Признание подписей избирателей недйствительными



Дело Номер обезличен

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Кизел Дата обезличена года

Кизеловский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Кириенко Е.В.,

при секретаре Наумовой Н.Н.,

с участием заявителя Галимова Даниля Габдулхаковича,

представителя Территориальной избирательной комиссии Кизеловского муниципального района Ламина Андрея Алексеевича, действующего на основании доверенности № 8 от 12.02.2010 года,

прокурора Воробьевой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по заявлению Галимова Даниля Габдулхаковича об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии № 05/07 от 05.02.2010 года,

у с т а н о в и л :

Галимов Д.Г. обратился в суд с заявлением, в котором просит отменить решение Территориальной избирательной комиссии № 05/07 от 05.02.2010 года, которым ему отказано в регистрации в качестве кандидата на должность Главы Кизеловского городского поселения.

В судебном заседании Галимов Д.Г., настаивая на удовлетворении заявленных требований, пояснил, что Решением Думы Кизеловского городского поселения от 17.12.2009 года на 14 марта 2010 года назначены выборы главы Кизеловского городского поселения. 20 января 2010 года он сдал в Территориальную избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей, в количестве 205 подписей. 23 января 2010 года рабочей группой Территориальной избирательной комиссии были проверены подписные листы в его присутствии. Ему сказали, что подписные листы оформлены не в соответствии с требованиями законодательства, а именно данные сборщика подписей были внесены в подписные листы не самим сборщиком подписей, а им, Галимовым. С данным нарушением он согласился и после получения решения ТИК от 23 января 2010 года решил повторно собрать подписи избирателей. В конце января 2010 года он сам лично собрал подписи 205 избирателей, собственноручно заполнял все подписные листы, кроме даты и подписей избирателей. При проверке подписных листов, которые он сдал 20 января 2010 года ему никто из ТИК не указал на то, что в графе «адрес места жительства необходимо указывать наименование субъекта РФ, город, улицу, номер дома и номер квартиры избирателя, кто подписывается в поддержку кандидата. 30 января 2010 года он повторно сдал в ТИК подписные листы с подписями избирателей в количестве 205 подписей. 3 февраля 2010 года рабочая группа проверила сданные им подписные листы. По результатам проверки 180 из представленных подписей были признаны недействительными в связи с тем, что в графе «Адрес места жительства» в подписных листах у избирателей отсутствовало указание на город Кизел, были указаны только улица, номер дома и квартиры. По этим основаниям, решением Территориальной избирательной комиссии от 5 февраля 2010 года ему было отказано в регистрации в качестве кандидата на должность Главы Кизеловского городского поселения. С принятым решением ТИК он не согласен, просит признать его незаконным и отменить. Считает, что указание на город Кизел является несущественным, поскольку выборы проводятся на территории Кизеловского городского поселения, следовательно избирателями могут быть только жители города Кизела. Кроме того, считает, что ТИК умышленно не разъяснила ему при проверке подписных листов, сданных им 20 января 2010 года, о необходимости указывать наименование города, хотя в тех листах также такое указание отсутствовало. При сборе подписей он собственноручно вносил запись о месте жительства избирателей, на его вопрос о месте жительства, избиратели называли только улицу, номер дома и квартиры. В паспортах на странице с отметкой о месте жительства стоит штамп, в котором рукописным способом написано только наименование улицы, номер дома и квартиры, поэтому в подписном листе он указывал данные о месте жительства избирателей так, как указано в паспорте гражданина. Считает также, что поскольку подписи избирателей, у которых в графе «Адрес места жительства» отсутствует наименование субъекта РФ, но имеется наименование города, были признаны ТИК действительными, следовательно и подписи с отсутствием названия города должны быть признаны действительными. Ни одной подписи не было признано недостоверной. При оформлении подписных листов он руководствовался требованиями Закона Пермского края № 208-ПК. За достоверность подписей он ручается, поскольку самолично осуществлял сбор подписей. Считает, что поскольку выборы будут проходить на территории Кизеловского городского поселения, в подписных листах указано, что сбор подписей осуществляется в поддержку кандидата на должность Главы именно Кизеловского городского поселения, следовательно не может быть сомнений, что все избиратели, расписавшиеся в подписных листах в поддержку кандидата на должность Главы Кизеловского городского поселения проживают именно на территории города Кизела, а не в каком то ином населенном пункте. Считает, что ТИК, признавая часть подписей избирателей, где отсутствует указание на субъект РФ (Пермский края), но присутствует наименование города, действительными, а те подписи, где отсутствует наименование города недействительными, руководствуется только на каких-то своих внутренних убеждениях, а не на нормах закона, поэтому следовало все подписи признать действительными. Настаивает на признании решения ТИК от 5 февраля 2010 года, которым ему отказано в регистрации в качестве кандидата на должность Главы Кизеловского городского поселения незаконным и отменить данное решение.

Представитель Территориальной избирательной комиссии Ламин А.а. требования заявителя не признал, пояснив, что в своей деятельности при проведении выборов ТИК руководствуется нормами Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и Законом пермского края от 13 марта 2008 года № 208-ПК. Так в соответствии с п.2 ст. 30 Закона Пермского края № 208-ПК кандидату на должность главы Кизеловского городского поселения необходимо представить в ТИК подписные листы с подписями избирателей не менее 186 и не более 205 подписей. Действительно заявителем подписные листы были представлены дважды: 20 января 2010 года и 30 января 2010 года. По результатам проверки подписных листов, сданных Галимовым Д.Г. 20 января 2010 года все представленные подписи были признаны недействительными, поскольку данные о лице, собравшем подписи были написаны сами кандидатом, что недопустимо. Решением ТИК от 23 января 2010 года Галимову Д.Г. было отказано в регистрации в качестве кандидата на должность главы Кизеловского городского поселения. При принятии решения об отказе в регистрации в качестве кандидата, на ТИК не возложена обязанность указывать в решении на все имеющиеся недостатки подписных листов, либо на все основания для признания подписей недействительными, на все выявленные недостатки при оформлении листов, поскольку выявление более 10% недействительных подписей по любому из указанных в законах основаниям, является основанием для принятия решения об отказе в регистрации в качестве кандидата. Поскольку заявитель с результатами проверки подписных листок рабочей группой и с принятым ТИК решением от 23 января 2010 года был согласен, он имел еще время для повторной сдачи документов для регистрации. 30 января 2010 года был последний день, когда кандидаты могли представить все необходимые для регистрации документы. Галимов Д.Г. сдал в ТИК повторно все необходимые документы, в том числе и подписные листы с подписями избирателей 30 января 2010 года. Подписей было 205, все они были проверены рабочей группой ТИК 3 февраля 2010 года. В ходе проверки было выявлено, что в подписных листах не указаны все необходимые сведения в графе «Адрес места жительства», а именно в 180 подписях отсутствует указание на город, в котором проживают данные избиратели. ТИК пришел к выводу, что отсутствие сведений о городе является существенным нарушением требований законодательных актов, а именно требований норм Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ и закона Пермского края от 13.03.2008 года № 208-ПК. Так, в соответствии с п.5 ст. 2 Федерального закона установлено, что под Адресом места жительства подразумевается наименование субъекта РФ, города, улицы, номеров дома и квартиры. Форма подписного листа утверждена Законом Пермского края № 208-ПК. Образец подписного листа был выдан Галимову Д.Г.. На основании п.5 ст.2 Федерального закона № 67-ФЗ и п.п.7 п.8 ст. 33 Закона Пермского края № 208-ПК Галимову Д.Г. было отказано в регистрации в качестве кандидата на должность главы Кизеловского городского поселения, поскольку 180 подписей избирателей из представленных 205 были признаны ТИК недействительными, что составило более 10% от общего числа необходимых для регистрации подписей избирателей. Считает, что Территориальная избирательная комиссия действовала в рамках законодательных актов, поэтому просит в удовлетворении заявления Галимова Д.Г. отказать.

Прокурор, участвующий в деле, в заключении считает, что оснований для удовлетворения заявления Галимова Д.Г. не имеется. Порядок организации и проведения выпоров должностных лиц муниципальных образований в Пермском крае определен Законом Пермского края № 208 - ПК от 13.03.2008 года «О выборах должностных лиц муниципальных образований в Пермском крае». Статьей 30 данного закона предусмотрен сбор подписей избирателей в поддержку выдвижений кандидата. При этом, количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, должно составлять 1% от числа избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования. С учетом численности избирателей Кизеловского городского поселения, которая составляет 18 632 человека, количество подписей должно быть не менее 186 и в силу п.2 ст. 32 Закона может превышать это количество не более чем на 10%. Форма подписных листов утверждена законом Пермского края № 208-ПК. В подписных листах должны быть обязательно указаны данные об избирателе, в том числе и адрес места жительства избирателя. В соответствии со ст. 2 Закона Пермского края № 208-ПК основные термины и понятия, используемые в законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе № 67-ФЗ. При этом понятие адреса места жительства для целей избирательного права содержится в п.5 ст.2 Федерального закона, под которым следует понимать - адрес (наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин РФ зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Поскольку при проверке подписных листов, представленных Галимовым Д.Г. в территориальную комиссию, рабочей группой ТИК было выявлено 180 подписей избирателей без указания наименования города, то данные подписи были правомерно признаны недействительными. Считает, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Выслшав доводы заявителя, представителя Территориальной избирательной комиссии, проанализировав представленные доказательства, суд считает, что оснований для удовлетворения заявления Галимова Д.Г. не имеется.

В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Согласно статьи 1 Федерального закона РФ от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Согласно ч.2 ст. 1 данного Федерального закона настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Порядок организации и проведения выборов должностных лиц муниципальных образований в Пермском крае определен Законом Пермского края № 208 -ПК от 13.03.2008 года «О выборах должностных лиц муниципальных образований в Пермском крае». В соответствии со ст. 1 настоящего закона Пермского края, выборы должностных лиц муниципальных образований в Пермском крае проводятся на основе Конституции РФ, Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», других федеральных законов, Устава Пермского края, настоящего Закона, других законов Пермского края, а также уставов муниципальных образований. Настоящий закон имеет прямое действие и применяет0ся на всей территории Пермского края.

В соответствии со ст. 2 Закона Пермского края № 208-ПК, основные термины и понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно ст. 27 Закона Пермского края № 208-ПК, граждане РФ, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатом непосредственно путем самовыдвижения либо выдвижения избирательным объединением с последующим сбором подписей в поддержку выдвижения кандидата или без сбора подписей внесением избирательного залога. Выдвижение кандидатов начинается со дня, следующего за днем официального опубликования решения о назначении выборов, и заканчивается за 42 дня до дня голосования.

Статьей 30 Закона Пермского края № 208-ПК установлено, что сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов начинается со дня, следующего за днем уведомления комиссии, организующей выборы, о выдвижении кандидата. Количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, составляет 1 (один) процент от числа избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования. Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом на выборах соответствующего должностного лица. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях 2 и 3 к настоящему Закону. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Подписной лист заверяется подписью лица, собиравшего подписи избирателей, с указанием его фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, указанного в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серии и номера паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также кандидатом. Подписные листы представляются в комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. При приеме подписных листов избирательная комиссия заверяет каждый подписной лист печатью комиссии и выдает кандидату или уполномоченному представителю письменное подтверждение о приеме подписных листов с указанием количества листов, даты и времени их приема.

В соответствии со ст. 32 Закона Пермского края № 208-ПК, Для регистрации кандидата кандидат не позднее чем за 42 дня до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в комиссию, организующую выборы, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата осуществляется сбор подписей); протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах (если в поддержку выдвижения кандидата осуществляется сбор подписей). Согласно п.2 ст. 32 данного Закона Пермского края количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, предусмотренное частью 2 статьи 30, не более чем на 10 процентов.

Согласно п. 3 ст. 32 Закона Пермского края, комиссия в срок, не превышающий десяти дней, проверяет соответствие порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, а также достоверность сведений об избирателях и их подписей, содержащихся в подписных листах в поддержку каждого кандидата. По решению комиссии для проведения указанной проверки могут создаваться рабочие группы из числа членов комиссии, работников аппарата комиссии, привлеченных специалистов. В соответствии с п.4 ст. 32 Закона Пермского края, комиссия может провести полную или выборочную проверку подлинности подписей избирателей. При проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, его уполномоченные представители. Проверке подлежат все подписи на подписных листах, отобранных для проверки. Если для регистрации кандидата требуется представить менее 200 подписей, проверке подлежат все представленные подписи. Пунктом 5 ст. 32 Закона Пермского края установлено, что проверке и учету не подлежат подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в комиссию. Согласно п.6 данной статьи Закона Пермского края не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.

В соответствии с п.7 ст. 32 Закона Пермского края, по результатам проверки подписных листов подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и(или) недействительной. При этом подпунктом 3 п.7 ст. 32 Закона установлено, что недействительными признаются подписи избирателей, не указавших все требующиеся в соответствии с настоящим Законом сведения, либо без указания даты внесения избирателем своей подписи в подписной лист.

Согласно п.9 Закона Пермского края, по окончании проверки подписных листов по каждому кандидату составляется итоговый протокол, в котором указывается количество необходимых для регистрации, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и(или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с частью 4 статьи 74 настоящего Закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.

В соответствии со ст. 33 Закона Пермского края № 208-ПК, регистрация кандидата осуществляется избирательной комиссией, организующей выборы, при наличии документов, указанных в частях 2 и 3 статьи 28 настоящего Закона, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

Судом установлено, что решением Думы Кизеловского городского поселения № 65 от 17.12.2009 года назначены выборы Главы Кизеловского городского поселения на 14 марта 2010 года. По сведениям о численности избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории Кизеловского муниципального района Пермского края по состоянию на 1 июля 2009 года, число избирателей, участников референдума в Кизеловском городском поселении 18 632 гражданина РФ. 30 января 2010 года территориальная избирательная комиссия Кизеловского муниципального района приняла от кандидата на должность главы Кизеловского городского поселения Галимова Д.Г. подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в количестве 205 на 14 листах, о чем свидетельствует подтверждение от 30 января 2010 года. Кандидат Галимов Д.Г. был ознакомлен с требованиями ст.ст. 27-30, 32, 43, 48, 51, 52 Закона Пермского края № 208-ПК, о чем свидетельствует подпись Галимова Д.Г. и не оспаривается последним. Решением Территориальной избирательной комиссии № 39/01 от 29.12.2009 года создана рабочая группа по проверке представленных избирательных документов, необходимых для регистрации кандидатов. Согласно протокола проверки подписных листов с подписями поддержку выдвижения кандидата на должность главы Кизеловского городского поселения Галимова Д.Г. от 3 февраля 2010 года, рабочая группа установила, что 180 подписей из 205 представленных, признаны недействительными на основании п.п. 1,2,4 ст. 32 Закона Пермского края № 208-ПК. Согласно ведомости проверки подписных листов с подписями в поддержку Галимова Д.Г., 180 подписей признаны недействительными в связи с тем, сто не указаны все требующие в соответствии с законом сведения, то есть по основаниям, установленным п.п.3 п.7 ст. 32 Закона Пермского края № 208-ПК, что составило 87,8% от представленного количества подписей.

Решением Территориальной избирательной комиссии № 05/07 от 05.02.2010 года отказано в регистрации кандидату на должность главы Кизеловского городского поселения Галимову Д.Г, на основании п.5 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67_ФЗ, п.п.7 п.8 ст. 33 Закона Пермского края от 13.03.2008 года № 208-ПК, поскольку выявлено 10 и более процентов недействительных подписей об общего количества подписей.

Суд, проанализировав представленные доказательства, изучив и проверив представленные подписные листы, не находит оснований для отмены решения Территориальной избирательной комиссии, поскольку в представленных 30 января 2010 года заявителем подписных листов у 180 избирателей действительно в графе «Адрес места жительства» отсутствуют указание на субъект РФ и город, что позволило Территориальной избирательной комиссии обоснованно и законно признать данные 180 подписей недействительными.

В соответствии с п.п.7 п.8 ст.33 Закона Пермского края, основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

Поскольку в соответствии с п.5 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» «Адрес места жительства» означает наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин РФ зарегистрировав по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, то не указании полного адреса места жительства избирателя, а именно населенного пункта, является существенным нарушением законодательных норм.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о законности действий территориальной избирательной комиссии по признанию 180 подписей избирателей недействительными. Поскольку количество достоверных подписей недостаточно для регистрации заявителя в качестве кандидата на должность главы Кизеловского городского поселения, то Территориальная избирательная комиссия, действуя в рамках своих полномочий правомерно приняла решение об отказе Галимову в регистрации.

Суд находит довод заявителя об отсутствии логики в действиях ТИК в части признания действительными подписей избирателей, у которых в графе «Адрес места жительства» отсутствует наименование субъекта РФ, но присутствует наименования населенного пункта «Город Кизел» несостоятельными. Поскольку город Кизел в Российской Федерации существует только в Пермском крае, другого населенного пункта с аналогичным названием на территории Российской Федерации не имеется, выборы проводятся на должность главы Кизеловского городского поселения Пермского края, поэтому отсутствие наименования субъекта РФ, где проживает гражданин (при условии указания на населенный пункт), в подписных листах не свидетельствует о нарушении порядка сбора подписей избирателей. Наличие названия города Кизела позволяет сделать однозначный вывод о нахождении города Кизела только на территории Пермского края, что в свою очередь позволило территориальной избирательной комиссии признать данные подписи действительными, что не противоречит положениям законодательных актов.

Суд также считает несостоятельным довод Галимова о том, что территориальная избирательная комиссии вправе была провести проверку места жительства избирателей, подписавших подписные листы в поддержку кандидата с помощью компьютерной базы данных, поскольку данные обстоятельства не имеют правового значения при проверки законности оспариваемого решения ТИК.

Таким образом, суд считает, что Территориальной избирательной комиссией решение № 05/07 от 5 февраля 2010 года принято обоснованно и законно, поэтому оснований для его отмены судом не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 261 ГПК Р Ф, суд

РЕШИЛ:

Галимову Данилю Габдулхаковичу в удовлетворении заявления о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии Кизеловского муниципального района № 05/07 от 5 февраля 2010 года ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 5 дней со дня вынесения.

СУДЬЯ: