о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья



Дело № 2-385/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата обезличена года г. Кизел

Кизеловский городской суд Пермского края

в составе:

председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,

при секретаре Григорьевой О.Н.,

с участием истицы Касимовой Н.Г.,

представителя Администрации Кизеловского муниципального района Смирновой А.Н., действующей на основании доверенности № 44-Д от 11.06.2010 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Касимовой Нурии Габдулхаевны, Касимовой Линары Равилевны и Касимовой Люзии Равилевны к Администрации Кизеловского муниципального района о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,

У С Т А Н О В И Л :

Истцы обратились в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о предоставлении социальной выплаты для приобретения трех благоустроенных жилых помещений за пределами города Кизела площадью по 33 квадратных метров каждая.

В судебном заседании истица Касимова Н.Г. настаивает на своих требованиях, пояснила, что ее муж ФИО1 работал на шахте имени Ленина с 1970 года по 1987 года. В 1977 году муж при выполнении работы получил травму правой щеки, находился на больничном листе. Впоследствии у него был установлен рак кожи в области лба. Считает, что причиной указанного заболевания явилась травма, полученная мужем на шахте, но медицинского заключения подтверждающего причинную связь с травмой не имеется. В 1987 году муж был уволен с шахты в связи с установлением второй группы инвалидности, в 1994 году муж умер. В период ликвидации шахты имени Ленина, она обращалась к директору шахты с вопросом предоставления ее семье жилищного сертификата, но в этом ей было отказано, разъяснено, что она не имеет права на сертификат, так как муж умер до ликвидации шахты. Она считает, что она как вдова умершего, имела право на получение сертификата, так как у нее остались на иждивении несовершеннолетние дети. Кроме этого, считает, что она имеет самостоятельное право на переселение, поскольку также работала на предприятии угольной промышленности, продавцом магазина ОРСа

« Кизелуголь» с 1982 года по 1997 года. 28.02.1997 года уволена по сокращению кадров, состояла в Центре занятости населения около года. По ее мнению ОРС « Кизелуголь» входил в состав производственного объединения « Кизелуголь». После увольнения она с заявлением о предоставлении ей жилищного сертификата не обращалась. Считает, что она была уволена по сокращению кадров незаконно, так как фактически должна была быть уволена по ликвидации предприятия. В мае 2010 года ей стало известно, что она имела самостоятельное право на получение социальной выплаты. Поскольку в настоящее время ее дети стали взрослыми, и они живут раздельно, то считает справедливым и законным предоставление им трех однокомнатных благоустроенных квартир площадью по 33 кв. метра каждая.

Истцы Касимова Линара Равилевна и Касимова Люзия Равилевна в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем имеются расписки, просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся Касимовой Л.Р. и Касимовой Л.Р.

Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Смирнова А.Н. иск не признала, пояснила, что постановлением Правительства РФ № 1068 от 06.09.1996 года были утверждены Правила проведения эксперимента по предоставлению жилищных сертификатов. Согласно пункта 3 Правил право на получение жилищного сертификата имели высвобожденные работники, постоянно проживающие в городе Кизеле, уволенные с предприятий угольной промышленности в период с 1995 года по 2000 год, имеющие стаж работы более пяти лет и зарегистрированные в Центре занятости населения в качестве безработных. Указанное постановление действовало с 1998 года по 2000 год. В настоящее время социальная выплата для приобретения жилого помещения переселяемым из ветхого жилья предоставляется на основании постановления Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года на основании составленных на момент ликвидации предприятий угольной промышленности Списков. Такое направление мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, как содействие в переселении высвобожденных работников, с 2006 года исключено из перечня мероприятий и не финансируется. В переданных Списках высвобожденных работников по шахте имени Ленина истица, либо ее супруг не значатся и не могли быть в них состоять, так как муж истицы умер до ликвидации шахты имени Ленина, а истица работала в организации, которая не относилась к предприятию угольной промышленности и была уволена по сокращению штата. Кроме того, считает, что истицей пропущен срок для обращения в суд за защитой ее нарушенного права, так как о нарушении своего права ей было известно в период ликвидации шахты.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования истцов удовлетворению не подлежат.

27 июня 1996 года вступил в действие Федеральный закон № 81-ФЗ « О государственном регулировании в области добычи и использовании угля, об особенностях социальной защиты работников организации угольной промышленности».

В преамбуле вышеназванного Закона указывается на необходимость принятия особых мер по социальной защите высвобожденных работников при ликвидации организаций по добыче угля.

В соответствии с положениями статьи 5 приведенного выше Закона финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче ( переработке) угля ( горючих сланцев).

При решении вопроса о ликвидации организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998 году, Правительство РФ специальными актами предусмотрело меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности указанных городов, в том числе, путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы названных городов. С этой целью Постановлением Правительства РФ № 1068 от 06.09.1998 года утверждены Правила проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой ( Пермская область ) в 1998 г. Указанное постановление Правительства РФ установило порядок выпуска и погашения жилищных сертификатов « Шахтер», а также выдачи их высвобожденным работникам ликвидируемых угледобывающих предприятий городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области.

Приказом Министерства энергетики № 214 от 11.07.2002 года утверждено Положение о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли гг. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой ( Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития, которым выдача жилищных сертификатов заменена безвозмездной жилищной субсидией.

Пункт 13 указанного Приказа предусматривал, что в случае смерти получателя безвозмездной жилищной субсидии члены семьи могут обратиться в органы местного самоуправления городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой с заявлением о переоформлении безвозмездной жилищной субсидии на одного из членов его семьи.

При этом срок действия переоформленного на одного из членов семьи договора о предоставлении безвозмездной жилищной субсидии исчисляется с даты его переоформления ( п. 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года № 1068).

В названных правовых актах перечислены условия предоставления данного вида социальной защиты лицам, высвобожденным с ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998-2000 г.г. : постоянное проживание в указанных городах, увольнение с предприятий угольной промышленности, расположенных в этих городах, наличие стажа работы в угольной отрасли не менее пяти лет, регистрация в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных. Аналогичные требования, предъявляемые к гражданам, подлежащим включению в Списки высвобожденных работников, содержатся в п. 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года.

Постановлением Правительства РФ № 840 от 24 декабря 2004 года утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, указанные мероприятия включают в себя содействие в приобретении

( строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 1 января 2005 года при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности, а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче ( переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна.

В соответствии с Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года за № 428 субвенции на реализацию программ местного развития предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на условии предоставления органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Федеральному агентству по энергетике сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности. Содействие выезжающим гражданам в приобретении ( строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субвенций. Субвенции предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. Размер субсидии рассчитывается органами местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике. Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении субсидии для приобретения ( строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике ( пункты 3, 8-9, 12 Правил).

Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 года № 688 « О внесении изменений в правила предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 г. № 428» в Правила предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденные постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 г. внесены изменения в подпункт « в» пункта 5, которыми слова « а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче

( переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна » исключены.

Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 года № 687 « О внесении изменений в перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, утвержденный постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 г. № 840» в п.п. « е » п.8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года № 840 исключены слова « а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче ( переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна».

Приказом Министерства промышленности и энергетики от 27 февраля 2006 года № 40, изданным во исполнение Постановления Правительства РФ от 13.07.2006 года № 428, распределены субвенции, направляемые на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. Из указанного приказа следует, что субвенции на выполнение программы содействия переселению высвобожденных работников по Кизеловскому угольному бассейну на 2006 год не выделены, не выделялись указанные субвенции и в 2007 году,2008 году, не выделяются и в настоящее время.

Как следует из материалов дела, муж истицы - ФИО1 работал на шахте имени Ленина ОАО « Кизелуголь» с 22 июня 1970 года по 05 августа 1987 года, приказом № 151-к от 10 августа 1987 года уволен по пункту 2 статьи 33 КЗоТ РСФСР в связи с выходом на вторую группу инвалидности, что подтверждается представленной копией трудовой книжки (л.д. 14-16). Согласно свидетельства о смерти (л.д. 13) ФИО1 умер 11 февраля 1994 года от общего заболевания.

Согласно приказа ОАО « Кизелуголь» № 170 от 13 августа 1997 года с 01 июля 1997 с года добыча угля на шахте имени Ленина прекращена, шахта находится в состоянии ликвидации.

Как следует из представленной трудовой книжки Касимовой Н.Г. (л.д. 19-28) истица с 01.09.1982 года по 01.07.1994 года работала в магазине № 24 упаковщиком, старшим кассиром ОРСа « Кизелуголь» УРСа « Кизеуголь», постановлением № 213 от 01.06.1994 года ОРС « Кизелуголь» преобразован в Торговое акционерное общество открытого типа « Кизелуголь», в котором истица отработала до 28.02.1997 года и уволена по сокращению кадров.

Судом также установлено, что истцы имеют в собственности благоустроенное жилое посещение по адресу: ... города Кизела, истица в настоящее время трудоустроена, является пенсионером по старости. На момент ликвидации шахты имени Ленина муж истицы ФИО1 в Список высвобожденных работников по шахте имени Ленина не включался, сама истица с заявлением о включении ее в Список высвобожденных работников в Администрацию района не обращалась.

Проанализировав собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истцам следует отказать в реализации права на получение безвозмездной жилищной субсидии по следующим основаниям:

Согласно статьи 7 Конституции РФ Российская Федерация- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Таким образом, Конституция РФ, закрепляя право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни и инвалидности, не решает вопрос о праве гражданина на конкретные его формы и способы. Федеральный законодатель, исходя из конституционно значимых целей в сфере социальной политики государства, а также с учетом финансово-экономических и иных возможностей государства на данном этапе развития вправе определять их объем и условия предоставления.

Основы государственной политики в области добычи ( переработки) и использования угля, отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности » от 20.06.1996 года № 81-ФЗ.

Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера. Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ.

Финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами.

Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, в том числе путем содействия их переселению из неперспективных городов и поселков. Правительством РФ был принят Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, в который был включено направление: содействие в приобретении ( строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций угольной отрасли, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна ( п.8 «е» Перечня ).

15 ноября 2006 года Правительством Российской Федерации приняты Постановления № 687 и № 688, которыми внесены изменения в Правила предоставления субвенций … № 428 от 13.07.2005 года и Перечень мероприятий … № 840 от 24.12.2004 года. Указанными постановлениями из числа мероприятий исключено направление -содействие в приобретении ( строительстве) жилья работникам, высвобожденным по

ликвидации предприятий угольной отрасли, финансирование указанного направления прекращено, бюджетные ассигнования на эти цели в федеральном бюджете на 2006-2010 годы не предусмотрены.

С учетом изложенного, суд считает, что изменяя перечень мероприятий по реструктуризации, Правительство Российской Федерации действовало в пределах своей компетенции, что соответствует Федеральному закону « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», во исполнение положений которого, постановления и были приняты. При этом, как уже отмечалось выше, федеральное законодательство относит определение перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования к компетенции Правительства Российской Федерации. С учетом финансово-экономических и иных возможностей государства на данном этапе развития Правительство вправе определять объем и условия предоставления социальной защиты.

Судом было установлено, что программа содействия переселению высвобожденных работников прекращена, финансирование указанной программы с 2006 года не производится, расходы на реализацию указанного направления в бюджетах 2006-2009 годов не предусмотрены, денежные средства на эти цели не выделяются.

Отсюда следует, что правовые основания для удовлетворения требований истцов о предоставлении им социальной выплаты отсутствуют.

Кроме того, как следует из положений вышеназванных нормативно-правовых актов право на получение безвозмездной жилищной субсидии имеют высвобожденные в 1995-2000 годах работники, постоянно проживающие в городах Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой, уволенные в 1995-2000 года из организаций угольной промышленности, расположенных в этих городах, имеющих стаж работы в угольной отрасли не менее 5 лет, зарегистрированные в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных.

Согласно Правил предоставления субвенций субсидии предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления и согласованных с Федеральным агентством по энергетике.

Судом считает, что умерший ФИО1 право на получение социальной выплаты не приобрел, так как не относится к категории высвобожденных работников.

Судом установлено, что ФИО1 уволен с шахты имени Ленина в связи с выходом на вторую группу инвалидности 05.08.1987 года, умер в 1994 году, то есть до начала мероприятий по ликвидации шахты имени Ленина, имевших место в 1997 году.

Исходя из оснований увольнения с предприятия угольной промышленности, времени увольнения, ФИО1 не мог относиться к категории высвобожденных работников по ликвидации предприятий угольной промышленности, и оснований для его включения в Списки высвобожденных работников на момент ликвидации шахты не имелось.

Доводы истицы Касимовой Н.Г. в части того, что причиной заболевания и смерти мужа явилась травма, полученная им во время работы на шахте в 1977 году, что является основанием признания за мужем права на переселение, не могут быть приняты судом, поскольку истицей не представлено тому никаких доказательств, не представлено медицинского заключения, свидетельствующего об причинно-следственной связи между травмой и заболеванием. Кроме того, указанные истицей факты не являются основанием для в включения семьи умершего в Список на переселение по вышеуказанным основаниям: основание и период увольнения, нахождение в Центре занятости населения на учете в качестве безработного.

По мнению, суда ссылка истицы на положения пункта 13 Приказа Министерства энергетики РФ № 214 от 11.07. 2002 года не состоятельна, поскольку указанный приказ предусматривал, что в случае смерти получателя безвозмездной жилищной субсидии члены семьи могли обратиться в органы местного самоуправления городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой с заявлением о переоформлении безвозмездной жилищной субсидии на одного из членов его семьи. При этом срок действия переоформленного на одного из членов семьи договора о предоставлении безвозмездной жилищной субсидии исчислялся с даты его переоформления.

Указанное положение было предусмотрено и в пункте 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года № 1068.

Отсюда следует, что члены семьи могли обратиться в органы местного самоуправления указанных в приказе городов за переоформлением жилищной субсидии в случае смерти получателя безвозмездной жилищной субсидии, в том случае если право умершего на получение субсидии было установлено и закреплено, он был включен в Список высвобожденных работников, отвечал тем критериям, которые были предусмотрены как Постановлением Правительства РФ № 1068 от 06.09.1998 года, так и Приказом Министерства энергетики РФ № 214 от 11.07.2002 года.

Как ранее отмечалось муж истицы- ФИО1 получателем безвозмездной жилищной субсидии не являлся, его право не было установлено, так как он был уволен до мероприятий по ликвидации шахты имени Ленина.

Таким образом, суд считает, что истцы Касимова Н.Р., Касимова Л.Р. и Касимова Л.Р. права на получение социальной выплаты как члены семьи умершего ФИО1 не имеют и их требования в этой части не могут быть судом удовлетворены.

Суд также считает, что истица Касимова Н.Г. не имеет самостоятельного права на получение социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения, поскольку она не работала на предприятиях угольной промышленности, уволена по основанию -сокращение кадров, а не ликвидация угледобывающего предприятия, не отвечает тем критериям, которые предусмотрены в выше названных нормативно-правовых актов.

Как видно из представленных документов и установлено в судебном заседании истица работала в ОРСе « Кизелуголь» УРСа « Кизелуголь» продавцом магазина № 24, который впоследствии в 1994 году был преобразован в Торговое акционерное общество открытого типа « Кизелуголь». Указанное Торговое общество в состав акционерного общества по добыче угля « Кизелуголь» не входило, а потому у истицы не имелось правовых оснований для предоставления социальной выплаты.

Кроме того, исходя из системного толкования нормативно-правовых актов, предусматривающих предоставление социальных выплат высвобожденным работникам, следует, что истцы Касимова Люзия Равилевна и Касимова Линара Равилевна самостоятельного права на переселение не приобретают, поскольку социальные выплаты предоставляются высвобожденному работнику с предприятий угольной промышленности и членам его семьи.

Следует также отметить, что основной целью предоставления жилищной субсидии (социальной выплаты ) высвобожденным работникам являлось содействие в трудоустройстве трудоспособного населения неперспективных городов и поселков Кизеловского угольного бассейна, а не обеспечение высвобожденных работников жилым помещением за пределами города Кизела.

Истцы трудоустроены, имеют благоустроенное жилое помещение в собственности, к категории высвобожденных работников не относятся, а потому право на переселение за счет средств федерального бюджета за пределы города Кизела не приобрели.

Заслуживают внимание суда доводы представителя Администрации района в части пропуска истицей срока обращения в суд за защитой своего нарушенного права.

Согласно ст. 196, 200, 205 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. В исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца, нарушенное права гражданина подлежит защите.

Из пояснений истицы следует, что после смерти мужа по вопросу переселения и получения социальной выплаты она обратилась на шахту имени Ленина, в предоставлении жилищной субсидии как вдове умершего бывшего шахтера ей было отказано. Она считала, что ее право на переселение нарушено, но за защитой своего нарушенного права не обращалась.

При таких обстоятельствах, суд считает, что истицей пропущен срок для обращения в суд за защитой своего нарушенного права, как вдовы умершего шахтера. Доказательств уважительности причин пропуска срока истицей суду не предоставлено.

Таким образом, суд считает, что требования истцов о признании за ними права на выделение социальной выплаты не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

В иске Касимовой Нурии Гадбулхаевне, Касимовой Линаре Равилевне и Касимовой Люзие Равилевне к Администрации Кизеловского муниципального района о предоставлении социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения судебного решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Судья: