О взыскании с Казны РФ безвозмездной жилищной субсидии



Дело № 2-425/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Кизел Дата обезличена года

Кизеловский городской суд Пермского края в составе:

судьи Вяткина Д.М.,

при секретаре Игнатьевой Е.С.,

с участием истца Петрова Л.А.,

третьего лица Петровой Л.В.,

представителя ответчика - Администрации Кизеловского муниципального района Смирновой А.Н., действующей на основании доверенности,

представителя ответчиков - Министерства финансов РФ, Управления федерального казначейства по Пермскому краю Подсобляева С.В., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Петрова Леонида Алексеевича к Министерству финансов РФ, Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю, Администрации Кизеловского муниципального района о взыскании с Казны РФ в лице Министерства финансов РФ в его пользу безвозмездной жилищной субсидии в размере 1192800 рублей и возложении обязанности на Администрацию Кизеловского муниципального района при перечислении денежных средств Министерством финансов РФ оформить субсидию на семью, состоящую из двух человек,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчикам с требованиями: о взыскании с Казны РФ в лице Министерства финансов РФ в его пользу безвозмездной жилищной субсидии в размере 1192800 рублей и возложении обязанности на Администрацию Кизеловского муниципального района при перечислении денежных средств Министерством финансов РФ оформить субсидию на семью, состоящую из двух человек.

В судебном заседании Петров Л.А. настаивая на своих требованиях, пояснил, что он работал на шахте Широковская ОАО «Кизелуголь» с 12 января 1976 года по 31 мая 1996 года. 08 января 1999 г. был уволен в связи с ликвидацией шахты. После увольнения состоял на учете в ЦЗН в качестве безработного с 10 июня 1996 года по октябрь 1996 года. Затем снялся с учета в ЦЗН и устроился на работу. При увольнении писал заявление и представлял весь необходимый пакет документов на получение жилищного сертификата, однако ему пояснили, что поскольку он устроился на работу, то не имеет права на получение жилищной субсидии. При обращении в Администрацию Кизеловского муниципального района в 2010 году с данным вопросом, ему пояснили, что он утратил право на получение субсидии в связи с отсутствием финансирования, т.к. программа по переселению уволенных работников угольной отрасли прекращена, в списках на получение жилищной субсидии его семья не состоит. Просит признать за ним право на получение жилищной субсидии и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья.

Третье лицо Петрова Л.В., заявленные требования поддержала в полном объеме по приведенным истцом доводам.

Представитель Министерства финансов РФ и Управления Федерального казначейства по Пермскому краю Подсобляев СВ., исковые требования не признал, пояснил, что согласно Постановлению Правительства №1068 от 06 сентября 1998 года «О проведении эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой» были выделены средства в 1999-2000 годах на проведение эксперимента. После завершения эксперимента в 2001 году был рассмотрен вопрос по поручению Правительства РФ о дополнительном переселении высвобожденных работников. В соответствии с поручением Межведомственной комиссии по социально-экономическим проблемам угледобывающих регионов Минэнерго России разработало и согласовало с Минфином России технико-экономическое обоснование по дополнительному переселению семей высвобожденных работников. В 2005 году программа дополнительного переселения была завершена и финансирование расходов по переселению на 2006 год и последующие годы не предусматривалось. В связи с выполнением принятых обязательств по переселению семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности Кизеловского бассейна постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 года №687 внесены изменения в Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденной постановление Правительства РФ от 24 декабря 2004 года №840, в соответствии с которым дальнейшее выделение субвенций на финансирование расходов по переселению высвобожденных работников Кизеловского бассейна исключается. Кроме того, полагает, что возникновение права на получение субсидии для приобретения жилья по ранее действующему законодательству, высвобожденные работники угольной промышленности должны были отвечать совокупности условий, а именно, стаж работы на предприятии угольной промышленности должен был быть не менее пяти лет, работник должен был быть уволенным в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности, постоянно проживать на территории города Кизела и быть зарегистрированным в Центре занятости населения в качестве безработного. Поскольку истец с 1997 года не является безработным, имеет постоянное место работы, с 2005 года имеет статус пенсионера, поэтому он утратил право на получение средств для переселения. Не получила такого права и жена истца, Петрова Л.В., поскольку после увольнения при ликвидации шахты, также была трудоустроена и не состояла на учете в центре занятости. Также представитель Министерства Финансов РФ считает, что истцом пропущен срок исковой давности, поскольку истцу в праве на получение безвозмездной жилищной субсидии, по пояснениям самого истца было отказано в 1997 году, поскольку он не являлся безработным, когда он обращался в администрацию Кизеловского муниципального района. Но просит отказать в иске на общих основаниях. Кроме того, представитель Министерства Финансов РФ указал, что эксперимент по предоставлению государственных жилищных сертификатов был организован в целях обеспечения социальной защиты высвобожденных работников ликвидируемых предприятий угольной промышленности и содействия их трудоустройства за счет переселения за пределы этих городов. Считает, что содействие истцу в трудоустройстве за счет переселения за пределы города Кизела не требуется, поскольку он трудоустроен. В связи с выше изложенным, просит отказать в удовлетворении заявленных требований. Также полагает, что Управление Федерального казначейства по Пермскому краю является ненадлежащим ответчиком, поскольку ни Федеральное казначейство, ни его территориальные органы не представляют Казну РФ по искам к ней, такие функции выполняет Министерство финансов РФ. Поэтому считает, что требования Петрова Л.А. удовлетворению не подлежат в полном объеме.

Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Смирнова А.Н. в судебном заседании пояснила, что с исковыми требованиями Петрова Л.А. не согласны. Указала, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 года № 687 «О внесении изменения в перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансировании утвержденного Постановлением Правительства от 24.12.2004 г № 840» предоставление жилья по новому месту жительства работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна исключено. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 г. № 688 «О внесении изменений в Правила предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 г. № 428» выделение субвенций на финансирование расходов по переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности Кизеловского угольного бассейна исключается. В список высвобожденных работников шахты Широковская, претендующих на получение субсидии для приобретения жилья по новому месту жительства и переданных по акту приема-передачи администрации города Кизела семья Петрова не значится. Считает также, что истцом пропущен срок исковой давности три года, но просит отказать в иске на общих основаниях.

Выслушав пояснения сторон, свидетелей, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования истца удовлетворению не подлежат.

27 июня 1996 года вступил в действие Федеральный закон № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использовании угля, об особенностях социальной защиты работников организации угольной промышленности». В преамбуле вышеназванного Закона указывается на необходимость принятия особых мер по социальной защите высвобожденных работников при ликвидации организаций по добыче угля.

В соответствии с положениями статьи 5 приведенного выше Закона финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев). Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.

При решении вопроса о ликвидации организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998 году, Правительство РФ специальными актами предусмотрело меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности указанных городов, в том числе, путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы названных городов. С этой целью Постановлением Правительства РФ № 1068 от 06.09.1998 года утверждены Правила проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) в 1998 г. Указанное постановление Правительства РФ установило порядок выпуска и погашения жилищных сертификатов «Шахтер», а также выдачи их высвобожденным работникам ликвидируемых угледобывающих предприятий городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области.

Приказом Министерства энергетики № 214 от 11.07.2002 года утверждено Положение о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли гг. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития, которым выдача жилищных сертификатов заменена безвозмездной жилищной субсидией.

В названных правовых актах перечислены условия предоставления данного вида социальной защиты лицам, высвобожденным с ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998-2000 г.г.: постоянное проживание в указанных городах, увольнение с предприятий угольной промышленности, расположенных в этих городах, наличие стажа работы в угольной отрасли не менее пяти лет, регистрация в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных. Аналогичные требования, предъявляемые к гражданам, подлежащим включению в Списки высвобожденных работников, содержатся в п. 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года.

Постановлением Правительства РФ № 840 от 24 декабря 2004 года утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, указанные мероприятия включают в себя содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 1 января 2005 года при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности, а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна.

В соответствии с Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года за № 428 субвенции на реализацию программ местного развития предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на условии предоставления органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Федеральному агентству по энергетике сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности. Содействие выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субвенций. Субвенции предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. Размер субсидии рассчитывается органами местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике. Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении субсидии для приобретения ( строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике (пункты 3, 8-9, 12 Правил).

Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 года №688 «О внесении изменений в правила предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 г. № 428» в Правила предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденные постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 г. внесены изменения в подпункт «в» пункта 5, которыми слова «а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна» исключены.

Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 года № 687 «О внесении изменений в перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, утвержденный постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 г. № 840» в п.п. «е» п.8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года № 840 исключены слова «а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна».

Приказом Министерства промышленности и энергетики от 27 февраля 2006 года № 40, изданным во исполнение Постановления Правительства РФ от 13.07.2006 года № 428, распределены субвенции, направляемые на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. Из указанного приказа следует, что субвенции на выполнение программы содействия переселению высвобожденных работников по Кизеловскому угольному бассейну на 2006 год не выделены, не выделялись указанные субвенции и в 2007 году, не выделяются и в настоящее время.

Как следует из материалов дела, истец работал на шахте «Широковская» ОАО " Кизел-уголь" с 12.01.1976 года, 31.05.1996 года был уволен в связи с ликвидацией предприятия, что подтверждается представленной копией трудовой книжки л.д. 12-22). С 10.06.1996 года по сентябрь 1996 года истец состоял на учете в Центре занятости населения г. Кизела в качестве безработного л.д. 31). С 01.10.1996 года по 31.03.1998 года вновь был принят на то же предприятие, с 20.04.1998 года трудоустроен на работу водителем в ЗАО «Кизел-кровля» л.д. 12-22).

Основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля, отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» от 20.06.1996 года № 81-ФЗ. Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости, высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера. Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ.

Финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами.

Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, в том числе путем содействия их переселению из неперспективных городов и поселков. Правительством РФ был принят Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, в который был включено направление: содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций угольной отрасли, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна (п.8 «е» Перечня).

15 ноября 2006 года Правительством Российской Федерации приняты Постановления № 687 и № 688, которыми внесены изменения в Правила предоставления субвенций. .. № 428 от 13.07.2005 года и Перечень мероприятий. .. № 840 от 24.12.2004 года. Указанными постановлениями из числа мероприятий исключено направление -содействие в приобретении (строительстве) жилья работникам, высвобожденным по ликвидации предприятий угольной отрасли, финансирование указанного направления прекращено, бюджетные ассигнования на эти цели в федеральном бюджете на 2006-2010 годы не предусмотрены.

С учетом изложенного суд считает, что изменяя перечень мероприятий по реструктуризации Правительство Российской Федерации действовало в пределах своей компетенции, что соответствует Федеральному закону «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», во исполнение положений которого, постановления и были приняты. При этом федеральное законодательство относит определение перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования к компетенции Правительства РФ. С учетом финансово-экономических и иных возможностей государства на данном этапе развития Правительство вправе определять объем и условия предоставления социальной защиты.

Поскольку программа содействия переселению высвобожденных работников прекращена, финансирование указанной программы с 2006 года не производится, расходы на реализацию указанного направления Федеральными законами о бюджете на 2006-2010 годы не предусмотрены, поэтому суд считает, что правовые основания для удовлетворения требований истца отсутствуют.

Кроме того, заслуживают внимания доводы представителя ответчиков Подсобляева С.В. в части отсутствия у истца статуса безработного. В соответствии с вышеуказанными нормативно-правовыми актами, право на предоставление жилищной субсидии высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной отрасли возникало лишь при совокупности четырех условий, прямо перечисленных в Правилах…. Так, в соответствии с Правилами…, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года № 1068 и Правилами…, утвержденными постановлением Правительства РФ 13.07.2005 года № 428, право на получение жилищного сертификата имели лица, уволенные в 1995-2000 годах из организаций угольной промышленности при стаже работы не менее 5 лет, зарегистрированные в органах службы занятости в качестве безработных, постоянно проживающих в указанных городах и состоящих в списках граждан, подлежащих переселению. Отсутствие хотя бы одного из данных условий, свидетельствует об отсутствии правовых оснований для признания за лицом права на предоставление жилищной субсидии. Регистрация в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных являлось одним из обязательных условий предоставления субсидии.

Судом установлено, что Петров Л.А. с 1998 года не состоит на учете в Центре занятости населения в качестве безработного, имеет постоянное место работы по настоящее время, следовательно он утратил и право на социальную поддержку государства в виде содействия в приобретении жилья. Целью эксперимента выдачи государственных жилищных сертификатов являлось содействие трудоустройству высвобожденных работников ликвидируемых предприятий угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск, Чусовой для обеспечения социальной защиты высвобожденных работников за счет переселения за пределы этих городов.

Заслуживает внимание суда и доводы представителей ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности. В соответствии со ст.ст. 196,200,205 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. В исключительных случаях, когда суд признает уважительную причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца, нарушенное право гражданина подлежит защите.

Судом установлено, что истцу стало известно об отказе ему в выделении средств для приобретения жилья в 1998 году. Данный факт подтверждается как пояснениями самого истца, так и его последующими действиями, а именно трудоустройством с 20.04.1998 года на постоянное место работы. Истец обратился в суд 15.06.2010 года, то есть спустя более трех лет с даты, когда ему стало известно о нарушении права Доказательств уважительности причин пропуска срока исковой давности истцом не представлено, поэтому суд считает, что оснований для восстановления пропущенного срока исковой давности нет.

На основании изложенного, суд считает, что Петрову Л.А. следует отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Петрова Леонида Алексеевича к Министерству финансов РФ, Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю, Администрации Кизеловского муниципального района о взыскании с Казны РФ в лице Министерства финансов РФ в его пользу безвозмездной жилищной субсидии в размере 1192800 рублей и возложении обязанности на Администрацию Кизеловского муниципального района при перечислении денежных средств Министерством финансов РФ оформить субсидию на семью, состоящую из двух человек, оказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 16 июля 2010 года.

СУДЬЯ: подпись.

Верно. Судья: Д.М. Вяткин

Секретарь: Е.С. Игнатьева