РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 28 июля 2011 года с. Кижинга Кижингинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Дымпиловой Э.В., при секретаре Игнатьевой И.В., с участием прокурора Кижингинского района Раданаева А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кижингинского района Республики Бурятия в интересах Черных Василия Афанасьевича о признании незаконными действия Административной комиссии Железнодорожного района г. Улан-Удэ по предъявлению постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении в отношении Черных В.А. для принудительного взыскания в Кижингинский районный ОСП УФССП по РБ, о признании незаконными действия судебного пристава-исполнителя Кижингинского районного отдела ОСП УФССП по РБ Хажеевой С.П. по взысканию административно штрафа, исполнительского сбора с Черных В.А. по постановлению Административной комиссии Железнодорожного района г. Улан-Удэ, об обязании Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия возвратить Черных В.А. из республиканского бюджета сумму излишне взысканного административного штрафа в размере 400 рублей, об обязании Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия возвратить Черных В.А. из федерального бюджета сумму незаконно взысканного исполнительского сбора в размере 500 рублей, установил: Прокурор Кижингинского района обратился в суд с иском в интересах Черных В.А. о признании незаконными действия Административной комиссии Железнодорожного района г. Улан-Удэ по предъявлению постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении в отношении Черных В.А. для принудительного взыскания в Кижингинский районный ОСП УФССП по РБ, о признании незаконными действия судебного пристава-исполнителя Кижингинского районного отдела ОСП УФССП по РБ Хажеевой С.П. по взысканию административно штрафа, исполнительского сбора с Черных В.А. по постановлению Административной комиссии Железнодорожного района г. Улан-Удэ, об обязании Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия возвратить Черных В.А. из республиканского бюджета сумму излишне взысканного административного штрафа в размере 400 рублей, об обязании Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия возвратить Черных В.А. из федерального бюджета сумму незаконно взысканного исполнительского сбора в размере 500 рублей. В судебном заседании прокурор Раднаев А.В. поддержал исковые требования и пояснил, что Черных В.А. оплатил штраф в сумме 400 рублей, наложенный на него административной комиссией Железнодорожного района г.Улан-Удэ. Данное обстоятельство подтверждается платежным поручением от 05 мая 2010 года. Согласно объяснений Черных В.А. квитанцию об оплате он отдал в административную комиссию. Таким образом, он исполнил свою обязанность по уплате административного штрафа. Однако, административная комиссия Железнодорожного района г.Улан-Удэ, не проверив информацию об оплате штрафа, без законных на то оснований направила копию постановления для исполнения в принудительном порядке в Кижингинский РОССП УФССП по РБ. Судебный пристав-исполнитель Кижингинского РОССП Хажеева С.П., несмотря на объяснения Черных В.А. об уплате штрафа в сумме 400 рублей, на его устные ходатайства о запросе указанных сведений в банке, не имея на то оснований, направила постановление административной комиссии для исполнения в Пенсионный фонд. Кроме того, вынесла постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 500 рублей. Указанные суммы были удержаны с пенсии Черных В.А. в апреле 2011 года. Черных В.А. в силу своего возраста, состояния здоровья не смог защитить свои интересы, в связи с чем он обратился к прокурору района. После проведенной проверки прокурор обратился в суд с указанным иском. Таким образом, считает несостоятельными доводы стороны ответчика о том, что ими пропущен срок подачи заявления. В порядке ст.45 ГПК РФ. Постановление о взыскании исполнительского сбора отменено, но исполнительский сбор в сумме 500 рублей до настоящего времени не возвращен. Также до настоящего времени не возвращен Черных В.А. незаконно взысканный штраф в сумме 400 рублей. Истец Черных В.А. пояснил, что действительно он был подвергнут административному штрафу Административной комиссией Железнодорожного района г. Улан-Удэ в сумме 400 рублей. Он уплатил штраф полностью, квитанцию отдал в кабинет № 8 или 9 администрации Железнодорожного района г.Улан-Удэ. После его в административную комиссию не вызывали, не спрашивали об оплате штрафа. Однако его вызвали судебные приставы Кижингинского района и стали требовать, чтобы он уплатил штраф. Он неоднократно пояснял, что административный штраф уплачен им в мае 2010 года, оригинал квитанции отдан в административную комиссию. Кроме того, пояснял, что в силу возраста, состояния здоровья и материального положения ему не представляется возможным обратиться в отделение Сберегательного банка, расположенное в г. Улан-Удэ за получением дубликата платежного документа. Он просил сделать запросы в административную комиссию или же в отделение сбербанка, однако судебные приставы- исполнители проигнорировали его заявления и принудительно взыскали штраф с его пенсии. Кроме того незаконно взыскали исполнительский сбор в размере 500 рублей. Эти деньги ему до сих пор не возвращены. Он болен онкологическим заболеванием и в силу здоровья ему трудно было дополнительно ездить в г. Улан-Удэ из с. Михайловка Кижингинского района для того, чтобы разбираться по поводу квитанции. Судебные приставы-исполнители должны были запросить информацию по уплате штрафа, однако этого не сделали и взыскали с него лишние 900 рублей. Просит признать незаконными действия ответчиков и обязать вернуть ему излишне взысканные деньги. Ответчик – судебный пристав-исполнитель Кижингинского районного отдела ОСП УФССП по РБ Хажеева С.П. в судебное заседание не явилась, хотя была надлежащим образом уведомлена о времени и месте судебного разбирательства. Представитель ответчика – Управления Федеральной службы судебных приставов по РБ Базаржапова Д.Д., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и пояснила, что в Кижингинский отдел ССП поступил исполнительный документ о взыскании с Черных В.А. административного штрафа в размере 400 рублей из административной комиссии Железнодорожного района г. Улан-Удэ. Черных В.А. пояснил им, что он оплатил указанный штраф, однако не представил оправдательного документа (квитанции об уплате штрафа). Судебный пристав-исполнитель предложил в подтверждение своих доводов предоставить квитанцию об уплате штрафа либо ее дубликат. Черных В.А. не представил никаких документов, поэтому исполнительный документ был направлен в отделение Пенсионного фонда для удержания из пенсии должника. Штраф удержан из пенсии в апреле 2011 года. Вместе с тем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 500 рублей, который также взыскан. В настоящее время ими вынесено постановление об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора, и исполнительский сбор в сумме 500 рублей будет возвращен Черных В.А. Считает, что Черных В.А. пропустил срок для обжалования действий судебного пристава-исполнителя по поводу взыскания штрафа, поэтому в этой части просит в удовлетворении исковых требований отказать. Представитель Административной комиссии Железнодорожного района г. Улан-Удэ в судебное заседание не явился, хотя был надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного разбирательства. Однако в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии. В своих письменных возражениях ответчик иск не признал, указывает, что в административную комиссию Железнодорожного района г.Улан-Удэ копия документа об уплате штрафа Черных В.А. не поступала. В связи с чем 07 декабря 2010 года постановление о наложении штрафа на Черных В.А. было направлено для исполнения в Кижингинский РОССП УФССП по РБ. с 16 ноября 2009 года были изменены реквизиты поступлений от денежных взысканий, зачисляемые в бюджеты субъектов РФ, вследствие чего сверка расчетов по взысканным штрафам с финансово-экономическим отделом Администрации Президента и Правительства РБ не представляется возможной. Таким образом, считают, что у должностных лиц администрации Железнодорожного района г.Улан-Удэ отсутствовала объективная возможность выявить факт уплаты Черных В.А. административного штрафа. Представитель Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия в судебное не явился, хотя был надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного разбирательства. Однако, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии. В своем отзыве ответчик указывает, что сведения о повторном взыскании Кижингинским РОССП УФССП по РБ с Черных В.А. административного штрафа в размере 400 рублей в финансово-экономическом отделе Администрации Президента и Правительства РБ отсутствуют. Каких-либо документов, подтверждающих факт уплаты административного штрафа, к ним не поступало. Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд считает исковые требования прокурора Кижингинского района подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что прокуратурой Кижингинского района в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» по жалобе гр.Черных В.А. проведена проверка соблюдения административного законодательства. При этом выявлены нарушения прав и законных интересов гр.Черных В.А., который в силу своего возраста, состояния здоровья не мог сам обратиться в суд. В связи с чем прокурор обратился в суд с иском в интересах Черных В.А. В судебном заседании установлено, что 14.04.2010 года Административной комиссией Железнодорожного района г. Улан-Удэ вынесено постановление о привлечении Черных В.А., 20.02.1939 года рождения, проживающего: Кижингинский район, с. Михайловка, ул. Школьная, 29, к административной ответственности, предусмотренной статьей 2 Закона РБ от 13.10.2005 № 1280-III «Об административных правонарушениях», с назначением наказания в виде штрафа в размере 400 рублей. В соответствии с частью 1 статьи 32.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. В установленный законом срок Черных В.А. оплатил административный штраф в размере 400 рублей. Квитанцию об оплате, как поясняет Черных В.А., он представил в Административную комиссию Железнодорожного района г. Улан-Удэ в мае 2010 года. Доводы Черных В.А. сторонами не опровергнуты. Кроме того, указанное подтверждается платежным поручением от 05.05.2010 № 783, представленным административной комиссией Железнодорожного района г.Улан-Удэ. Согласно требованиям части 5 статьи 32.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 данной статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в принудительном порядке. Однако, Административная комиссия Железнодорожного района г. Улан-Удэ, не проверив факт уплаты административного штрафа Черных В.А., 07.12.2010 года постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении в отношении Черных В.А. направила для принудительного исполнения в Кижингинский районный ОСП УФССП по РБ. Данный факт подтвержден письмом председателя Административной комиссии Железнодорожного района г. Улан-Удэ от 10.06.2011 № 1735-10. На основании данного исполнительного документа 24.12.2010 года в отношении Черных В.А. судебным приставом-исполнителем Кижингинского районного ОСП УФССП по РБ Хажеевой С.П. возбуждено исполнительное производство № 081/11/3871/2/2010. В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» стороны исполнительного производства вправе знакомиться давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, заявлять ходатайства и возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве. При обращении судебного пристава-исполнителя к Черных В.А., последний пояснял, что административный штраф уплачен в мае 2010 года, оригинал квитанции отдан в административную комиссию. Кроме того, Черных В.А. пояснял, что в силу возраста, состояния здоровья и материального положения ему не представляется возможным обратиться в отделение Сберегательного банка, расположенное в г. Улан-Удэ за получением дубликата платежного документа. Он заявил судебному приставу-исполнителю устное ходатайство о запросе сведений об уплате штрафа в компетентные органы. Согласно требованиям статьи 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве, иные действия. Однако, при наличии сведений об исполнении постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении в отношении Черных В.А., судебным приставом-исполнителем Кижингинского районного ОСП УФССП по РБ Хажеевой С.П. меры, направленные на установление факта добровольной оплаты административного штрафа, не предприняты, его устное ходатайство не разрешено, не отобраны какие-либо объяснения от должника. Также Хажеевой С.П. не истребована соответствующая информация в Административной комиссии Железнодорожного района г. Улан-Удэ, Администрации Президента и Правительства РБ, кредитных учреждениях, не проведены иные мероприятия. В соответствии со статьей 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Учитывая, что административный штраф уплачен Черных В.А. до возбуждения исполнительного производства, судебным приставом-исполнителем Кижингинского районного ОСП УФССП по РБ Хажеевой С.П. без наличия законных оснований вынесено 30.12.2010 года постановление о взыскании исполнительского сбора. В рамках исполнительного производства № 081/11/3871/2/2010 судебным приставом-исполнителем Хажеевой С.П. наложено взыскание на пенсию Черных В.А. В судебном заседании установлено, что в марте 2011 года с пенсии Черных В.А. удержана сумма в размере 900 рублей: 400 рублей – административный штраф, 500 рублей – исполнительский сбор. Денежные средства в размере 400 рублей перечислены Пенсионным фондом РФ в пользу Административной комиссии Железнодорожного района г. Улан-Удэ 14.04.2010 года; 500 рублей перечислено в пользу Кижингинского районного ОСП УФССП по РБ. Таким образом, в результате незаконных действий Административной комиссии Железнодорожного района г. Улан-Удэ, судебного пристава-исполнителя Кижингинского районного ОСП УФССП по РБ Хажеевой С.П. с Черных В.А. дважды взыскан административный штраф на общую сумму 800 рублей, а также исполнительский сбор в размере 500 рублей. В соответствии с частью 5 статьи 3.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно части 3 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ к неналоговым доходам бюджета бюджетов относятся средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия. На основании части 4 статьи 46 Бюджетного кодекса РФ суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации (в части бюджетов субъектов Российской Федерации), а также денежных взысканий (штрафов), установленных законами субъектов Российской Федерации, подлежат зачислению в бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов. Поскольку Черных В.А. привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 2 Закона РБ от 13.10.2005 № 1280-III «Об административных правонарушениях», излишне взысканная сумма административного штрафа зачислена в бюджет Республики Бурятия. Согласно статье 20 Бюджетного кодекса РФ классификация доходов бюджетов Российской Федерации включает в себя код главного администратора доходов бюджета, код вида доходов, код подвида доходов, код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов. При этом перечень и коды главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете. Перечень главных администраторов доходов республиканского бюджета – органов государственной власти Республики Бурятия, органов местного самоуправления в Республике Бурятия – утвержден Приложением № 1 к Закон РБ от 10.12.2010 № 1847-IV «О республиканском бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». В соответствии с указанным Приложением главным администратором денежных поступлений в виде штрафов, налагаемых Административной комиссией Железнодорожного района г. Улан-Удэ, является Администрация Президента и Правительства РБ. Как следует из статьи 218 Бюджетного кодекса РФ, исполнение бюджетов по доходам предусматривает возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм. Согласно требованиям статьи 160.1 Бюджетного кодекса РФ к полномочиям администратора доходов бюджета относится принятие решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов; представление поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов РФ. Данное полномочие Администрации Президента и Правительства РБ также закреплено Постановлением Правительства РБ от 11.03.2008 № 98 «Об утверждении Порядка осуществления бюджетных полномочий главными администраторами доходов республиканского бюджета и главными администраторами источников финансирования дефицита республиканского бюджета, являющимися органами государственной власти Республики Бурятия, и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями», Указом Президента РБ от 09.10.2007 № 589 «Об утверждении Положения и структуры Администрации Президента и Правительства РБ». Таким образом, возврат излишне взысканного административного штрафа в размере 400 рублей с Черных В.А. входит в компетенцию Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия. В соответствии со статьей 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Согласно Приложению № 6 к Федеральному закону от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» Федеральная служба судебных приставов является главным администратором дохода федерального бюджета – исполнительского сбора. Пунктом 5 Правил возврата должнику исполнительского сбора, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 550, определено, что возврат исполнительского сбора, перечисленного на счета, открытые органам Федерального казначейства, осуществляется территориальными органами Федерального казначейства на основании платежного документа администратора доходов бюджета (соответствующего территориального органа Федеральной службы судебных приставов). В связи с чем, возврат излишне взысканного исполнительского сбора в размере 500 рублей с Черных В.А. входит в компетенцию Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия. В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию. Доводы представителя ответчика – Управления Федеральной службы судебных приставов по РБ Базаржаповой Д.Д. о том, что в силу того, Черных В.А. пропустил 10- дневной срок на обжалование действий судебного пристава-исполнителя, жалоба не подлежит удовлетворению, суд считает несостоятельными, поскольку предметом разбирательства является иск прокурора в интересах Черных В.А., а не жалоба. Статьей 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Черных В.А., 20.02.1939 года рождения, являясь в силу возраста пенсионером, имеет онкологическое заболевание, что расценивается судом, как уважительная причина невозможности Черных В.А. самостоятельно защищать свои права и интересы в судебной инстанции. Данные обстоятельства подтверждаются выписным эпикризом, справкой Бурятского республиканского клинического онкологического диспансера. Доводы представителя ответчика – Управления Федеральной службы судебных приставов по РБ Базаржаповой Д.Д. о том, что постановление о взыскании исполнительского сбора ими отменено, и Черных В.А. будут возвращены излишне взысканные 500 рублей, не могут быть приняты во внимание и не являются основанием для прекращении производства по делу, поскольку денежные средства до настоящего времени Черных В.А. не получены, и основания для производства по гражданскому делу не отпали. В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ присуждение к исполнению обязанности в натуре, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, являются способами защиты гражданских прав. При таких обстоятельствах, суд считает необходимым признать незаконными действия Административной комиссии Железнодорожного района г. Улан-Удэ по предъявлению постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении в отношении Черных В.А. для принудительного взыскании в Кижингинский районный ОСП УФССП по РБ; признать незаконными действия судебного пристава исполнителя Кижингинского районного ОСП УФССП по РБ Хажеевой С.П. по взысканию административного штрафа, исполнительского сбора с Черных В.А. по постановлению Административной комиссии Железнодорожного района г. Улан-Удэ; обязать Администрацию Президента и Правительства РБ возвратить Черных В.А. из республиканского бюджета сумму излишне взысканного административного штрафа в размере 400 рублей; обязать Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия возвратить Черных В.А. из федерального бюджета сумму незаконно взысканного исполнительского сбора в размере 500 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Иск прокурора Кижингинского района Республики Бурятия в интересах Черных Василия Афанасьевича о признании незаконными действия Административной комиссии Железнодорожного района г. Улан-Удэ по предъявлению постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении в отношении Черных В.А. для принудительного взыскания в Кижингинский районный ОСП УФССП по РБ, о признании незаконными действия судебного пристава-исполнителя Кижингинского районного отдела ОСП УФССП по РБ Хажеевой С.П. по взысканию административно штрафа, исполнительского сбора с Черных В.А. по постановлению Административной комиссии Железнодорожного района г. Улан-Удэ, об обязании Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия возвратить Черных В.А. из республиканского бюджета сумму излишне взысканного административного штрафа в размере 400 рублей, об обязании Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия возвратить Черных В.А. из федерального бюджета сумму незаконно взысканного исполнительского сбора в размере 500 рублей – удовлетворить. Признать незаконными действия Административной комиссии Железнодорожного района г. Улан-Удэ по предъявлению постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении в отношении Черных В.А. для принудительного взыскании в Кижингинский районный ОСП УФССП по РБ. Признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя Кижингинского районного ОСП УФССП по РБ Хажеевой С.П. по взысканию административного штрафа, исполнительского сбора с Черных В.А. по постановлению Административной комиссии Железнодорожного района г. Улан-Удэ. Обязать Администрацию Президента и Правительства РБ возвратить Черных Василию Афанасьевичу из республиканского бюджета сумму излишне взысканного административного штрафа в размере 400 рублей. Обязать Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия возвратить Черных Василию Афанасьевичу из федерального бюджета сумму незаконно взысканного исполнительского сбора в размере 500 рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в десятидневный срок со дня его вынесения в окончательной форме. Федеральный судья: