Решение по иску прокурора к МО `Нижнекодунский сомон` об обязании ликвидировать несанкционированные свалки.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

С.Кижинга 26 июня 2012 г.

Судья Кижингинского районного суда Республики Бурятия Хулханова Е.К., при секретаре Самбуевой А.А., с участием помощника прокурора Кижингинского района РБ Инхереева Н.Б., главы МО «Нижнекодунский сомон» Рантарова Б.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кижингинского района РБ к администрации МО «Нижнекодунский сомон» об обязании принять меры к ликвидации несанкционированных свалок путем очистки территории выделов 1,2 квартала 244 Нижне-Кудунского участкового лесничества Кижингинского лесничества,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Кижингинского района РБ, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с требованием о понуждении ответчика ликвидировать несанкционированные свалки мусора путем очистки территории выделов 1,2 квартала 244 Нижне-Кудунского участкового лесничества Кижингинского лесничества, мотивируя иск тем, что в соответствии с Федеральными законами « Об охране окружающей среды», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения органов местного самоуправления поселения.

В судебном заседании помощник прокурора Инхереев Н.Б. поддержал иск и показал, что в ходе проведенной совместно со специалистом-экспертом отдела федерального государственного лесного надзора, федерального пожарного надзора в лесах РАЛХ проверки установлено, что на территории муниципального образования около села Орот выявлено наличие несанкционированных свалок, которые располагаются на территории выделов 1,2 квартала 244 Нижне-Кудунского участкового лесничества Кижингинского лесничества. Прокурор полагает, что имеющаяся обстановка в муниципальном образовании нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Кроме того, захламление бытовым мусором лесов, прилегающих к населенным пунктам, в условиях пожароопасного периода создает угрозу возникновения и распространения лесных пожаров.

Представитель ответчика, глава МО «Нижнекодунский сомон» Рантаров Б.П. исковые требования не признал. Показал, что свалка расположена на землях фонда участкового лесничества. Полагает, что свалка образовалась в результате деятельности лесозаготовителей. Администрацией приняты меры по организации сбора и вывоза мусора от населения, что не может подтверждать неисполнение администрацией поселения полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Заслушав участников судебного заседания, изучив и оценив представленные материалы дела, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции РФ и ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается ответчиком, в границах муниципального образования, вблизи села Орот, в нарушение требований федерального законодательства действуют несанкционированные свалки.

В соответствии с п. п. 18 п.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. П.1 ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

Судом принимается во внимание довод ответчика о том, что администрацией поселения приняты меры, направленные на организацию регулярного, контейнерного сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, между тем, наличие несанкционированных свалок вблизи населенного пункта муниципального образования свидетельствует о недостаточности организации работы в данной области. Так, из представленных суду договоров на сбор и вывоз бытового мусора, следует, что сбор и вывоз мусора из сел Орот, Усть-Орот, Кодунский станок осуществляется один раз в месяц. Кроме того, доказательств о том, что несанкционированные свалки вблизи села Орот образованы в результате деятельности третьих лиц, в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии недостаточности мер в деятельности администрации поселения по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, что может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета, что предусмотрено в нормах ФЗ.

В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Отсутствие специальной техники в муниципальном образовании, отсутствие в бюджете поселения денежных средств на приобретение (аренду) специальной техники не освобождает ответчика от решения вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды».

Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом и на защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Судом также принимается во внимание признание иска представителем ответчика.

Обсуждая вопрос о сроках устранения несанкционированных свалок на территории Нижнекодунского сомона, то суд находит разумным определить срок до 01 августа 2012 года. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Кижингинского района Республики Бурятия удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Нижнекодунский сомон» в срок до 01 августа 2012 года принять меры по ликвидации несанкционированных свалок на территории выделов 1,2 квартала 244 Нижне-Кудунского участкового лесничества Кижингинского лесничества

Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 30 дней с даты принятия мотивированного решения.

Судья