Решение от 21.09.2010г. о признании незаконным бездействие администрации МО `Могсохонский сомон` по неприятию мер к устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

С.Кижинга 21 сентября 2010года

Судья Кижингинского районного суда Республики Бурятия Хулханова Е.К., при секретаре Баендуевой Л.А., с участием помощника прокурора Кижингинского района РБ Звездиной И.М., представителя ответчика Чимитдоржиева Ю-Ж.Б., действующего на основании доверенности от 21 сентября 2010года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кижингинского района РБ к администрации МО «Могсохонский сомон» о признании бездействия по непринятию мер к устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, незаконным, и побуждении ответчика устранить указанные нарушения,

у с т а н о в и л :

Обращаясь в суд, прокурор Кижингинского района РБ, просит признать бездействия администрации МО «Могсохонский сомон» по непринятию мер к устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, незаконным, и побуждении ответчика устранить указанные нарушения, указывая, что прокуратурой Кижингинского района по информации главного врача ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия в Кижингинском районе», опубликованной в районной газете «Долина Кижинги» №№ 59-60 от 05.08.2010 года, проведена проверка исполнения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в части обеспечения водоснабжением жителей с. Могсохон. В ходе проверки выявлены грубые нарушения требований санитарных норм и правил при эксплуатации источников водоснабжения, требующие принятия мер прокурорского реагирования. Так, на балансе администрации муниципального образования «Могсохонский сомон» (далее МО «Могсохонский сомон») имеется 2 источника водоснабжения – артезианские скважины, расположенные по адресу: с. Могсохон, ул. Школьная, ул. Нагорная, между тем, скважина, расположенная по адресу с. Могсохон ул. Школьная, не эксплуатируется, водозаборное сооружение «заколочено», скважина, расположенная по ул. Нагорная, находится в конце с. Могсохон на горе, в связи с чем, доступ к источнику водоснабжения затруднен для большого количества людей (пожилые люди, инвалиды, граждане, не имеющие в пользовании транспортных средств). В связи с отсутствием достаточного количества источников водоснабжения питьевой воды более 201 жителя с. Могсохон используют в качестве питьевой воды воду из реки Кодун, в отсутствие заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Кроме того, в нарушение п. 5.5., 5.6. СанПиН 2.1.4.1175-02, предусматривающей, что чистка колодца (каптажа) должна производиться пользователями по первому требованию центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора, но не реже одного раза в год с одновременным текущим ремонтом оборудования и крепления. После каждой чистки или ремонта должна производиться дезинфекция водозаборных сооружений хлорсодержащими реагентами и последующая их промывка. Чистка, дезинфекция и промывка водозаборных сооружений и устройств производится за счет средств органов местного самоуправления, коллективных и индивидуальных пользователей, в 2009, 1 полугодии 2010 года муниципальным образованием «Могсохонский сомон» не проведена чистка колодца и дезинфекция водозаборного сооружения.

Помощник прокурора Кижингинского района РБ Звездина И.М. иск прокурора поддержала.

Представитель ответчика Чимитдоржиев Ю.-Ж.Б. показал, что 14 сентября 2010года дезинфектором ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РБ в Кижингинском районе» Николаевым Э.К. осуществлена промывка, чистка и дезинфекция колодца, расположенного по ул.Нагорная с.Могсохон. Также показал, что администрацией поселения установлены вдоль берега р. Кодун знаки, запрещающие употребление воды. Что касается дополнительного источника водоснабжения, то их поселение вошло в Республиканскую программу, согласно которой в 2011 году будут выделены финансовые средства для его возведения.

Суду представителем ответчика Чимитдоржиевым Ю-Ж.Б. представлен Акт промывки, чистки и дезинфекции колодца от 14 сентября 2010года.

Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В соответствии со статьями 7 и 41 Конституции РФ в Российской Федерации охраняется здоровье людей, каждый имеет право на охрану здоровья.

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определяет, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения согласно статье 1 указанного закона понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Согласно данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РБ в Кижингинском районе в с. Могсохон по состоянию на 01.01.2010 года проживают 1172 человека, имеется 284 хозяйств. Таким образом, наличие 1 источника питьевой воды является недостаточным для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей жителей с. Могсохон.

Статьей 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. При этом использование водного объекта в целях питьевого водоснабжения допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. В ходе судебного заседания было установлено, что жители села используют воду и реки Кодун. Данное обстоятельство не отрицается представителем ответчика. Между тем, установлено, что муниципальным образованием «Могсохонский сомон» санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта – реки Кодун - санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта не получено.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

Согласно требованиям статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды источников нецентрализованного водоснабжения, к выбору места расположения, оборудованию и содержанию водозаборных сооружений и прилегающей к ним территории установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.11.2002 № 40 (СанПиН 2.1.4.1175-02). Пунктом 5.5., 5.6. СанПиН 2.1.4.1175-02 определено, что чистка колодца (каптажа) должна производиться пользователями по первому требованию центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора, но не реже одного раза в год с одновременным текущим ремонтом оборудования и крепления. После каждой чистки или ремонта должна производиться дезинфекция водозаборных сооружений хлорсодержащими реагентами и последующая их промывка. Чистка, дезинфекция и промывка водозаборных сооружений и устройств производится за счет средств органов местного самоуправления, коллективных и индивидуальных пользователей. Между тем, согласно проверки, в 2009, 1 полугодии 2010 года муниципальным образованием «Могсохонский сомон» не проведена чистка колодца и дезинфекция водозаборного сооружения.

В ходе судебного заседания представителем ответчика представлен АКТ промывки, чистки и дезинфекции колодца от 14 сентября 2010года.

Представитель ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РБ в Кижингинском районе» Жамбалов Ж.Б. показал, что специалистом Центра резервуар хозяйственно-питьевого водоснабжения, расположенный в с.Могсохон на ул.Нагорная, подвергнут чистке, промывке и дезинфекции. Между тем, доказательств установки вдоль побережья р.Кодун запрещающих употребление воды знаков не представлено.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства нашли подтверждение факты неисполнения органом местного самоуправления своих обязанностей по надлежащей организации водоснабжения населения. Указанные обстоятельства могут привести к нарушению прав неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом и на защиту прав граждан поселения.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Могсохонский сомон» по непринятию мер к устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Обязать администрацию муниципального образования «Могсохонский сомон» создать дополнительный источник водоснабжения питьевой воды в с. Могсохон; установить на р. Кодун знаки, содержащие запрет на употребление воды в бытовых целях.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней с даты принятия.

Судья