РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 марта 2012 года с. Кижинга Судья Кижингинского районного суда Республики Бурятия Хулханова Е.К., при секретаре Дансарановой Г.Д., с участием помощника прокурора Кижингинского района РБ Инхереева Н.Б., представителя ответчика Жанаева Б.В., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кижингинского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Кижингинский район» об обязании разработать схему дислокации дорожных знаков в соответствии с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 52290 2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования», утвержденного приказом Федерального агенства РФ по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 № 121-ст; определить границы полосы отводы автомобильной дороги Кижинга - Сулхара, протяженностью 18,75 км в соответствии с нормами, установленными Постановлением Правительства РФ от 02.09.2009 № 717 « О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса», У С Т А Н О В И Л: Обращаясь в суд, прокурор Кижингинского района РБ, просит устранить выявленные нарушения в ходе проверки соблюдения правил установки дорожных знаков на территории МО «Кижингинский сомон». В судебном заседании прокурор Инхереев Н.Б. увеличил размер исковых требований, а именно просит обязать ответчика разработать схему дислокации дорожных знаков, а также установить дорожные знаки в соответствии с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 52290 2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования», утвержденного приказом Федерального агентства РФ по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 г. № 121-ст. А также просит обязать ответчика определить границы отвода автомобильной дороги «Кижинга-Сулхара», протяженностью 18,75 км в соответствии с нормами, установленными Постановлением Правительства РФ от 02.09.2009 № 717 «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и объектов дорожного сервиса». При этом пояснил, что отсутствие утвержденной схемы дислокации может повлечь за собой неправильную установку дорожных знаков в населенных пунктах, что приведет к снижению уровня безопасности дорожного движения, возникновению аварийных ситуаций на дорогах и увеличению риска причинения гражданам вреда жизни и здоровью, а также необоснованное привлечение граждан к административной и уголовной ответственности. Отсутствие полосы отвода не позволяет установить дорожные сооружения на указанной дороге, обеспечить их сохранность, что приводит к возникновению аварийных ситуаций на дороге, т.к. не регулировано знаками дорожное движение. В связи с тем, что не определена граница отвода полосы автомобильной дороги Кижинга – Сулхара нарушаются права граждан на наличие на дороге объектов дорожного сервиса (автозаправочные станции, кемпинги, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, а также необходимые места отдыха и стоянки транспортных средств), а также права граждан, имеющих право на открытие объектов дорожного сервиса. Представитель ответчика – Балданов В.А. иск прокурора признал и пояснил, что согласно справки ООО «Байкалтехпроект» стоимость Проекта организации дорожного движения по дорогам местного значении я в Кижингинском районе Республики Бурятия составит ориентировочно 5000 рублей за один километр дороги. Средняя стоимость кадастровых работ при постановке на кадастровый учет дорог муниципального значения составляет около 20000 (двадцать тысяч) рублей на 1 погонный километр, что следует из справки кадастрового инженера ООО «Геоид». Поэтому ориентировочно Смета расходов на разработку схемы, дислокации дорожных знаков и межевание на муниципальных дорогах Кижингинского района составит 3675000 рублей. В связи с дефицитом местного бюджета на текущий год просит дать срок для выполнения требований прокурора на разработку схемы дислокации дорожных знаков и их установку в соответствии с требованиями Государственного стандарта до 01 августа 2012 года. А для определения границ полосы отвода автомобильной дороги Кижинга – Сулхара, протяженностью 18,75 км в соответствии с нормами, установленными Постановлением Правительства РФ от 02.09.2009 № 717 «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса» срок до 01 июля 2013 года. Представитель третьего лица на стороне истца – старший государственный инспектор дорожного надзора Мункуев А.С. иск прокурора поддерживает в полном объеме, возражений по поводу сроков на устранение указанных недостатков, о которых просит представитель ответчика, не имеет. Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора Кижингинского района подлежащими удовлетворению. Так, в соответствии пункту 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичные полномочия предоставлены муниципальному району статьей 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257 дано определение дорожной деятельности – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Согласно пункту 1 раздела 1 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной Приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 №160, классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них распространяется на автомобильные дороги общего пользования, расположенные на территории Российской Федерации. Как следует из пункта 15 данной Классификации разработка схем дислокации дорожных знаков и разметки отнесена к прочим работам по содержанию автомобильных дорог. В силу статьи 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Пунктом 4.1.1. Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принятого постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 №221 и введенного в действие с 01.07.1994 года), предусмотрено, что автомобильные дороги должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными и размещенными в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257 под полосой отвода автомобильной дороги понимаются земельные участки, которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса. Согласно статье 25 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. В границах полосы отвода автомобильной дороги запрещаются: выполнение работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса; размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса; распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта, за исключением работ по содержанию полосы отвода автомобильной дороги или ремонту автомобильной дороги, ее участков; выпас животных, а также их прогон через автомобильные дороги вне специально установленных мест, согласованных с владельцами автомобильных дорог; установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения; установка информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности. В судебном заседании установлено, что администрацией МО «Кижингинский район» не разработана схема дислокации дорожных знаков и не установлены дорожные знаки в соответствии с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 52290 2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования», утвержденного приказом Федерального агентства РФ по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 г. № 121-ст. Также администрацией МО «Кижингинский район» не определены границы полосы отвода автомобильной дороги общего пользования Кижинга – Сулхара, протяженностью 18,75 км. Решением Совета депутатов МО «Кижингинский район» от 20.12.2010 № 160 утверждена схема территориального планирования МО «Кижингинский район». В соответствии с данным правовым актом автомобильная дорога Кижинга - Сулхара требует проведения капитального ремонта. Учитывая, что в настоящее время не определена полоса отвода вблизи данной дороги допускается распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта, что нарушает целостность автомобильной дороги. В настоящее время затруднено проведение работ по капитальному ремонту дороги Кижинга-Сулхара, поскольку отсутствует законное место для размещения сооружений и других объектов, предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта. Кроме того, отсутствие полосы отвода не позволяет установить дорожные сооружения на указанной дороге, обеспечить их сохранность, что приводит к возникновению аварийных ситуаций на дороге, т.к. не регулировано знаками дорожное движение. Согласно ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно соответствует требованиям закона и не нарушает интересы третьих лиц. Суд принимает во внимание, что бюджет МО «Кижингинский район» сформирован на текущий год, имеется снижение дотаций их республиканского бюджета, пояснения представителя ответчика, поэтому считает возможным согласиться с ходатайством администрации Кижингинского района и устанавливает срок для исполнения решения суда на разработку схемы дислокации дорожных знаков и их установку в соответствии с требованиями Государственного стандарта до 01 августа 2012 года, а для определения границ полосы отводы автомобильной дороги Кижинга – Сулхара, протяженностью 18,75 км в соответствии с нормами, установленными Постановлением Правительства РФ от 02.09.2009 № 717 «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса» срок до 01 июля 2013 года. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Удовлетворить иск прокурора Кижингинского района Республики Бурятия. Обязать Администрацию муниципального образования «Кижингинский район» разработать схему дислокации дорожных знаков в соответствии с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 52290 2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования», утвержденного приказом Федерального агентства РФ по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 г. № 121-ст, их установку в срок до 01 августа 2012 года. Обязать Администрацию муниципального образования «Кижингинский район» определить границы полосы отводы автомобильной дороги Кижинга – Сулхара, протяженностью 18,75 км в соответствии с нормами, установленными Постановлением Правительства РФ от 02.09.2009 № 717 «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса» в срок до 01 июля 2013 года. Решение может быть обжаловано в течение 30 дней со дня вынесения решения в апелляционном порядке Верховный суд Республики Бурятия через Кижингинский районный суд. Федеральный судья