АПЕЛЛЯЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ город Кизел Кизеловский городской суд Пермского края в составе: Председательствующего судьи Кириенко Е.В., При секретаре Наумовой Н.Н., С участием истцов Крафт В.Б. и Гарбук С.В., Представителя ответчика ООО «Комфорт» Давлетовой О.У., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Крафт В.Б. и Гарбург С.В. к ООО «Комфорт» о возложении обязанности по производству перерасчета начисленных сумм за техническое обслуживание и освещение мест общего пользования, У с т а н о в и л : Истцы обратились к мировому судье с иском к ответчику о возложении обязанности произвести перерасчет сумм по услуге ТО и снятии необоснованно начисленной суммы по услуге «Освещение мест общего пользования». Решением мирового судьи судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований отказано. Истцы Крафт В.Б. и Гарбук С.В. обратились с апелляционной жалобой, в которой просят решение мирового судьи отменить, вынести новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований. Истица Гарбук С.В., настаивая на доводах апелляционной жалобы, пояснила, что является нанимателем квартиры по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ управляющей компанией для многоквартирных домов Северно-Коспашского сельского поселения является ООО «Комфорт». С ДД.ММ.ГГГГ из счетов-квитанций на оплату услуг ООО «Комфорт» узнала, что тариф на содержание жилья увеличился с № коп. до № коп. Считает, что данное повышение тарифа необоснованно, поскольку решение собственников, на основании которого и произошло увеличение тарифа, принято с нарушением норм жилищного законодательства, следовательно не может служить основанием для увеличения тарифа. Кроме того, считает, что и решения собственников жилья в многоквартирном <адрес>, как это предусмотрено Жилищным кодексом РФ не принималось. Кроме того, ООО «Комфорт» самовольно, без каких-либо оснований выставило счета на оплату освещения в местах общего пользования, снизив при этом тариф на содержание и обслуживание жилья за ДД.ММ.ГГГГ года. Считает, что мировым судье при рассмотрении дела по существу были неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неверно применен материальный закон, в связи с чем настаивает на отмене решения и вынесении нового решения об удовлетворении исковых требований. Истец Крафт В.Б., настаивая на исковых требованиях, пояснил, что является собственником жилого помещения в многоквартирном доме, а именно квартиры по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он присутствовал в клубе, где проводилось общее собрание всех собственников жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории поселения. Собрания собственников отдельно по дому № по <адрес> не проводилось. На данном собрании, глава поселения довел до сведения всех присутствующих, что с ДД.ММ.ГГГГ управляющей компанией для многоквартирных домов является ООО «Комфорт», устно ознакомил собственников с проектом договора управления многоквартирными домами и сообщил, что тариф на техническое обслуживание остается прежним, утвержденным решением Главы от ДД.ММ.ГГГГ. Из счетов квитанций за июль 2010 года он узнал, что тариф на содержание жилья увеличился до № коп. Считает повышение тарифа необоснованным и принятым с нарушением норм Жилищного законодательства, поскольку данный тариф не был принят решением общего собрания собственников многоквартирного <адрес>. В доме более №% жилья принадлежит гражданам, администрация является собственником менее №% жилья в доме, поэтому применение повышенного тарифа необоснованно и незаконно. Считает также, что неправомерно ответчиком выставлены счета на оплату освещения мест общего пользования, поскольку произошло самовольное изменение тарифа на содержание жилья, что недопустимо по нормам ЖК РФ. За период ДД.ММ.ГГГГ года произошло двойное начисление по оплате за освещение мест общего пользования, так как за данную же услугу были выставлены счета и ресурсоснабжающей организацией ОАО «Пермэнергосбыт». О том, что их дом оборудовали общедомовыми приборами учета электроэнергии, собственников в известность не поставили, чем также были нарушены требования законодательства. Считает, что мировым судьей при рассмотрении дела были неверно применены нормы материального права, определены фактические обстоятельства дела, в связи с чем просит решение мирового судьи отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований. Представитель ответчика ООО «Комфорт» исковые требования не признал, доводы апелляционной жалобы истцов считает несостоятельными. В судебном заседании пояснила, что изменение тарифа на содержание и обслуживание как частного так и муниципального жилья произошло на основании решения общего собрания собственников, которое состоялось ДД.ММ.ГГГГ. Данное решение ни кем в установленный срок не оспаривалось, поэтому не может быть предметом рассмотрения по настоящему делу. В данной части считает, что решение мирового судьи законно и обоснованно, а доводы апелляционной жалобы истцов не основаны на нормах законодательства. Считает также, что решением мирового судьи обоснованно отказано истцам в снятии начисленной суммы за освещение мест общего пользования, поскольку в данном случае истцами незаконно ставиться вопрос о взаимодействии управляющей компании с ресурсоснабжающей организацией в части определения объемов поставки. Учитывая, что ООО «Комфорт» выбрано в качестве управляющей компании, которая в силу закона является исполнителем коммунальных услуг, полномочия по взаимодействию с ресурсоснабжающими организациями прямо вытекают из закона. Тем самым, собственники наделяют исполнителя услуг на заключение договоров на поставку ресурсов. Так, ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Комфорт» и ОАО КЭС «Мультиэнергетика» заключен договор электроснабжения на поставку ресурсов для целей оказания коммунальных услуг на общедомовые нужды и для компенсации потерь во внутридомовых электрических сетях. Считает, что при предъявлении счетов на оплату освещения мест общего пользования произведено в рамках действующего законодательства. При этом за период с ДД.