Решение по иску прокурора к администрации МО `Нижнекодунский сомон` об обязании сформировать список граждан нуждающихся в получении жилиых помещений.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 марта 2012 года с.Кижинга

Судья Кижингинского районного суда Республики Бурятия Хулханова Е.К., при секретаре Баендуевой Л.А., с участием старшего помощника прокурора Кижингинского района РБ Цыреновой Е.Д., действующей на основании доверенности от 06 марта 2012 года, представителя ответчика, главы администрации МО «Нижнекодунской сомон» Рантарова Б.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора прокурора Кижингинского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования «Нижнекодунский сомон» о признании незаконным бездействия по непринятию мер к надлежащему ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и об обязании ответчика устранить выявленные нарушения,

у с т а н о в и л:

Обращаясь в суд, прокурор Кижингинского района РБ, действуя в интересах неопределенного круга лиц, просит признать бездействия администрации МО «Нижнекодунский сомон» по непринятию мер к надлежащему ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях незаконными и обязать ответчика устранить выявленные нарушения.

В судебном заседании старший помощник прокурора Цыренова Е.Д. иск прокурора поддержала и показала, что прокуратурой Кижингинского района проведена проверка соблюдения жилищного законодательства в деятельности муниципального образования «Нижнекодунский сомон», в результате которой установлено, что 26.12.2005 года начата Книга регистрации заявлений граждан, о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В нарушение требований законодательства муниципальным образованием нумерация заявлений осуществляется по годам с нарушением принципа непрерывности: ежегодно учет заявлений осуществляется с номера 1. В записях под номерами с 9 по 33 отсутствуют даты подачи заявлений граждан. Согласно требованиям статьи 15 Закона РБ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» решение органа местного самоуправления о принятии на учет или отказе в принятии на учет принимается не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня предоставления документов. При этом орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет или отказе в принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, извещение. Прокуратурой установлено, что органом местного самоуправления не вносятся в Книгу регистрации заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях записи о решениях о принятии на учет или отказе (дата, номер) – записи под номерами 7, с 33-39; сообщении о принятом решении (дата, № письма).Пунктом 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ определено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения. Данное положение отражено в статье 18 Закона РБ от 07.07.2006 № 1732-III, согласно которой граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения. В целях своевременного контроля за законностью нахождения граждан в очереди на получение жилых помещений Законом РБ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» в статье 16 определено, что органами местного самоуправления один раз в 2 года проводится перерегистрация граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Согласно части 2 данной статьи для прохождения перерегистрации гражданин обязан предоставить в орган местного самоуправления документы, подтверждающие его статус малоимущего и нуждающегося в жилом помещении. В соответствии со статьей 18 Закона РБ от 07.07.2006 № 1732-III решение о снятии с учета гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении должно быть приняты органом местного самоуправления не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Проверкой установлено, что с момента начала осуществления деятельности по регистрации граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, т.е. с 26.12.2005 года, и по настоящее время перерегистрация граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, не производилась. Вследствие данного нарушения не сняты с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении граждане, получившие жилищные субсидии в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года», ФЦП «Жилище». Так, на основании приказа Министра сельского хозяйства и продовольствия РБ от 04.06.2010 № 68 выделены средства на приобретения жилья Содбоевой С.П., Шагдарову А.Д. На момент проверки данные граждане не исключены из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Проверкой установлено, что администрацией МО «Нижнекодунский сомон» в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по программе «Молодая семья» включены Дашиев З.П., Соловьева А.Ю., по программе «Молодой специалист» - Зундуева Н.Д. Вместе с тем, в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях заявления данных граждан не учтены. В соответствии со статьей 12 Закона РБ от 07.07.2006 № 1732-III граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, включаются в общий список с одновременным включением в отдельные списки таких граждан. Проверкой установлено, что администрацией муниципального образования «Нижнекодунский сомон» отдельный список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, не ведется. Статьей 9 Закона РБ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» определено, что на каждого гражданина, принятого на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, заводится учетное дело, в котором содержатся все необходимые документы, послужившие основанием для принятия решения о постановке на учет. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в Книге регистрации граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, составленной по форме согласно приложению 4 к данному Закону. Номер учетного дела не изменяется до получения гражданином жилого помещения по договору социального найма либо снятия его с учета по иным основаниям. Учетное дело хранится десять лет после предоставления жилого помещения по договору социального найма, а затем уничтожается в установленном порядке. Как показала проверка, администрацией МО «Нижнекодунский сомон» Книга регистрации граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, не ведется. На граждан, в отношении которых приняты решения о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, не заведены учетные дела.

Представитель ответчика Рантаров Б.П. с требованиями прокурора согласен, показал, что администрацией сомона принимаются меры по устранению выявленных нарушений. Полагает, что в срок до 01 июня 2012 года все нарушения будут устранены и деятельность администрации по соблюдению жилищного законодательства приведена в соответствие с действующим законодательством.

Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает требования иска подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

В соответствии со ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. На территории Республики Бурятия порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлен Законом РБ от 07.07.2006 № 1732-III «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Согласно ст. 8 Закона РБ от 07.07.2006 № 1732-III заявление о принятии на учет регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, составленной по форме согласно приложению 3 к Закону. Форма Книги регистрации заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утвержденная вышеуказанным законом, не предусматривает разделение нумерации заявлений, по годам.

Ст.57 ЖК РФ установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Как установлено в суде, в МО «Нижнекодунский сомон» нумерация заявлений осуществляется по годам с нарушением принципа непрерывности: ежегодно учет заявлений осуществляется с номера 1. В записях под номерами с 9 по 33 отсутствуют даты подачи заявлений граждан.

Согласно требованиям ст.15 Закона РБ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» решение органа местного самоуправления о принятии на учет или отказе в принятии на учет принимается не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня предоставления документов. При этом орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет или отказе в принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, извещение.

Как следует из материалов дела, ответчиком не вносятся в Книгу регистрации заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях записи о решениях о принятии на учет или отказе.

П.4 ч.1 ст.56 ЖК РФ определено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения. Данное положение отражено в статье 18 Закона РБ от 07.07.2006 № 1732-III, согласно которой граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения. В целях своевременного контроля за законностью нахождения граждан в очереди на получение жилых помещений Законом РБ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» в статье 16 определено, что органами местного самоуправления один раз в 2 года проводится перерегистрация граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Как установлено и не оспаривается ответчиком, с момента начала осуществления деятельности по регистрации граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, т.е. с 26.12.2005 года, и по настоящее время перерегистрация граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, не производилась. Вследствие чего не сняты с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении граждане, получившие жилищные субсидии в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года», ФЦП «Жилище». Так, на основании приказа Министра сельского хозяйства и продовольствия РБ от 04.06.2010 № 68 выделены средства на приобретения жилья Содбоевой С.П., Шагдарову А.Д. Вместе с тем, в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях заявления Дашиева З.П., Соловьева А.Ю., Зундуева Н.Д. не учтены.

В соответствии со статьей 12 Закона РБ от 07.07.2006 № 1732-III граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, включаются в общий список с одновременным включением в отдельные списки таких граждан. Как установлено в суде, ответчиком отдельный список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, не ведется.

Ст. 9 Закона РБ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» определено, что на каждого гражданина, принятого на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, заводится учетное дело, в котором содержатся все необходимые документы, послужившие основанием для принятия решения о постановке на учет. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в Книге регистрации граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, составленной по форме согласно приложению 4 к данному Закону. Номер учетного дела не изменяется до получения гражданином жилого помещения по договору социального найма либо снятия его с учета по иным основаниям. Учетное дело хранится десять лет после предоставления жилого помещения по договору социального найма, а затем уничтожается в установленном порядке.

Между тем, администрацией МО «Нижнекодунский сомон» Книга регистрации граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, не ведется. На граждан, в отношении которых приняты решения о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, не заведены учетные дела.

Ст.45 ГПК РФ предусматривает право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Нарушения жилищного законодательства при ведении учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий нарушают права граждан, состоящих в очереди, поскольку отсутствие учетных дел, очередь, сформированная не по принципу непрерывности, включающая в себя граждан, утративших право на получение жилищных условий, не позволяет гражданам своевременно получить жилые помещения. Кроме того, выявленные нарушения влияют на права граждан, которые в будущем могут обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, т.к. будут включены в очередь, сформированную ненадлежащим образом. В связи с чем, настоящее заявление подано прокурором района в интересах неопределенного круга лиц.

Статей 12 ГК РФ закреплен такой способ защиты нарушенного гражданского права как присуждение к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,

р е ш и л :

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Нижнекодунский сомон» по непринятию мер к надлежащему ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

Обязать администрацию муниципального образования «Нижнекодунский сомон» в срок до 01.07.2012 года устранить выявленные нарушения законодательства: сформировать очередь граждан нуждающихся в получении жилых помещений непрерывно с 26.12.2005 года; внести в Книгу учета заявлений записи о принятом решении по постановке на учет граждан, о сообщении заявителю о принятом решении; произвести перерегистрацию граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; снять с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении Содбоеву С.П., Шагдарова А.Д.; после перерегистрации завести и заполнить Книгу регистрации граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма; после перерегистрации завести учетные дела на граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий; после перерегистрации сформировать список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма.

Решение может обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 30 дней с даты принятия окончательного решения.

Судья