распада Кижингинского совхоза эти дамбы стали безхозным имуществом. Выслушав стороны, суд считает требования прокурора Кижингинского района подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Под гидротехническими сооружениями согласно требованиям статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ понимаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. Статьей 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» определено, что собственник гидротехнического сооружения обязан обеспечить соблюдение норм и правил безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности. Проверкой установлено, что на территории муниципального образования «Кижингинский сомон» имеются два гидротехнических сооружения: дамба Худан-Гольской оросительной системы, протяженностью 4,5 км; дамба Краснояровской оросительной системы, протяженностью 5 км. Распоряжением Правительства РБ от 31.10.2003 № 934-р «О проведении инвентаризации гидромелиоративных систем и гидротехнических сооружений» главам муниципальных образований Республики Бурятия рекомендовано организовать рабочие комиссии по проведению инвентаризации бесхозных гидротехнических сооружений. Указанная инвентаризация муниципальным образованием «Кижингинский сомон» не проведена. В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. При этом бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Проверкой установлено, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав на дамбу Худан-Гольской оросительной системы, дамбу Краснояровской оросительной системы отсутствуют. Как следует из информации Хоринского отдела Управления Федеральной службы по регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия данные объекты недвижимого имущества не приняты на учет в качестве бесхозяйных вещей. Забайкальским управлением Ростехнадзора также сообщено, что дамба Худан-Гольской оросительной системы, дамба Краснояровской оросительной системы в реестре гидротехнических сооружений Республики Бурятия числятся как объекты недвижимого имущества, не имеющие собственника. В реестре муниципального имущества муниципальных образований «Кижингинский сомон» и «Кижингинский район» дамба Худан-Гольской оросительной системы, дамба Краснояровской оросительной системы не состоят. Пунктом 16 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для водоотведения, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья. В соответствии со статьей 41 устава муниципального образования «Кижингинский сомон» в собственности поселения может находиться имущество, предусмотренное статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Проверкой установлено, что Краснояровская дамба построена в 1978 году в целях защиты с. Красный Яр от вод р. Кодун. При осмотре дамбы выявлено, отмечены понижения гребня дамбы, размывы дамбы. В соответствии с Технико-экономическим обоснованием «Противопаводковые мероприятия в бассейне р. Уда РБ», разработанным институтом ОАО «Бурятводпроект» в 2005 году, для защиты с. Красный Яр необходимо реконструкция Краснояровской дамбы. Неудовлетворительное состояние также имеет дамба Худан-Гольской оросительной системы. Таким образом, в настоящее время не обеспечено безопасное состояние гидротехнических сооружений. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Пунктом г часть 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Таким образом, в результате бездействия администрации муниципального образования «Кижингинский сомон» по постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей - дамба Худан-Гольской оросительной системы, дамба Краснояровской оросительной системы - в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с последующей регистрацией права собственности на гидротехнические сооружения, создается реальная угроза возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории сельского поселения. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Пунктом г. часть 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. При таких обстоятельствах, суд считает требования прокурора к администрации муниципального образования «Кижингинский сомон» обоснованны и подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Удовлетворить иск прокурора Кижингинского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Кижингинский сомон» о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Кижингинский сомон», выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Кижингинский сомон» принять меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Признать бездействия администрации муниципального образования «Кижингинский сомон» выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество незаконным. Обязать администрацию муниципального образования «Кижингинский сомон» принять меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество - бесхозяйных недвижимых вещей дамбу Худан-Гольской оросительной системы, дамбу Краснояровской оросительной системы. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в 10-дневный срок со дня его вынесения. Федеральный судья: