АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Кизел Дата обезличена года
Кизеловский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Рыловой Н.Н,,
при секретаре Григорьевой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Павлова Юрия Павловича к КМП «Теплоэнерго» о взыскании излишне уплаченных сумм за тепловую энергию с апелляционной жалобой КМП « Теплоэнерго» на решение мирового судьи судебного участка № 61,
у с т а н о в и л :
Истец Павлов Ю.П. обратился к мировому судье судебного участка с иском к ответчику о взыскании излишне уплаченных в 2009 году сумм за тепловую энергию, указав в заявлении, что ответчик в сентябре и октябре 2009 года направил ему счет-квитанции на оплату тепловой энергии. Которые он оплатил, то есть выполнил свои обязательства. Фактически же ответчиком услуги ему предоставлены не в полном объеме, то есть ответчик получил от него оплату за тепловую энергию, которую ему не поставил. Считает, что денежные суммы, необоснованно полученные ответчиком, последний должен вернуть.
Решением мирового судьи судебного участка № 61 от 30 апреля 2010 года исковые требования истца удовлетворены в полном объеме: с КМП « Теплоэнерго» взыскана в пользу Павлова Ю.П. уплаченная сумма за тепловую энергию в 2009 году в размере 452 руб. 59 коп., Решением на КМП « Теплоэнерго» возложена обязанность учесть данную сумму в счет будущих платежей за тепловую энергию, в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации взыскана государственная пошлина в сумме 400 рублей.
На данное решение мирового судьи КМП «Теплоэнерго» принесена апелляционная жалоба, в которой ответчик просит решение мирового судьи судебного участка № 61 от 30 апреля 2010 года отменить в виду нарушения норм материального права, указывая, что Жилищный Кодекс РФ и Правила предоставления коммунальных услуг предусматривают исчерпывающий перечень оснований для перерасчета, а именно: при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и ( или) с перерывами, превышающими установленную приложением № 1 к Правилам продолжительность. Пункт 9 Правил возлагает на исполнителя обязанность по бесперебойному отоплению жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха. Таким образом, исполнитель обязан произвести перерасчет только в случае нарушения им бесперебойного круглосуточного отопления в течение отопительного периода. Начало отопительного сезона устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8 град. С в течение 5 суток подряд. Отопительный сезон должен начинаться и заканчиваться со дня, следующего за последним днем указанного периода. КМП « Теплоэнерго» осуществило подачу тепловой энергии в жилые дома в полном соответствии с указанными требованиями. Кроме того, ответчик считает, что в силу ст. 4 Федерального Закона № 189 -ФЗ от 29.12.2004 года к спорным правоотношениям не может быть применен Закон о защите прав потребителей, поскольку он принят до вступления в силу Жилищного Кодекса РФ и может применяться только части не противоречащей Жилищному Кодексу РФ. Пункт 4 ст. 157 ЖК РФ и принятые в соответствии с ним Правила содержат исчерпывающий перечень оснований для перерасчета стоимости коммунальных услуг.
В судебное заседание истец Павлов Ю.П. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка, просит рассмотреть дело в его отсутствие, на иске настаивает.
Представитель ответчика КМП «Теплоэнерго» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о чем имеются расписка.
Суд находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание сторон.
Изучив материалы дела, проанализировав представленные доказательства в совокупности, суд считает, что доводы апелляционной жалобы КМП «Теплоэнерго» не обоснованны и не подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 328 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы вправе оставить решение мирового судьи без изменения, жалобу, представление без удовлетворения.
Статьей 2 ГК РФ установлено, что гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основание возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует договорные и иные обязательства, а также иные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. В соответствии с требованиями ст. 9 ГК РФ, по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Статья 12 ГК РФ устанавливает способы защиты гражданских прав, закрепив, что защита гражданских прав осуществляется в том числе, путем присуждения к исполнению обязательства в натуре, возмещения убытков. При этом, способы защиты гражданских прав составляют системы мер, направленных на защиту и обеспечение неприкосновенности собственности и свободное осуществление субъективных гражданских прав. Действующими нормами гражданского законодательства выбор способа защиты оставлен на усмотрение стороны правоотношения.
В соответствии со ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Статья 547 ГК РФ устанавливает, что в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб ( ч.2 ст. 15 ГК РФ). Если в результате регулирования режима потребления энергии осуществленного на основании закона или иных правовых актов, допущен перерыв в подаче энергии абоненту, энергоснабжающая организация несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств при наличии ее вины.
В соответствии со ст. 4 ЖК РФ, отношения по поводу предоставления коммунальные услуг и внесения платы за коммунальные услуги регулирует жилищное законодательство. Согласно ч.2 ст. 5 ЖК РФ, жилищное законодательств стоит из Жилищного кодекса, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также из0данных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов субъектов РФ. К жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, в соответствии со ст. 8 ЖК РФ, применяется соответствующее законодательство, с учетом требований, установленных ЖК РФ.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за коммунальные услуги возникает у нанимателей и собственников жилых помещений. Согласно ч.4 ст. 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление. В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством РФ. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч.4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитываются по тарифам, установленными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке, установленном Федеральным законом. В соответствии с ч. 4 ст. 157 ЖК РФ при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством РФ.
Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (Далее правила… № 307), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность ( п. 1 Правил).
По определениям, используемым в Правилах, потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы. Ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов. Под коммунальными услугами надлежащего качества, в рамках Правил, понимается - коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг. Норматив потребления коммунальных услуг, согласно определению, имеющимся в Правилах… № 307, понимается месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета. В соответствии с п.4 Правил, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии в законодательством РФ. Условия изменения размера платы за коммунальные услуги и расчет размера платы за коммунальные услуги определены Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам. В соответствии с п.6 Правил… № 307, состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю коммунальные услуги, в том числе отопления.
В соответствии с п.п. «ж» п. 49 Правил… № 307, исполнитель обязан производить в установленном разделом VII настоящих Правил порядке уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность. Раздел VII Правил устанавливает порядок изменения размера платы за коммунальные слуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Так, согласно п. 60 Правил… № 307 при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением. При этом, разделом VIII Правил… № 307 определен порядок установления факта не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. В соответствии с п.71 Правил… № 307 основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, является акт о не предоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества.
В соответствии с ч. 4 статьи 154 Жилищного Кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение ( в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление ( теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 названного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в порядке установленном федеральным законом ( ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).
Судом установлено, что истец по настоящему гражданскому делу является потребителем коммунальной услуги -отопления через присоединенную сеть, что подтверждено счетами-квитанциями по оплате данной коммунальной услуги л.д. 3 ). Решением думы Кизеловского городского поселения от 22.07.2008 года № 46, на территории Кизеловского городского поселения с 01.01.2009 года утвержден норматив потребления тепловой энергии на отопление в размере 0,028 Гкал на 1 кв. м общей площади. л.д.12-13). Распоряжением главы администрации Кизеловского городского поселения от 14.09.2009 года № 80 «О начале отопительного периода 2009-2010 г.г.», теплоснабжающим организациям, владельцам систем теплопотребления независимо от форм собственности рекомендовано начать отопительный период 2009-2010 г.г. на территории Кизеловского городского поселения при наступлении среднесуточной температуры наружного воздуха ниже +8 градусов С в течение 5 суток подряд. л.д.14-15). Из имеющихся в деле сведений объединенной гидрометеорологической станции Губаха л.д.12) следует, что среднесуточная температура воздуха ниже + 8 градусов С. была в период с 02.10.2009 года по 06.10.2009 года. Отопительный период на территории Кизеловского городского поселения начался с 07.10.2009 года, что не оспаривается в судебном заседании сторонами и установлен судом.
Таким образом, предоставление коммунальной услуги отопления ответчиком было произведено в срок, установленный Правилами… № 307 и распоряжениями органов местного самоуправления, однако, излишняя оплата коммунальных услуг, которая не была предоставлена
потребителю должна быть взыскана с ответчика, поскольку это является основанием для возмещения убытков в порядке ст. 15 ГК РФ.
В соответствии с требованиями ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков.
Согласно ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать товар другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять товар и оплатить за него определенную денежную сумму (цену).
В соответствии с п.п. 14-15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. Размер платы, в том числе за отопление, рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством РФ.
В отзыве на исковое заявление, ответчик указал, что начисление платы за отопление производится в соответствии с Правилами…. № 307. Расход тепловой энергии на отопление 1 кв.м площади квартиры в течение отопительного периода на территории Кизеловского района составляет 0,336 Гкал/год. В 2009 году стоимость 1 Гкал составила 900 руб. 43 коп. Соответственно стоимость отопления 1 кв.м квартиры за весь 2009 год составляет 302 руб. 54 коп. Для обеспечения равномерности платежей и снижения затрат потребителя данная сумма разбита на 12 месяцев и составляет соответственно 25 руб. 21 коп.. Данная сумма включает в себя оказание коммунальных услуги - отопление в течение отопительного периода. Согласно Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306, количество тепловой энергии (Гкал/год), необходимой для отопления многоквартирного дома определяется с учетом длительности отопительного периода.
Однако, в силу части 13 статьи 155 Жилищного Кодекса РФ наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.
Правила предоставления услуг, устанавливающие, что при отсутствии коллективных
( общедомовых), общих ( квартирных) и индивидуальных приборов учета, размер платы за отопление, за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение в жилом помещении многоквартирного дома корректируется исполнителем в соответствии с подпунктами 2,4 пункта 1 приложения № 2 к Правилам, не противоречат приведенным нормам законодательства, устанавливающим, что наймодатель и управляющая организация вправе в одностороннем порядке изменить размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги, который рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, по установленным тарифам.
Поскольку тарифы являются составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения, что согласуется с положениями Федерального Закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ « Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и Федерального закона от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ « О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», предусматривающих, что размер платы за коммунальные услуги устанавливаются с учетом надбавок к тарифам, срок действия которых не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом.
Таким образом, суд считает установленным, что при расчете норматива потребления тепловой энергии на отопление на территории Кизеловского городского поселения, был учтен показатель длительности отопительного периода. При утверждении нормативов потребления тепловой энергии и тарифов на данный вид услуг, на территории Пермского края действовало Распоряжение Губернатора Пермской области от 14.01.2003 года № 16-р «Об утверждении методики определения нормативов потребления коммунальных услуг», в соответствии с которым на территории города Кизела установлен отопительный период продолжительностью 243 дня. Судом установлено, что в 2009 году услуга по предоставлению тепловой энергии ответчиком была предоставлена потребителю только в течение 222 дней, поскольку как установлено из пояснений истцов и иных представленных доказательств, тепловая энергия была поставлена в 2009 году с 01.01.2009 года по 15.05.2009 года и с 07.10.2009 года, то есть 222 дня. Истцом произведена оплата за тепловую энергию в 2009 году в полном объеме, то есть за 243 дня.
В соответствии со ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Поскольку фактически тепловой энергии истцу было поставлено в меньшем объеме, чем ими оплачено, следовательно, излишне оплаченная сумма подлежит взысканию с ответчика.
Анализ указанных правовых норм свидетельствует, что оплата тепловой энергии должна производится только за фактически принятое количество энергии. Поскольку судом установлено, что истицами произведена оплата тепловой энергии в большем объеме, чем ими было принято, следовательно излишне оплачена сумма должна быть им возмещена в полном объеме.
Проверив расчет, представленный истцом (л.д. 4), суд считает, что следует взыскать с ответчика именно 452 руб.59 коп., поскольку ответчик не воспользовался своим правом представить расчеты, то суд рассматривает дело по представленным доказательствам в соответствии со ст. 56, 67 ГПК РФ и заявленным требованиям.
Суд считает, что на правоотношения между КМП «Теплоэнерго» и истцом распространяет свое действие закон «О защите прав потребителей», который регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), и устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Однако, поскольку порядок предоставление гражданам коммунальных услуг, порядок оплаты коммунальных услуг и основания для снижения платы за коммунальные услуги определены специальными нормами права, а именно Жилищным кодексом РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, то при разрешении заявленных исковых требований следует руководствовать именно данными нормативными правовыми актами.
Проанализировав представленные сторонами доказательства, суд считает, что исковые требования о взыскании с ответчика излишне оплаченной суммы за тепловую энергию за 2009 год обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
По мнению суда, мировым судьей обоснованно в соответствии со ст. 204 ГПК РФ в части порядка исполнения решения возложена на ответчика обязанность засчитать взысканную сумму в счет будущих платежей за тепловую энергию, поскольку это будет соответствовать интересам истца и не противоречит требованиям закона.
Руководствуясь ст.ст. 328-330, 362 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
Решение мирового судьи судебного участка № 61 от 30 апреля 2010 года по иску Павлова Юрия Павловича к КМП «Теплоэнерго» о взыскании излишне уплаченных сумм за тепловую энергию оставить без изменения, жалобу КМП « Теплоэнерго» без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня вынесения.
Председательствующий:
Судья: