определение мирового судьи является законным и обоснованным, доводы частной жалобы не могут повлечь отмену состоявшегося по делу судебного определения (11-73/2012)



О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

                                             суда апелляционной инстанции

ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Митраковой Т.В.,

при секретаре Наумовой Н.Н.,

рассмотрев частную жалобу ООО «Водоресурс» на определение и.о. мирового судьи судебного участка <адрес> мирового судьи судебного участка от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа,

у с т а н о в и л :

     ООО «Водоресурс» обратилось к мировому судье судебного участка <адрес> с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности за водоснабжение и водоотведение с Бароновой Т. А..

    Определением от ДД.ММ.ГГГГ и.о. мирового судьи судебного участка <адрес> мировой судья судебного участка отказал ООО «Водоресурс» в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Бароновой Т.А. задолженности по оплате за водоснабжение и водоотведение на основании того, что заявленное требование оплачено Леонгардт М.В., а не самим заявителем ООО «Водоресурс».

    На указанное определение мирового судьи Леонгардт М.В., являющимся конкурсным управляющим ООО «Водоресурс» принесена частная жалоба, в которой заявитель просит отменить определение и разрешить вопрос по существу, мотивируя свои требования тем, что согласно определению Конституционного Суда РФ № 41-О от 22.01.2004 года из пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ во взаимосвязи с положениями главы 4 этого же Кодекса вытекает, что по своему содержанию данная норма не препятствует участию налогоплательщика в налоговых правоотношениях как лично, так и через представителя. Однако представитель налогоплательщика должен обладать соответствующими полномочиями либо на основании закона или учредительных документов, либо в силу доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. Кроме того, само представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика- представляемого лица. Передача указанных полномочий не запрещена законодательством, и подобное действие не входит в противоречие с разъяснениями, содержащимися в пункте 18 Информационного письма Высшего Арбитражного суда РФ № 91 от 25.05.2005 года, в котором говориться о том, что в соответствии с положениями пунктов 1, 2 и 5 статьи 45, статьи 333.17 Налогового Кодекса РФ плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Из анализа вышеуказанных норм права следует, что государственная пошлина может быть уплачена заявителем через законного представителя, однако, при этом к платежному документу должны быть приложены доказательства, подтверждающие, что указанное в платежном документе лицо наделено право уплатить государственную пошлину за заявителя и что денежные средства, предназначенные для уплаты государственной пошлины, принадлежат последнему. Решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № ООО «Водоресурс» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден Леонгардт М. В.. В соответствии со ст. 129 Федерального закона «О несостоятельности( банкротстве)» с даты утверждения конкурсный управляющий осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника. Конкурсный управляющий обязан предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании. При этом, отсутствие денежных средств на расчетном счете должника не могут служить основанием для не проведения мероприятий по взысканию дебиторской задолженности. В связи с отсутствием денежных средств на расчетном счете должника, единоличным исполнительным органом ООО «Водоресурс»- конкурсным управляющим Леонгардт М.В., действующим от имени общества без доверенности на основании ст. 129 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», решения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, пунктов 2.7. и 11.9. устава ООО «Водоресурс» в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, с личного счета произведена оплата госпошлины за выдачу ООО «Водоресурс» судебного приказа. В соответствии со ст. 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», сумма госпошлины, оплаченная конкурсным управляющим за подачу заявления включена в перечень внеочередных текущих обязательств и будет возмещена ему из средств ООО «Водоресурс», полученных от взыскания дебиторской задолженности в принудительном порядке. Следовательно оплата госпошлины за подачу заявления о выдаче судебного приказа ООО «Водоресурс» произведена законным представителем ООО «Водоресурс» Леонгардт М.В. на основании представленных ему полномочий и будет возмещена ему из средств ООО «Водоресурс».

     В соответствии с ч. 2 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса РФ частная жалоба, представление прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений о приостановлении производства по делу, о прекращении производства по делу, об оставлении заявления без рассмотрения, рассматриваются без извещения лиц, участвующих в деле.

     На основании указанных положений закона, частная жалоба на определение мирового судьи об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.     

     Проверив доводы частной жалобы, проанализировав представленные материалы, суд считает, что оснований для удовлетворения частной жалобы не имеется.

     Согласно ч. 2 ст. 123 ГПК РФ заявление о вынесении судебного приказа оплачивается государственной пошлиной в размере 50 процентов ставки, установленной для исковых заявлений.

      Согласно ст. 125 ГПК РФ судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа по основаниям, предусмотренным статьями 134 и 135 настоящего Кодекса. Кроме того, судья отказывает в принятии заявления в случае, если: заявленное требование не оплачено государственной пошлиной.

      В соответствии с ч. 1 ст. 333.16. Налогового кодекса РФ государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

      Согласно статье 333.17. НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются в том числе, организации, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой.

     В соответствии с п. 2 ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Согласно п. 10 ст. 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам относится в том числе государственная пошлина.

     Таким образом, государственная пошлина является сбором.

     Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. В соответствии с п. 8 ст. 45 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

     Из изложенного следует, что организация обязана самостоятельно исполнить обязанность по уплате государственной пошлины, в том числе при обращении в суд.

     В соответствии с частями 2, 3 ст. 333.18. НК РФ государственная пошлина уплачивается плательщиком, если иное не установлено настоящей главой. Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.18. НК РФ плательщики уплачивают государственную пошлину, если иное не установлено настоящей главой, в следующие сроки: при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям - до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной).

      Согласно ст. 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Правила, предусмотренные настоящей главой, распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов. В соответствии с ч. 1 ст. 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

     Таким образом, положения пунктов 1 и 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ в их взаимосвязи свидетельствуют о том, что в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик обязан самостоятельно, то есть, от своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет. При этом на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не влияет то, в какой форме - безналичной или наличной - происходит уплата денежных средств; важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств.

     Кроме того, Конституционный Суд РФ разъяснил, что из п. 1 ст. 45 НК РФ представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика - представляемого лица. Следовательно, по правовому смыслу отношений по представительству, платежные документы на уплату налога должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим, а уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика, находящихся в его свободном распоряжении, то есть, за счет его собственных средств.

     Таким образом, государственная пошлина подлежит оплате лично плательщиком. Уплата государственной пошлины представителем возможна только при наличии документов, подтверждающих, что указанное в платежном документе лицо наделено правом уплатить государственную пошлину за заявителя и что денежные средства, предназначенные для уплаты государственной пошлины, принадлежат последнему, то есть, заявителю.

     Из представленных материалов следует, что ООО «Водоресурс» по Решению края от ДД.ММ.ГГГГ признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим назначен Леонгардт М.В.

     Согласно ст. 129 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 года с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

      К заявлению о выдаче судебного приказа приложено платежное поручение, из которого следует, что Леонгардт М.В. уплатил государственную пошлину в размере рублей за ООО «Водоресурс» за выдачу судебного приказа в безналичной форме. На платежном поручении в поле «Списано со счета плательщика» имеется дата списания денежных средств со счета, в поле «Отметка банка»-штамп банка и подпись ответственного исполнителя, что согласуется с Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденным указанием Центрального банка РФ № 2-П от 03.10.2002 года с последующими изменениями. На основании изложенного, Леонгардт М.В. является законным представителем ООО «Водоресурс», в том числе в налоговых правоотношениях, и вправе уплачивать государственную пошлину за ООО «Водоресурс». Однако, как следует из частной жалобы, расходы по оплате государственной пошлины понесены не ООО «Водоресурс», которое является организацией, обращающейся в суд для совершения для него юридически значимого действия, а непосредственно Леонгардт М.В.

     При таких обстоятельствах, оснований считать, что государственная пошлина за заявленное требование была уплачена ООО «Водоресурс», не имеется, поэтому мировой судья обоснованное отказал в принятии заявления о выдаче судебного приказа.

     Отсутствие у заинтересованного лица возможности - в силу его имущественного положения - исполнить обязанность по уплате государственной пошлины, как следует из жалобы, безусловно не должно препятствовать осуществлению им права на судебную защиту, поскольку иное вступало бы в противоречие с положениями Конституции РФ, гарантирующими государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод. С учетом этого статьей 333.36 Налогового кодекса РФ определенная категория организаций освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым мировыми судьями, а пункт 2 статьи 333.20 данного Кодекса предусматривает, что мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41. Таким образом, Налоговым кодексом РФ предусмотрен механизм разрешения вопроса о доступе к правосудию при отсутствии у заинтересованных лиц возможности уплаты государственной пошлины, в ином порядке, чем оплата государственной пошлины представителем.

       На основании изложенного, определение мирового судьи является законным и обоснованным, доводы частной жалобы не могут повлечь отмену состоявшегося по делу судебного определения.      

      Руководствуясь ст. 334, 335 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

      Определение и.о. мирового судьи судебного участка <адрес> мирового судьи судебного участка от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ООО «Водоресурс» в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Бароновой Т. А. задолженности по оплате за водоснабжение и водоотведение, оставить без изменения, частную жалобу конкурсного управляющего ООО «Водоресурс» Леонгардт М.В. без удовлетворения.

       Определение суда апелляционной инстанции, вынесенное по частной жалобе, вступает в законную силу со дня его вынесения.

        Судья         подпись                                                              

Верно     Судья                                                                                                                  Т.В.Митракова