ММ.ГГГГ года произведен перерасчет сумм за ТО, поскольку из данного тарифа исключена плата за освещение мест общего пользования, и за данный вид услуги выставлен отдельный счет. Считает решение мирового судьи законным и обоснованным, просит оставить его без изменения. Выслушав доводы сторон, проанализировав представленные доказательства в совокупности, суд считает доводы апелляционной жалобы истцов заслуживающими внимания по следующим основаниям: В соответствии с требованиями ст. 1 Жилищного кодекса РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. В соответствии со ст.2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Статья 4 ЖК РФ устанавливает, что жилищное законодательство регулирует отношения по поводу: возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов; пользования общим имуществом собственников помещений; содержания и ремонта жилых помещений; управления многоквартирными домами; предоставления коммунальных услуг; внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. В силу положений, установленных ст. 8 ЖК РФ, к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом. Статья 11 ЖК РФ устанавливает, что защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. Защита жилищных прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии со ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. В силу ст. 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются перечни мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. В соответствии со ст. 44 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся в том числе: принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания; выбор способа управления многоквартирным домом. Статья 45 ЖК РФ регламентирует порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В силу положений данной статьи собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме. В соответствии со ст. 46 ЖК РФ, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании. В силу ст. 48 ЖК РФ, правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя. Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме. Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может осуществляться посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование. Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме заочного голосования, осуществляется только посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование. При голосовании, осуществляемом посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, засчитываются голоса по вопросам, по которым участвующим в голосовании собственником оставлен только один из возможных вариантов голосования. Оформленные с нарушением данного требования указанные решения признаются недействительными, и голоса по содержащимся в них вопросам не подсчитываются. В случае, если решение собственника по вопросам, поставленным на голосование, содержит несколько вопросов, поставленных на голосование, несоблюдение данного требования в отношении одного или нескольких вопросов не влечет за собой признание указанного решения недействительным в целом. Анализ вышеуказанных норм жилищного законодательства позволяет сделать вывод, что выбор способа управления не означает прекращения действия общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме как органа управления данным домом или утрату им правомочий. Часть 1 ст. 44 ЖК РФ на этот случай не предусматривает каких-либо исключений. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 45 ЖК РФ должно проводиться ежегодное общее собрание. При этом императивность данной нормы также не ставится в зависимость от выбранного способа управления. В соответствии со ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора; у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. В соответствии со ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). В силу ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее - управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации. При этом ч.4 данной статьи установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. В силу ч.13 ст. 155 ЖК РФ наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления. В соответствии с требованиями ст.156 ЖК РФ, плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. В силу ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии со ст. 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления Статья 161 ЖК РФ устанавливает, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации. Орган местного самоуправления не позднее чем за месяц до окончания срока действия указанного в части 5 настоящей статьи договора управления многоквартирным домом созывает собрание собственников помещений в этом доме для решения вопроса о выборе способа управления этим домом, если такое решение ранее не было принято в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом), о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и об условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утверждаемым Правительством Российской Федерации. В силу ст.162 ЖК РФ, договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. В соответствии со ст.ст. 39 и 156 ЖК РФ, постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (Далее Правила № 491…) Согласно п.1 Правил № 491…состав общего имущества определяется: собственниками помещений в многоквартирном доме (далее - собственники помещений) - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества; органами государственной власти - в целях контроля за содержанием общего имущества; органами местного самоуправления - в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с п.7 Правил № 491..., в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях. В соответствии с п.11 Правил… № 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; освещение помещений общего пользования. Согласно п.12, собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом. Согласно п.16 Правил… № 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации. В силу п.17 Правил… № 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. В соответствии с п.28 Правил… № 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений. Согласно п. 29, плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. Пункт 31 Правил… № 491 устанавливает, что при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений. Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома. В силу п.35 Правил… указанные в пунктах 31 - 34 настоящих Правил размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ. В соответствии с п.38 Правил… № 491, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией собственники помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с частью 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации несут расходы на содержание и ремонт общего имущества с учетом внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения нанимателями жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Если размер вносимой нанимателями таких жилых помещений платы меньше, чем размер платы, установленной в договоре управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем указанных жилых помещений в согласованном с управляющей организацией порядке. Таким образом, анализ вышеуказанных нормативных актов свидетельствует о том, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме определяется исключительно общим собранием собственников жилых помещений в многоквартирном доме. Действующим жилищным законодательством определен порядок проведения собраний собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок принятия и оформления решений, принятых таким собранием. Только принятое в установленном Жилищном кодексом РФ порядке решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, является обязательным для всех собственников помещений, в том числе и для тех собственников, которые не участвовали в голосовании. При этом, жилищное законодательства устанавливает, что органы местного самоуправления, выступающие в качестве собственников муниципального жилищного фонда, имеют одинаковые права с собственниками - гражданами. Судом установлено, что Крафт В.Б. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 6). Гарбук С.В. является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>, что подтверждено договором социального найма жилья, находящегося в муниципальной собственности Северно-Коспашское сельское поселения (л.д. 41). ДД.ММ.ГГГГ между собственником Администрацией Северно-Коспашского сельского поселения и ООО «Комфорт» заключен договор управления многоквартирными домами, в соответствии с п.1.1 которого, договор заключен в целях реализации положений ст. 162 ЖК РФ обеспечения управления МКД, надлежащего содержания и ремонта инженерных систем и оборудования, мест общего пользования и придомовой территории, обеспечение нанимателей и собственников жилых (нежилых) помещений МКД жилищными, коммунальными и иными услугами предоставляемых в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, иными федеральными законами и нормативно-правовыми актами РФ. (л.д.42-44). Из имеющегося в деле протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что инициатором проведения общего собрания собственников являлась администрация Северно-Коспашского сельского поселения, обладающая № % голосов. На собрании присутствовали глава Северно-Коспашского сельского поселения, а также собственники жилых помещений в многоквартирном доме, указанные в приложении к протоколу. Из протокола также следует, что по итогам голосования принято решение о выборе ООО «Комфорт» обслуживающей организацией в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. При обсуждении тарифа на техническое обслуживание голосование не проводилось, информация принята к сведению. При обсуждении текста договора управления МКД голосование также не проводилось, принято решение принять информацию к сведению (л.д.111). Из приложения к протоколу общего собрания собственников в многоквартирном жилом доме следует, что при определении голосов во внимание не приняты пустующие жилые помещения (л.д.112 на обороте). Из протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что собрание проводилось по инициативе администрации Северно-Коспашского сельского поселения, обладающей № % от общего числа голосов. В повестку собрания включены: отчет управляющей организации ООО «Комфорт» и утверждение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. При принятии решения об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, управляющей компанией ООО «Комфорт» предложен размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в МКД - №- все виды благоустройства; №. - нет природного газа; №. - дома с установленными общедомовыми приборами учета эл.энергии; № коп. - дома, где отсутствуют все виды благоустройства. Принято решение утвердить предложенные размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения (л.д.115). К протоколу приложен список собственников жилья в доме по <адрес> (л.д.116). Согласно решения Совета депутатов Северно-Коспашского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ года №, на основании расчета затрат, предоставленных ООО «Управляющая компания», руководствуясь п.1 ст. 156 ЖК РФ, Постановлением РЭК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, п.п.6 п.1 ст. 23 Устава муниципального образования Северно-Коспашское сельское поселение, утверждены тарифы ООО «Управляющая компания» на ДД.ММ.ГГГГ года: содержание и ремонт жилого помещения № коп за один квадратный метр общей площади жилья в месяц; содержание и ремонт жилого помещения, оборудованного газом № коп. за квадратный метр общей площади жилья в месяц (л.д.70). Из пояснений истцов, а также допрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля главы администрации Северно-Коспашского сельского поселения ФИО1, установлено, что до заключения договора управления с ООО «Комфорт» управление многоквартирными домами осуществлялось ООО «Управляющая компания», выбранной по результатам проведения открытого конкурса в порядке, установленном ч.4 ст. 161 ЖК РФ. тариф был установлен решением Совета депутатов Северно-Коспашского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № в порядке, предусмотренном ст. 156 ЖК РФ, поскольку до ДД.ММ.ГГГГ собственники многоквартирного <адрес> не выбрали способ управления домом. Из представленных истцами счетов - квитанции, следует, что с ДД.ММ.ГГГГ года размер оплаты за ТО частного и муниципального жилья изменился с № коп. до № коп (л.д.13-16,46-51). Кроме того из счетов квитанций за ДД.ММ.ГГГГ года следует, что истцам произведено начисление платы за освещение мест общего пользования, при этом снижена сумма по оплате за ТО. Истцами также представлены квитанции, предъявленные им к оплате ОАО «Пермэнергосбыт», из которых следует, что они обязаны оплатить услугу «освещение мест общего пользования» за март-апрель 2010 года (л.д.16, 46). В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательства. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Проанализировав в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к выводу, что изменение ООО «Комфорт» тарифа за ТО как муниципального, так и частного жилья произведен необоснованно, без достаточных к тому оснований, а именно при отсутствии решения общего собрания собственников жилья, поскольку тариф № коп. не был предметом рассмотрения общего собрания собственников многоквартирного <адрес>. Протокол общего собрания собственников от ДД.ММ.ГГГГ не может служить основанием для изменения тарифа, поскольку из данного протокола не следует, что принято решение именно собственниками жилого <адрес>, конкретно для данного дома, а также отсутствует тариф равный № коп. Довод представителя ответчика, что произошла опечатка, так как в рукописном протоколе утвержден тариф именно № коп., а не № коп. суд находит несостоятельным, поскольку до сведения собственников доведен тариф именно равный № коп. Кроме того, из протокола следует, что рассматривался тариф по домам различной степени благоустройства, и сделать однозначный вывод, что тариф, равный № коп. принят для конкретного <адрес> невозможно. Суд считает, что протокол общего собрания собственников жилья от ДД.ММ.ГГГГ нельзя расценивать как решение собственников жилья, принятого в том числе по утверждению тарифа, как это регламентировано Жилищным законодательством РФ, поскольку из протокола следует, что собрание и принятие решений по поставленным на обсуждение вопросам проведено с нарушением Жилищного кодекса РФ, регламентирующего порядок и процедуру проведения общего собрания собственников. Так, из протокола усматривается, что определение долей, находящихся в собственности муниципалитета и граждан не учтены пустующие квартиры, находящиеся в собственности граждан, следовательно сделать однозначный вывод о наличии кворума при принятии решений невозможно. Кроме того, из протокола также следует, что на момент открытия собрания на собрании присутствуют пять собственников, однако по итогам голосования в голосовании приняли участие лишь четыре собственника, что является недопустимым. При таких обстоятельствах, суд считает, что данный протокол от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать решением общего собрания собственников, а при отсутствии решения собственников жилья, принятого в соответствии с нормами Жилищного законодательства, управляющая компания, а именно ООО «Комфорт» не вправе самостоятельно изменять тариф на ремонт и содержание жилья. Только принятое в установленном законом порядке решение собственников является обязательным для всех без исключения собственников жилья в многоквартирном доме, а поскольку такого решения нет, то доводы истцов, являющихся собственником жилья и нанимателем жилья в многоквартирном доме, следовательно являющихся потребителями коммунальных услуг являются обоснованными. Заслуживают внимания и доводы истцов в части необоснованного начисления стоимости услуги за освещение мест общего пользования за январь-март 2010 года. В соответствии с нормами права, указанными выше и регламентирующих предоставление коммунальных услуг, освещение мест общего пользования входит в структуру оплаты работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома. Из имеющихся в деле счетов-квитанций следует, что начисление оплаты за освещение мест общего пользования выделено отдельно, при этом произведено уменьшение суммы за ТО частного и муниципального жилья, то есть фактически ответчиком произведено изменение тарифа за содержание и ремонт жилья. Как следует из норм Жилищного законодательства, любое изменение тарифов за содержание и ремонт жилья производится только на основании решения общего собрания собственников, а поскольку общее собрание собственников по данному вопросу не было, следовательно действия ответчика в данной части не может быть признано законным и обоснованным. Довод представителя ответчика в части законности произведенных начислений с учетом показаний общедомовых приборов учета, установленных в рамках исполнения ООО «Комфорт» требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ, суд считает несостоятельным по следующим основаниям: Статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ « Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» содержит нормы, направленные на обеспечение учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы. Согласно ч.5 ст.13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 23.09.2009 года № 261-ФЗ, до 1 января 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в ч.6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии. В силу ч.5 и 6 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ, с 01 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, в том числе, электрической энергией или ее передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Нормы данного Федерального закона предписывают, что организации, указанные в п.9 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ обязаны предоставить собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в п.6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в п.п.5 и 6настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Таким образом, реализация права на установку приборов учета должна осуществляться с соблюдением прав собственников жилых помещений, установленных иными нормативными актами. Поскольку как установлено в судебном заседании, приборы учета электроэнергии были установлены с нарушением норм действующего законодательства, без учета мнения собственников, следовательно действия ответчика по начислению суммы оплаты за освещение мест общего пользования в многоквартирном доме по <адрес> и изменение тарифа за ТО жилья нельзя признать обоснованным и законным. В соответствии с требованиями ст. 262 ГПК РФ, основаниями для отмены решения суда является неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. Поскольку мировым судьей при вынесении решения за основу приняты доказательства, представленные ответчиком, а именно протокол общего собрания собственников жилья от ДД.ММ.ГГГГ на основании которого ООО «Комфорт» произвело начисление за ТО жилья из расчета тарифа, равного № коп., а при рассмотрении доводов апелляционной жалобы установлено, что собственниками жилья в многоквартирном <адрес> указанный тариф не утверждался, не принималось собственниками и решение об изменении структуры оплаты за ТО с учетом освещения мест общего пользования по показаниям общедомовых приборов учета электроэнергии, следовательно решение суда нельзя признать законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене. Отменяя решение мирового судьи, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить, поскольку тариф за ремонт и содержания жилья, утвержденный решением Совета депутатов Северно-Коспашского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № принят в соответствии с нормами законодательства и ни кем не оспаривается. Довод представителя ответчика в части несостоятельности доводов истцов об опаривании решения общего собрания собственников от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку пропущен установленный шестимесячный срок для оспаривания, суд находит несостоятельным, поскольку предметом спора является не само решение, а законность применения тарифа в размере № коп.. На основании изложенного, решение мирового судьи подлежит отмене, исковые требования Гарбук С.В. и Крафт В.Б. следует удовлетворить в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Решение мирового судьи судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГ ОТМЕНИТЬ. Принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования Гарбук С.В. и Крафт В.Б.. Обязать ООО «Комфорт» произвести Крафт В.Б. перерасчет суммы, начисленной за техническое обслуживание жилья за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета тарифа № копеек и освободить от обязанности по оплате за освещение мест общего пользования в размере № копеек по счету-квитанции за ДД.ММ.ГГГГ года. Обязать ООО «Комфорт» произвести Гарбук С.В. перерасчет суммы, начисленной за техническое обслуживание муниципального жилья за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета тарифа № копеек и освободить от обязанности по оплате за освещение мест общего пользования в размере № копеек по счету-квитанции за апрель 2011 года. Решение вступает в законную силу со дня вынесения. СУДЬЯ: подпись. Верно. Судья: Е.В. Кириенко Секретарь: Н.Н. Наумова